- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Западноевропейское искусство (античность – XVIII в.)



(коллоквиум)

Занятие проходит в форме защиты рефератов (компьютерной презентации). Темы рефератов, требования к его оформлению и защите представлены ниже в п. 6.Литература для подготовки указана в п. 7 (методические рекомендации для студентов).

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Отметка «зачтено»:

1. Посещение лекций и практических занятий (не менее 90%).

2. Наличие всех конспектов лекций и семинарских занятий.

3. Активность на практических занятиях, выполнении всех аудиторных письменных заданий, проверяющих знание текста.

4. Выполнение реферата и его защита на коллоквиуме.

5. Прохождение итогового зачета (устный ответ по вопросам, демонстрирующий знание основного программного материала и текста произведения).

 

Отметка «не зачтено»:

1. Наличие пропусков семинарских и лекционных занятий по неуважительным причинам.

2. Выполнение около половины от общего объема всех заданий.

3. Отсутствие реферата / реферат, не соответствующий требованиям.

4. Устный ответ на итоговом зачете обнаруживает существенные пробелы в знании основного материала по программе, а также принципиальные ошибки при изложении вопроса, незнание содержания произведения, при этом выполнено менее 50% всех заданий семестрового обучения.

 

Текущий контроль успеваемости

Аудиторная письменная работапроводится на каждом практическом занятии, за исключением коллоквиумов. Работа включает два вопроса, проверяющих знание художественного текста по теме практического занятия.

 

ОБРАЗЕЦ ВОПРОСОВ:

 

По теме «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера:

 

1. Как Тартюф появился в доме Оргона?

2. Сцена с нищим в комедии «Дон Жуан, или Каменный гость».

Требования к реферату

 

Реферат (от латинского referre — докладывать, сообщать) — небольшое устное сообщение, изложение в письменной форме какой-либо научной работы, основанное на обзоре различных источников.

Тема реферата выбирается из общего списка и согласовывается с преподавателем. При работе над рефератом рекомендуется использовать не менее 4—12 источников. Реферат сдается на проверку преподавателю не менее чем за неделю до назначенного дня зачета.

Примерный объём работы - 15—20 страниц (с учётом титульного листа, содержания и списка литературы).

В процессе работы над рефератом необходимо определить цели и задачи исследования, подобрать научно-критическую литературу, провести обзор выбранной литературы.Содержание реферата должно соответствовать заявленной теме, раскрывать все существенные аспекты проблемы и строиться на основеключевой научно-исследовательской литературы, посвященной выбранной теме.

Реферат должен содержать:

титульный лист;

содержание;

основную часть;

заключение;

библиографию.

Во введении реферата излагается цель и задачи работы; дается краткая характеристика использованной литературы. Объём: 1—2 страницы.

Основная часть — исследование проблемы на основе анализа художественного произведения. Объём: 12—15 страниц.

В заключении формулируются выводы и предложения. Заключение должно быть кратким, четким, выводы должны вытекать из содержания основной части. Объём: 1—3 страницы.

Библиография должна включать 4-12 позиций, в ней также необходимо представить новые исследования по теме (5-7-летней давности).

Текст работы должен содержать ссылки на использованную литературу. В оформлении реферата приветствуются рисунки и таблицы, которые оформляются в виде приложения.

Оформление реферата

Размер шрифта 12—14 пунктов, гарнитура Times New Roman, обычный; интервал между строк: 1,5; размер полей: левого — 30 мм, правого — 10 мм, верхнего — 20 мм, нижнего — 20 мм.

Реферат может быть сделан индивидуально или небольшой группой студентов (2-3 человека).

Защита реферата

 

Темы рефератов

Искусство Древней Греции

1. Крито-Микенское искусство.

2. Путешествие по Афинскому Акрополю. Парфенон и Эрехтейон.

3. Мастера высокой классики. Мирон, Поликлет, Фидий.

4. Скульптура поздней классики. Скопас, Пракситель, Лисипп, Леохар.

5. Древнегреческое искусство вазописи.

6. Александрия – культурный центр эллинистического мира.

Художественное наследие Древнего Рима

1. Гениальные открытия римских архитекторов (акведуки, мосты, арки, термы и др.).

2. Римский скульптурный портрет.

3. Архитектура императорского Рима.

4. Колизей – арена кровавых игр.

5. «Чудо Пантеона» Аполлодора.

6. Живопись христианских катакомб.

Средневековое искусство Западной Европы

1. «Каролингское Возрождение».

2. Византийская монументально-храмовая живопись и иконопись XI – XIV веков.

3. Романские архитектурные ансамбли.

4. «Каменная симфония» французской готики.

5. Венецианская готика.

6. Первые университеты Европы.

Искусство Возрождения

1. У истоков Возрождения. Джотто – «тот, кто живопись от смерти пробудил».

2. «Готика в Ренессансе» С. Боттичелли.

3. Всеобъемлющий гений Леонардо да Винчи.

4. Микеланджело – величайший мастер Возрождения.

5. Гений Рафаэля.

6. Тициан – «король живописцев и живописец королей».

7. Великий венецианец Джорджоне.

8. Искусство Я. Ван Эйка и становление принципов Северного Возрождения.

9. Живопись И. Босха.

10. «Самый непохожий» Эль Греко.

Искусство XVII века

1. Живопись П. Рубенса – вершина европейского барокко.

2. Барокко в архитектуре и скульптуре (Л. Бернини, Ф. Борромини, Г. Гварини).

3. «Античный» Н. Пуссен (мифологическая тематика в творчестве художника).

4. Портретные образы Д. Веласкеса.

5. Шедевры Рембрандта.

6. Я. Вермер Дельфтский - художник «вне Европы столиц».

7. Дворцовая архитектура Франции XVII века (Люксембургский дворец, Пале Рояль, Замок Во-ле-Виконт, Версаль).

8. «Великий век натюрморта» (П. Клас, В. Хеда, Ф. Снейдерс и др.).

Искусство XVIII века

1. Галантные праздники» А. Ватто.

2. Сатирические циклы У. Хогарта.

3. Шедевры Т. Гейнсборо и портретный жанр в живописи XVIII века.

4. Портретная живопись Дж. Рейнольдса.

5. Поэзия частной жизни в живописи Ж.Б. Шардена.

6. Садово-парковое искусство XVIII века. Английский стиль садов и парков.

7. Мир Ф. Гойи.

8. Давид – неоклассицист и «первый живописец Наполеона».

9. Музыкальный полифонизм И.С. Баха.

10. «Ты, Моцарт, бог…». Шедевры В.А. Моцарта в мировой музыкальной классике.

 

Список текстов для обязательного чтения

Гомер.Одиссея.

Софокл. Царь Эдип.

Данте Алигьери. Божественная комедия.

Ф. Петрарка. Книга песен.

Дж. Боккаччо. Декамерон.

У. Шекспир. Сонеты. Сон в летнюю ночь. Ромео и Джульетта. Гамлет. Буря.

Сервантес М. де. Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский.

П. Кальдерон. Жизнь есть сон.

Ж. Расин. Андромаха. Федра.

Ж.Б. Мольер. Тартюф. Дон Жуан.

Д. Дефо. Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо.

Дж. Свифт. Путешествия Гулливера.

Вольтер. Кандид. Простодушный.

Ж.Ж. Руссо. Юлия, или Новая Элоиза.

И.В. Гёте. Лирика. Фауст.

Вопросы к зачету

 

1. Мифология как основа античной культуры. Основные циклы древнегреческих мифов. Олимпийские боги.

2. Гомеровский эпос. Организация сюжета, темы и герои поэмы «Одиссея».

3. Древнегреческая трагедия. Характер художественного конфликта и концепция трагического (на материале одной трагедии).

4. Художественная культура Древней Греции (архитектура, скульптура, росписи).

5. Художественное наследие Древнего Рима.

6. Искусство западноевропейского Средневековья. Романский и готический стили.

7. Средневековая литература. Героический эпос, рыцарский роман, куртуазная поэзия.

8. «Божественная комедия» Данте: архитектоника, морально-философская проблематика, религиозная символика.

9. Искусство Возрождения.

10. «Книга песен» Ф. Петрарки – лирический дневник любви.

11. Книга новелл Дж. Боккаччо «Декамерон»: строение, тематика, принцип повествовательного разнообразия.

12. Драматургия У. Шекспира.

13. Эстетика барокко в живописи, скульптуре и архитектуре.

14. Литература барокко в Испании. Религиозно-символическая драма П. Кальдерона «Жизнь есть сон».

15. Французская классицистическая трагедия. Театр Ж. Расина.

16. «Высокая комедия» Ж.Б. Мольера.

17. Национальное своеобразие английского Просвещения. Идеал деятельной личности в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо».

18. Сатирическая эпопея Дж. Свифта «Путешествия Гулливера».

19. Проблематика и поэтика философских повестей Вольтера.

20. Сентиментализм как литературно-художественное направление. Художественные открытия Ж.Ж. Руссо в романе «Юлия, или Новая Элоиза».

21. Великие художники ХVIII века.

22. «Фауст» И.В. Гёте – художественный итог эпохи Просвещения.

 

7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература:

1. История зарубежной литературы XVIII века / Под ред. Л. В. Сидорченко. // http://www.infoliolib.info/philol/izlxviii/#a

2. Лосев А.Ф. Античная литература. / Под редакцией проф. Тахо-Годи. 7-е изд. М., 2005. // http://library.greekroman.ru/crit/antlit01/09.htm#razdel25

3. Косиков Г.К. Средние века // История французской литературы: Учебник /

Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. http://www.libfl.ru/mimesis/txt/lit_sred.php

4. Пахсарьян Н.Т. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков: Учебно-методическое пособие. // http://www.philology.ru/literature3/pakhsaryan-96.htm

5. Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея универсального человека. Курс лекций. // http://www.hi-edu.ru/e-books/LR/index.htm

 

 

Дополнительная литература:

 

Зарубежная литература второго тысячелетия, 1000-2000: Учеб. пособие для вузов Под ред. Л.Г. Андреева, М., 2001. (кол-во – 100).

История западноевропейской литературы. Средние века и Возрождение: Учеб для вузов / Под ред. М.П. Алексеева и др.М., 2000. (Кол-во – 200 экз.)

История зарубежной литературы XVII века: Учеб. для вузов/ Под ред. М.В. Разумовской. М., 2001. ( кол-во – 75).

 

Альбрехт М. фон. История римской литературы. В 3 т. М., 2003-2004.

Жирмунская Н.А. От барокко к романтизму: Статьи о французской и немецкой литературах. СПб., 2001.

Кемпер Д. Гёте и проблема индивидуальности в культуре модерна. М., 2009.

Комарова В.П. Творчество Шекспира. СПб., 2001.

Комарова В.П. Трагедии Шекспира: поэтика и текстология. СПб., 2008.

Макуренкова С. Разговоры о Шекспире. М., 2007.

Мангель А. Гомер. «Илиада» и «Одиссея». М., 2009.

Оден У.Х. Лекции о Шекспире / Пер. с англ. М. Дадяна. М., 2008.

Патер У. Ренессанс. Очерки искусства и поэзии. М., 2006.

Пинский Л.Е. Ренессанс. Барокко. Просвещение. М., 2002.

Шайтанов И.О. История зарубежной литературы: Эпоха Возрождения: В 2 т. М., 2001.

Шекспир.Энциклопедия / Сост. В.Д.Николаев. М., 2007.

7. Методические рекомендации для преподавателя

Тема занятий п/п Средства обучения Формы обучения Методы обучения
Лекции № 1-9 Учебная, научно-исследовательская литература, лекции Лекции, индивидуальные консультации Объяснительно-иллюстративный
Практические занятия № 1-9 Учебная, научно-исследовательская литература, художественные тексты, лекции Семинары, подготовка докладов, анализ текстов Научно-исследовательский, метод проблемного изложения

7.1. Методические рекомендации для студентов

Тема, раздел Всего часов Задания для самостоятельной работы Список литературы (с указанием разделов, глав, страниц) Форма контроля
       
Практические занятия 1-8 Конспектирование учебных пособий, монографий по темам практических занятий, чтение художественных текстов См. литературу к практическим занятиям Проверка конспектов практических занятий, письменные работы, проверяющие знание текста
Коллоквиум «Западноевропейское искусство (античность – 18 в.)» Выполнение реферата - Западноевропейская художественная культура XVIII века. М., 1980. - Овсянников Ю. История памятников архитектуры. М., 2001. - Прусс И.Е. Западноевропейское искусство XVII века. М., 1974. - Ротенберг Е.И. Западноевропейская живопись XVII века. М., 1989. - Яйленко Е.В. Итальянское Возрождение. М., 2005. - История живописи, библиотека статей для художников // http://paintingart.ru/historypainting.html - История искусства и живописи // http://www.la-fa.ru/history/antichnost.php - Музеи мира – галерея искусства // http://www.smirnova.net/ - Об искусстве   //http://www.obiskysstve.ru/   Коллоквиум, проверка реферата

II часть

(2 курс, 4 семестр)

 

4. Тематический план (с распределением общего бюджета времени)

 

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зачетные единицы (72 ч.): ауд. – 36 ч., СРС – 36 ч.

 

 

Раздел дисциплины, содержание Объем часов (по видам работы)
Аудиторные занятия Самостоятельная работа студентов
Всего в том числе Всего в том числе
Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Индивидуальные занятия Другие виды СРС, в т.ч. подготовка к зачету, экзамену
Западноевропейский романтизм: Германия, Англия, Франция, США            
Новеллистика Э.Т.А. Гофмана           Подготовка к практическому занятию № 1. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Творчество Э. По       Подготовка к практическому занятию № 2. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Зарубежная романистика второй половины XIX в.            
Роман Стендаля «Красное и черное»         Подготовка к практическому занятию № 3. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Французский роман второй половины XIX в.       Подготовка к практическому занятию № 4. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Французская поэзия второй половины XIX в.            
Французская новелла XIX в.: П. Мериме, Г. де Мопассан       Подготовка к практическому занятию № 5. Письменная работа, проверяющая знание текста.
«Новая драма»     Подготовка к практическому занятию № 6. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Зарубежная литература первой половины XIX в.            
Роман Дж. Джойса «Улисс»       Подготовка к практическому занятию № 7. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Зарубежная литература второй половины XX в.                
Национальное в художественном сознании XX в. (японская и латиноамериканская литература ХХ века)            
Постмодернизм в зарубежной литературе         Подготовка к практическому занятию № 8. Письменная работа, проверяющая знание текста.
Коллоквиум «Западноевропейское искусство XIX-XX вв.       Выполнение реферата Компьютерная презентация, участие в коллоквиуме
Итого:      

 

Формы текущего контроля - опрос студентов в ходе практического занятия, проверка конспектов практических занятий, письменные работы, проверяющие знание текста, проверка реферата, коллоквиум.

Форма промежуточного контроля – зачет.

 

 

5. Содержание дисциплины

 

ТЕМАТИКА ЛЕКЦИЙ