- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Зарубежные педагогические концепции



Прагматизм (от греч. «прагма» —дело) — философское педагоги­ческое направление, выступающее за сближение воспитания с жиз­нью, достижение целей воспитания в практической деятельности. Ос­нователи прагматической философии Ч. Пирс (1839—1914) и У. Джемс (1842- 1910) претендовали на создание новой философии, стоящей вне идеализма и материализма. Идеи ранних прагматистов развил американский философ и педагог Дж. Дьюи (1859—1952). Он привел их в систему, которую предпочитал называть инструментализмом.

Основные положения этой системы следующие. Школа не долж­на быть оторвана от жизни, обучение — от воспитания. В учебно-воспитательном процессе необходимо опираться на активность уче­ников, всемерно ее развивать и стимулировать. С середины XX в. развивается неопрагматизм.

Сущность неопрагматической концепции воспитания состоит в том, чтобы стимулировать саморазвитие, самоактуализацию, само­определение личности. Ее сторонники (А. Маслоу, А. Комбс, Э. Келли, К. Роджерс, Т. Браммельд, С. Хук и др.) усиливают индивиду­алистическую направленность воспитания.

Неопозитивизм (неоуманизм) — философско-педагогическое на­правление, пытающееся осмыслить комплекс явлений, вызванных научно-технической революцией. Главные положения педагогики неопозитивизма следующие. Воспитание должно быть очищено от мировоззренческих идей, ибо социальная жизнь в условиях научно-технического прогресса нуждается в «рациональном мышлении», а не в идеологии. Сторонники нового гуманизма выступают за пол­ную гуманизацию системы воспитания, видя в ней главное сред­ство утверждения во всех сферах жизни общества справедливости как высшего принципа отношений между людьми. Человек сам про­граммирует свое развитие, которое оказывает обратное воздействие на его социальный опыт. А поэтому в воспитании главное внимание должно быть уделено развитию человеческого «Я».

- 32-


Экзистенциализм(от лат. existencia — существование) — философское направление, признающее личность высшей ценностью мира. Существование человека как «Я» предшествует его сущности и творит ее. Каждая личность — неповторимая, уникальная, особая. Каждый человек — носитель своей нравственности. Виднейшие представители современной экзистенциалистской педагогики Дж. Кнеллер, К. Гоулд, Э. Брейзах (США), У. Баррет (Великобритания), М. Марсель (Франция), О.Ф. Больное (ФРГ), Г. Морита (Япония), А. Фаллико (Италия) и многие другие центром воспитательного воздействия считают подсознание: настроения, чувства, импульсы, интуиция человека — это главное. А сознание, интеллект, логика имеют второстепенное значение. Учитель обязан заботиться о создании свободной атмосферы, не ограничивать про­цесс самовыражения личности. Педагог помогает ученику обрести устойчивую «внутреннюю нравственность», обучая искусству смотреть только в себя.

Неотомизм— религиозное философское учение, получившее свое название от имени католического богослова Фомы (Томы) Аквинского (1225—1274). Неотомисты признают существование объектив­ной реальности, но ставят эту реальность в зависимость от воли Богa. Мир есть воплощение «Божественного разума», а теология - высшая ступень познания. Сущность мира, по утверждению неотомистов, непостижима наукой. Науке доступен клочок материального мира, окружающего человека. Поэтому нужно совершенствовать «истинное образование», которое состоит в приобщении молодежи к культуре на основе религиозных ценностей, в воспитании веры в Бога, приближающей человека к высшему проявлению его разума. Педагогика неотомизма стоит за воспитание общечеловеческих доб­родетелей: доброты, гуманизма, честности, любви к ближнему, спо­собности к самопожертвованию и т.п.

Бихевиоризм (от англ. behavior — поведение) — психолого-педагогическая концепция технократического воспитания, под кото­рым понимается воспитание, базирующееся на новейших достиже­ниях науки о человеке, использовании современных методов иссле­дования его интересов, потребностей, способностей, факторов, детерминирующих поведение. Классический бихевиоризм, у исто­ков которого стоял видный американский философ и психолог Дж. Уотсон, обогатил науку положением о зависимости поведения (реакции) от раздражителя (стимула), представив эту связь в виде формулы S — R.

Необихевиористы (Б.Ф. Скиннер, К. Халл, Э. Толмен, С. Пресси и др.) дополнили ее положением о подкреплении, вследствие

- 33 -


чего цепочка формирования заданного поведения приобрела вид «стимул—реакция—подкрепление». Главная идея необихевиоризма, применительно к воспитанию, заключается в том, что социально одобряемое поведение ребенка можно формировать с помощью обучения необходимым, «правильным реакциям» на «стимулы», жизненные ситуации. Правильное реагирование закрепляется «по­ложительным подкреплением», одобрением педагога.

Электронный ресурс:

http://infospy.ru/Articles/article_storyid_27IJ.html.

Зарубежные философские учения

Экзистенциализм (фр. existentialisme от лаг. exsistentia — существова­ние), философия существования — направление в философии XXвека, акцентирующее свое внимание на уникальности иррациональною бытия человека. Экзистенциализм развивался параллельно родствен­ным направлениям персонализма и философской антропологии, от которых он отличается, прежде всего, идеей преодоления (а не рас­крытия) человеком собственной сущности и большим акцентом на глубине эмоциональной природы.

В чистом виде экзистенциализм как философское направление никогда не существовал. Противоречивость этого термина исходит из самого содержания «экзистенции», так как она, по определе­нию, индивидуальна и неповторима, означает переживания отдель­но взятого индивида, не похожего ни на кого.

Эта противоречивость является причиной того, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто чётко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Жан-Поль Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Эк­зистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX в.

Содержание учения

Экзистенциальная философия - это философия бытия человека. Основная категория философии экзистенциализма - это экзистен­ция. В философии существования нашёл отражение кризис оптими­стического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность челове­ческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, бе­зысходности.


Философия экзистенциализма — иррациональная реакция на ра­ционализм просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок ра­ционального мышления состоит в том, что оно исходит из принци­па противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на те сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипули­ровать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точ­ки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объек­та и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно философии экзистенциализма, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуа­ции», например, перед лицом смерти. В результате мир становится тля человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуи­ция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса).

Значительное место в философии экзистенциализма занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им дей­ствие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как строящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека — это сво­бода личности от общества.

Позитивизм (фр. positivisme, от лат. positivus — положи тельный) — философское учение и направление в методологии науки, определя­ющее единственным источником истинного, действительного зна­ния эмпирические исследования и отрицающее познавательную цен­ность философского исследования.