Важнейшая задача-возвращение Смоленска и побережья Финского залива.
Возможность вернуть Смоленск и др. земли представилась во время
борьбы украинского и белорусского народов против Речи Посполитой.
Мощное движение украинского и белорусского народов, томившихся под
социальным, национальном и религиозном гнетом польско-литовских
феодалов началось в 1648г. в Запорожской Сечи под руководством
Богдана Хмельницкого. В первых сражениях под Желтыми Водами,
Корсунем, Пилявцами, войска Хмельницкого одержала победу. По
Сборовскому миру 1649г. Речь Посполитая признала Хмельницкого
гетманом Украины и самоуправление казаков в трех воеводствах:
Киевском, Черниговском и Брацлавском. Через год война
возобновилась, и восставшие проиграли сражение в 1651г под
Берестечком, а 1652г. одержали победу над поляками под Батогом. Сил
не хватало и Б. Хмельницкий обратился к России за покровительством.
В 1653 Земский собор принял решение о принятии Украины в подданство
России. 8 января 1654г. Переяславская Рада приняла решение о
воссоединении Украины с Россией. В 1654г. началась война России с
Речью Посполитой, завершившаяся Андруссовским перемирием 1667г.
Россия вернула Смоленск, Чернигов, Стародуб, Левобережную Украину и
Киев, а по Вечному миру 1686г. Запорожская Сечь перешла в
совместное владение России и Р.П., объединившихся против турецко-
крымской агрессии.
Война со Швецией 1656-1658г.г. не принесла территориальных
изменений.
В17в. была освоена Сибирь (1601 г.-Мангазея, 1649 г.-Анадырский
острог). За 50 лет служилые люди, охотники, крестьяне заселили
Сибирь. Большое значение сыграли экспедиции. В 1643-46 г.г.
В.Поярков открыл Амур. В 1648 г. С.Дежнёв открыл пролив между Азией
и Америкой. В 1649-51 г. Хабаров исследовал Приамурье, а Атласов в
1696-99-Камчатку и Кириллы. Центром Сибири стал Тобольск. Отсюда
воевода управлял краем, где проживало 25 тыс.чел. Местное население
стало платить ясак. Привлекая на свою сторону местную знать,
русские закрепляли за ними земли и жаловали права дворян. Вхождение
этих народов имело для них в целом положительное значение.
В 1676-82 г.г. царём был Фёдор Алексеевич. При нём в 1682г.
отменили местничество, мешавшее управлению страной и армией. После
его смерти при участие стрельцов на престол возвели 16 летнего
Ивана V и 10 летнего Петра I I, а регентом стала царевна Софья
(1682-89г.). При ней в 1687г. открылась Славяно-греко-латинская
академия-первое высшее учебное заведение России. Во главе с князем
В. Галициным русские впервые совершили безрезультатные походы
против Крыма. В 1689г. Пётр I женился. Он считался зрелым
человеком, и регентша стала не нужна. Софья не желала уступать
власть, но знать поддержала Петра и царевна была заточена в
монастырь. Пётр I стал полновластным правителем страны.
Вопросы к теме «Россия при первых Романовых »
1.Когда и как началась династия Романовых?
2.Охарактерезуйте политическое развитие России в XVII веке.
3.Что вам известно о церковной реформе Никона? Каковы её
последствия?
4.Какие новые черты появились в экономическом развитии страны?
5.Охарактерезуйте положение различных социальных групп в XVII
веке.
6.Каковы причины народных волнений? Назовите известные вам
выступления народных масс XVII веке
7.Расскажите, пользуясь картой о крестьянском восстании под
предводительством С.Разина.
8.Какие внешнеполитические задачи стояли перед правительством
России в XVII веке?
9.Расскажите о борьбе украинского и белорусского народов против
гнёта польско-литовских феодалов.
10.Каковы результаты войны России с Речью Посполитой?
11.Проследите по карте экспедиции Сибири и на востоке.
12.Какое значение имело воссоединение Украины с Россией и освоение
Сибири для России и народов населяющих указанные территории?
2.8. Русская культура в X – XVIIвв.
Культура – совокупность духовных и материальных ценностей,
созданных обществом в процессе развития.
Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи
с эволюцией восточнославянского общества, становлением государства,
укреплением взаимоотношений с соседними странами.
В XII – XIII веках из – за упадка Киева и политического обособления
отдельных земель формируются новые культурные центры. Русская
культура, не утрачивая единства, становится значительно богаче и
разнообразнее.
В домонгольский период культура Древней Руси достигла высокого
уровня, была создана основа для последующего культурного
развития.
Изучение материальной культуры Древней Руси основывается главным
образом на археологических источниках. Они свидетельствуют о
земледельческом характере культуры восточных славян. Археологам
нередко встречаются различные сельскохозяйственные орудия.
Древнерусские ремесленники освоили сложнейшую технику обработки
металла. Кузнецы изготовляли лопаты, топоры, лемеха, серпы, ножи,
рыболовные крючки, сковороды, сложные замки и др.
Но особенно успешно развивалось оружейное дело: производили мечи и
боевые топоры, шлемы, щиты, наконечники стрел и копий. Русские
мастера создавали кольчуги из переплетенных железных колец. Это
умение пришло с Востока, в Европе кольчуг плести не умели.
Оружие нередко украшалось чернью или серебряным узором. Мастера
изготовляли кольца, перстни, браслеты, кресты, медные и серебряные
блюда и кубки.
В Древней Руси умели делать и стеклянные украшения. Массовым было
гончарное ремесло. Глиняная посуда, изготовление с применением
гончарного круга, была очень разнообразна и использовалась
повсеместно.
Столь же широко распространилось плотницкое ремесло. Основными
инструментами древнерусского плотника были топор и тесло, с помощью
которых возводились избы, крепостные стены и церкви, украшенные
затейливой резьбой.
Развивались и другие ремесла: кожевенное, сапожное, портняжное,
делившиеся, в свою очередь, на множество специальностей – всего до
70-ти.
Культура народа связана с его бытом, а быт, определяемый уровнем
развития хозяйства страны, связан с культурными процессами. В
городах сияли куполами храмы, поражали изяществом дворцы. Дома
украшались коврами, дорогими греческими тканями. Во время пиров
женщины сидели за столом наравне с мужчинами. Гусляры пели «Славу»
именитым гостям. Происходила раздача пищи и денег от имени хозяина
неимущим. Любимая забава богатых – соколиная и ястребиная охота.
Для просто люда – скачки, турниры.
Женщины носили сарафаны, голову накрывали убрусами / платками /. В
селах, деревнях люди жили в избах, полуземлянках. Там люди
настойчиво боролись за свое существование: пахали, разводили скот,
бортничали, охотились, оборонялись.
Скульптура не получила развития, т. к. статуи напоминали
христианским священникам языческих идолов славян.
Типичное жилище в Древней Руси – полуземлянка или бревенчатый сруб,
пол земляной или дощатый. Печь топилась по-черному (без дымохода)
для меньшего расхода дров и большего сохранения тепла. У зажиточных
городских жителей дома состояли из нескольких соединенных между
собой срубов. В княжеских и боярских домах (хоромах) устраивались
крытые галереи, строились терема. Основу внутреннего убранства
составляли лари и лавки, на которых и сидели и спали. Одежда
жителей Древней Руси, принадлежавших к разным слоям населения,
различалась не столько покроем, сколько материалом, из которого
была изготовлена. Основу мужского костюма составляли рубаха, штаны,
заправленные в сапоги или онучи, плащ (вотола), носившийся
внакидку, без рукавов, а в зимнее время – меховой кожух.
Но у
крестьянина или рядового горожанина одежда была холщовой, а у бояр
и князей бархатной, у простолюдина кожух шился из овчины, а у князя
– из соболя или другого дорогого меха. Только князья могли носить
длинные, до пят, плащи.
Фольклор.
Повседневная жизнь и яркие удивительные события отражались в устном
народном творчестве – фольклоре. Песни, былины, загадки, пословицы
дошли до нас через многие столетия. Обрядовый фольклор: песни и
пляски, исполнявшиеся на Масленицу, в день Ивана Купалы,
рождественские коляды. К обрядовому фольклору относятся также
свадебные песни и гадания. На пирах пелись песни, рассказывались
сказки и легенды. Особое место в фольклоре занимает былинный эпос,
былины об Илье Муромце, о Микуле Селяниновиче, о Добрыне Никитиче и
Алеше Поповиче.
Письменность и литература.
Сообщение средневековых авторов позволяют предполагать наличие у
славян письменности еще до принятия христианства. Однако широкое
распространение письменности началось, по - видимому, с
распространением христианства и созданием болгарскими миссионерами
Кириллом и Мефодием славянского алфавита – кириллицы. Самыми
ранними из дошедших до нашего времени памятников древнерусской
письменности являются Остромирово Евангелие 1056 – 1057 г.г.
Изборники 1073 – 1076 г.
В Древней Руси писали на пергамене. Книги переплетались в кожу,
богато украшались золотом и драгоценными камнями.
В связи с распространением христианства на Руси стали создаваться
школы для «книжного учения». Грамотных людей было довольно много, о
чем свидетельствуют, прежде всего, обнаруженные в Новгороде
берестяные грамоты XI – XII ВЕКА. Среди них частная переписка,
деловые хозяйственные документы, даже ученические записи. В Киеве
при соборе Святой Софии была создана обширная библиотека. Подобные
собрания книг существовали и в других богатых храмах и крупных
монастырях.
На русский язык переводились греческие богослужебные книги,
произведения отцов церкви, жития святых, исторические хроники,
повести.
Уже в XI веке начинается формирование собственно древнерусской
литературы. Ведущее место среди литературных произведений
принадлежало летописям.
Летопись – погодные изложения событий.
Крупнейший летописный свод Киевской Руси – «Повесть временных лет»
возник в начале XII веке. Она стала основой русского летописания.
Ее включали практически во все местные летописи. Важнейшими темами
«Повестями временных лет» были отстаивание христианской веры и
защита родной земли.
Автором «Повести временных лет» обычно называют монаха Киева –
Печорского монастыря Нестора. Однако по существу это коллективный
труд, в составлении и переработке которого принимали участие
несколько летописцев. Летопись была документом политическим и потом
нередко подверглась переработке в связи с приходом к власти нового
князя.
В летописи нередко включались публицистические и литературные
произведения. «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона
написанное во второй трети XI веке, посвящено прославлению
христианства и обоснованию самостоятельности Руси по отношению к
Византии. В «Поучении Владимира Мономаха» 1117 создан образ
идеального князя, мужественного в бою, заботящегося о подданных,
радеющего о единстве и благополучии Руси.
Крупнейшие центры летописания в XII веке – Новгородская,
Владимиро-Суздальская и Галицко – Волынская земли.
Новгородское летописание возникло еще в эпоху Киевской Руси. Его
создатели всегда отражали в первую очередь местные, городские дела.
Летописи здесь создавались не при княжеском дворе и не в
монастырях, а в среде белого городского духовенства. Поэтому в них
встречается немало бытовых подробностей, что не характерно для
придворного княжеского летописания, преобладавшего в других русских
землях.
Летописание Севера – Востока зародилось при Андрее Боголюбском и
отразило стремление этого князя, утвердили первенство Владимира –
Суздальского княжества во всей Русской земле. Летописцы стояли на
стороне Владимира в его соперничестве со «старшими» городами
Ростовом и Суздалем, а князей Андрея Боголюбского и
Всеволода III Большое Гнездо изображали почти как святых.
Галицко – Волынская летопись создавалась в княжеском окружении. Она
отразила острое противоборство между княжеской властью и боярством,
характерное для Галицкой земли. Летопись восхваляла князей Романа и
Даниила, пропагандировала идею сильной княжеской власти.
Крупнейшим произведением этой эпохи считается «Слово о полку
Игореве», посвященное походу в Новгород – северского князя Игоря
Святославича против половцев в 1185 году. Важнейшую причину
тяжелого поражения Руси автор «Слова» видит в распрях между
князьями, в их неподчинении великому киевскому князю.
Важным видом чтения средневекового русского человека были жития
святых. На Руси стала создаваться собственная житийная литература.
Среди них – «Сказания о Борисе и Глебе», жития княгини Ольги,
игумена Киева – Печорского монастыря Феодосия и д.р.
В условиях средневековья человека редко покидал родные края. Тем
больше был интерес к далеким странам. Поэтому для средневековой
литературы так характерен жанр «хожений», рассказов о путешествиях.
К этому направлению древнерусской литературы относится «Хожение»
игумена Даниила, совершившего паломничества в Палестину.
Архитектура.
С принятием христианства на Руси стали, возводится храмы. Первые из
них были деревянными и до наших дней не сохранились. Но уже в конце
X века был построен первый русский каменный храм – Десятинная
церковь (разрушена монголами в 1240).
Типичный русский храм был крестово-купольным.
Русские мастера использовали при строительстве каменных храмов
традиции деревянного зодчества, для которого было характерно
многоглавие.
Самым ранним из сохранившихся памятников древнерусского зодчества
является огромный 13 – купольный кирпичный собор Святой Софии в
Киеве, построенный при Ярославе Мудром (30-е года XI века). Собор
был богато украшен мозаиками и фресками.
Несколько позднее был сооружен собор Святой Софии в Новгороде. Если
киевская София нарядна, то новгородская – сурова и лаконичная.
Софийский собор стал образцом для новгородского и псковского
зодчества последующих столетии.
В XI веке в Киеве и Новгороде возводились и монастырские каменные
церкви. Каменное строительство велось и в других городах Руси: в
Полоцке, Чернигове.
В XII веке быстро развивалось каменное строительство, поскольку
становившиеся самостоятельными князья стремились украсить города и
монастыри, подчеркивая тем самым свое богатство и величие.
Два направления в архитектуре XII-XIII веке представлены зодчеством
Новгорода и Владимира.
В Новгороде княжеское строительство не велось, церкви сооружались
на средство горожан, предназначались для повседневной службы,
поэтому были сравнительно невелики и простые в убранстве. Церкви
были приземисты, имели мощные стены. Наиболее известны среди них
Георгиевский собор Юрьева монастыря (трехкупольный), церковь Спаса
на Нередицы, Петра и Павла на Синичьей горе, Параскевы Пятницы на
Ярославовом дворище.
Новгородское зодчество оказало большое влияние на архитектуру
других северо-западных земель: Пскова, Старой Ладоги.
Зодчество Владимиро-Суздальской земли, окончательно сложившиеся во
время Андрея Боголюбского, во многом отличалось от новгородского.
На Северо-востоке строили не из кирпича, а из белого камня.
Владимирские соборы (Успенский и Дмитриевский), княжеский замок в
Боголюбове, Золотые ворота Владимира величественны и нарядны.
Дмитриевский собор, построенный при Всеволоде III Большое Гнездо,
славится обилием тонкой каменной резьбы. Церковь Покрова на Нерли
поражает исключительным изяществом пропорции, легкостью,
устремленностью ввысь.
Внешняя политика России в 17в.
38
0
8 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!