1. Можно заметить, что в большинстве вышеприведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) Ибрахим не упоминается отдельно от своего семейства: «...как благословил Ты семейство Ибрахима». Причина этого заключается в том, что согласно нормам арабского языка семейство (семья, род) какого-либо человека включает в себя его самого, а также находящихся на его попечении, как, например, свидетельствуют следующие слова Всевышнего:
«Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами» (Сура «Семейство ‘Имрана», аят 33);
«Поистине, Мы осыпали их камнями, и только семью Лута (Лота) Мы спасли на заре» (Сура «Месяц», аят 34); схожим по смыслу является и следующее его (да благословит его Аллах и приветствует) высказывание: «О Аллах, благослови семью Абу Ауфы!». Выражение “Ахль аль-Байт” (досл. “Люди Дома”) также относится к этой категории, например:
«Милосердие Аллаха и Его благословения да пребудут над вами, людьми дома сего» (Сура «Худ», аят 73). Таким образом, «семейство Ибрахима» включает в себя и самого Ибрахима.
Шейх-уль-Ислам Ибн Таймиййа сказал:
«В большинстве версий (хадисов) передаётся ‘...как благословил Ты семейство Ибрахима’ и ‘...как ниспослал ты благословения семейству Ибрахима’, а в некоторых из них упоминается только сам ‘Ибрахим’. Так дело обстоит потому, что он является причиной ниспосылания на них всех молитв и благословений — остальные члены его семейства получают всё это (лишь) во вторую очередь. Для того, чтобы указать на два этих обстоятельства, и были использованы обе формулировки отдельно друг от друга».
Далее учёные (доcл. «люди знания») задаются широко известным вопросом о сущности сравнения, содержащегося в его словах «...как благословил Ты...», ибо истинным является тот факт, что образец для сравнения обычно превосходит того, кого сравнивают. В данном случае имеет место обратное, поскольку Мухаммад превосходит Ибрахима, и его более высокий статус тем самым диктует то, что благословения, о которых молят Аллаха, весомее любых ниспосланных благословений или тех, которые ещё только будут ниспосланы кому-либо иному [помимо Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует)]. Учёные давали разные ответы на этот вопрос, каждый из которых приводится в «Фатх аль-Бари» и «Джаля’ аль-Ифхам». Все они сводятся к десяти взглядам, которые не подкреплены достаточными свидетельствами — некоторые из них слабее, чем другие, - кроме одного-единственного, хорошо аргументированного, принятого шейхом-уль-ислам Ибн Таймиййей и (его учеником) Ибн аль-Каййимом. Этот взгляд состоит в следующем: «Семейство Ибрахима включает в себя многих пророков, а в семействе Мухаммада нет никого (кроме самого Пророка (да благословит его Аллах и приветствует)), кто был бы подобен им (по статусу). Поэтому при обращении к Аллаху с молитвами ниспослать Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) и его семейству те же благословения, которые были дарованы Ибрахиму и его семейству, включающему в себя и пророков, члены семьи Мухаммада получают из них (т.е. благословений) то, что им полагается. А поскольку для членов семьи Мухаммада недостижим статус пророков, дополнительные благословения и блага, дарованные пророкам, достаются (самому) Мухаммаду (да благословит его Аллах и приветствует). Тем самым он обретает выдающееся положение, которого все остальные не в состоянии достичь».
Ибн аль-Каййим сказал:
«Это самый превосходный из всех предыдущих взглядов: что Мухаммад — один из членов семейства Ибрахима, по сути, он — наилучший из числа семейства Ибрахима, как передал ‘Али ибн Тальха от Ибн ‘Аббаса (да будет доволен им Аллах) относительно высказывания Всевышнего: “Поистине, Аллах избрал Адама и Нуха (Ноя) и род Ибрахима (Авраама) и род ‘Имрана пред мирами” (сура «Семейство ‘Имрана», аят 33); Ибн ‘Аббас сказал: «Мухаммад — из числа семейства Ибрахима». Основанием для этого служит тот факт, что если другие пророки, являющиеся потомками Ибрахима, включены в его семейство, так уж к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) это относится в первую очередь. Таким образом, наши слова «...как благословил Ты семейство Ибрахима» включают в себя как благословения, ниспосылаемые ему, так и остальным пророкам, являющимся потомками Ибрахима. Затем Аллах велел нам просить о ниспослании благословений конкретно Мухаммаду и его семейству, так же как мы просим благословить его вместе с остальными членами семейства Ибрахима в целом. Поэтому все члены семейства Пророка получают свою долю от того, что им полагается, а всё остальное достаётся ему (да благословит его Аллах и приветствует). Несомненно, что все благословения в совокупности, которые получает семейство Ибрахима, включая самого Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), являющегося одним из их числа, превышают то, что получает Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) в отдельности. Поэтому обращение за него к Аллаху с молитвами заключает в себе столь огромное благо, что оно определённо превосходит те молитвы, с которыми (верующие) обращаются к Аллаху за Ибрахима. Таким образом, становится ясна сущность подобного сравнения и его логичность. Молитвы, с которыми обращаются за него, используя именно данные слова, превосходят любые иные (молитвы), поскольку (верующие) просят, чтобы эта мольба содержала в себе столько же, сколько содержит в себе сам образец для сравнения, и чтобы Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) получил значительную долю (из этого): подобное сравнение диктует то, что испрашиваемое (верующими) в мольбах превышает дарованное (Аллахом) Ибрахиму и остальным. Таким образом, превосходство и знатность Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) по сравнению с Ибрахимом и его семейством, включающим в себя многих пророков, очевидны, соответствуя тому, чего он заслуживает. Эта молитва о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) как раз и свидетельствует о его превосходстве, и она не больше того, чего он (действительно) заслуживает. Так пусть Аллах благословит его и его семейство, приветствует их многочисленными пожеланиями мира и дарует ему больше награды благодаря нашим мольбам, чем кому-либо из других Своих пророков. О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты семейство Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы, Славный! И ниспошли благословения Мухаммаду и семейству Мухаммада, как ниспослал Ты благословения семейству Ибрахима, поистине, Ты — Достойный Хвалы, Славный!» (Конец цитаты Ибн аль-Каййима).
2. Читатель заметит, что эта часть молитвы во всех своих формулировках содержит слова о ниспослании благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), его женам, потомству и ему самому. Поэтому произнесение в этой молитве лишь единственной фразы «О Аллах, благослови Мухаммада!» не является Сунной и не соответствует повелению Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Наоборот, необходимо произносить абсолютно все слова, содержащиеся в одной из этих молитв, поскольку так поступал он сам (да благословит его Аллах и приветствует), будь то в первом или последнем ташаххуде. Об этом пишет Имам аш-Шафи‘и в своей книге «аль-Умм»: «Ташаххуд в первом и во втором случаях является одинаковым; под «ташаххудом» я подразумеваю слова свидетельства (шахада) и молитвы о ниспослании благословений Пророку (да благословит его Аллах и приветствует); ни одно не будет достаточным без другого».
На самом деле одно из наиболее удивительных явлений, которое породил наш век с его интеллектуальной анархией, состоит в том, что один человек по имени Мухаммад Ис‘аф Нашашиби в своей книге «аль-Ислам ас-Сахих» («Истинный ислам») имеет наглость выступить с опровержением того, что касается ниспосылания благословений семейству Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) при обращении за него с молитвами, даже несмотря на то, что это достоверно установлено в «Сахихах» аль-Бухари, Муслима и других сборниках хадисов со слов нескольких сподвижников, как, например, Ка‘ба ибн Уджры, Абу Хумайда ас-Са‘ди, Абу Са‘ида аль-Худри, Абу Мас‘уда аль-Ансари, Абу Хурайры и Тальхи ибн ‘Убайдуллаха! В хадисах, которые от них передаются, указано, что они спросили Пророка (да благословит его Аллах и приветствует): «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?» — и в ответ он обучил их совершать эти молитвы так, как было упомянуто ранее. Аргумент, использованный Нашашиби для подкрепления своего мнения, состоит в том, что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в следующих Своих Словах:
«О вы, которые уверовали! Благословляйте его и приветствуйте (часто)!» (сура «Сонмы», аят 56).
Далее в своём опровержении он говорит, что сподвижники задали ему этот вопрос потому, что значение слова «салят» им было известно как «мольба», поэтому-то они и спросили: «Как мы можем обращаться с мольбами за тебя?»!
Подобного рода рассуждения представляют собой очевидный обман, поскольку их вопрос состоял не в том, чтобы он разъяснил им значение слова «салят» за него, ибо тогда он (т.е. Нашашиби) имел бы основания так рассуждать, а в том, как следует совершать «салят» за него, на что ясно указано в тексте хадисов, которые мы привели. Тем самым всё встаёт на свои места, ибо они спросили его о способе совершения этого (действия) согласно Шариату, поскольку у них не было возможности узнать об этом откуда-нибудь ещё, кроме как обратившись к Руководству Всезнающего, Всемудрого, Дарующего Шариат. Точно так же они могли спросить его и о способе совершения Салята (молитвы), который был вменён в обязанность через слова Всевышнего как, например «...и совершай Салят (молитвы)...» (Сура «Та ха», аят 14); ибо то, что им было известно о буквальном значении слова «Салят», не могло удержать их от потребности задавать вопросы относительно способа его совершения согласно Шариату, а ведь это абсолютно ясно.
Что касается вышеупомянутого аргумента Нашашиби, на который он ссылается(600), то он безоснователен, поскольку мусульманам хорошо известно, что как раз Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) и является тем человеком, который разъясняет Слова Господа миров, ибо Всевышний говорит:
«И ниспослали Мы тебе Поминание, дабы разъяснил ты людям, что им ниспослано» (Сура «Пчёлы», аят 44). Таким образом, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) разъяснил, как следует обращаться за него с молитвами к Аллаху, и в них включено его семейство, поэтому является обязательным принять это от него, повинуясь словам Аллаха:
«Так берите то, что дал вам Посланник» (Сура «Собрание», аят 7), а также руководствуясь следующим хорошо известным и достоверным хадисом: «Поистине, мне были дарованы Коран и нечто подобное ему»(601).
Мне хотелось бы знать, а что сказали бы Нашашиби обманутые его напыщенными словами люди, если бы кто-нибудь вообще стал отвергать произнесение ташаххуда либо высказываться за то, чтобы женщины, у которых месячные, совершали молитву и соблюдали пост, аргументируя это лишь тем, что Всевышний Аллах не упомянул в Коране о произнесении ташаххуда — Он упомянул только о поясных и земных поклонах — и не освободил в Коране женщин, у которых месячные, от молитвы и поста?! Так согласны ли они с подобными доводами, которые легко просматриваются сквозь строки его исходного аргумента, или нет? Если их ответ (на данный вопрос) утвердительный, а мы надеемся, что они так не ответят, то тогда они впали в глубокое заблуждение, слишком удалённое от Руководства, тем самым отделив себя от основной массы мусульман; если же их ответ отрицательный, то тогда они правы, согласившись с нами, и в таком случае их доводы в опровержении этих аргументов будут точно такими же, как и наши, использованные против исходного аргумента Нашашиби, а эти доводы мы разъяснили со всей ясностью.
Поэтому я призываю мусульман остерегаться попыток понять Коран, не прибегая (при этом) к Сунне, поскольку вам это никогда не удастся, будь вы самим Сибавайхом(602) нашей эпохи, экспертом в области арабского языка. Наглядный пример как раз перед вами, ибо в наше время этот самый Нашашиби является одним из ведущих учёных в области арабского языка; вы сами увидели, как он впал в заблуждение, обманувшись собственными знаниями языка, не обратившись к помощи Сунны в понимании Корана; по сути, как вам известно, он отверг эту помощь. На этот счёт существует также множество других примеров, однако ввиду того, что их перечисление займёт здесь слишком много места, мы ограничимся лишь приведённым выше, считая его достаточным, а Аллах дарует всякую возможность.
3. Читатель также заметит, что ни в одной из этих молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) не употреблено слово «саййид» (господин). Ученые-богословы из поздних поколений разошлись во мнениях относительно правомерности включения этого слова в «молитву Ибрахима»(603). Ввиду ограниченности места мы не будем вдаваться в подробности и не станем упоминать тех, кто отвергал правомерность (включения) этого (слова), руководствуясь указанием наилучшего учителя этой уммы (общины) — Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который после заданного ему вопроса о том, как следует обращаться за него с молитвами к Аллаху, велел: «Говорите: «О Аллах, благослови Мухаммада...» (и далее до конца мольбы)». Однако мы ограничимся здесь приведением лишь одной цитаты хафиза Ибн Хаджара аль-Аскалани, высказавшегося по этому вопросу, учитывая его статус как одного из авторитетнейших учёных-богословов шафиитского мазхаба как в области хадисов, так и в области фикха (исламского права), поскольку противоречивые взгляды относительно этого учения Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) как раз больше всего распространились среди учёных-шафиитов!
Крупнейший знаток хадисов (хафиз) Мухаммад ибн Мухаммад ибн Мухаммад аль-Гурабили (790-835 г. х.), соратник Ибн Хаджара, написал следующее (я цитирую по его рукописи(604)):
«Ему (т.е. Ибн Хаджару), да поможет нам Аллах извлечь пользу из его жизни, задали следующие вопросы об особенностях обращения с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), будь то во время молитвы или нет, при обязательных обстоятельствах или желательных: «Является ли одним из её (молитвы) условий, чтобы к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) относили (понятие) «саййада» (господство, лидерство), например, в выражениях «О Аллах, благослови нашего господина («саййидина») Мухаммада...» или «наилучшего из созданий» или «господина потомков Адама» и т.п.? Либо следует строго придерживаться выражения «О Аллах, благослови Мухаммада...»? Какой из этих двух подходов представляется наилучшим: включать слово «саййид» (господин) исходя из того, что оно является установленным атрибутом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), или же не включать это слово исходя из того, что оно отсутствует в хадисах?» Он (Ибн Хаджар), да будет милостив к нему Аллах, ответил: «Да (разумеется), лучше всего следовать тем словам, которые передаются в хадисах. Нельзя рассуждать (здесь) следующим образом: «Возможно, сам Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не произносил это из скромности, ведь он не говорил при упоминании своего имени — да благословит его Аллах и приветствует (салла-Ллаху ‘аляйхи ва саллям), хотя его умме подобным образом поступать рекомендуется», — ибо мы говорим, что если бы так было лучше (т.е. включать в мольбы слово «саййид»), то об этом передавалось бы от сподвижников, а затем от их последователей, однако ни в одном сообщении от сподвижника или последователя нам такого не встречалось. А ведь это несмотря на то, что от них передаётся очень много хадисов и сообщений(605). У нас есть Имам аш-Шафи’и, да возвысит Аллах его положение, один из наиболее выдающихся людей в том, что касается почитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), который в предисловии к своей книге, являющейся основным (правовым источником) для последователей его мазхаба, пишет: «О Аллах, благослови Мухаммада...» и далее: «...всякий раз, когда один из поминающих поминает его, и всякий раз, когда один из забывчивых забывает его помянуть»; похоже, что это умозаключение он вывел из достоверного хадиса, в котором сообщается, что (однажды) Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) заметил, как Мать правоверных(606) прославляла (Аллаха) в течение долгого времени и по многу раз, на что он сказал ей: «...я трижды повторил четыре слова (фразы), но если (сравнить их) по весу со всем сказанным тобой с начала дня, (мои слова) обязательно перевесят! (Я говорил): «Слава Аллаху и хвала Ему (столько раз, сколько существует) Его творений...». Он (да благословит его Аллах и приветствует) обращался к Аллаху с краткими по форме, но объёмными по содержанию мольбами. Кади ‘Ийад выделил специальную главу в своей книге «Аш-Шифа’» («Книга об исцелении»), посвящённую молитвам за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где он привёл хадисы Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), переданные некоторыми сподвижниками и их последователями: ни в одном из них не упоминается слово «саййид» (господин):
а) Хадис, переданный от ‘Али, в котором сообщается, что он обучал их обращаться к Аллаху с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), используя следующие слова: «О Аллах, Распростёрший равнины и Сотворивший вершины, благослови наилучшим образом и ниспошли Свои самые обильные благословения и любые оставшиеся приветствия Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, открывающему то, что закрыто!»
б) Также передаётся, что ‘Али говорил: «Да благословят Аллах, Всемилостивый, Милосердный, ближайшие (к Нему) Ангелы, Пророки, Наиправдивейшие (рабы Аллаха), Мученики (за веру), Праведники и все, кто прославляет Тебя, о Господь миров, — Мухаммада, сына Абдуллаха, Печать Пророков, имама богобоязненных...» и далее.
в) Со слов ‘Абдуллаха ибн Мас‘уда передаётся, что он говорил: «О Аллах, благослови и ниспошли Свои благословения и Своё милосердие Мухаммаду, Твоему рабу и Посланнику, имаму добродетели, посланнику милосердия...» и далее.
г) Со слов аль-Хасана аль-Басри передаётся, что он говорил: «Любому, кто хочет испить чашу (воды), утоляющей жажду, из водоёма(607) (аль-хауд) Избранника (аль-Мустафа), следует говорить: «О Аллах, благослови Мухаммада и его семейство, его сподвижников, его жён, его детей, его потомство, его домочадцев, его родственников (с обеих сторон), его помощников, его последователей и всех, кто возлюбил его».
Именно так он (т.е. кади ‘Ийад) писал в своей книге «Аш-Шифа’» относительно того, как обращались с молитвами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) его сподвижники и их последователи, упомянув в ней помимо этого и прочие вещи. Да, в одном из хадисов от Ибн Мас‘уда, который приводит Ибн Маджа, действительно передаётся, что, обращаясь к Аллаху с молитвами за Пророка, он (якобы) говорил: «О Аллах, ниспошли Твои наилучшие благословения, милосердие и благодать господину («саййид») Посланников...» и так далее, однако цепочка передатчиков (иснад) этого хадиса является слабой, поэтому хадису от ‘Али отдаётся большее предпочтение, ибо ат-Табарани приводит его через приемлемую цепочку передатчиков. Этот хадис содержит в себе трудные (для понимания) слова, которые я выделил и разъяснил в книге «Фадль ан-наби» («Достоинства Пророка (да благословит его Аллах и приветствует!»), написанной Абуль Хасаном ибн аль-Фарисом. Некоторые из шафи’итов сказали, что если бы какой-нибудь человек дал клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), то, чтобы выполнить эту клятву, ему следовало бы сказать: «О Аллах, благослови Мухаммада всякий раз, когда поминающие поминают его, а забывчивые забывают его помянуть!» Ан-Навави сказал: «Наиболее соответствующими тому, что следует определить как истинное, являются следующие слова: «О Аллах, благослови Мухаммада и семейство Мухаммада, как благословил Ты Ибрахима...». Некоторые ученые из числа поздних поколений ответили на этот (вопрос), сказав, что ни в одном из двух упомянутых способов не содержится каких-либо доказательств того, который из них является наилучшим в том, что касается хадисов, но в том, что касается значения, очевидно превосходство такого способа, где не упоминается слово «саййид» (господин). Этот вопрос хорошо известен в книгах по фикху, и у всех без исключения учёных-правоведов, занимавшихся данной тематикой, ни в одном из их высказываний не встречается слово «саййид». Если бы употребление данного слова было желательно, то это не ускользнуло бы от внимания сразу всех учёных-правоведов и они не остались бы в неведении о нём. Всё благо заключено в следовании тому, что (достоверно) передаётся (в хадисах и сообщениях), а Аллаху это ведомо лучше!» (Конец цитаты Ибн Хаджара).
Точку зрения Ибн Хаджара о неприемлемости называть Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) словом «саййид» при обращении за него с молитвами к Аллаху, а обращаться за него с молитвами велено в Коране, также разделяют учёные-богословы ханафитского мазхаба. Именно этого взгляда необходимо придерживаться, ибо он является наиболее истинным проявлением любви к нему (да благословит его Аллах и приветствует):
«Скажи (о Мухаммад!): «Если любите вы Аллаха, то следуйте за мной, (и тогда) Аллах возлюбит вас ...» (сура «Семейство ‘Имрана», аят 31).
Руководствуясь этим (повелением), имам ан-Навави сказал в книге «Равдат ат-Талибин» (1/265): «Самой совершенной молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) является (следующая): «О Аллах, благослови Мухаммада...», — и далее он привёл те же слова, которые содержатся в форме молитвы под № 3, а ведь в ней не упоминается слово «саййид»!
4. Необходимо знать, что формы молитвы за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) под № 1 и № 4 содержат в себе те слова, которым обучил своих сподвижников сам Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) после того, как они спросили его, как им следует обращаться за него с молитвами к Аллаху; поэтому эти формы мольбы приводятся в качестве свидетельства того, что они являются наилучшими способами вознесения молитв за него, ибо он выбирал для сподвижников или для себя лишь то, в чём содержится наибольшее благо и польза. Имам ан-Навави, как было упомянуто ранее, поддержал (в своей книге «Равдат ат-Талибин») (то мнение,) что если бы какому-нибудь человеку пришлось принести клятву обратиться к Аллаху с наилучшей молитвой за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), которая только возможна, её не удалось бы выполнить как-то иначе, кроме как использовав эти слова.
Ас-Субки также привёл другую причину: любой, кто обращается к Аллаху со словами благословения, содержащимися в этих мольбах, может быть полностью уверен, что он вознёс молитву за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует); тот же, кто использует другие слова, испытывает сомнения: вознёс ли он молитву так, как это предписано, или нет? Подобным образом дело обстоит потому, что они спросили: «Как нам обращаться к Аллаху с молитвами за тебя?», а он ответил: «Говорите...», тем самым определив для них, что при вознесении за него молитв им следует говорить то-то и то-то. Об этом упомянул аль-Хайсами в «Ад-Дарр аль-Мандуд» (25/2), затем, сказав (27/1), что поставленная цель достигается при вознесении любой молитвы, слова которой передаются в достоверных хадисах.
5. Необходимо знать, что нет никаких оснований объединять все формы приведённых молитв за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) в одну-единственную форму; тот же принцип действует в отношении различных форм ташаххуда, упомянутых ранее. По сути это было бы равносильно религиозному нововведению; Сунной же является произнесение каждой из этих форм мольбы в разное время, как разъяснил шейх-уль-ислам Ибн Таймиййа при рассмотрении вопроса о такбирах, относящихся к двум исламским праздникам («Маджму‘ аль-Фатава» 29/253/1).
6. Учёный-богослов Сиддик Хасан Хан, приведя в своей книге «Нузуль аль-Абрар би-ль-‘Ильм аль-Ма’сур мин аль-’Ад‘ийа ва-ль-Азкар» многочисленные хадисы о достоинствах обращения к Аллаху с частыми мольбами за Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), пишет следующее (стр. 161):
«Несомненно, что знатоки хадисов и те, кто занимается передачей Пречистой Сунны, опережают остальных мусульман в том, что касается обращения за него (да благословит его Аллах и приветствует) к Аллаху с молитвами, ибо это является одной из их обязанностей ввиду того, что, избрав для себя эту благородную стезю знания, они возносят за него мольбы благословения перед каждым хадисом, и таким образом их языки постоянно поминают его (да благословит его Аллах и приветствует). Не существует ни одной книги, посвященной Сунне, и ни одного сборника хадисов — «Джами‘», «Муснад», «Му‘джам», «Джуз’»(608) и др. - чтобы в них не содержались тысячи хадисов, а остальные сборники мало в чём от этого отличаются. Таким образом, это и есть «Спасшаяся община»(609): основная масса знатоков хадисов, которые в День Воскресения окажутся наиболее близки среди всех остальных людей к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) и которым по всей вероятности в первую очередь будет даровано (Аллахом) его заступничество (да благословит его Аллах и приветствует), да станут мои отец и мать выкупом за него! Эти достоинства, присущие знатокам хадисов, не сможет превзойти ни один человек, если только он не будет делать ещё больше из того, что совершают они... Поэтому я обращаюсь к тебе: если ты желаешь обрести благо, ищешь спасение, да всё что угодно, тебе следует либо самому стать знатоком хадисов (мухаддисом), либо находиться рядом с ними; не поступай иначе... ибо помимо этого нет ничего, что принесло бы тебе пользу» (Конец цитаты Сиддика Хасан Хана).
Я прошу Пресвятого и Всевышнего Аллаха причислить меня к этим знатокам хадисов, ближе всех остальных людей находящихся к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует); возможно, данная книга будет тому свидетельством. Да одарит Аллах Своей Милостью имама Ахмада, который продекламировал (следующие строки):
Религия Мухаммада — в хадисах,
Наилучшие скакуны для юноши — в традициях;
Не отворачивайся от хадиса и его знатоков,
Ибо мнение — ночь, а хадис — это день.
Может, несведущ юнец в Руководстве,
Хотя солнце сияет во всём своём блеске!
__________
(600) То есть что Всевышний Аллах не упомянул кого-либо ещё наряду с Пророком (да благословит его Аллах и приветствует) в 56-м аяте суры «Сонмы» (Прим. перев.).
(601) Абу Дауд и Ахмад приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(602) Сибавайх — известный ученый и знаток арабского языка, живший во II в. х.
(603) Как было отмечено ранее, эта молитва также носит название «молитва Ибрахима» (Прим. перев.).
(604) Эта рукопись хранится в библиотеке «аз-Захириййа» (Дамаск).
(605) Здесь следует отметить, что слово «хадис» означает сообщение о Пророке (да благословит его Аллах и приветствует), а слово «асар» - сообщение о словах или делах сподвижников или последователей. Иногда эти два слова могут использоваться в качестве синонимов (Прим. перев.).
(606) Здесь речь идёт о Джувайриййи бинт аль-Харис (да будет доволен ею Аллах). Более подробно об этой истории см.: «Сады Праведных» имама ан-Навави («Книга (о словах) поминания (Аллаха)», «Глава о достоинстве поминания (Аллаха) и побуждении к поминанию») (Прим. перев.).
(607) Здесь имеется в виду водоём Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), о котором в «Сахих» аль-Бухари и Муслима сказано, что «...вода его белее молока, благоухание его приятнее аромата мускуса, а чаши (кувшины), стоящие на берегах его, (по численности своей) подобны звёздам небесным, и каждый из испивших воды его уже никогда не ощутит жажды». В «Сахих» аль-Бухари и Муслима, а также в других сборниках приводится множество хадисов, в которых упоминается этот водоём (Прим. перев.).
(608) Прим. перев.: все определения взяты из книги доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов» (М., 2002. С. 145-146):
«Джами‘» — любая книга, в которой её составитель разбивает материал на главы, посвященные всевозможным темам (например, «догматы религии», «виды поклонения», «достоинства отдельных людей» и т.д.). Примером может служить «аль-Джами‘ ас-Сахих» имама аль-Бухари.
«Муснад» — любая книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся со слов каждого из сподвижников в отдельности независимо от темы хадиса. Примером может служить «Муснад» имама Ахмада ибн Ханбаля.
«Му‘джам» - любая книга, в которой её составитель располагает хадисы в основном по именам шейхов в алфавитном порядке. Примером может служить сборник под названием «аль-Ма‘аджим ас-Саляса» ат-Табарани, составными частями которого являются «аль-Му‘джам аль-Кябир», «аль-Му‘джам аль-Аусат» и «аль-Му‘джам ас-Сагир».
«Джуз’» — любая небольшая по объёму книга, в которой собраны хадисы, передававшиеся одним из передатчиков; либо же это такая книга, в которой собраны хадисы по одной теме, являющейся предметом углубленного исследования. Примером может служить сборник под названием «Джуз’ Раф‘ аль-Йадайн фи-с-Салят» имама аль-Бухари.
(609) «Спасшаяся община» — это одна и единственная из семидесяти трёх групп мусульман, которая спасётся от Огня. В достоверных хадисах сообщается, что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Группа людей из моей общины будет явно придерживаться истины, и не повредят им выступающие против них до тех пор, пока не придёт веление Аллаха Всевышнего» (Аль-Бухари и Муслим). В другом хадисе Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал относительно этих групп: «Все они будут в Огне, кроме одной, и это — (сторонники) согласия (аль-джама‘а)» (Ибн Маджа и Ахмад). В другой версии этого хадиса Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал о людях «Спасшейся группы»: «...и это те, которые будут придерживаться того, чего придерживаюсь сегодня я и мои сподвижники» (Ат-Тирмизи и аль-Хаким). Да причислит нас Аллах к этой единственной спасшейся группе! (Прим перев.).
__________
Обращение к Аллаху (ду‘а) в первом ташаххуде
Он (да благословит его Аллах и приветствует) также установил в качестве руководства произнесение мольбы (ду‘а) и в этом ташаххуде, сказав: «Когда вы усаживаетесь после каждых двух рак‘атов, то произносите «ат-тахиййат», а затем каждому из вас следует выбрать ту мольбу, которая ему больше нравится, и обратиться (с ней) к Всемогущему и Всевышнему Аллаху»(610).
__________
(610) Ан-Наса’и, Ахмад и ат-Табарани приводят этот хадис через различные цепочки передатчиков от Ибн Мас‘уда — более подробно данный хадис рассматривается в «Ас-Сахих» (878), а в «Маджма‘ аз-3ава’ид» (2/142) также приводится другой поддерживающий хадис.
__________
Вставание для совершения третьего, а затем четвертого рак‘атов
Затем «он (да благословит его Аллах и приветствует) поднимался для совершения третьего рак‘ата, произнося такбир(611), велев делать то же самое «человеку, который плохо помолился»: «...и поступай так же в каждом рак‘ате», как о том упоминалось ранее.
«Когда он (да благословит его Аллах и приветствует) вставал после сидения, то произносил такбир, а затем поднимался»(612); иногда «он поднимал руки»(613) при произнесении этого такбира.
«Когда он хотел подняться для совершения четвертого рак‘ата, то произносил: «Аллах Велик! (Аллаху акбар)»(614), велев так же поступать «человеку, который плохо помолился», как о том было упомянуто ранее, и иногда «он поднимал руки»(615) при произнесении этого такбира.
«Он усаживался на свою левую ногу прямо, храня (при этом) покой, пока каждая кость не возвращалась на свое место, а затем поднимался, опираясь (руками) о землю»(616); и «он сжимал пальцы в кулак(617), опираясь на руки при вставании»(618).
В обоих этих рак‘атах он читал суру «аль-Фатиха», велев делать так же «человеку, который плохо помолился». Совершая полуденную молитву, он иногда дополнительно читал несколько аятов (после суры «аль-Фатиха»), как это было разъяснено в разделе «Чтение аятов Корана после суры «аль-Фатиха» в последних двух рак‘атах полуденной молитвы».
__________
(611) Аль-Бухари и Муслим.
(612) Абу Йа‘ла в своей книге «Муснад» (284/2) приводит этот хадис через хорошую цепочку передатчиков. Он также приводится в «Сильсилят аль-Ахадис ас-Сахих» (604).
(613) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(614) Там же.
(615) Абу Авана и ан-Наса’и приводят этот хадис через достоверную цепочку передатчиков.
(616) Аль-Бухари и Абу Дауд.
(617) Дословно: «как тот, кто замешивает тесто».
(618) Аль-Харби в «Гариб аль-Хадис». Смысл этого хадиса приводят в своих сборниках аль-Бухари и Абу Дауд. А что касается хадиса, в котором сообщается, что «он запретил человеку опираться на свою руку при вставании во время молитвы», то этот хадис имеет форму «мункар» и является недостоверным, как я разъяснил в книге «Сильсилят аль-Ахадис ад-Да‘ифа» (967).
Прим. перев. (оба определения приводятся по книге доктора Махмуда Таххана «Пособие по терминологии хадисов». (М., 2002. С. 77): существует два наиболее известных определения хадисов в форме «мункар»:
1) это такой хадис, в иснаде которого упоминается имя передатчика, допускавшего грубые ошибки, часто проявлявшего небрежность или известного своим нечестием;
2) это такой хадис, который передавал слабый передатчик и который противоречил тому, что передавал передатчик, достойный доверия.
__________