- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Вопрос 6. Зарождение и развитие науки. Наука в античности.

Когда и почему возникла наука? Существуют две крайние т з по этому вопросу. Сторонники одной относят возникновение науки когда чел стал делать первые орудия труда. Другая крайность-отнесение к тому этапу когда появляется естествознание (XV-XVII вв.). Современное науковедение пока не дает однозначного ответа т к рассмат науку в неск аспектах, наука- это совокупность знаний и деят по их производству; форма общественного сознания; социальный институт; производительная сила общества; система проф подготовки кадров. В завис от того, какой аспект мы будем принимать во внимание, мы получим разные точки отсчета развития науки:- наука как система подготовки кадров существует с середины XIXв.;- как непосредственная производительная сила-со второй половины XXв.;- как социальный институт- в Новое время;- как форма общественного сознания- в Древней Греции;- как знания и деятельность по производству этих знаний-с начала чел культуры. Элементы научного знания начали формир в древних гос-ах: Египет, Китай, Индия. Возникн науки относят к 6 веку до н.э., в Др Гр. Для её возникн был необходим опр ур развития производства. С 6 в. до н.э. - 2 в. до н.э. зародились идеи об атомном строении вещества, разработана геоцентричная система мира, установлены простейшие законы статики (правило рычага), открыты закон прямолинейного распространения и закон отражения света, сформул начала гидростатики (закон Архимеда), наблюдались простейшие проявления электричества и магнетизма. Формирование науки требовало разрушение мифологических систем. Характерный пример: польский астрономом и мыслителем Николай Коперник (1473-1543) разработал гелиоцентрическую систему мира в труде «О вращениях небесных тел» (1543). Теория и наблюдения Коперника воспринималась как фантазия. Система принята с 1828 года после снятия запрета католической церкви. Идея гелиоцентризма высказывалась мыслителями еще до н э, но таких гонений не было. Теория Коперника убирала вековое представление о центре вращения во Вселенной.. Развитие и уточнение его теории – заслуга ученых след поколения. Один из них Дж Бруно, монах одного из неаполитанских монастырей. Он выдвинул и обосновал концепцию множественности планетарных систем. Отверг замкнутую сферу звезд, разделил небесные тела на самосветящиеся и отражающие солнечный свет. Бруно принадлежит эскиз соврем картины вечной, никем не сотворенной, единой бесконечной развивающ Вселенной, с бескон числом очагов Разума в ней. Спустя почти 300 лет на этом месте воздвигнут памятник. Была гипотеза, что Солнце движется по окружности вокруг неподвижной Земли, а планеты обращаются вокруг Солнца. Тихо Браге (1546-1601), наблюдал за вспыхнувшей яркой звездой в созвездии Кассиопеи. Его наблюдения более двух десятков лет, очень точные для того времени, не подтвердили его гипотезу. Но их обработка немецким ученым Иоганном Кеплером (1571-1630) дала три закона движения планет: 1. Каждая планета движется по эллипсу, в одном из фокусов которого находится Солнце; 2. Радиус-вектор планеты за равные промежутки времени описывает одинаковые площади. 3. Квадраты периодов обращения планет вокруг Солнца относятся как кубы больших полуосей их орбит. Законы Кеплера – пример пассивного эксперимента и матем обработки его рез-та.

Древнегреческий период.

Естественнонауч знания Др Востока проникли в Др Гр в VI в. до н.э. и обрели статус науки как определен системы знаний. Эта наука называлась натурфилософией (от лат. natura — природа). Натурфилософы были одновременно и философами, и учеными. Они воспринимали природу во всей ее полноте и были исследов в различных областях знания. В VI в. до н.э. в древнегр городе Милете возникла 1я научная школа. Основной проблемой этой школы была проблема первоначала всех вещей: из чего состоят все вещи и окр мир? Предлагались разные варианты того, что считать первоосновой всех вещей: огонь (Гераклит), вода (Фалес), воздух (Анаксимен), апейрон (Анаксимандр). Например, Фалес понимал под «водой» текучую субстанцию, охватывающую все сущ в природе. Обычная вода входит в это обобщенное понятие как один из элементов. Пифагорейцы, в качестве первоначала мира ввели понятие числа. Они также отмечали связь между законами музыки и числами. Согласно их учению, «элементы чисел должны быть элементами вещей». Пифагор (582—500 гг. до н.э.) был не только известным математиком и астрономом, но и духовным лидером своих учеников и многих ученых того времени. Пифагорейские числа не соотв современным абстрактным представлениям о них. Пифагорейское число тянуло за собой длинный «шлейф» физических, геометрических и даже мистических понятий. Исследование первоосновы вещей вслед за учеными милетской школы были продолжены Демокритом (ок. 460-370 гг. до н.э.) и его учителем Левкиппом, которые ввели понятие атома. Новое учение, атомистика, утверждало, что все в мире состоит из атомов — неделимых, неизменных, неразрушимых, движущихся, невозникающих, вечных, мельчайших частиц.

Самой яркой фигурой античной науки того периода был Аристотель (384-322 гг. до н.э.), кот в совершенстве освоил учение Платона, но не повторил его путь, а пошел дальше. Если для Платона было характерно состояние вечного поиска, то научный дух Аристотеля вел его к синтезу и систематизации. Он наметил магистральные пути развития метафизики, физики, психологии, логики, а также этики, эстетики, политики. Аристотель разделял все науки на три больших раздела: науки теоретические и практические, которые добывают знания ради достижения морального совершенствования, а также науки продуктивные, цель которых — производство определенных объектов. Формальная логика, созданная Аристотелем, просуществовала в предложенной им форме вплоть до конца XIX в. Зарождение медицины как самостоятельного научного знания связано с именем Гиппократа (460—370 гг. до н.э.), который придал ей статус науки. Основной его тезис: медицина должна развиваться на основе точного метода, системат и организованного описания различных заболеваний.

Эллинистический период.

Первой из эллинистических школ была школа Эпикура (341—270 гг. до н.э.). Эпикур делил философию на три части: логику, физику и этику. Эпикурейская физика — это целостный взгляд на реальность. Эпикур развил идеи атомистики, заложенные Левкиппом и Демокритом. В его школе было показано, что атомы различаются весом и формой, а их разнообразие не бесконечно. Для объяснения причины движения атомов Эпикур ввел понятие первоначального толчка (первотолчка).

С 332 г. до н.э. началось сооружение города Александрии, который стал основным научным центром эллинистической эпохи, центром притяжения ученых всего средиземноморского региона.

В Александрии был создан знаменитый Музей, где были собраны необходимые инструменты для научных исследований: биологических, медицинских, астрономических. К Музею была присоединена Библиотека, которая вмещала в себя всю греческую литературу, литературу Египта и многих других стран. В первой половине III в. до н.э. в Музее велись серьезные медицинские исследования. Герофил и Эрасистрат продвинули анатомию и физиологию, оперируя при помощи скальпеля. Герофилу медицина обязана многими открытиями. Начали составляться труды, объединявшие все знания в какой-либо области. Так, например, одному из крупнейших математиков того периода Евклиду принадлежит знаменитый труд «Начала», где собраны воедино все достижения математической мысли. Выдающимся ученым был математик-теоретик Архимед (287—212 гг. до н.э.). Завершили формирование основополагающие элементы наиболее древних наук — математики (прежде всего геометрии), астрономии и медицины. Кроме того, началось формирование отдельных естественных наук, методами которых могут считаться наблюдение и измерение. Все эти науки создавались жрецами Египта, волхвами и магами Междуречья, мудрецами Древней Индии и Древнего Китая. Натурфилософы Древней Греции были теснейшим образом связаны с этими жрецами, а многие являлись их учениками. Все науки того времени были тесно вплетены в фил-религ мысль и по существу считались знанием элиты (религиозной или философской) древнего общества.

В 30-х гг. до н.э. новым научным центром становится Рим со своими интересами и своим духовным климатом, ориентированным на практичность и результативность. Закончился период расцвета великой эллинистической науки. Новая эпоха может быть представлена работами Птолемея в астрономии и Галена в медицине.