- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Виды педагогического рисунка

  1. Рисунки большого размера.
  2. Небольшие наброски и зарисовки, выполненные преподавателем на полях работы ученика или на отдельных листах бумаги.
  3. Исправление ошибок в рисунке ученика рукой учителя.

Роль рисунков мелом на доске, набросков и зарисовок

для самостоятельного решения задачи построения объемных выражений.

и изобразительных навыков школьников.

на уроке.

Второй вид рисунка - это зарисовка учителя на полях рисунка школьника. Такими зарисовками пользуются в том случае, когда ошибка в рисунке замечена лишь у одного - двух учеников и нет смысла отвлекать внимание всего класса.

Роль исправления ошибок в рисунке ученика рукой учителя

Личная поправка рисунка ученика преподавателем имеет большое образовательное значение. Ученик видит, как можно исправить именно его рисунок. Наблюдая, как преподаватель работает в его альбоме, ученик впитывает все детали этого процесса, и потом уже сам старается делать так, как сказал педагог.

Художники-педагоги должны приобрести достаточный опыт в педагогическом рисовании объектов, предусмотренных школьной программой. Необходимо уделить серьезное внимание работе доске, на белой бумаге гуашью, чтобы выработать навыки работы на вертикальной плоскости над изображениями больших размеров (педагогическое рисование), а также выполнению стилизованных рисунков, а главное, делать изображения различных предметов в верной методической последовательности и уметь точно объяснять каждый шаг. Процесс построения рисунка рукой педагога должен быть хорошо согласован с ходом изложения учебного материала. Главным в данном случае должны быть пояснения педагога, рисунок лишь дополняет слова.

Каждый этап работы над рисунком следует рассматривать как определенный комплекс учебных задач.Последовательность этапов работы внимательно продумывается педагогом. Во-первых, выделяются наиболее важные моменты построения изображения и, во-вторых, устанавливается их очередность, чтобы у школьника выработалась определенная система работы над рисунком. Рисунки выполняются очень четко и ясно. В рисунках не должно быть манерных росчерков, эффектно брошенных штрихов, которые затрудняют выявление закономерностей строения формы. Не следует бояться «сухости» рисунка, иногда целесообразно даже несколько упростить форму, сделать её более наглядной и ясной.

Главное качество педагогического рисунка - это лаконичность изображения, простота и ясность его. Скупыми средствами графического языка учитель дает возможность детям ясно понять и представить сказанное. Рисунки на классной доске должны передать самую главную мысль учителя, опуская все случайное и второстепенное. Простота и лаконичность изображения диктуются, прежде всего, необходимостью быстрого исполнения рисунка. Например, когда осваивается изображение человека в движении, вполне достаточно дать упрощенные схемы закономерностей движения фигуры человека, при объяснении особенностей строения и характера форм деревьев тоже можно ограничиться лаконичными рисунками. На такие рисунки учитель затрачивает не более одной - двух минут. Некоторые педагоги стараются дать по возможности законченный рисунок, в результате они затрачивают на него по 10-15 минут, отнимая у детей и без того ограниченное учебное время.

Чтобы овладеть педагогическим рисунком и понять его специфику, нужна большая тренировка.

Однако методика наглядной демонстрации техники исполнения должна быть очень продуманной и тонкой. Искусство преподавания состоит в том, чтобы уметь почувствовать, что и в какой форме, что надо показать ученику, уметь продемонстрировать это так, чтобы ученик двигался вперед, верил в свои силы, а не был подавлен учителем. В практике мы иногда наблюдаем, как учитель рисования выступает перед учеником в роли «маэстро», перестает обучать, увлеченным своим искусством.

Наглядный показ приемов работы, способов передачи объема предметов в рисунке и живописи должен быть доступен ученику, и для этого преподавателю надо хорошо знать возрастные особенности детей, их возможности.

Совершенствуя методику работы в общеобразовательной школе, где к изобразительной деятельности приобщаются все учащиеся, а не особо одаренные, учителю рисования необходимо строить свои занятия так, чтобы каждый ученик встречал их с чувством радости. Надо стремиться к тому, чтобы каждый ученик мог сказать о своем учителе так, как говорил о Ференце Листе Л. Зилоти: «Он был каким-то солнцем, когда стоял среди нас; чувство было такое, что раз он с нами, нам весь мир ничто, и каждый раз от него мы уходили счастливые, радостные, с сияющими лицами, и наши губы сами собой расплывались в восторженную улыбку».


ВОПРОС № 11.

Планирование учебной работы по изобразительному искусству. Программа. Календарно-тематический план. Поурочное планирование. Составление планов-конспектов на различные виды уроков по ИЗО искусству.

 

1 этап. Предварительная подготовка учителя:

изучение специальной методической и педагогической литературы,

изучение программы по своему предмету,

изучение учебника и учебных пособий по своему редмету,

учитель должен знать программы по смежным предметам,

изучение опыта других учителей.

 

2 этап. Составление тематического плана года, четверти, где должно быть в краткой форме в виде таблицы отражены тема, задание, графическое решение, материалы, зрительный, литературный, музыкальный ряд, домашнее задание по всем урокам. По форме календарно-тематические планы бывают текстовые, иллюстрированные и комбинированные

 

3этап. Непосредственная подготовка учителя

подготовка наглядных пособий используемых на уроке.

написание конспекта урока. Содержание плана-конспекта:

Предмет:

Класс:

Тема урока и номер по календарно-тематическому плану :

Тип урока: (комбинированный - изучение новых знаний, формирование новых умений,

обобщение и систематизация изученного, контроль и коррекция знаний и умений, практическое применение знаний, умений).

Вид занятия (беседа, тематическое рисование, бумагопластика, дпи и т.д.)

Цель урока (из программы)

Задачи конкретного урока: (развивающая, воспитательная, образовательная)

Формы организации учебной деятельности: (фронтальная, групповая, индивидуальная)

Материал и пособия для ученика:

Материал и пособия для учителя:

Раздаточный материал

Ход урока (с планированием времени)

Оргмомент.

Ввод в тему. Сообщение темы, цели, плана урока

Усвоение новых знаний.

Закрепление знаний.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний.

Подведение итогов урока.

Домашнее задание.

В описании урока каждый структурный элемент наполняется содержанием, в нем указываются использование учителем методы обучения. Вид конспекта и его составляющие зависят от вида урока и методов обучения используемых учителем на уроке. Также конспект может быть полным и кратким, в виде таблицы.

 

 

Требования к уроку.

Урок должен соответствовать всем принципам обучения. И реализовывать триединую цель обучения.

Научность обучения: изучаемый материал должен быть связан с жизнью, соответствовать современному уровню развития науки, методы обучения должны соответствовать современным требованиям.

 

Развивающий характер обучения. Развитие умственных способностей. Воспитательные задачи. Возбуждение интереса учащихся к учебному материалу.

Степень трудности изучаемого материала. Последовательность и систематичность в изложении. Формирование Умений и Навыков. Систематический и планомерный учет и контроль качества усвоения учебного материала. Соблюдение требований учебной гигиены и режима дня школьников.


ВОПРОС № 12

Программы для общеобразовательной школы, утвержденные грифом УМО, разработанные под руководством В.С. Кузина, Б.М Неменского, Т.Я. Шпикаловой. Сравнительный анализ концепции и задач, принципов, заложенных в основу программ, основных видов деятельности и учебно-методического обеспечения.

  Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы). Рук. и редакц. Б. М. Неменского. «Изобразительное искусство», авт. В. С. Кузин и др. «Изобразительное искусство», авт. Т. Я. Шпикалова и др.
Цели Формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, созданной многими поколениями. Развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного. Развитие личности на основе высших гуманистических ценностей средствами отечественного и мирового искусства.
Содержание и средства Представляет целостную систему введения в художественную культуру, включающую изучение всех основных видов пластических искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), конструктивных (архитектура, дизайн), декоративно-прикладных (традиционное народное искусство, народные художественные промыслы, современное декоративное искусство и синтетических (кино, театр и т.д.). На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программе вводятся коллективные задания. Содержание курса данной программы составляет рисование с натуры, по памяти и по воображению различных предметов и явлений окружающего мира, создание графических композиций на темы окружающей жизни, беседы об изобразительном искусстве. Ведущее место принадлежит рисованию с натуры.   В курсе предполагаются беседы и в 7 – 9 классах лекции, практические работы. Содержание построено на основенепреходящих ценностных понятий: человек, семья, дом, народ, история, культура, искусство. Представляет собой комплексный подход в освоении художественной информации с опорой на знания учащихся в области гуманитарных и естественно-научных дисциплин. Структурированы в блоки, разделы и тематическое планирование содержания курсов, призванные обеспечить освоение учащимися 5 – 9 кл. основ художественного изображения (художественный образ и изобразительное творчество учащихся), а также основ народного и декоративно-прикладного искусства и художественной проектной деятельности.
Особенности Искусство не просто изучается, а проживается детьми на уроках. Содержание каждого вида искусства личностно присваивается каждым ребенком как собственный чувственный опыт. Программа предполагает высокий уровень теоретической подготовки учителя. Реализация программы доступна специалистам различного уровня профессиональной подготовки. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю для реализации данной программы желательно иметь специализацию декоративно-прикладного направления.
       

 

Все выше приведенные программы существенно отличаются соотношением практического обучения художественно-творческой деятельности и знакомства детей с различными теоретическими аспектами изобразительного искусства (направлений, видов, стилей и т.д.). Однако более подробный анализ методических рекомендаций многих образовательных программ данной области показывает, что для школьного учителя в них недостаточно хорошо разработана образовательная технология на уровне управления способами и стратегиями познавательной деятельности, недостаточно полно учтены психологические аспекты развития личности.

Как известно, изобразительная деятельность человека в качестве индивидуальной потребности детского самовыражения начинается довольно рано: практически каждый ребенок уже в два года при поддержке взрослых начинает рисовать и сохраняет потребность и интерес к этой деятельности до 10 – 12 лет (у некоторых он продолжается всю жизнь).

Для первоклассников изобразительная и творческая деятельность не является чем-то абсолютно новым. Однако к концу начальной школы многие дети утрачивают свой интерес к рисованию. Наши исследования показывают, что 50% учеников 4-х классов уже не испытывают удовольствия от этой деятельности.

Данные убедительно показывают, что умение рисовать, возможность реализовать себя и достигать позитивного результата являются главными источниками мотивации к изобразительной деятельности, а их отсутствие — причинами отказа от изобразительного творчества.

В свою очередь, проведенный анализ причин неумения учащихся рисовать показывает, что еще более важной проблемой является слабая профессиональная подготовка учителя, особенно в области психолого-педагогических компетенций.

 

Независимо от выбранной программы обучения изобразительному искусству, все еще встречаются случаи, когда учитель дает задание детям, например, предлагая нарисовать натюрморт, без каких-либо объяснений того, как именно следует это делать. В этом случае целенаправленный педагогический процесс отсутствует, дети заняты самообразованием, и лишь немногие из них способны успешно выполнить поставленную задачу. Отчасти это объясняется тем, что многие педагоги изобразительного искусства не являются специалистами данной области. Но, к сожалению, подобная ситуация встречается и с учителями, которые имеют художественно-графическое образование. Это указывает на то, что часть педагогов не владеет в должной мере способами управления учебной деятельностью.

Особо отметим, что совершенно недопустимо преподавание предмета «Изобразительное искусство» наоснове учебно-тематического плана, составленного из фрагментов различных программ ИЛИ заданий, показавшихся учителю достаточно новыми и интересными, чтобы включить их в содержание.

 

Такое «лоскутное одеяло» не может иметь целостной концепции преподавания, а значит, не может быть обеспечена системность освоения содержания образования по предмету.

 


 

ВОПРОС № 13

Создание вариативной авторской программы, критерии ее содержания. Требования к вариативной авторской программе по структуре, направленности, содержанию.

Авторские программы могут следовать иной логике построения учебного предмета; отражать собственные подходы автора к рассмотрению тех или иных теорий; выражать авторскую точку зрения относительно изучаемых явлений и процессов.

Важно учесть:

концепцию и задачи образовательного учреждения, в котором будут реализовываться выбранная программа;

желания и возможности детей;

материально-технические условия реализации программы.

 

Критерии, которым должна отвечать авторская программа:

¾ Научность

изложение научных основ учебной дисциплины;

корректность введения научных понятий;

строгость приводимых доказательств соблюдение общепринятой научной терминологии и символики;

раскрытие научных понятий в соответствии с достижениями современной науки;

учет исторических аспектов возникновения и развития базовой для учебной дисциплины науки;

наличие мировоззренческих обобщений, направленных на формирование научной картины мира;

прикладная направленность предлагаемого материала.

 

¾ Доступность

соответствие учебного материалa примерной программе;

посильность учебного материала учащимся данного возраста;

учет их психолого-педагогических особенностей;

соответствие учебного материала предшествующей подготовке и уровню развития учащихся;

дифференцированность теоретического и практического материала для достижения лучших результатов обучения;

четкость формулировок определений, задач и т. д.;

ясность, точность и лаконизм изложения.

 

¾ Разработанность учебно-методического аппарата

систематичность, логичность и последовательность изложения материала;

направленность учебного материала на развитие творческих способностей учащихся и навыков самообразования;

формирование интереса учащихся к предмету и его практическому применению;

межпредметные связи;

методическая ценность иллюстративного, справочного материала и других средств обучения;

наличие средств организации самостоятельной учебной деятельности учащихся;

вопросы для самоконтроля.