Возникновение и развитие ноосферы.
75
0
3 минуты
Темы:
Ноосфеера — «сфера взаимодействия общества и природы, в границах
которой разумная человеческая деятельность становится определяющим
фактором развития (эта сфера обозначается также терминами
«антропосфера», «социосфера», «биотехносфера»). Ноосфера — новая,
высшая стадия эволюции биосферы, становление которой связано с
развитием человеческого общества, оказывающего глубокое воздействие
на природные процессы. Согласно Вернадскому, «в биосфере существует
великая геологическая, быть может, космическая сила, планетное
действие которой обычно не принимается во внимание в представлениях
о космосе. Эта сила есть разум человека, устремленная и
организованная воля его как существа общественного». Возникновение
и развитие ноосферы. В ноосферном учении Человек предстаёт
укоренённым в Природу, а „искусственное“ рассматривается как
органическая часть и один из факторов (усиливающийся во времени)
эволюции „естественного“. Обобщая с позиции натуралиста
человеческую историю, Вернадский делает вывод о том, что
человечество в ходе своего развития превращается в новую мощную
геологическую силу, своей мыслью и трудом преобразующую лик
планеты. Соответственно, оно в целях своего сохранения должно будет
взять на себя ответственность за развитие биосферы, превращающейся
в ноосферу, а это потребует от него определённой социальной
организации и новой, экологической и одновременно гуманистической
этики. Ноосферу можно охарактеризовать как единство „природы“ и
„культуры“. Сам Вернадский говорил о ней то как о реальности
будущего, то как о действительности наших дней, что неудивительно,
поскольку он мыслил масштабами геологического времени. «Биосфера не
раз переходила в новое эволюционное состояние… — отмечает В. И.
Вернадский. — Это переживаем мы и сейчас, за последние 10—20 тысяч
лет, когда человек, выработав в социальной среде научную мысль,
создаёт в биосфере новую геологическую силу, в ней не бывалую.
Биосфера перешла или, вернее, переходит в новое эволюционное
состояние — в ноосферу — перерабатывается научной мыслью
социального человека». Таким образом, понятие „ноосфера“ предстаёт
в двух аспектах: 1) Ноосфера в стадии становления, развивающаяся
стихийно с момента появления человека; 2) ноосфера развитая,
сознательно формируемая совместными усилиями людей в интересах
всестороннего развития всего человечества и каждого отдельного
человека. История исследований.
Понятие „Ноосфера“ было предложено
профессором математики Сорбонны Эдуардом Леруа (1870—195 4),
который трактовал ее как „мыслящую“ оболочку, формирующуюся
человеческим сознанием. Э. Леруа подчёркивал, что пришёл к этой
идее совместно со своим другом — крупнейшим геологом и
палеонтологом-эволюционистом и католическим философом Пьером
Тейяром де Шарденом. При этом Леруа и Шарден основывались на
лекциях по геохимии, которые в 1922/1923 годах читал в Сорбонне
Владимир Иванович Вернадский (1863—194 5). Наиболее полное
воплощение теория Леруа нашла в разработке Тейяра де Шардена,
который разделял не только идею абиогенеза (оживления материи), но
и идею, что конечным пунктом развития ноосферы будет слияние с
Богом. Однако научное обоснование ноосферного учения связано в
первую очередь с именем Вернадского. В основе теории ноосферы Леруа
лежат представления Плотина (205—270) о эманации Единого
(непознаваемой Первосущности, отождествляемой с Благом) в Ум и
мировую Душу, с последующей трансформацией последних снова в
Единое. Согласно Плотину, сначала Единое выделяет из себя мировой
Ум (нус), заключающий в себе мир идей, затем Ум производит из себя
мировую Душу, которая дробится на отдельные души и творит
чувственный мир. Материя возникает как низшая ступень эманации.
Достигнув определенной ступени развития, существа чувственного мира
начинают осознавать собственную неполноту и стремиться к
приобщению, а затем и слиянию с Единым. Эволюционная модель Леруа и
Тейяра де Шардена повторяет основные положения неоплатонизма.
Разумеется, возникновение Вселенной, появление и развитие жизни на
Земле описывается в терминах современной науки, но принципиальная
схема концепции соответствует принципам неоплатоников. Человек у
Плотина стремится выйти за пределы Души в сферу Разума, чтобы
затем, через экстаз, приобщиться к Единому. Согласно Тейяру де
Шардену, человек также стремится перейти в сферу разума и
раствориться в Боге. Идеи Плотина были восприняты Леруа в
бергсонианском духе. Влияние Анри Бергсона (1859—194 1) на создание
теории ноосферы заключалось главным образом в выдвинутом им
положении о творческой эволюции. Подлинная и первоначальная
реальность, по Бергсону, — жизнь как метафизически-космический
процесс, творческая эволюция; структура её — длительность,
постигаемая только посредством интуиции, различные аспекты
длительности — материя, сознание, память, дух. Универсум живёт,
растет в процессе творческого сознания и свободно развивается в
соответствии с внутренне присущим ему стремлением к жизни —
«жизненным порывом».
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!