Значение символических снов Гринева в«Капитанской дочке» А. С.
Пушкина и Раскольникова — в«Преступлении и наказании» Ф. М.
Достоевского
Какокеан, объемист шар земной,
Земнаяжизнь кругом объята снами…
Ибездна нам обнажена
Ссвоими страхами и мглами…
Ф.И. Тютчев
Естьв нашей жизни время, когда мы не принадлежим себе, когда нами
играюттаинственные и непостижимые силы, порожденные Космосом и
Хаосом. Это время —время сна, когда душа отрывается от тела и живет
своей самостоятельной жизнью.Сон литературного героя — это часть
истории его души.
Вместес пушкинской Татьяной мы бежим в ее сне по таинственному лесу
к страннойизбушке, где «полужуравль и полукот». И узнаем ее русскую
душу,наполненную сказками и преданиями «простонародной старины».
Вместе сКатериной Островского мы улетаем из «темного царства»
Кабанихи иДикого в светлый мир грез. Вместе с Обломовым мы попадаем
в застойный райспящей Обломовки. Вместе с Верой Павловной мы видим
в ее снах воплощениезаветных мечтаний великого утописта Н. Г.
Чернышевского.
Какиеже бездны открывают нам сны Гринева и Раскольникова? Почему в
формулировке темыэти герои рядом? Попробую ответить. Они оба
молоды, оба ищут в жизни своидороги. Сон Гринева — предсказание,
каким будет этот тернистый путь; сныРаскольникова — раскаяние в
том, что пошел по кривой дорожке. Оба героявыведены
обстоятельствами жизни из душевного равновесия. Гринев погружается
в«нежные видения полусонья», Раскольников пребывает
вполусознательном, близком к бреду состоянии. А в такие моменты сны
выпуклы,ясны, выразительны. Гринев, оторванный от папеньки и
маменьки, конечно, видитво сне родное поместье. Но все остальное…
Вместо отца — бородатый вожатый.Топор в его руках. Кровавые лужи.
Петруша видит грядущие события и свою роль вних. Он станет
свидетелем кровавого побоища, он будет пытаться емупротивостоять.
Он сроднится с зачинщиком бунта — этим страшным бородатымвожатым,
который станет ему посаженым отцом. Если сон — знак, то сон Гринева
—знак судьбы.
Такимзнаком предостережения мог бы стать для Родиона Раскольникова
его первый сон.Страшась самого слова убийство", он все время
спрашивал себя: "… даразве то будет?" Он сомневался, готов ли
совершить худшее из насилий живымсуществом. И во сне маленький
Родион, плачущий над замученной пьяной толпойлошадкой, будто
говорит взрослому Родиону: «Не убий!» Проснувшись,Раскольников
спрашивает себя: неужели он возьмет топор и станет бить по
голове?Но, увы, этот сон не доказал герою Ф. М. Достоевского, что
убийство противночеловеческой натуре.
Итут мне вспомнилось «хорошее отношение к лошадям» В. Маяковского.
Таже толпа, смеющаяся над упавшей лошадью, те же слезы живого
существа… Исвоеобразное видение поэтом гуманизма:… все мы немножко
лошади, Каждый из наспо-своему лошадь. Но Раскольников находит для
старухи-процентщицы другое слово— «вошь», из вшей самая
наибесполезнейшая. И снится ему сон, будтобьет и бьет он топором по
голове старушонку, а она хохочет да хохочет. Родион идо сна готов
ее другой раз убить бы, если б очнулась. Почему он так многодумает
о ней? Настоящий герой его теории («пророк», Наполеон) недумает ни
о каких старушонках. Он поставил бы поперек улицы батарею и «дулбы
в правого и виноватого», не испытывая угрызений совести. А раз
Родионуснится старуха-процентщица, значит, у него угрызения
совести; значит,«слабак», «тварь дрожащая». Вот этого и не может
проститьРодион старушонке. Если эти сны отражали борьбу,
происходящую в душе героя, тов последнем сне Раскольникова мы
слышим самого Достоевского, полемизирующего стеми, кто полагается в
поисках гармонии мира на преобразующую силу идей. Этиидеи снились
Родиону в виде трихин, микроскопических существ, наделенных умом
иволей. Гнездились они в мозгах людей. Самым страшным для
Достоевского было то,что зараженные этими трихинами считали себя
самыми умными и непоколебимыми всвоей правоте.
Писательне принимал того, что истина могла быть рождена из головы,
а не из сердца. Ипотому зараженные трихинами люди не знали, что
есть добро, что есть зло, иубивали друг друга в бессмысленной
ярости во имя торжества истины. Этот сонРаскольникова открывает
перед нами заветную мечту Ф. М. Достоевского о том, чтоспасет мир
не блистательная идея, а нравственное перевоспитание
человечества.Почему в романе Ф. М. Достоевского так много
болезненных снов?
СонГринева у Пушкина задает трагическую тональность дальнейшему
повествованию.Достоевский снами своего героя не только усугубляет
общий мрачный фонповествования, но и спорит, спорит, спорит. Почему
же так? Я думаю, разгадка втом, что «Капитанская дочка» — это
рассказ автора об историческойтрагедии, которая была, а
«Преступление и наказание» — предостережениеоб исторической
трагедии, которая может быть.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта
ilib.ru/