- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Западноевропейская философия в средние века



1. Характерные черты средневековой философии.

2. Периоды в развитии средневековой философии.

3. Проблема универсалий.

4. Соотношение знания и веры.

Литература

1. Августин. Исповедь. Кн. 11-12. М., 1992.

2. Антисери Д., Реали Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. СПб., 1994.

3. Лендваи Ф.Л. Чему учили мудрецы. Христианство и философия Средневековья // Философские науки. 1998. № 3-4.

4. Белый А.А. Ценностная компонента науки и становление оптики (от Августина до Леонардо да Винчи).// Вопросы философии. 2001. №10.

5. Таранов П. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 223 – 244.

Философия Августина

1. Бог, мир и человек в философии Августина.

2. Проблема соотношения веры и знания. Теодицея.

3. Философские истории Августина. Учение о граде Земном и граде Небесном.

Литература

1. Августин. Исповедь. Кн. 11-12. М., 1992.

2. Рассел Б. История Западной философии. Т. 1. М., 1993.

3. Августин. О граде Божьем. М., 1995.

4. Антология мировой философии. М., 1969. Т. 1. Ч. 2. С. 581-605.

5. Тарнас Р. История западного мышления. М, 1995. С. 92 – 103, 123 – 128, 141 – 145, 148 – 161, 169 – 175.

Философия Фомы Аквинского

1. Вера и знание. Доказательства бытия Бога.

2. Проблема универсалий.

3. Этика и политика.

Литература

1. Антисери Д., Реали Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2. Средневековье. СПб., 1994.

2. Фома Аквинский. Сумма теологии I-II. Вопрос 18. О благе и зле применительно к человеческим действиям вообще // Вопросы философии. 1997. № 9.

3. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1997. № 9.

4. История философии./ Под ред. В.П. Кохановского. Ростов-на-Дону, 1999.

Западноевропейская философия эпохи Возрождения

1. Антропоцентризм как принцип Возрожденческой картины мира.

2. Феномен Леонардо да Винчи.

3. Коперниканская революция в космологии.

4. Человек как «микрокосм» и доктрина достоинства человека.

Литература

1. Антисери Д., Реали Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т. 2, 3. Возрождение. СПб., 1994.

2. История философии: Запад – Россия – Восток./ Под ред. Н.В. Мотрошиловой./ Кн. 2. М., 1996.

3. Антология мировой философии: Возрождение. М., 2001.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв. М., 1996. С. 41-65.

5. Лендваи Ф.Л. Чему учили мудрецы. Возрождение // Философские науки. 1999. № 1-2.

6. Губин В. Д. Философия. М., 2005. С. 195-200.

7. Зотов А.Ф. Философия. М., 2005. С. 146-152.

8. Гайденко П.П. Николай Кузанский и принцип совпадения противоположностей.// Вопросы философии. 2002. № 7.

9. Таранов П. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 324-344.

Философские идеи Дж. Бруно.

1. Натуралистический пантеизм: Бог и природа.

2. Учение о душе и человеке.

3. Формы познания и статус знания.

Литература

1. Антисери Д., Реали Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Т.2-3. Возрождение. СПб., 1994.

2. Баткин Я.М. Итальянское Возрождение. Проблемы и люди. М., 1995.

3. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 1996.

4. Таранов П.С. Энциклопедия высокого ума. М., 1997. С. 324-344.

1. Мор Т. Утопия. Эпиграммы. История Ричарда III. М., 1998.

Философия Нового времени.

1. Основные черты философии Нового времени.

2. Ф. Бэкон – основоположник индуктивного метода.

3. Рационализм Р. Декарта.

4. Философия Б. Спинозы. Учение о субстанции.

Литература

1. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 1995.

2. Лендваи Ф.Л. Чему учили мудрецы // Философские науки. 1999. № 1-2.

3. Хесли В. Гении философии Нового времени. М., 1992. С. 12-69.

4. Кайдалов С.В. Человек и Бог в философии Спинозы.// Человек. 2000. № 2.

5. Гриненко Г. В. История философии. М., 2007. С. 292-294, 298-300,
319-326.

6. Майданский А.Д. Категория существования в «Этике» Спинозы.// Вопросы философии. 2001. №1.

7. Мамардашвили М. Картезианские размышления. М., 1993.

Философия Р. Декарта.

1. Учение о Боге, субстанции и человеке.

2. «Cogito», «врожденные идеи» и метод истинного знания.

3. Научные исследования Декарта и их связь с его философской позицией.

 

 

Литература

1. Антология мировой философии. Т. 2. М., 1970.

2. Розен В.М. Декарт – эзотерист и рационализатор.// Философские науки. 2002. № 6.

3. Бессонов Б.Н. Философия Р. Декарта.// Социально-гуманитарные знания. 1999. № 6.

4. Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII веков. М., 2003.

5. Шаповалов В.Ф. Рационализм Декарта.// Философские науки. 1998. № 3-4.

6. Рассел Б. История западной философии. М., 1992.

7. Философский энциклопедический словарь. М., 1997.

Философия И. Канта.

1. Влияние И. Канта на философию XIX века.

2. Гносеология Канта. Понятие априорного знания.

3. Антиномии И. Канта.

4. Этика Канта. Понятие категорического императива.

Литература

1. Гулыга А.В. Немецкая классическая философия. М., 1986. С. 43-89, 209-250, 271-304.

2. Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII – начала XIX века. М., 1989.

3. Бушуева В.В. Философия XIX века. М., 1994.

4. Кант И. Критика чистого разума. Минск, 1998. С. 76-78, 129-132,133-142, 374-375.

Философская теория К. Маркса и Ф. Энгельса

1. Основной вопрос философии, предмет и метод диалектического материализма.

2. Диалектика познания. Практика и объективность истины.

3. Законы общественного развития и сознательная деятельность людей.

Литература

1. Макаров А.Д. Историко-философское введение. М., 1973.

2. Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Книга 3. СПб, 1994.

3. История философии: Запад – Россия – Восток./ Под ред. В.С. Егоровой. Книга II. М., 1996.

4. Радугин А.А. Философия: курс лекций. М., 2004.

5. Радугин А.А. Философия. М., 2004.

6. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2003.

7. Фромм Э. Концепция человека у Маркса // Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

 

Становление русской философии

1. Русская идея как организующий принцип русского самосознания.

2. Влияние православия на становление философии в России.

3. Особенности политического устройства в России и его отражение в русской философской мысли.

Литература

1. Зеньковский В.В. История русской философии. Ростов-на-Дону., 1999.

2. Хрестоматия по истории философии: Учебное пособие для вузов. В 3-х частях. М., 1997. Ч. 3. Русская философия (От Нестора до Лосева).

3. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. Томск, 1996.

4. Бессонов В.Н. История русской философии: единство в многообразии.// Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1.

5. Ермилин О.Т. В поисках русского мировоззрения.// Философские науки. 2004. № 3.

6. Иванова И.И. Русская религиозная философия в контексте русского православного богопознания.// Философские науки. 2002. № 2.

7. Сто русских философов. Биографический словарь./Составитель А.Д. Сухов. М., 1995.

8. Жуков В.Н. С кого начиналась русская философия? // Философские науки. 2006. № 2. 53-70; № 3. С. 27-40.

9. Русская философия. Малый энциклопедический словарь./ Под ред.

А.И. Алешина. М., 1995.

 

Русский космизм.

1. Метафизика как космология. Цивилизация в космическом измерении.

2. Космическая этика. Наука и нравственность.

3. Знание и прогресс человечества.

Литература

1. Московченко А.Д. Русский космизм: автотрофность и человек будущего. Томск, 1996.

2. Московченко А.Д. Введение в космическую философию. Томск, 1997.

3. Русский космизм. Антология философской мысли. М., 1993.

4. Федоров Н.Ф. Сочинения. М., 1982.

5. Вернадский В.И. Научная мысль как планетное явление. М., 1992.

6. Философы России XIХ – ХХ столетий. Биографии, идеи, труды./ Под ред. П.В. Алексеева). М., 1999.

7. Ковалева Г.П. Философская модель космизма К.Э. Циолковского
// Философские науки. 2006. № 2. С. 71-83.

 

Волюнтаризм Ф. Ницше.

1. Переоценка ценностей.

2. Идея сверхчеловека.

3. Идеи Ф. Ницше и фашизм.

Литература

1. Ницше Ф. По ту сторону добра и зла // Вопросы философии. 1989. № 5.

1. Ницше Ф. Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей. М., 1995.

2. Ницше Ф. Избранные произведения. Генеалогия морали. Кн. 1. М., 1995.

3. Галеви Д. Жизнь Ф. Ницше. М., 1990.

4. Гуревич П.С. Концепция человека в философии жизни // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 1993. Ч. 2. С. 272-278.

Философия экзистенциализма

1. «Новая онтология» и особенности ее построения.

2. Человек как проблема и принципы самоидентификации индивида.

3. Проблема свободы в экзистенциализме.

Литература

1. Сартр Ж.-П. Экзистенциализм – это гуманизм / Сумерки богов. М., 1990. С. 319-344.

2. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

3. Зотов А.Ф. Мельвиль Ю.К. Западная философия ХХ века. М., 1998.

4. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. С. 327-333, 361-380.

5. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии.// Вопросы философии. 2002. №3.

6. Мильдон В.И. Ни Афины, ни Иерусалим. Еще раз об экзистенциальной философии // Вопросы философии. 2002. № 3.
С. 32-42.

7. Д. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. СПб, 1994. Т. 3. С. 189-213, 256-276.

8. Зиневич Ю.А. Неопозитивизм и экзистенциализм // Философские науки. 1997. № 3-4.

Психоаналитическая философия

1. Учение о бессознательном З. Фрейда. Структура психики. Личность и общество.

2. Учение о коллективном бессознательном К. Юнга.

3. Концепция личности Э. Фромма.

Литература

1. Современная западная философия. Словарь. М., 1991.

2. Сумерки богов./ Под ред. А.А. Яковлевой. М., 1990.

3. Фрейд З. Психология бессознательного. М., 1990.

4. Фромм Э. Бегство от свободы. М., 1990.

5. Юнг К. Архетип и символ. М., 1991.

6. Лейбин В.М. Фрейд. Психоанализ и современная западная философия. М., 1990.

7. Фрейд З. «Я» и «Оно». Тбилиси, 1991.

.

Проблема человека