Законы, обычаи и гостеприимства древней греции и рима.
Posted By Автор не известен On In Ж | No CommentsДревнейшей формой мирных международных связей и международного
права в Греции была «проксения», т. е. гостеприимство. Она
существовала между отдельными лицами, родами, племенами и целыми
государствами. Житель какого-либо города (проксен) оказывал услуги
и принимал как частных граждан, так и послов из другого города и
брал на себя защиту интересов данного города и нравственное
обязательство быть посредником между ним и властями своего родного
полиса. В свою очередь, в том полисе, с каким он был связан, он
пользовался известными преимуществами по сравнению с другими
иностранцами в отношении торговли, налогов, суда и всякого рода
почетных привилегий. Через проксенов велись дипломатические
переговоры; приходившие в город посольства обращались прежде всего
к своему проксену. Институт проксении, получивший в Греции очень
широкое распространение, лег в основу всех последующих
международных связей древнегреческого мира. Все чужестранцы,
проживавшие в данном городе, даже изгнанники, состояли под
покровительством божества – Зевса-Ксения (гостеприимца). Столь же
древним международным институтом были и «амфиктионии». Так
назывались религиозные союзы, возникавшие возле святилища
какого-либо особо чтимого божества. Как показывает само название, в
эти союзы входили племена, которые жили вокруг святилища
(амфиктионы – вокруг живущие), вне зависимости от их родственных
отношений. Первоначальной целью амфиктионий были общие
жертвоприношения и празднества в честь почитаемого божества, защита
храма и его сокровищ, накоплявшихся от частных и общественных
приношений, а также наказание святотатцев – нарушителей священных
обычаев. Собиравшиеся на празднества, в случае надобности
совещались по общественным делам, представлявшим интерес для всех
членов данной амфиктионии. Во время празднеств запрещалось вести
войны и провозглашался «божий мир» (иеромения). Таким образом,
амфиктионии превращались в религиозно-политический институт
международного характера. (самая древняя и наиболее влиятельная
амфиктиония - Дельфийско-Фермопильская)С древнейших времен в Риме
существовали право гостеприимства, напоминавшее греческую
проксению. Имелась жреческая коллегия фециалов, которая
регулировала возникавшие между племенами и племенными союзами споры
и недоразумения. Ни одно важное внешнеполитическое предприятие не
могло быть ни начато, ни закончено без санкции фециалов. В круг их
полномочий входили: охрана международных соглашений, обряд
формального объявления войны и заключения мира. Коллегия фециалов
состояла из 20 человек, которые принадлежали к древним родам и
пожизненно пребывали в своем звании. Деятельность фециалов
протекала под покровом глубокой тайны. Совершались различные
обряды, произносились магические слова, смысл которых был понятен
одним лишь посвященным. Внешним отличием фециалов служили особый
вид шерстяной одежды, а также головная повязка. В таком одеянии со
скипетром и кремнем, символом Юпитера – охранителя клятв, выборный
представитель коллегии, «святой отец», в сопровождении другого
фециала, который нес траву, вырванную с корнем на Капитолийском
холме, отправлялся к границе соседнего народа для урегулирования
спорных вопросов или объявления войны. В случае невозможности
разрешить спорные вопросы мирным путем прибегали к оружию.
Объявление войны в древнем Риме было в высшей степени сложной
процедурой. Фециалы несколько раз отправлялись в город, нарушивший
международные установления. При этом всякий раз они совершали
обряды и громким голосом произносили магические слова и проклятия
по адресу нарушителя международного права. Затем комиссия фециалов
возвращалась в Рим и в течение 33 дней ждала ответа. В случае
неполучения такового фециалы докладывали Сенату и народу, которым
принадлежало право объявления войны. После этого «святой отец» в
последний раз отправлялся к границе враждебного города и бросал на
вражескую землю дротик с обожженным и окровавленным концом.
Процедура объявления войны детально описана в истории Тита Ливия в
рассказе о войне римлян с альбанцами, решенной поединком трех
братьев Горациев и Куриациев. Заключение мира тоже сопровождалось
многими церемониями и было весьма сложным делом. По выполнении всех
положенных церемоний «святой отец» читал текст договора и
произносил особое заклятие фециалов, которое призывало всякие беды
и несчастия на голову нарушителя мира. С течением времени
вышеописанные формы объявления войны и заключения мира
видоизменялись, но никогда не исчезали совершенно. Коллегия
фециалов упоминается в источниках позднереспубликанского и даже
императорского периода. Также существовали и другие должностные
лица – рекуператоры. Это были особые выборные судьи числом от 3 до
5, разбиравшие споры о взаимных материальных претензиях,
возникавшие между римлянами и представителями соседних городов и
племен, а во II-I в. до н. э. и заявления и жалобы населения
римских провинций на действия наместников. В древнейший период они
выбирались из различных италийских племен, но по мере роста
могущества Рима рекуператоры стали выбираться только из римлян. В
связи с развитием международных связей в Риме появляются зачатки
международного права. Они содержатся уже в фециальном праве. Далее
наряду со старинным «гражданским правом», распространявшемся только
на римских граждан, появилось «право народов», регулировавшее
отношения между римлянами и иностранными гражданами, также оно
содержало некоторые положения, касавшиеся МО.