...А теперь приходит Фриц Перлз, и к защитным механизмам начинает
относиться так...
Во-первых, защитные механизмы – это препятствие роста, для
личностного роста, развития. Но у гештальт-терапевта есть глубокое
убеждение, что этих препятствий не следует опасаться, потому что,
немного забегая вперед, в четырнадцатую тему, когда будем говорить
о гуманистической психологии и гештальт-терапии...
В этой традиции предполагается, что целостность, гештальтность
личности – это ее сущностное свойство. Личность стремится к
целостности и поэтому не следует опасаться препятствий.
К счастью для меня защит здесь не 7, а 4. И расскажу я быстро.
В методе гештальт-терапии личность сравнима с организмом, который
существует в среде.
Кому-то, кому понравился Левин, – удобно вспомнить субъекта в мире,
окруж[ении]... Эту модель предполагает и Перлз.
Обычная, нормальная личная жизнь состоит в том, чтобы прав[ильно]
чувствовать контакт субъекта с миром. С одной стороны, субъект миру
принадлежит, а с другой стороны – из этого социального мира должен
быть выделен. Должна быть разница – Я и Мы.
1. Первая неверная защита по Перлзу – патологическое слияение,
отсутствие контакта между Я и Мы, отсутствие контакта Я с Мы...
Субъект в наиболее патогенных случаях не вполне осознает причины
собственного поведения, причины происходящих с ним событий.
Подменяет. Говорит вместо Я – Мы. А это значит, не чувствует
контакта с социальной реальностью...
Двигаемся быстро...
Методический принцип такой – ну и что, слияние Я и Мы? А что
дальше?..
2. А дальше так, что если между субъектом и окружением фактически
нет осознаваемой границы и субъект не выделяет из мира, то
возникает второй механизм. Он называет – регрофлексия. В буквальном
переводе, пересказе Перлза – он избегает теоретического языка и
неохотно дает определения – это – обращение на себя.
Иногда Перлз скажет так: путаю причины поведения, мотивы – свои и
чужие. Иногда скажет так: причиняю себе то, что хотел бы причинять
(от слова причина) другим.
Есть очень хорошее правило... Есть несколько жит психологов,
которые исходят из принципа – «во всем виноват ты сам».
Только он не должен иметь никакого отношения к уровню пациентов
Перлза. Это – высочайший уровень развития, когда он понимает –
никто не виноват, кроме себя.
А ретрофлексия – я отвечаю за все, вызываю огонь на себя. Но
принятие на себя здесь требует продолжения,– говорит Перлз. На себя
или даже в себя принимается нечто чужеродное...
3. И наступает третий механизм...
По ходу вспомнил один анекдот, он очень был моден; [был] напечатан
в статье популярного экономиста. В то время комментировалась фраза,
в то время популярная – «начни с себя»...
Идет в классе урок, и в классе кто-то икает. Учитель:
– Иванов, выйди из класса, приведи себя в порядок, выпей воды и
т.д.
Выходит, возвращается, но ситуация прежняя...
Так продолжается несколько раз... [Учитель говорит: иди,] пей
воду.
И в конце ученик взмолился, совсем в духе Перлза:
– Я уже выпил полбачка воды, но Петров все равно икает.
Нельзя отвечать за всю действительность!..
Третий механизм основной, потому что [его] нет у Фрейда.
Второго тоже нет у Фрейда, но слияние характерно для
гештальт-модели.
А интроекция – третий механизм.
Такой механизм мог бы быть и у Фрейда. Почему? Потому что
четвертый, и последний у Перлза, есть проекция...
Но сначала – интроекция. Опять в описании, в таком немножко
телесно-метафорическом описании Перлза... Это – принятие... Это –
проглатывание не жуя – прямо по Перлзу.
Речь идет, ну, скажем, о чужеродных мнениях, мыслях, поступках,
чувствах других людей, которые я принимаю в себя без
проработки.
По метафоре Перлза проработка – пережевывание. Он имеет в виду
буквальную вещь, скажем, пережевывание пищи. Стоит ему посмотреть
как человек ест и [можно сделать вывод о том,] как [он] принимает
мир, работает личностно. Глотаю не жуя – так и взаимодействую я с
миром. Перлз: он не чувствует вкуса мира...
Другой образ глотать не жуя – таблетки не чувствую на вкус, поможет
ли она, я не знаю. Быстро кладу на язык и запиваю. Если не есть, то
выпивать, пить...
Вы знаете, еще один пример.
И опять мы выходим и смотрим, не гуляют ли на улице пациенты с
плакатиками. Гуляют с плакатиками – «Кто не работает, тот не
ест».
Сама по себе эта фраза ничего необычного, уникального собой не
представляет. Это, вообще говоря, правило трудящегося человека. Из
этого лозунга делать не надо.
А если делать лозунг, то у этого лозунга должно быть действительное
содержание.
Они работают? Нет, гуляют с плакатом. Эти люди едят? Вообще говоря,
как организмы, конечно – хочется, и вкуснее. Но умеют ли [они] есть
в личностном смысле? Есть – значит жевать, перерабатывать,
работать.
«Кто не работает, тот не работает». У него есть продолжение – «Кто
не работает, тот не ест. Тот пьет!» Вот что написано: «Глотай не
жуя!» Это – призыв к интроекции.
Не буду давать дальнейшие расшифровки... Не буду говорить о том
что... [Впрочем, раз уже сказал...] За этим появился первый указ
перестройки...
Возвращение к здравому смыслу, который невозможен. Указ об
антиалкогольной [пропаганде]...
Почитайте указ! Там был выбор: либо культурное потребление
алкоголя, либо борьба, простите, с чем? С культурным пьянством. С
алкоголем боролись до этого, и это была не борьба.
Здесь была борьба с культурой...
Что следует за интроекцией? Наглотался какой-то отравы, таблеток. И
что должно произойти? Перлз – он для немцев озорник... И тогда
должна наступить рвота.... И последовавший за этим процесс
гласности... А гласность – это исторжение интроектов, исторжение
непережеванного. Наглотался не жуя что было в прошлом, потом
наружу, и снова...
[Вот говорят:] «Какая гласность была некультурная...»
А как могло быть иначе? По Перлзу – это связанные вещи. Как
боролись с культурным пьянством, так и процесс гласности получился
не совсем культурным.
4. За интроекцией идет последний механизм – проекция. И она здесь
понимается Перлзом, казалось бы, в негативном варианте – разделение
личности, Я, на части.
Разделение на части... И если идти до конца, то надо этой
проекции,– говорит Перлз,– этой проекции предоставлять самые
благожелательные возможности, условия.
[Он] впервые вводит групповую терапию, чтобы больше было
возможностей для проекции.
Групповая терапия, работа со сновидениями. Сновидения – это, кстати
говоря, тоже проекция.
Заметим здесь отличие Перлза от Фрейда.
Фрейд трактует сновидения, а Перлз предлагает субъекту отождествить
себя с объектом сна, содержания сна. Он предоставляет возможность
того, о чем мы говорили, возможность внешнего и внутреннего
диалога, групповой ситуации.
Происходит проработка выделенных частей. И возможно, какая-то часть
не вернется назад. Разбился вдребезги и собрался вновь, потому что,
напомню, личность в принципе стремится к целостности. Должно быть
единство Я.
Это значит – разрушить, вновь создать, завершить гештальт.
Особенность терапии Перлза, что защитный механизм понимается как
препятствие к росту, но и снятие.... А и снятие – это их
осуществление, потому что они являются мнимыми, и если они
осуществятся, то реально они уничтожат себя.
И затем... эта проективная работа является условием контакта
субъекта с миром. Проецируем свои черты... но уже имеем
контакт...
Теперь настала пора позитивной концовки.
То, что я скажу сейчас лучше всего воспринимать как шутку. Но во
всякой шутке лишь доля шутки... Но в отличие от других будет
собственно позитивной и нестрашной.
Тот самый регрессирующий субъект или распавшийся на части, не
соверш[ивший] гештальт-проект...
Приходит к вам как практическим психологам... Приходит, и просит
разъяснить... Слышит разговоры об общекультурных ценностях и о
культуре. А он не понимает[, что это]... Объяснить нужно.
И тогда вы четко знаете, что ему нужно. Ему нужно дать
почувствовать разницу между Я и Оно. Так случилось, что эти
инстанции он объединил. Он видит культуру как совокупность
интересов какого-то класса. Он не понимает общечеловеческих
ценностей.
С другой стороны – он понимает, что такое социальные правила. Быть
культурным [для него] – соблюдать социальные правила.
И тогда надо выбрать социальное правило, которое пациенту известно.
С ясельного до пожилого возраста. Это суть правило дорожного
движения. «Красный – стой, желтый – готовься, зеленый – иди».
Знаете такое правило? А его никто не выполняет правильно! Но если
вы хотите понять, что такое культура, то вы независимо будете его
выполнять. Как культурный запрет. Налагает свои особенности для
этого социального правила – выполняй правила для пешеходов везде и
всегда...
([Как сейчас на пересечении Охотного ряда и улицы Герцена... Или
она уже Никитская?.. Там] есть милиция, светофор и пешеходный
переход...)
Я имею в виду ситуацию недавнего прошлого.
Единственное место, где выполняются правила в центре города –
Петрозаводск, столица Карелии. Во всех остальных местах эти правила
не выполняются.
Но обращаемся к пациенту – выполняй. И надо выполнять не один раз,
а в течение недели.
В течение недели [он] пробует выполнять в любых условиях... И есть
такие места, где красный горит там, где и машин нет. Встал, машин
нет, а горит – не наступает на мостовую... И гневное фрейдово Оно –
возникает и подговаривает хитростью:
– Зачем стоишь? Иди.
– Я пытаюсь понять, что такое культура...
Меняем ситуацию как хотим... Странно посмотрят.. Он какой-то
странный... Стоит, о чем-то размышляет. Можно говорить долго, что
внутри...
[Вдруг] кто-то оттолкнул и виртуозно перебежал дорогу. В этот
момент у нашего уже не пациента может произойти...
– Простите, кто это перебежал дорогу?
В теме третьей написано – природный индивид – субъект активного
гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды. По
Фрейду – это Оно, Оно перебежало дорогу.
И тогда:
– Кто Я?
И тогда он скажет языком Перлза:
– Я – это Я.
Он почувствовал разницу между Я и Оно. Если есть несколько таких
переживаний, позитивный процесс пойдет по нужному руслу...
Помните, первое рождение личности обозначено феноменом – феномен
горькой конфеты.
Одно из последних интервью Мераба Мамардашвили – «Горькое знание»
– сколько я потратил сил, чтобы понимать, а вернее, до поры не
понимать – это переживание горького знания о себе.
И на этом мы простимся с мнимой личностью, и с темы 13 будем
говорить о просто личности...