- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Возможность использования сказкотерапии



В профилактике зависимостей

Сказкотерапия зависимостей... Какое странное словосочетание... Казалось бы, терапия зависимостей слишком серьезна для того, чтобы в ней нашлось место сказкам и притчам. Однако, это не совсем так. С помощью психотерапевтических и медитативных сказок можно снимать напряжение и осуществлять позитивное воздействие на уровне жизненных ценностей.

Для этого не обязательно подбирать и сочинять сказки, в которых есть прямое указание на наличие зависимости. Возникновение зависимости, среди прочих причин, связано с определенным нравственным недоразвитием. И эта «глубинная проблема» является предметом сказкотерапии зависимостей.

В связи с этим использование сказкотерапии, с одной стороны, не имеет ограничений. Но, с другой стороны, может быт недостаточно эффективно при сформированной зависимости.

Сказкотерапия - прекрасный метод профилактики. Однако в ситуации осознания и принятия пациентом своей проблемы Сказкотерапия также может быть эффективным средством индивидуальной и групповой терапии.

 

Стадии сказкотерапии.

 

Стадия сказкотерапии Задачи консультанта
1. Поддержка клиента и его близких, убеж­дение клиента. Снять психологическое напряже­ние. Показать перспективы. Поддержать в желании положи­тельных изменений.
2. Проблематизация. Усугубле­ние кризисного состояния. Показать глобальность проблемы и бессилие человека перед ней. «Заронить» желание выбраться из болота.
3. Осмысление жизненного опыта. Помочь в осмыслении жизненно­го опыта. Найти ключевые моменты жизни, когда были утеряны духовные ориентиры.
4. Актуализация и подпитка жиз­ненного ресурса. Формировать отношения приня­тия собственного жизненного опыта. Усиливать радостные и счастливые переживания. Показывать примеры гармонич­ной самореализации.
5. Формирова­ние конструк­тивного созида­тельного альтру­изма. Формировать желание заботить­ся о других и приносить благо. Содействовать в переоценке кли­ентом своих взаимоотношений с близкими людьми.
6. Профилактика срыва. Предупредить о рецидивах и их источниках. Совершенствовать технику само­регуляции на основе духовных, нравственных ориентиров.
7. Формирова­ние созидатель­ной жизненной программы. Помочь заново осмыслить основ­ные жизненные ценности и пост­роить созидательную жизненную программу.

 

Приложение № 1

 

ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ СО СКАЗКАМИ

Каждая сказка обладает своей неповторимостью. Однако взгляд на сказкотерапию как воспитательную систему предполагает об­щие закономерности работы со сказочным материалом.

  ПРИНЦИП     ОСНОВНОЙ АКЦЕНТ   КОММЕНТАРИЙ
Осознанность Осознание причинно- следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого пер­сонажа в развивающихся событиях, Общие вопросы: что проис­ходит? почему это происходит? кто хотел, чтобы это произошло? зачем это было ему нужно? Задача: показать воспитан­никам и клиентам, что одно со­бытие плавно вытекает из другого, даже несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место, закономер­ность появления и назначение каждого персонажа сказки.
Множественность Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны это так, с другой, иначе.
Связь с реальностью Осознание того, что каждая сказочная ситуацию разворачивает перед нами некий жизненный урок Задача: кропотливо и терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях

Некоторые способы разрешения трудностей в сказках.

 

Важно, чтобы у клиентов в процессе занятий образо­вался широкий набор способов разрешения трудных ситуаций, и понимание механизмов их воплощения в жизни.

Каждая новая сказка будет обогащать этот список.

 

Способ Характеристика Использование в психолого-педагогической практике
Прямая агрессии Герой достает меч и рубит дракону голову Решение проблемы с позиции силы. Показать свою физическую и ментальную силу противнику.
    Хитрость Герой притворяется слабым, не­умелым, непонимающим: Кот в сапогах говорит людоеду, что никогда не поверит, что тот мо­жет превратиться в мышку; Ива­нушка уверяет Бабу-Ягу, что не умеет садиться на лопату и пр.     Посмотреть на ситуацию с другой стороны, обернуть ее в шутку.
Использование волшебных предметов и помощников Меч-кладенец, перстень удесятиряюший силу и пр. Передача клиенту оберегающих его предметов: камешков, бусинок и пр. Внушение чувства защищенности.
  Групповое реше­ние проблем Герои распределяют обязан­ности между собой, каждый берет на себя то, что ему удается делать лучше всех.   Адекватное распределение ролей и обязанностей в коллективе.
Передача ответственности другому Иван-царевич передает право решать серому Волку. В ситуациях, которые невозмож­но решить самостоятельно, важно подумать, кто бы мог помочь.

 

 

СТРУКТУРА КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕГО

СКАЗКОТЕРАПЕВТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

 

Этап Назначение Содержание этапа
1 . Ритуал «входа» в сказку Создать настрой на совместную работу Коллективное упражнение. Например, встав в круг и взявшись за руки, все смотрят на свечу; или передают друг другу мячик; или со­вершается иное «сплачивающее» действие
2. Повторение Вспомнить то, что де­лали в прошлый раз, какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлы.й раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз
3. Расширение Расширить представ­ления ребенка о чем-либо Ведущий рассказывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они попробовать, помочь какому-либо персонажу из сказки
4. Закрепление Приобрести новым опыт, закрепить новые качества лично­сти ребенка Ведущий проводит игры, позволяю­щие детям приобрести новый опыт; совершаются символические путе­шествия и превращения
5. Интеграция Связать новый опыт с реальной жизнью Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, который приобрели сегодня
6. Резюмирование Обобщить приобретен­ный опыт, связать его с уже имеющимся Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последователь­ность происходившего на занятии, отмечает отдельных детей за их за­слуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговари­вает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать новый опыт
7. Ритуал «выхода» из сказки Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимо­действию в привычной социальной среде Повторение ритуала «входа» в сказ­ку с дополнением. Ведущий гово­рит: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Ребята протягивают руки в круг |, совершают действие, как будто что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди

Схема размышления над сказками

И их обсуждения

  Акцент     Направление размышления     Вопросы   Комментарии
    Основная тема Важно понять основные идеи сказки, то есть что с ее помощью нам хотели передать наши предки, какой опыт, о чем предупредить, чем подбодрить и пр.   О чем эта сказка? Чему она учит? В каких ситуациях нашей жизни нам пригодится то, что мы узнали из сказки? Как конкретно мы это знание будем использовать в своей жизни? Через основную тему нам передаются общие нравственные ценности, стили поведения и взаимодействия с окру­жающими, общие ответы на общие вопросы  
Линия героев сказки. Мотивы поступков   Важно понять видимую и скрытую мотивацию героев сказки   Почему герой совершает тот или иной поступок? Зачем ему это нужно? Чего он хотел на самом деле? Зачем один герой был нужен другому? Можно размышлять и проводить обсуждение отдельно для каждого героя или во взаимосвязи героев друг с другом
Линия героев сказки. Способы преодоления трудностей   Важно «составить список» способов преодоления трудностей героями сказки Как герой решает проблему? Какой способ решения и поведения он выби­рает? Активный или пассивный? Все решает и преодолевает сам или старается передать ответственность другому? В каких ситуациях нашей жизни эффективен каждый способ решения проблем, преодоления трудностей? Имея набор способов решения проб­лем: прямое нападение на врага, хитрость, использование волшебных предметов, групповое решение проб­лем, — важно оценить, в каких ситуа­циях реальной жизни мы можем использовать тот или иной способ разрешения трудностей
Линия героев сказки. Отношение к окружающему миру и к самому себе   Важно понять общую направленность героя: он созидатель или разрушитель по отношению к окружающему миру, другим героям?   Что приносят поступки героя окру­жающим: радость, горе, прозрение? В каких ситуациях он созидатель, а в каких разрушитель? Как в реальной жизни человека распределяются эти тенденции? Как в жизни каждого из нас распределяются эти тенденции? Важно при обсуждении развивать гиб­кий подход к созидательных и разру­шительным тенденциям. Проявление базовой тенденции во многом зависит от конкретной ситуации в жизни  
Актуализированные чувства   Важно осознать, какую эмоциональную реакцию вызывает у героя определенная ситуация и почему   Какие чувства вызывает эта сказка? Какие эпизоды вызвали радостные чувства? Какие — грустные? Какие си­туации вызывали страх? Какие ситуа­ции вызывали раздражение? Почему герой реагирует именно так? Размышляя над сказкой с позиции чувств, которые она вызывает, можно делать акцент на источники чувств внутри нас  
Образы и символы в сказках   Важно осознать, какие тенденции, уроки, способы поведения несет в себе каждый герой сказки   Кто такой Иван-царевич? Кто такой Колобок? Кто такая Курочка Ряба?   Можно привлекать не только собст­венные рассуждения на тему «Что есть зтот образ», но и словари образов, особенно юнгианские  

 

Приложение № 2

«Ассоциации»

Эта игра в данной модификации должна, прежде всего, подго­товить к вступлению в мир сказок, хотя, кроме этого, она укрепляет групповые связи и способствует развитию ассоци­ативного мышления.

При проведении игры каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем из сказочных героев известных сказок ассоциируется он сам, и с кем — двое его ближайших со­седей по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию жела­тельно обосновать.

Другой вариант игры можно применить, когда сказка уже раз­бирается и с ее героями группа уже знакома. Ведущий предлагает выбрать какие-либо предметы в помещении, где происходят за­нятия, и сказать, с каким из этих предметов ассоциируется тот или иной герой сказки. В этом варианте игра является хорошей подготовкой к обсуждению сказки..

Продолжительность игры — 15 минут.

«Ледокол»

Игра является хорошим способом «разбить лед» в малознако­мой группе, настроиться на сказочные сюжеты или актуализиро­вать какие-либо знания.

Играющие берут листочек бумаги (карточку) и пишут на нем имя сказочного персонажа, название какого-либо сказочного пред­мета, фамилию известного автора сказок, название сказки или ска­зочного города, которое должен угадать другой участник. (Веду­щий может заранее подписать нужное количество карточек сам, если это отвечает его замыслу.)

Написавший карточку вправе про­сить разрешения прикрепить ее на спину любому участнику груп­пы. Карточки прикрепляются булавкой на спину каждого участни­ка. Все участники игры подходят друг к другу, показывают свои карточки и задают вопросы, на которые можно отвечать только «да» и «нет». Если участник разгадал свою карточку, он прикалы­вает ее на грудь.

Количество вопросов, которые можно задавать при разгадывании, можно ограничить.

Игра может подготовить к проведению и обсуждению любой сказки.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

 

 

«Передача предмета»

Цель игры — создание в группе дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Какой-либо предмет (игрушка, сувенир) пе­редается по кругу с добавлением дружеских слов, приветствий, комплиментов.

Продолжительность игры — 10 минут.

 

 

«Групповой рисунок на тему».

Цель игры — групповое осмысление темы занятия или отдель­ной сказки.

Возможно одновременное выполнение рисунка всей группой (или частью группы) на большом листе, либо изготовление кол­лажа из отдельных рисунков.

Можно провести «защиту» рисунка авторами.

В сказкотерапевтическом занятии эта игра может использоваться как «конструи­рование сказки» или рефлексия группы по поводу какого — либо сказочного сюжета.

Продолжительность игры — 30—45 минут.

 

«Дорисуй»

Цель игры — вскрыть и обсудить проблему понимания челове­ка человеком.

Каждый участник игры задумывает какой-либо рисунок и на­чинает рисовать его на листе бумаги. Затем рисунок передается следующему по кругу. Получив чужой рисунок, каждый участник дорисовывает то, что считает нужным. Обойдя круг, рисунки воз­вращаются к их авторам. При обсуждении сравниваются первона­чальный замысел и его воплощение как результат понимания и уважения чужой идеи или наоборот — желания сделать все по-своему. С помощью игры можно также подойти к проблеме соот­ношения жизненных планов и результатов деятельности (или эта­па жизни).

Продолжительность игры — 15—20 минут.

 

«Звездочки»

Цель игры — поиск и обсуждение форм достижения взаимо­понимания.

Ведущий готовит для игры «звездочки»-наклейки. Затем про­сит участников закрыть глаза и приклеивает их участникам на лоб. Звездочки — либо разного цвета (всего 5-6 цветов), либо раз­личаются по форме. Участники получают задание: не произнося ни слова, найти тех, у кого такие же «звездочки». Ведущий (или наблюдатель, если ведущий также участвует в игре) смотрит, ка­кими способами пользуются участники, чтобы отыскать «себе подобных», не зная, кто ты сам.

Продолжительность игры — 10—15 минут.

 

«Лишний стул»

Цель игры — настройка группы на откровенность или созда­ние сказочной атмосферы. Группа сидит в круге. Ведущий встает, убирает стул, на котором сидел, и объясняет условия игры: меня­ются местами все, к кому относится высказанное предположе­ние. Тот, кому не досталось места, становится водящим и получа­ет возможность предложить группе следующее условие.

Начать ведущий может с таких предложений, которые заведомо оставля­ют всех на своих местах, например:

Сейчас поменяются местами те, кто никогда не опаздывал на уроки.

...те, кто всегда соблюдает правила.

...те, кто всегда слушается родителей.

Можно предлагать задания, совместимые с темой сказки или предлагаемого обсуждения, например:

Поменяются местами те, кто верит, что чудеса случаются не только в сказках.

 

Продолжительность игры — 10—15 минут.

 

 

«Необитаемый остров»

Цель игры — соотнесение этической ситуации с личным опы­том участников, моделирование своего поведения в экстремаль­ной ситуации, создание игрового или сказочного настроения.

Каждой подгруппе (10—20 человек) дается большой лист бумаги, цветные карандаши или фломастеры. Объявляется, что группа в этом составе проведет год на необитаемом острове без связи с внеш­ним миром. Предлагается нарисовать этот остров, свою жизнь на нем и составить правила жизни на острове.

Можно также предло­жить жизнь на острове в сказочной стране, когда известно, что через год придет волшебник или другой чудесный помощник; жизнь там, где возможны любые чудеса при определенных условиях, и т. д.

Обсуждение проводится в зависимости от рассматриваемой про­блемы:

- отношения между людьми,

- отношения с природой,

- необходимость взаимопомощи.

Продолжительность игры — 30 минут.

 

«Цветик-семицветик»

Цель игры — осознание и групповое осмысление ценностей, ин­тересов, потребностей участников, создание сказочного настроя.

Для игры подготавливаются бумажные ромашки с семью ле­пестками.

Предлагается написать на лепестках ромашки свои желания, не ограничивая себя ничем, как если бы ромашка была волшеб­ной. Затем ведущий собирает ромашки и, выбирая одну из них, предлагает составить впечатление о человеке, у которого такие же­лания. Возможно, просто сравнение ромашек между собой. Можно назвать героя сказки, который мог бы выразить такие желания, ли­бо вообще выполнять задание от имени какого-либо сказочного героя.

В другом варианте игры лепестки ромашек отрываются, пе­ремешиваются, по желанию группы происходит знакомство с час­тью лепестков, либо разговор о желаниях вообще, способах их осо­знания и исполнения.

Продолжительность игры — 15—20 минут.

«Тарелка с водой»

Цель игры — развить взаимопонимание в группе, понять и об­судить закономерности возникновения взаимопонимания.

Группа молча с закрытыми глазами передает по кругу тарелку с водой. В результате при передаче развиваются способы комму­никации: поиск рук партнера до момента передачи тарелки, пре­дупреждение о передаче прикосновением и т. п.

Обсуждение может затрагивать вопросы взаимной заботы или ее отсутствия. В игре участвуют наблюдатели, которые после игры да­ют отчет о наблюдениях, адресованный тому, за кем они наблюдали.

Продолжительность игры — 20 минут.

Приложение № 3

Утешительная сказка

Я не знаю, в какой стране это было, и в какое время это происходило. Сей­час еще есть люди, которые помнят Дерево Утешения. Оно росло на краю про­пасти.

Дерево Утешения было очень старым, но вместе с тем крепким, сильным и красивым. Для всех, кто к нему приходил, оно было важно тем, что оно умело утешать. Со всех концов страны к Дереву приходили люди, нуждавшиеся в уте­шении. Сколько бы их ни было, каждый оказывался с Деревом наедине.

Они де­лились с ним своим горем, болью, неудачами. Они говорили ему о главном в своей жизни. Мне рассказали, о чем говорили люди с деревом. Я вам поведаю некоторые беседы - здесь обрывки разных разговоров, но это и один разговор, потому что для каждого это беседа о том, что сейчас наиболее важно.

- Мне тяжело.

- Да, я понимаю тебя.

- Я хочу поделиться с тобой...

- Я тебя слушаю.

- Меня никто не любит.

- Я понимаю, это больно - так думать. Если бы это было правдой, это бы­ло бы ужасно. Почему ты так думаешь?

- Меня не слушают, на меня не обращают внимания. Это потому, что я не­достоин. Все знают, что я такой, даже те, кто видит меня в первый раз.

- А что они видят?

- То, что я - ничтожество.

Я могу сказать тебе, что вижу я. Хочешь?

-Да.

- Человека, который не уверен в себе.

- Что же мне делать, Дерево?

- Сам решай. Ты можешь остаться таким, как есть. Можешь измениться. Но для этого нужно пройти через больший страх и большую боль, чем те, к ко­торым ты привык.

- И меня будут любить?

- Некоторые будут.

- А... Она?

- Этого я не знаю.

- Я так ее люблю!... Она меня не замечает. Но если я буду смелым, вдруг она возненавидит меня?... или снова не заметит? Даже и ты не знаешь.

- Если ты станешь смелым, то ты сам будешь любить ее по-новому - это я знаю точно.

- А Она?

- Она свободна в своем выборе, как и ты.

- А разве ты не можешь ...?

- Что?

- Заколдовать ее?

- Нет.

- А кто может?

- Я думал, что ты любишь ее, а ты хочешь ее убить.

- Убить?

- Ну да, сделать игрушкой.

- Прости, это я от любви.

- Нет, это от недомыслия. Любовь - это свобода и риск.

- Дерево, скажи, как мне быть!

- А что случилось?

- Ты не знаешь?

- Нет, ты пока не сказала.

- Я думала, это видно. Я беременна, но я не хочу ребенка!

- Да, это очень серьезно.

- Ты не спросишь, почему я не хочу ребенка?

- Хочешь ты или нет, но он уже есть. Я думаю, как можно помочь ему. И те­бе. Но, прежде всего, - ему.

- Почему не мне?!

- Но ведь это ты хочешь его убить!

- Его еще нет. Это состояние моего организма, болезнь.

- Ты обманываешь себя. Ребенок есть. А ты не хочешь принять его, ты -его мама. Почему?

- Моя мама тоже не хотела меня, я знаю. И не очень-то я счастлива.

- Прости свою маму, если сможешь. Ведь она любила тебя... А счастье? Может быть, как раз этот ребенок и поможет тебе стать счастливой. И сам бу­дет счастливым.

- Ты даже не спрашиваешь, что со мной произошло! Он так обидел меня!

- Но ведь не ребенок тебя обидел! Он готов тебя любить. Уже любит.

- Я подумаю, Дерево!

- Думай о будущем. У вас вместе будет будущее.

- Я приду к тебе еще, дорогое Дерево.

- Буду ждать вас обоих.

- Дерево, я хочу умереть. Моя жизнь не имеет смысла.

- А смерть имеет смысл?

- Чтобы не мучиться.

- Прости, что я об этом спрашиваю, но твоя боль не указывает тебе, в чем смысл?

- Я не думал об этом. Спасибо, Дерево, я еще приду к тебе.

- Скажи мне, как мне встретить смерть? Врачи сказали, что я скоро умру.

- Для чего ты жил?

- Какое ты жестокое! А мне говорили, что ты даешь утешение! Скажи мне, что врачи ошиблись!

- Я даю утешение, но не собираюсь лгать. Я не знаю, ошиблись ли они! А что говорит тебе твое сердце?

- Что я умру. И это меня ужасает!

- Что ты понимаешь под смертью? Для чего ты жил? Чего не успел?

- Я хочу жить! Даже в муках!

- Ты и сейчас живешь в муках. Взгляни в лицо своей жизни.

- Сейчас?

- Разве сейчас не время для этого? Исправь то, в чем ты ошибался, при­мирись со своей судьбой. Может быть, то время, что тебе осталось, а я не бе­русь сказать, сколько его осталось, сделает тебя счастливым.

- Дерево, я не знаю, зачем я пришел сюда. Я не нуждаюсь в утешении.

- Но тебе тяжело.

- Я сам во всем виноват. Но мне никто не нужен.

- А ты нужен кому-нибудь?

- Я думаю, нет. Это для слабых. Когда я был слабым, у меня были друзья. Но это делало меня еще слабее.

- Но ведь ты был счастлив! А сейчас? Зачем ты ломаешь свою жизнь?

- Ты не смеешь меня судить! Я имею право жить, как считаю нужным!

- Я не сужу тебя. И хотел бы утешить тебя, как других. Но кто ты на самом деле?

- Дерево, милое Дерево! Спасибо тебе. Я смог победить! Я на седьмом небе!

- Спасибо, что пришел! Я радо тебе! Теперь ты сможешь помогать другим, потому что ты познал боль и радость.

Это дерево росло над обрывом сотни лет. Для него не было «плохих» и «не­нужных» людей. Только люди, нуждавшиеся в утешении.

Но сейчас его невозможно увидеть. Дерево стало невидимым, когда его сруби­ли. Но оно стоит над обрывом и всегда отвечает тем, кто к нему приходит. Те, на ко­го падает тень его невидимых глазу ветвей, становятся людьми, которые утешают.

- Дерево, выслушай меня!

- Слушаю!..

 

Мальчик – чудовище

 

Жил-был мальчик. Звали его Георгием в честь знаменитого героя. В ка­ком королевстве он жил, он просил меня не рассказывать, так как он и сейчас там живет после своих странствий.

Пока Георгий был мальчиком, все было как обычно: он играл, шалил, возился с друзьями, родителей иногда слушался, ино­гда нет; иногда он был веселым, иногда грустным, учиться не очень-то любил, но любил придумывать всякие необыкновенные истории и мечтал, как и Святой Георгий, победить когда-нибудь злого дракона или другое чудовище. Но когда он подрос, он сам неожиданно для себя стал превращаться в злого дракона или другое чудовище.

Да, мальчик Георгий исчезал, а на его месте появлялось зло­вредное существо, которое хотело драться, шуметь, обижать всех, особенно ро­дителей, разбивать и расшвыривать все, что попадалось ему на дороге. При этом чудовище чувствовало себя обиженным на весь свет. И только тогда, когда оно, вдоволь поиздевавшись над всеми, уходило, возвращался удивленный и испуган­ный мальчик Георгий. Первое время, чувствуя приближение чудовища, Георгий старался убежать подальше, туда, где его никто не знал. Каждый раз, когда чудо­вище исчезало, мальчик надеялся, что он навсегда освободился, хотелось забыть о поведении чудовища, даже не верилось, что можно быть таким. Но однажды злой дракон сломал несколько деревьев на соседней улице, с невероятной силой разнес красивую беседку, а на сломанной скамейке расписался со всех сторон: «Пятиглавый дракон ОРГ».

Теперь Георгий уже не надеялся, что чудовище исчез­нет. Он решил посоветоваться со своим отцом. Стыдясь и огорчаясь, он поведал отцу о своих превращениях. Но отец неожиданно сказал:

- Я все собирался предупредить тебя об этом, Георгий, но надеялся, что это тебя не коснется. Из уроков истории ты знаешь, что не только Святой Геор­гий, но и другие рыцари сражались в нашем королевстве с драконами и чудо­вищами. И иногда им случалось проиграть решающий бой. Некоторые из них погибали, а некоторые соглашались... соглашались - как бы тебе сказать, ведь об этом в учебниках истории не написано - повиноваться драконам и помогать им. И, быть может, поэтому в нашем королевстве часто случаются такие пре­вращения.

- Что же мне делать? - спросил Георгий. - Я не хочу быть драконом!

- Многие из наших юношей пытались бороться с этими превращениями. Например, мой старший брат.

- Дядя Александр?

- Да. Он заявил, что убьет своего дракона, как только тот покажется ему на глаза.

- Я никогда бы не подумал, что он способен на такое. Он мне всегда казал­ся таким угрюмым и скучным человеком. Он всегда такой «правильный», ты только не обижайся, папа.

- Это действительно так. Он стал скучным и «правильным», когда убил в се­бе дракона.

- А ты, папа? Тебе тоже угрожали превращения?

- Да, Георгий, - сказал отец, опустив глаза.

- И как ты победил?

- Я запер на замок свое чудовище. Иногда оно ворочается и рычит, но я стараюсь, чтобы никто об этом не догадывался.

«Бедный папа!» - подумал Георгий.

- А как поступить мне? Я думаю, ты мне что-нибудь посоветуешь, у тебя есть опыт...

- Нет, Георгий, я не вправе давать тебе советы, ведь я не очень-то преус­пел в борьбе со своим чудовищем. Но ты уже не мальчик. Я слышал, что на све­те есть мудрецы...

- Папа, а что, если не бороться, может быть, дракону надоест приходить?

- Я знаю о таких случаях, мой мальчик. Дракону, если с ним не борются, незачем и уходить. И тогда в мире становится одним драконом больше.

- Папа, помоги мне собраться. Я отправлюсь искать мудреца, чтобы он подсказал мне, как победить дракона Орга.

«Может, мне удастся найти мудреца, который и отцу поможет бороться с дра­коном», - мечтал Георгий.

Георгий простился со своими родителями и отправился на поиски мудреца. Долго ли, коротко ли он странствовал, не одно превращение он испытал за это время, у каждого встречного спрашивал, не мудрец ли он, и вот однажды услы­шал слова сильного, крепкого молодого человека, приглашавшего в «Школу тайной мудрости».

- Если хочешь научиться мудрости, приходи в мою школу.

- Я хочу научиться побеждать чудовищ, - сказал Георгий.

- А зачем их побеждать?

- Я не хочу быть чудовищем, я хочу быть собой.

- Поучись в моей школе, и ты поймешь, что и ты, и чудовище - всего лишь цепь перерождений, твоя задача выйти из этой цепи. Ты хочешь победить чудо­вище, оно хочет победить тебя, это одна видимость. Неважно, кем ты себе ка­жешься, стремись к тайной истине.

- А откуда ты знаешь, что твоя тайная истина не одна видимость?

И Георгий пошел дальше. Следующий - безбородый мудрец средних лет -сказал:

- Твои чудовища - это тени тех неприятностей, которые случаются с тобой в жизни. Это - твои тайные желания, в которых ты не признаешься себе.

- Ты хочешь сказать, что у меня есть тайные желания все ломать, крушить, обижать людей?

- Да, поэтому ты превращаешься в чудовище.

- И что же мне делать?

- Прежде всего, понять, почему это происходит, потом ты сможешь ре-шать, что ты позволишь себе, а что нет.

- Я согласен с тобой, мудрец, но не до конца. Мне, например, хотелось, чтобы мое имя знали все, но я не разрешал себе пачкать скамейки. Дракон раз­решает себе все. Но некоторые его поступки я не могу объяснить себе таким образом.

И Георгий пошел дальше. Он брел по лесу, раздумывая над словами второ­го мудреца. И почти наткнулся на одинокую хижину.

- Кто здесь живет? - спросил мальчик.

Никто не отозвался. Георгий заглянул в хижину. Она была почти пустой: же­сткое ложе, маленький очаг, дрова и изображение святого Георгия на стене. Ге­оргий решил дождаться хозяина. Хозяин долго не появлялся.

В какой-то момент юноше показалось, что он снова превращается в Орга. Огромным усилием воли он заставил чудовище сломать не хижину, а несколько сухих деревьев в лесу. А на следующее утро Георгий принес из лесу эти дере­вья и нарубил дров, чтобы помочь хозяину. Наконец появился хозяин. Это был немолодой человек, его борода была почти седой. Держался он прямо и чем-то напоминал юноше Святого Георгия. Мудрец ласково улыбнулся гостю.

- Ты хочешь о чем-то спросить меня?

- Почему ты живешь один - ты не любишь людей?

- Я люблю людей и рад помочь каждому гостю. И тебе я помогу. Я знаю, что ты не хочешь превращаться в чудовище.

- Да, но я слышал, что убивать свое чудовище опасно, можно убить и что-то важное в себе. Как победить этого дракона?

- Чтобы победить его, ты должен одержать пять побед, тогда дракон окон­чательно уйдет из твоей жизни. Но это должны быть добрые победы. Если же в одной из схваток победит дракон, то придется начать все сначала. Но не уны­вай, ты уже одержал четыре добрые победы, пока странствовал.

- Какие?

- Твоя первая победа в том, что ты решил бороться с чудовищем. Вторая победа пришла к тебе, когда ты не смирился с тем, что дракон - одна види­мость.

- А третья?

- Третья победа в том, что ты согласился увидеть в себе что-то злое, на что опирался дракон. А четвертую ты совершил здесь, в этой хижине.

- Но ведь я был чудовищем, - стыдливо сознался юноша.

- Скорее ты, Георгий, заставил его потрудиться. Но будь осторожен, его трудно удержать от зла. Даже сейчас, когда ты уже почти победил. Если тебе придется трудно, попроси помощи у святого Георгия.

- Спасибо тебе, мудрец. Скажи мне еще, как отличить добрую победу от недоброй?

- Это такая победа, за которую не будет стыдно, когда борьба окончится. Она не оставляет после себя сердечной горечи. Иди, я верю в тебя. И помни: если будет неудача - не унывай, начни сначала.

Простившись с мудрецом, Георгий решил вернуться в свой город, не зная, скоро ли представится случай для следующей схватки. Когда он подходил к сво­ей улице, он услышал шум и пошел взглянуть, что случилось.

Несколько молодых дракончиков резвились. Они сломали забор и выломан­ными досками играли, перебрасывая друг другу визжащего щенка. Георгий ки­нулся на выручку. Дракончики накинулись на него. «Мне ничего не стоит сейчас самому превратиться в Орга, - думал Георгий. - Тогда я смогу обуздать этих хулиганов. Они поймут, что на силу всегда найдется сила побольше. И испра­вятся. Это будет добрая победа? Нет, навряд ли добрая».

Дракончики резвились. «Слабо с нами справиться. Слабак! Слабак!» - зву­чало в ушах юноши.

- Может быть, позвать на помощь? (Дракон Орг все решительнее шевелил­ся в Георгии.)

- Я им покажу!

- Святой Георгий, помоги мне одержать добрую победу - не превращать­ся в чудовище! Лучше быть слабым, чем жестоким!

Георгий очнулся оттого, что щенок лизал его в лицо и тихонько скулил. Юно­ша с трудом встал на ноги, наклонился и погладил щенка по голове.

- Пойдем домой, - сказал он. - Спасибо тебе!