- Lektsia - бесплатные рефераты, доклады, курсовые работы, контрольные и дипломы для студентов - https://lektsia.info -

Зигмунд Фрейд. Психодинамическая теория личности.



Структура личности: Ид (направляется принципом удовольствия), Эго (принцип реальности), Супер-Эго (включает в себя совесть и Эго-идеал) – следствие разрешения эдипова комплекса – идентефикация, интериоризация моральных норм. Основные инстинкты: Эрос и Тонатос. 3 уровня сознания: сознание, предсознательное, бессознательное (Эго и Суперэго – везде, Ид – бессознательное). Сексуальность – от рождения, развивается, охватывая эрогенные зоны. 4 стадии: оральная (0-18 мес), анальная (1,5-3), фаллическая (3-6), генитальная (12-18). Латентный период – сублимация на развитие социальных связей. Неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию определенных типов хар-ра.

Мотивация – инстинкты (врожденное состояние возбуждения, которое ищет разрядки). 3 типа тревоги: реалистическая (извне), невротическая (боязнь за неспособность Эго контролировать Ид), моральная (угроза со стороны суперэго Эго). Защитные механизмы: вытеснения, проекция, замещение, рационализация, регрессия, реактивное образование (противодействие), сублимация, отрицание. Эмпирическая валидизация слаба (клинический материал).

Публикации

3. Карен Хорни – влияние социальных факторов.

Карен Хорни (правильное произносится [Хорнай]), урожденная Дэниэлсен, родилась 16 сентября 1885 года в рыбацкой деревушке Бланкенезе в окрестностях Гамбурга в Германии. Ее отец, Берндт Вакелз Дэниэлсен (Berndt Wackels Danielsen), норвежец, принявший немецкое гражданство, был капитаном корабля, курсировавшего между Гамбургом и Северной Америкой. Отец был авторитарным и глубоко верующим человеком. От предыдущего брака у него было четверо детей. Мать, Клотильда Мари ван Ронзельсен (Clothilde Marie van Ronzelen), была на 18 лет моложе своего мужа. В детские годы у нее развилось страстное увлечение братом, который, в свою очередь, отвергал ее порывы. Это был первый случай, когда юная Карен впала в депрессию – душевная болезнь, сопровождавшая ее всю дальнейшую жизнь.

В 1906 году Карен поступила в университет Фрейбурга на медицинский факультет Окончив Берлинский университет (1913) лучшей студенткой в группе, Хорни специализируется в области психиатрии и психоанализа.

В этот период Хорни проходила личный психоанализ у Ханса Сакса, одного из сподвижников Зигмунда Фрейда. С 1919 года она начинает вести собственную аналитическую практику. По глубокому убеждению Хорни К. невроз формируют воздействие окружающей социальной среды и разрушение человеческих взаимоотношений. Ортодоксальный психоанализ же ориентируется на генетические и инстинктивные причины. Например, подавление (культурой) инстинктов приводит к формированию невроза (пример — Эдипов комплекс). В результате меняется смысл терапии. Таким образом, К. Хорни пытается отвергнуть теорию сексуальности 3игмунда Фрейда. В разных работах Карен Хорни отмечала, что неврозы возникают не благодаря Эдипову комплексу, а в результате нарушений в человеческих взаимоотношениях.

Публикации:

 

4. Вильгельм Райх – локомотив психоанализа.

Вильгельм Райх (Wilhelm Reich) родился 24 марта 1897 года в Галиции, в то время эта область с немецко-украинским населением входила в состав Австро-Венгрии. Его отец, зажиточный хуторянин-еврей, был человеком ревнивым и властным, державшим жену и детей в ежовых рукавицах.

В. Райх боготворил свою мать. Когда мальчику было 14 лет, мать покончила с собой, вероятно, после того, как он сообщил отцу о ее романе со своим учителем. Через некоторое время от туберкулёза умирает его отец, а потом и брат.

В. Райх взял на себя руководство хозяйством, но война лишила его всего, чем он владел. В. Райх вступил в ряды австрийской армии. В 1918 году В. Райх поступил в медицинскую школу Венского университета. Не прошло и года, как он стал практикующим членом Венского психоаналитического общества. В 1922 году, в возрасте 25 лет, он получил ученую степень по медицине.

В 1922 году в Вене Фрейд основал психоаналитическую клинику, и В. Райх стал его первым ассистентом, а потом заместителем директора. В 1924 году В. Райх руководил Семинаром психоаналитической терапии — первым институтом, в котором обучались будущие психоаналитики. В разное время Рейх сам проходил сеансы личного психоанализа у различных аналитиков, но по тем или иным причинам разрывал с ними отношения. В 1927 году он обратился с просьбой к Фрейду провести с ним курс психоанализа, но тот отказался сделать для него исключение из своего твердого правила никогда не проводить анализ с членами Психоаналитического кружка. В 1930 году Райх переехал в Берлин, главным образом потому, что хотел пройти курс психоанализа у Шандора Радо, где еще больше увлекся идеями коммунистического движения Результатом его политической деятельности и радикальной программы сексуального воспитания стало то, что Райх вскоре оказался непопулярен как в среде психоаналитиков, так и у коммунистов. В 1933 году его исключили из Германской коммунистической партии. А вслед за этим, в 1934 году, он был исключен и из Международной ассоциации психоаналитиков.

Райх стал основателем Института оргона, целью исследований в котором было изучение энергии оргона, или жизненной энергии. В результате лабораторных экспериментов он пришел к выводу, что основу всех живых организмов составляет жизненная энергия и что эта биологическая по природе энергия лежит в основе фрейдовской концепции либидо. Впоследствии, незадолго до исключения его из Международного психоаналитического общества (1934), он окажется четвертым и последним психоаналитиком Ф. Перлза. Райх считает, что накопление генитальной сексуальной энергии порождает агрессивность и неврозы, он настаивает на особой «функции оргазма», представляющего из себя регулятивный «вегетативный ток биоэлектрической природы», способствующий разрядке и гармонизации сдерживаемых энергий, что, согласно самому Райху, происходит в четыре этапа — напряжение, накопление заряда, разряд, отдых (Можно отметить определенный параллелизм с циклом Гештальта Пола Гудмана... или же с работой двигателя внутреннего сгорания!) — и соответствует общему закону пульсации жизни, в которой происходит постоянная смена сжатий и расширений...

Однако Райх живо «обеспокоен тем фактом, что нередко в конце анализа «выявление неосознанного смысла симптома не влечет за собой его автоматического исчезновения», что, по всей видимости, никак не волнует большинство его коллег психоаналитиков!

Он также настаивает на примате какнад почему, на значимости формы, а не только содержанияпосланий.

Концепция характера была сформулирована Фрейдом в 1908 году. Райх творчески развил эту концепцию: он был первым аналитиком, который стал обращать внимание не только на симптомы заболевания пациента, но и на природу и функционирование его личности как единого целого.

Термин генитальная личность Фрейд использовал для обозначения конечного уровня психосексуального развития индивида. Райх же применял этот термин по отношению к людям, обладающим оргастической потенцией: «Оргастическая потенция есть способность отдаваться потоку биологической энергии, для которой не существует никаких препятствий; способность полностью освободить заблокированное сексуальное возбуждение непроизвольными, доставляющими удовольствие конвульсиями своего тела» В системе Райха мышечный панцирь делится на семь основных сегментов, состоящих из мышц и органов, обладающих связанными между собой экспрессивными функциями. Эти сегменты формируют семь горизонтальных кругов, находящихся под прямым углом к позвоночнику и туловищу. Защитный панцирь сдерживает свободное течение энергии и препятствует свободному выражению эмоций. Все начинается с защиты против всепоглощающей тревоги, а заканчивается формированием физической и эмоциональной смирительной рубашки.

Публикации:

1. · Райх В. Посмотри на себя, маленький человек!. - М.: «Мир Гештальта», 1997. — 112 с.

2. · Райх В. Психология масс и фашизм. -М.: «Университетская книга», 1997. — 380 с.

3. · Райх В. Сексуальная революция. - М.: «АСТ», 1997. — 352 с.

4. · Райх В. Функция оргазма. - М.: «АСТ», 1997. — 304 с.

5. · Райх В. Страсть юности. - М.: «Nota Bene», 2002. — 368 с.

6. Райх В. Анализ характера / Пер. с англ. Е. Поле. — М.: «Апрель Пресс», «Эксмо-Пресс», 2000. — 528 с.

7. Райх В. Характероанализ / Пер. с англ. А. Боковикова. — М.: «Когито-Центр», 2006. — 368 с.

Альфред Адлер

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

Альфред был третьим из шести детей в небогатой еврейской семье. Он упорно боролся со своей физической слабостью.

В детстве Адлер несколько раз был близок к смерти. Когда Альфреду было 3 года, его младший брат умер в кроватке, где они спали вместе. Кроме того, дважды Адлер едва не был убит в уличных происшествиях, а в пять лет переболел тяжелой пневмонией. Семейный врач считал случай безнадежным, но другому доктору удалось спасти мальчика. После этой истории Адлер решил стать врачом.

В 18 лет Адлер поступил в Венский университет на отделение медицины. В университете он заинтересовался идеями социализма и участвовал в нескольких политических собраниях.В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных". В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий трудаС 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов". Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. В 1910 году Адлер был избран президентом Венского психоаналитического общества. Тем временем отношения между Фрейдом и Адлером резко ухудшились. Фрейд, ещё в ноябре 1910 года в своих письмах к Юнгу называвший Адлера «вполне приличным и очень умным человеком», к концу года объявил его «параноиком», а его теории — «непонятными».

8 февраля 1911 года на очередном собрании Венского психоаналитического общества Фрейд подверг резкой критике взгляды Адлера. В ответ Адлер и вице-президент Штеклер, так же являвшийся сторонником взглядов Адлера, сложили с себя полномочия. Вместе с Адлером ушли десять членов движения, которые решили образовать свой собственный кружок — «Общество свободных психоаналитических исследований», впоследствии переименованный в «Ассоциацию индивидуальной психологии». В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Адлер вводит в объяснение социальный фактор: характер человека складывается под воздействием его «жизненного стиля», то есть сложившейся в детстве системы целенаправленных стремлений, в которой реализуется потребность в достижении превосходства, самоутверждении как компенсации «комплекса неполноценности» (Адлер первым вводит этот термин).

«Любой невроз, - пишет Адлер, - может пониматься как ошибочная с позиций культуры попытка избавиться от чувства неполноценности, чтобы обрести чувство превосходства»

Главные ключевые принципы его теории индивидуальной психологии можно разделить на: