- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Влияние отца на ребенка в психологическом аспекте



В этой части мы конкретно рассмотрим мнение психологов на поставленный вопрос.

Женщина, конечно, может научить решительности, прямодушию, целеустремленности, благородству, великодушию, честности, мужеству и мальчиков, и девочек. Она может развить в младшем качества, необходимые будущему лидеру, организатору... Но, скорее всего, происходит так, что женщина часто просто поставлена перед такой необходимостью - уметь обходиться без мужчины, и потому ей волей-неволей приходится заменять его! Несомненно – женщина может многое! Может даже превосходить мужчину в чисто мужских качествах («мужская решительность», «мужская прямота», «мужское великодушие» и пр.), может быть мужественнее многих мужчин...
Одного не может женщина - быть мужчиной. Пусть не таким решительным, не слишком мужественным, не бог весть каким благородным и великодушным, как хотелось бы, а просто мужчиной, хотя бы и с множеством недостатков... А между тем, как бы ни была мать достойна уважения своего сына, как бы ни радовался он тому, что похож на нее, все же идентифицировать себя он может только с мужчиной.

Здесь стоит вспомнить о рассмотренном нами выше «образе Я», о том, как важно самосознание себя для жизненных установок той или иной личности. Мы очень мало знаем о тех видах органической зависимости одного человека от другого, которую пока еще не измеришь приборами, не обозначишь известными научными терминами. И все же эта органическая зависимость косвенно обнаруживает себя в условиях психоневрологической больницы.

Прежде всех других обнаруживает себя органическая потребность ребенка в физическом и эмоциональном контакте с матерью, нарушение которого служит причиной разных форм психического неблагополучия. Ребенок - плод материнского тела, и даже отделившись от него, становясь физически все более автономным, он долго еще будет нуждаться в тепле этого тела, в прикосновениях матери, в ее ласке. И всю свою жизнь, уже став взрослым, будет нуждаться в ее любви. Он - прежде всего прямое физическое ее продолжение, и уже, поэтому его психологическая зависимость от нее - органическая.[50] Когда мама выходит замуж за «чужого дядю», это часто воспринимается как посягательство постороннего на самую важную в жизни ребенка связь! Осуждение его поведения, упреки в эгоизме, прямое давление, принуждающее «принять» чужого дядю в отцы, - все это вызовет только отрицательное к нему отношение. Нужен особый такт, чтобы ребенок не почувствовал лишения жизненно важного тепла матери и ее внимания.
Подобная связь у ребенка бывает и с отцом - в том случае, если по каким-то причинам он вынужден заменить ему мать.


Но обычно отец воспринимается иначе. Уже став взрослыми, бывшие мальчики и девочки редко могут передать словами свои первые ощущения его близости. Но, прежде всего - в норме - это ощущение силы, родной и близкой, которая и окутывает тебя, защищая, и как бы входит в тебя, становится твоей собственной, дает ощущение своей неуязвимости. Если мать - источник жизни и жизнетворного тепла, то отец - источник силы и убежище, первый старший друг, который делится с ребенком этой силой, силой в самом широком смысле этого слова.

Дети долго не могут отличить силу физическую от психической, но отлично чувствуют последнюю и тянутся к ней. И если нет отца, но есть рядом любой мужчина, который стал убежищем и старшим другом, ребенок не обездолен.

Старший - мужчина для ребенка, начиная с раннего детства и почти до подросткового возраста, нужен для формирования нормального чувства защищенности от всего, что содержит угрозу: от темноты, от непонятного грома, от злой собаки, от «сорока разбойников», от «космических гангстеров», от соседского Петьки, от «чужих».

Многие дети из тех, у кого не было близкого старшего - мужчины, в подростковый период обрастали острыми шипами преувеличенной склонности к самозащите без необходимости в ней. Обнаруживалась болезненная значимость защиты у всех, кто не получил ее в должной степени в раннем возрасте.

И подростку отец тоже нужен как старший друг. Но уже не убежище, а скорее прибежище, источник самоуважения.

«До сих пор наши представления о функции старшего - мужчины в жизни подростка удручающе неверны, - считает психолог Н.В. Жутикова[51], - примитивны, убоги: «Острастка нужна...», «Дать бы ремня, да некому...», «У-у, безотцовщина проклятая, пропасти на вас нету, страху никакого, без мужиков растут...» До сих пор мы подменяем уважение страхом! Страх в какой-то мере может - до поры до времени - сдерживать некоторые побуждения. Но на страхе ничего хорошего не может вырасти! Уважение - вот единственно благодатная почва, необходимое условие положительного влияния старшего на подростка, проводник его силы. И это уважение можно вызвать, заслужить, но невозможно выпросить, бесполезно требовать, вменять в обязанность. Заставить уважать силой тоже нельзя. Насилием уважение уничтожается. Мы ведь хотим, чтобы наши дети обладали нормальным чувством человеческого достоинства. Значит, мужчина своим положением старшего, обязан чаще смотреться в психологическое и нравственное зеркало: смогут ли дети уважать его? Что возьмут от него? Захочет ли его сын быть похожим на него?

 

Мальчик не становится мужчиной по духу только потому, что он родился с мужским телом. Он начинает чувствовать себя мужчиной и вести себя, как мужчина, благодаря способности подражать и брать пример с тех мужчин и старших мальчиков, к которым он чувствует дружеское расположение. Он не может брать пример с человека, который ему не нравится. Если отец всегда нетерпелив и раздражителен по отношению к ребенку, мальчик будет испытывать неловкость не только в его обществе, но и среди других мужчин и мальчиков. Такой мальчик потянется ближе к матери и воспримет ее манеры и интересы.

Итак, если отец хочет, чтобы его сын вырос настоящим мужчиной, он не должен набрасываться на ребенка, когда тот плачет, стыдить его, когда он играет в игры для девочек, заставлять его заниматься только спортом. Отец должен с удовольствием проводить время со своим сыном, давая ему почувствовать, что он «свой парень». Отец с сыном должны иногда отправляться вдвоем на прогулки или экскурсии. У отца с сыном должны быть свои, общие секреты.

Девочке тоже нужны дружеские отношения с отцом. Мальчику нужен отец как образец для подражания, однако многие люди не понимают, что в развитии девочки отец играет другую, не менее важную роль. Девочка не подражает отцу, но его одобрение придает ей уверенность в себе. Отец может похвалить красивое платье дочки или ее прическу, или что-то, что она сделает своими руками. Когда девочка станет старше, отец должен показать ей, что он ценит ее мнение, и иногда советоваться с ней относительно своих дел. А когда девочка совсем вырастет, и у нее появятся друзья-мальчики, очень важно, чтобы отец хорошо к ним отнесся, даже если он считает, что они не подходят для его дочери.

Учась ценить в отце те качества, которые делают его настоящим мужчиной, девочка готовится выйти в большой мир, наполовину состоящим из мужчин. Тип юношей и мужчин, с которыми она будет дружить, став девушкой, и особенно тот, кого она полюбит, ее замужняя жизнь будут во многом определяться теми отношениями, которые в детстве были у нее с отцом.[52]

Мы видим, как важно присутствие отца в жизни ребенка, как мальчика, так и девочки. Не просто наличие мужчины в доме, но реальное и ощутимое влияние отца на все стороны развития каждого ребенка. Отцовство – это влияние. А влияние всегда связано с лидерством. Отец – это лидер, ведущий за собой. Не очень простая задача получается, если сам иногда не знаешь куда идти.

Если провести психологический анализ среди мужчин, то можно будет обнаружить не очень обнадеживающий результат. Большинство окажутся морально не зрелыми, будучи взрослыми физиологически. Моральная зрелость – это умение брать ответственность, не ища виноватых, самому решать возникающие проблемные ситуации, иметь принципы, которые не меняются от обстоятельств. Про таких людей говорят, что он имеет «внутренний стержень».

Подведем итог анализа гендерных и психологических исследований. Мужчина рождается мужчиной. Это отражается в его физиологическом отличии от женщины. Но психологический портрет более гибок. Он зависит от тех стереотипов, которые сложились в обществе, и которые «навязываются» подсознательно с самого рождения. Социальные роли, в том числе и отцовство, конечно, отражают социальную среду и парадигмы данной среды, но все-таки большое значение имеет внутренне самосознание или «образ Я». Внутренняя идеология, мировоззрение окрашивает роль, которую человек представляет, в определенный оттенок.

Можно обвинять общество в разложении и упадке нравственного состояния. Да, это факт. И выше были представлены примеры этому. Но ведь общество – это не безликое некое существо, монстр, пожирающий наши души. Общество состоит из отдельно взятых личностей, мужчин и женщин, у которых есть свой внутренний мир и личная ответственность за поступки, которые творятся. Обвинить человека, что заведомо он хочет быть плохим отцом или матерью для своих детей, звучит нелепо. Я уверенна, что ни один человек осознанно не желает зла своему ребенку. Вот и возникает некий тупик: как стать хорошим отцом, осознавая, что это важно для воспитания здоровой личности, но, не зная как действовать. Иногда не желая знать.

Как крик души многих отцов звучат слова Кена Кенфилда: «Мы, в самом деле хотим быть хорошими отцами, и это прекрасно. Как отцы мы осознаем свое мощное влияние на детей и хотим использовать его им во благо. Но основным препятствием в использовании положительной отцовской силы является отсутствие в нашем понимании совершенного и эффективного «образца отца». Исторически сложилось так, что человек учится быть отцом, наблюдая за «образцом». Он с широко раскрытыми глазами ежедневно наблюдает, как выполняется задача отцовства. Он учится у своего отца, подсознательно накапливая понятия о том, кто такой отец и что он делает».[53]

А какие может сделать ребенок выводы об отцовстве, если отец не живет с семьей. «Отец – это тот, кто может приходить и уходить тогда, когда ему захочется», - может сделать он такой вывод. А инфантильные отцы, которые что есть, что их нет. Как уже выше говорилось, мужчины хотят быть хорошими отцами, даже если у них были плохие образы. Они словно делают вызов – «я не буду как мой отец!». Но многие, кто так говорил, становясь отцами, отмечают тот факт: они делают тоже, что им не нравилось в своих отцах. И это понятно. «Наши отцы – это наши самые первые образцы отцовства. Мы можем отвергнуть их, но, если не заменим их новыми, то так или иначе будем подражать им во многом, несмотря на свою неприязнь к ним».[54]

Более того, нельзя построить свое «новое» понимание отцовства на обиде и не прощении своего отца. «Нам лучше научить наших сыновей милости, чтобы они прощали нас. Человек. Проклинающий своего отца…проклинает свой род и даже все человечество», - говорит Г.Долби.[55]

Отцовство является почетным призванием, хотя оно порой дискредитируетсянекоторыми.

В своей книге «Сердце отца» К. Кенфилд приводит наблюдения, сделанные в Национальном Центре Отцовства США. Он пишет: «Вы можете удивиться, узнав, что в результате одного из исследований НЦО мы обнаружили, что отношения человека с отцом не всегда определяют его будущие отношения со своими детьми. Другими словами, проблемы прошлого, несомненно, оказывают влияние, но не являются основными определяющим фактором. Устремленность к истинному отцовству может подавить любые негативные эмоции, возникшие вследствие плохих отношений со своим отцом». Из этих исследований можно сделать вывод, что замкнутый круг можно разорвать, имея огромное желание.

Итак, нужен совершенный образ отца, на которого хотелось бы равняться, и легко было бы подражать.

Следующая часть работы посвящена именно такому образу, который я считаю идеальным для подражания и решения проблемы внутренней безотцовщины многих мужчин и женщин.

Христианское учение о Небесном Отце и Его отношении к Своим детям – наилучший образец отцовства. «Чтобы сердце отца было исцелено и оставалось здоровым, человек должен стараться установить новые отношения как со своим, так и с Небесным Отцом».[56]

Духовное возрождение личности ведет к духовному возрождению семьи, а возрожденные духовно семьи выстраивают духовно-зрелое общество.