Лекции.ИНФО


Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения.



Вседневная Утреня.
Утреня в Составе Всенощного бдения начинается без возгласа, сразу с шестопсалмия. Свой возглас «Слава Святей» утреня в этом случае «отдает» великой вечерне, и Всенощное бде­ние предстает перед нами как единая, цельная служба. [Красовицкая, 2000:115].

Если же утреня служится отдельно, то у нее обязательно будет своего рода «заставка» —двупсалмие, которое начинается с возгласа «Благословен Бог». После двупсалмия звучит возглас утрени «Слава Святей», и тогда уже начинается чтение Шестопсалмия [Красовицкая, 2000:83].

Шестопсалмие состоит из псалмов: 3, 37, 62, 87, 102 и 142. Перед ними читается ангель­ское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лук. 2, 14) и молитва «Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу твою». Во время Шес­топсалмия в храме тушатся светильники, чтобы мы могли со вниманием, не развлекаясь ничем внешним, слушать чтение. Темнота в храме напоминает ночь Рождества Христова. Шестопсалмие — это как бы разговор человека с самим собой в тот момент, когда он услышал о приходе Спаси­теля в мир. Церковь придает шестопсалмию особое значение, по Уставу его должен читать на­стоятель. В это время нельзя сидеть или выходить из храма. В 9 главе Типикона говорится: «Гла­голется шестопсалмие тихим гласом и легким, косно (не спеша), и во услышание всех. Егда же глаголется шестопсалмие, тогда подобает со вниманием слушанию прилежати: покаяния бо псалмы исполнены суть и умиления. Глаголем же сия псалмы со благоговением и страхом Бо­жиим, яко самому Богу невидимо, и не имать кто власти шепоты творити, ниже плюнути или хракнути, но паче внимати от псаломника глаголемым, руце имуще согбены к персем, главы же преклонены, и очи имуще долу, сердечныма очима зряще к востоком, молящеся о гресех наших, поминающе смерть и будущую муку и жизнь вечную». [Таушев, 1993:68].

Шестопсалмие разделяется на две части. По прочтении первых трех псалмов, иерей в од­ной епитрахили и с откровенною главою выходит из алтаря, становится перед царскими вратами и тихо читает по служебнику 12 утренних молитв, в которых приносит Господу благодарение за да­рование нам дневного света и испрашивает себе и своей пастве различных духовных благ [Таушев, 1993:68-69].

Следующая часть Утрени — великая ектения.

Затем произносится «Бог Господь» со стихами: «Бог Господь и явися нам, благословен грядый во имя Господне» (Пс. 117, 26-27). «Явися» — это глагол в прошедшем времени. Бог Гос­подь пришел на землю, явился нам, и мы встречаем Его теми же словами, которые произносил народ при торжественном входе Его в Иерусалим (Мф. 23:39). [Красовицкая, 2000:117]. «Бог Господь...» поется четыре раза.

Стихи на «Бог Господь» взяты из того же, 117-го, псалма. Это один из самых радостных псалмов. В ветхозаветной Церкви он предназначался для пения в какой-то большой праздник, по случаю явлению израильскому народу великой милости Божией, спасения от смерти и уничтожения (см. текст псалма) [Скабалланович, 2004:626]. В нем содержится пророчество о Спасителе мира (стих о камне, который отверзли строители, но который стал «во главу угла», см. притчу о злых виноградарях в Мф.21:33-42). Подбором стихов 117 псалма нам дается «живое предощущение спасения» [Скабалланович, 2004:629]. Таким образом, «Бог Господь», как и ангельское славословие «Слава в вышних Богу», очень ясно отражает литургическую тему утрени — явление Мессии, пришествие на землю Сына Божия.

После «Бог Господь» поются тропари. Именно в этом месте утрени мы слышим тропарь праздника или один из воскресных тропарей (их восемь, по числу гласов).

Далее читаются кафизмы. На утрене воскресного Всенощного бдения звучат 2-я и 3-я ка­физмы (напомним, что чтение Псалтири начинается с воскресенья, первого дня церковной седми­цы, и 1-я кафизма «Блажен муж» читается на великой вечерне воскресного Всенощного бдения). На будничной (вседневной) утрене читается две или три рядовые кафизмы.

После каждой кафизмы на Всенощном бдении произносится малая ектения и седален. На вседневной утрене, если это не суббота, малая ектения после каждой кафизмы не произносится [Таушев, 1993:90].

Далее начинается самая торжественная часть праздничной утрени — полиелей. Он со­вершается при открытых царских вратах и зажженных светильниках.

Первая часть полиелея — это пение полиелейных псалмов, 1З4-го и 135-го. Слово «полиелей» в 17 главе Типикона переведено как «многомилостиво». Это название, очевидно, свя­зано с тем, что в 135 псалме часто повторяются слова «яко век милость Его», многократно прославляется милость Божия. В настоящее время полиелейные псалмы редко поются полностью. Большей частью звучат всего четыре стиха:

Хвалите имя Господне, хвалите раби Господа. Аллилуиа, (трижды). Благословен Господь от Сиона, жuвый во Иерусалиме. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды). Исповедайтеся Богу Небесному, яко в век милость Его. Аллилуиа (трижды).

Вторая часть полиелея – величание с избранными стихами псалмов. Оно поется по слу­чаю праздника Господского, Богородичного или святых. Во время величания совершается кажде­ние храма. На воскресном Всенощном бдении величания может и не быть, оно поется только в том случае, если на воскресенье придется праздник, в который положено служить Всенощное бде­ние или утреню с полиелеем [Розанов, 2000:58].

Далее поются тропари по непорочнах «Ангельский собор». Сами тропари нам хорошо зна­комы: «Благословен еси Господи, научи нас оправданием Твоим. Ангельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася...». Но название их требует пояснения. «Непорочны» — это 17 ка­физма, 118 псалом, начинающийся словами: «Блаженны непорочнии в путь, ходящии в законе Господни». По мысли Типикона, 17 кафизма должна звучать в воскресенье большую часть года, но в реальности мы ее слышим на службах только несколько раз, например, на утрене Великой Суб­боты, когда совершается крестный ход с Плащаницей (чин погребения), на заупокойном богослу­жении и др. «Непорочны» практически вышли из употребления, но тропари, которые должны петься после них, «тропари по непорочнах», остались.

Тропари «Ангельский собор» являются принадлежностью воскресной службы. Их пение в воскресенье отменяется только в том случае, если отменяется вообще вся воскресная служба (по случаю Господского праздника, в неделю Пасхи и Антипасхи [Фомину неделю]). Эти тропари нико­гда не поются в будни, по субботам звучат всего два раза в год — в Лазареву и Великую субботы [Розанов, 2000:27]. Подробнее об этих службах подвижной части года мы будем говорить позже.

Потом звучит малая ектения и седален по полиелее (после полиелея). В воскресенье по­сле малой ектении поется особое короткое песнопение ипакои. Название это происходит от грече­ского слова, означающего «повиновение», «внимательное слушание». Ипакои предписывается петь вместо седальна — песнопения, во время которого разрешается сидеть. Поэтому под ипакои нуж­но понимать такой седален, который требует более внимательного слушания, чем обычный, и ко­торый, поэтому, нужно слушать стоя, не послабляя телу, чтобы и дух не ослабел во внимании [Полный церковно-славянский словарь, т.1, 1998:224]. Ипакои находятся в Октоихе, по гласу.

Далее поются антифоны степенны. Антифоны — это песнопения, которые положено петь попеременно двум хорам, правому и левому клиросу. Слово «степенны» говорит о связи антифо­нов с 15-ю псалмами 18-й кафизмы (119-133). Псалмы эти названы «Песнь степеней», потому что в древности два хора иудеев пели их на ступенях Иерусалимского храма (степень — это ступень). Наиболее известен 1-й антифон 4-ro гласа «От юности моея мнози борют мя страсти...» [Красовицкая, 2000:120-121]. Тексты антифонов находятся в Октоихе. Их, как и гласов, восемь вариан­тов.

За антифонами следуют молитвословия, которые обычно произносятся перед чтением Евангелия и готовят верующих к внимательному его слушанию. В числе их прокимен и «Всякое дыхание». Воскресных прокимнов восемь, по числу гласов. Они, как и другие песнопения гласа, меняются каждую неделю. Молитвословие «Всякое дыхание да хвалит Господа» произносится подобно прокимну (диаконом и хором), но является общим для всех гласов.

Чтение Евангелияна воскресной утрене связано с так называемым Евангельским столпом. В нем содержится не 8, как в системе гласов, а 11 вариантов текстов, так что один и тот же еван­гельский отрывок на воскресной Утрене будет читаться 1 раз в 11 недель. Ряд этих утренних вос­кресных Евангелий начинается в неделю Всех святых (следующее воскресенье после праздника Святой Троицы). Исключением являются воскресные дни периода Цветной Триоди: в это время читают те же воскресные Евангелия, но в другом порядке. Евангельский столп помещен в Октоихе. Если его нет под рукой, то можно воспользоваться обычным православным календарем. В нем для каждого воскресного дня указано, какое именно Евангелие из 11-ти будет читаться на утрене.

На воскресном Всенощном бдении всегда читаются Евангелия воскресные, кроме случаев, когда с воскресным днем совпадает двунадесятый праздник, Господский или Богородичный. В этом случае читается Евангелие праздника [Таушев, 1993:75].

С воскресным Евангелием связаны еще некоторые тексты утрени.

На воскресном Всенощном бдении после чтения Евангелия поется торжественное песнопение «Воскресение Христово видевше», прославляющее воскресшего Господа. Эта песнь, как и «Ангельский собор», является принадлежностью воскресной службы. Она поется также на бдении Воздвижения Креста Господня и Вознесения Господня. На всех воскресных Всенощных бдениях от Пасхи до Вознесения это песнопение поется трижды. После окончания пения Евангелие полагается посередине храма на аналое [Таушев, 1993:75].

После этого песнопения читается 50-й псалом «Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей». Если служится будничная утреня и полиелея, как праздничной части, нет, то этот псалом читается после кафизм и седальна. Он является неизменяемой частью утрени. В праздники 50-й псалом оказывается «внутри» полиелея, но не исчезает [Красовицкая, 2000:98].

После 50-гo псалма в обычные воскресные дни поется: «Слава. Молитвами апостолов; И ныне. Молитвами Богородицы. Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей...» И затем общая для всех гласов воскресная стихира по 50-м псалме: «Воскрес Иисус от гроба, якоже прорече, даде нам жи­вот вечный, и велию милость».

Молитвой диакона «Спаси, Боже, люди Твоя» (той, что читается на литии), 12-кратным «Господи, помилуй» и возгласом иерея «Милостию и щедротам...» полиелей заканчивается.

После этого положено начинать чтение канонов. При изучении темы «Бoгocлужебные тек­сты» говорилось, что канон является важнейшей частью любой утрени. Рассматривали мы и структуру канона. Осталось сказать только о правилах чтения канонов на утрене.

На воскресном Всенощном бдении обычно читают четыре канона: воскресный, крестовоск­ресный, богородичный (все три печатаются в Октоихе) и канон святому данного дня из Минеи. Эти каноны соединяются в один по определенным правилам. На бдениях двунадесятых праздников и великих святых бывает по два канона, а иногда только один канон данному праздни­ку или святому [Таушев, 1993:78].

На вседневной утрене читаются три канона, из Октоиха и Минеи (святому дня). Для поне­дельника в Октоихе указаны каноны покаянный и Бесплотным Силам, для вторника — покаянный и Иоанну Крестителю, для среды и пятницы — Кресту и Матери Божией, для четверга — св. Апосто­лам и свт. Николаю. В субботу одним из канонов утрени почти всегда является канон престоль­ному празднику храма. В 11-й главе Типикона «О канонех на утрени всея седмицы» указывается, как именно соединяются каноны Октоиха с канонами Минеи.

Чтение канона на утрене разделено на три части. После 3-й, 6-й и 9-й песен звучит малая ектения и короткие песнопения. После З-й песни канона произносятся седальны. По 6-ой песни всегда бывает кондак и икос. По 9-ой песни эксапостиларий или светилен. При соединении двух праздников в один кондак более значительного празднества поется после 6-ой песни, а кондак менее значительного празднества переносится на другое место — его читают после З-й песни, перед седальном. После 6-ой песни всегда бывает только один кондак и икос, между тем как по 3-ей песни возможно соединение нескольких седальнов; равно и по 9-ой песни бывает соединение нескольких светильнов [Таушев, 1993:79].

Каждую песнь канона на Всенощном бдении и на праздничной утрене положено завершать катавасией. Слово это происходит от греческого глагола, означающего «схожу вниз». Катавасия — это песнопение, для совместного исполнения которого певцы обоих хоров (ликов) должны были сходить с клиросов вниз. Катавасия представляет собой набор из 8-ми ирмосов какого-либо ка­нона. Например, от Введения во храм Пресвятой Богородицы до отдания Рождества Христова по­ется катавасия «Христос раждается, славите». Это ирмосы рождественского канона [Красовицкая, 2000:121]. Еще одна хорошо известная катавасия — это «Воскресения день», ирмосы пасхального канона. Она поется от Пасхи до ее отдания. В другие периоды года поются другие катавасии. Чаще всего звучит катавасия «Отвезу уста моя».Она поется, когда нет ни предпразднества, ни попраздненст­ва какого-либо двунадесятого праздника. Подробные сведения о пении катавасий находятся в 19-ой главе Типикона [Таушев, 1993:79].

На вседневной утрене катавасия не поется. Вместо нее после З-й, 6-й, 8-й и 9-й песни зву­чит покрывающий ирмос — ирмос соответствующей песни последнего из читавшихся канонов.

После 8-ой песни канона, перед катавасией, поется: «Хвалим, благословим, поклоняемся Господевu, поюще и превозносяще Его во вся веки». Диакон или иерей, если диакона нет, во время 8-ой песни канона совершает каждение всего алтаря, затем, при пении катавасии 8-ой пес­ни, выходит северными дверями из алтаря, кадит иконостас и, остановившись перед иконой Бого­матери, после окончания катавасии возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнех возвели­чим». Лик начинает петь 9-ю библейскую песнь «Величит душа Моя Господа...» с припевом «Че­стнейшую Херувим...» и совершается каждение всего храма.

Припев «Честнейшую» — это ирмос 9-ой песни трипеснца Великой Пятницы «К тебе утреннюю». Составителем этого трипеснца является преп. Косьма Маиумский (700—760 гг.). Он использовал для этой песни слова преп. Ефрема Сирина о Богоматери: «Честнейшая херувим и без сравнения всех небесных воинств». По преданию, эта песнь составлена в самый день Великой Пятницы. Известно, что Матерь Божия явившись к св. Косьме, сказала ему с веселым лицом: «Приятны Мне песни твои, но сия приятнее всех других; приятны Мне те, которые поют духовные песни, но никогда Я столь близка не бываю к ним, когда поют они сию новую песнь твою». Есть свидетельства о неоднократных явлениях Матери Божией, благословляющей петь эту песнь [Скабалланович, 2004:694 695].

Песнопение, в Уставе условно называемое «Честнейшая» положено петь не всегда. В Ти­пиконе есть особая глава (20-я), которая так и называется: «О еже когда поется Честнейшая и ко­гда не поется». Например, «Честнейшая» не поется от Лазаревой субботы (субботы перед Входом Господним в Иерусалим) до недели Апостола Фомы (первое воскресенье после Пасхи) и во все воскресные дни Цветной Триоди до отдания Пасхи, во все великие Господские праздники, во все великие Богородичные праздники, если они не придутся в воскресенье и в др. дни.

В этих случаях вместо «Честнейшей» поются особые припевы к ирмосу 9-ой песни и ко всем тропарям этой песни, или просто ирмос 9-ой песни без всяких припевов. Все это обычно ука­зывается в богослужебных книгах Минеях и Триодях [Таушев, 1993:80].

После малой ектении на воскресном Всенощном бдении диакон возглашает: «Свят Гос­подь Бог наш». Эти слова мы слышим также на утренях Лазаревой и Великой Суббот, во многом сходных с воскресной утреней. (Напомним, что на утрене Великой Субботы совершается крест­ный ход с Плащаницей).

Далее на воскресном Всенощном бдении звучат воскресные эксапостиларийибогороди­чен. Воскресных ексапостилариев и богоpoдичнов 11, они связаны с утренними воскресными Еван­гелиями, содержание их представляет собою как бы краткое изложение каждого из этих Евангелий [Таушев, 1993:80].

На вседневной утрене после 9-ой песни обычно поется «Достойно есть», после чего уже следует малая ектения и светилен [Таушев, 1993:92].

После пения ексапостилария, или светильна, поются хвалитные псалмы: Пс.148 «Хвалите Господа с небес», Пс.149 «Воспойте Господеви песнь нову» и Пс. 150 «Хвалите Бога во святых Его».

В праздничном варианте утрени эти псалмы называются «Всякое дыхание», поскольку их начинают петь со слов «Всякое дыхание да хвалит Господа». С них начинается так называемое праздничное окончание утрени. Хвалитные псалмы поются таким образом: «Всякое дыхание да хвалит Гocnoдa. Хвалите Гocnoдa с небес, хвалите Его в вышних: тебе подобает песнь Богу. Хвалите Его вси Ангели Его, хвалите Его вся силы Его, тебе подобает песнь Богу». «Всякое дыхание» поется тогда, когда на Утрене положено петь «Великое славословие». На будничной утрене хвалитные псалмы начинаются со слов «Хвалите Господа с небес».

Далее следуют стихиры «на хвалитех». Мы помним, что каждый цикл стихир завершается стихирами на «Слава: И ныне». В хвалитных стихирах на Славу: поется Евангельская стихира. Это еще один текст, связанный с воскресным Евангелием. Евангельских стихир, как и воскресных ек­сапостилариев, 11. Они помещаются в Октоихе после ексапостилариев. При совпадении Богоро­дичного двунадесятого праздника с воскресеньем, в период пения Постной и Цветной Триодей и еще в некоторых случаях Евангельскую стихиру положено петь после отпуста Утрени, перед чтением Первого часа.

На «И ныне:» на воскресном Всенощном бдении поется «Преблагословенна еси, Богородице Дево».

По окончании пения хвалитных стихир настоятель возглашает: «Слава Тебе, показавшему нам свет»и лик поет Великое славословие, начинающееся словами: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение». Содержание этого песнопения — общее прославление Бога за все Его благодеяния. Такие чувства, по словам проф. Скабаллановича, вызваны «наступающим в этот момент Всенощного бдения первым проблеском утренней зари». Если «пришедше на запад солнца и видевше свет вечерний», мы изливаем свои чувства в торжественном гимне «Свете Тихий», то вид рождающегося из тьмы ночной утреннего света должен настраивать нас еще выше, «к созерцанию Бога как несозданного Света («во свете Твоем узрим свет»). Этот утренний гимн гораздо длиннее и полнее вечернего и начинается прямым благодарением Бога. Он весь состоит из выражений Священного Писания, причем взяты самые сильные. Оно начинается и заканчивается ангельскими славословиями («Слава в вышних Богу» и «Трисвятое») [Скабалланович, 2004:708]. «Слава в вышних Богу» принадлежит к числу древнейших песнопений, нем упоминается уже в Постановлениях Апостольских. Великое славословие поется на воскресной и праздничной утрене. На будничной утрене читается вседневное славословие, насколько отличающееся от Великого славословия.

По окончании Великого славословия и Трисвятого, на воскресном Всенощном бдении по­ется воскресный тропарь. Это не тот тропарь, который пелся на «Бог Господь». То был один из восьми воскресных тропарей, тропарь определенного гласа. А тропарей, которые поются по Вели­ком Славословии, всего два: один для нечетных гласов Октоиха, то есть 1, 3, 5 и 7-го: « Днесь спасение миру бысть»; другой — для четных гласов 2, 4,6 и 8-го: «Воскрес из гроба». На бде­ниях двунадесятых праздников после Великого славословия поется тропарь праздника, на бдениях великих святых – тропарь святому. В неделю 3-ю Великого поста и на праздник Воздвижения после Великого Славоcловия и Трисвятого поется тропарь креста «Спаси, Гocnoдu, люди Твоя» и совершается поклонение Кресту.

После Великого славословия и тропаря звучат сугубая и просительная ектении. Затем иерей произносит «Мир всем» и читает тайно молитву главопреклонения (отличную от той, какая читалась на вечер­не).

Затем следуют возгласы и молитвословия, которые всегда предшествуют отпусту и сам великий отпуст, после которого начинают читать первый час.

Вседневная утреня заканчивается по-другому. На ней после вседневногославословия произносится просительная ектения и поются стихиры на стиховне, потом «Благо есть исповедатися Господеви», Трисвятое, «От­че наш» и тропарь святому, из Минеи. Затем произносится сугубая ектения. Как и на вечерне, она поменяла свое место. Далее звучат обычные молитвословия перед окончанием службы и после этого, без отпуста ут­рени, читается сразу первый час, в конце которого произносится великий отпуст.

Рассматривая последование утрени нельзя не сказать и о положенных на ней назидательных чтениях. Они должны звучать после седальна каждой кафизмы, после тропарей «Ангельский собор», после 3-й и 6-й песен канона и перед 1-м часом. Устав предписывает читать толкования на Новый Завет свт. Иоанна Златоуста или блаж. Феофилакта, сочинения св. Ефрема Сирина, «Лествицу», «Лавсаик», житие празднуемого святого и др. Сейчас назидательные чтения практически вышли из употребления. Отголосок этой традиции можно увидеть в четверг Великого поста («Мариино стояние»), когда на утрени читается житие прп. Марии Египетской.
Признаки праздничного богослужения.

Итак, Всенощное бдение представляет собой самый торжественный вариант богослужения. По ходу объяснения мы уже упоминали о его отличиях от будничных служб. Повторим еще раз, каким же образом будничное богослужение «превращается» в праздничное.

Прежде всего, как мы видели, может меняться способ исполнения текста. Например, на будничной вечерне 103 псалом и рядовая кафизма читаются, а на великой вечерне 103 псалом и «Блажен муж», 1-й антифон первой кафизмы,— поются. Еще пример – славословие «Слава в вышних Богу» на вседневной утрене читается, а на праздничной – поется.

Текст может менять свое место на службе: на вседневной вечерне сугубая ектения произносится самом в конце, а на великой – в середине, перед «Сподоби, Господи» и просительной. Сугубая ектения меняет свое место и на праздничной утрене. Как и на вечерне, она «становится» перед просительной. Кстати, эта на первый взгляд незначительная перестановка считается главным признаком великой вечерни.

Может изменяться форма текста. Сугубая ектения на вседневной вечерне неполная (начинается с 3-го прошения «Помилуй нас, Боже»), а на великой – полная, начинается со слов «Рцем вси». Слова Великого и вседневного славословие тоже несколько отличаются друг от друга.

Могут появляться новые тексты, например, паремии на вечерне.

Могут появляться новые части служб: вход с кадилом и лития на вечерне, полиелей и праздничное окончание на утрене.

Наконец, признаком праздничного богослужения является появление новой службымалой вечерни. Ее положено совершать в те дни, когда Всенощное бдение начинается великой вечерней. Каков смысл введения этой службы? Дело в том, что Всенощное бдение должно начинаться достаточно поздно, чтобы слова «Слава Тебе, показавшему нам свет» в конце утрени произносились при первых лучах солнца. И вот, для того, чтобы время до заката не оставалось без молитвы, в эти часы положено совершать малую вечерню. Она представляет собой сокращенный вариант вседневной вечерни. На ней нет светильничных молитв, великой и просительной ектении, кафизмы. В приходском богослужении эта служба, как правило, опускается.

В заключение следует отметить, что все эти признаки, «превращающие» будничное богослужение в праздничное различными «добавлениями», выделяют только в учебных целях, для лучшего понимания материала. Исторически все было наоборот: сначала появились праздничные службы, и лишь позднее выработались их будничные варианты.

БОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТУРГИЯ

Изменяемые части литургии

Литургия, как мы уже говорили, является вершиной и целью всего православного богослужения. Ее нельзя ставить в один ряд со службами суточного круга, которые и по названию, и по содержанию гораздо теснее связаны со временем суток, с днем седмицы и праздниками богослужебного года. Литургия же, более чем любая другая служба обращена к вечности. Величие совершаемого на ней таинства Евхаристии нисколько не зависит от того, в праздник или в будни она служится. Тем не менее, литургия не абсолютно оторвана от времени. Она представляет собой явление вечного во временном и поэтому некоторым образом все же сопряжена с богослужением суточного круга.

Неизменяемая основа, ядро литургии — это Евхаристический канон (он начинается со слов иерея «Благодарим Господа» и заканчивается возгласом «изрядно о Пресвятей, Пречистей...»). Разница в текстах молитв Евхаристического канона литургии Василия Великого и литургии Иоанна Златоуста не касается сущности таинства Евхаристии. По какому бы чину не служилась литургия, в любом случае во время Евхаристического канона будет происходить освящение Святых Даров.

Изменяемые части литургии, свидетельствующие о ее связи со временем, не вторгаются в Евхаристический канон, хотя и подходят к нему максимально близко [Красовицкая, 2000:138-139].

Рассмотрим, на каких конкретно текстах литургии отражается тематика различных кругов богослужебного времени.

Первый из изменяемых текстов литургии — это антифоны, песнопения, исполняющиеся попеременно двумя хорами. Выше мы говорили, что они использовались еще в ветхозаветном богослужении. Церковное предание гласит, что во II веке по Р. Х. св. Игнатий Богоносец, епископ Антиохии, будучи восхищен на небо, видел ангельские хоры, попеременно славословящие Бога. В подражание им он ввел антифонное пение в своей Церкви.

Антифонов литургии три, и они бывают трех видов: будничные (вседневные), изобразительные и праздничные. Между антифонами произносятся малые ектении.

Вседневные антифоны исполняются крайне редко. Устав предписывает петь их в те седмичные дни, когда не случится никакого праздника. Вседневные антифоны начинаются словами:

1. Благо есть исповедатися Господеви... Припев: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас.

2. Господь воцарися, в лепоту облечеся... Припевам: Молитвами святых Твоих, Спасе, спаси нас.

З. Приидите, возрадуемся Господеви... Припев: Спаси ны, Сыне Божий, во святых дивен сый, поющия Ти, Аллилуия.

Наиболее известны изобразительные антифоны, они исполняются практически ежедневно.

1. Псалом 102: Благослови, душе моя, Господа.

2. Псалом 145: Хвали, душе моя, Господа.

3. Заповеди Блаженства, или Блаженны, начинаемые молитвою благоразумного разбойника: «Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...» (Лк., 23:42).

Блаженны исполняются с тропарями. Эти тропари тоже носят название «Блаженны», хотя правильнее их называть «тропари на Блаженнах». Тропари начинают петь с определенного стиха антифона. Тексты тропарей на Блаженнах берутся из Октоиха и из 3-й и 6-й песен канона святому в Минее.

В Господские двунадесятые праздники положено петь праздничные антифоны. По структуре они напоминают будничные. Это тоже стихи из псалмов с припевами. Стихи содержат ветхозаветные указания на празднуемое событие.

Припев первого антифона: Молитвами Богородицы, Спасе, спаси нас,

Припев второго антифона напоминает о теме праздника: «Спаси ны, Сыне Божий, рождейся от Девы... или: Преобразивыйся на горе... или: Плотию распныйся... и т. п. поющия Ти: Аллилуиа».

В качестве припева третьего антифона используется тропарь праздника. Как уже говорилось, слово «тропарь» происходит от глагола «обращать, вращать». Тропарь должен хорошо чередоваться с другими текстами. Третий из праздничных антифонов дает нам яркий пример этому [3,с.141].

После второго антифона всегда поется торжественный гимн «Единородный Сыне». Считается, что это тропарь храма Святой Софии в Константинополе, написанный византийским императором Юстинианом (VIв.).

Следующий изменяемый текст Литургии — это песнопения Малого входа. Малый вход совершается при пении третьего антифона. Чаще всего при входе в алтарь после слов диакона «Премудрость прости» хор поет входное песнопение, называемое просто входное: «Приидите, поклонимся и припадем ко Христу, спаси ны, Сыне Божий, поющия Ти: Аллилуйя». После знака* произносится праздничная вставка. В воскресенье — «воскресый из мертвых», в Богородичные праздники «молитвами Богородицы», когда нет Господского или Богородичного праздника — «во святых дивен сый» и пр.

В Господские двунадесятые праздники, Духов день, Пасху и Светлую Седмицу на Малом входе «Приидите, поклонимся» не поется. Вместо него произносится соответствующий теме Праздника входной стих, обычно из Псалтири. Например, на литургии в день Святой Пасхи вместо «Приидите, поклонимся» произносится «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых», в праздник Рождества Христова «Из чрева прежде денницы родих Тя, клятся Господь и не раскается: Ты иерей еси во век по чину Мелхиседекову», в праздник Преображения Господня - «Господи, посли свет Твой, и истину Твою, та мя настависта, и введоста мя в гору святую твою».

На Малом входе звучат и другие изменяемые тексты - тропари и кондаки. Устав их пения очень сложен, поэтому мы рассмотрим только основные правила:

· Сначала поются все тропари, потом все кондаки.

· Тропарей и кондаков, как правило, одинаковое количество.

· Сначала поются тропари Господские, потом Богородичные, потом Ангелам, Предтече и т.д., от более значимого к менее значимому.

· Кондаки поются в том же порядке, за исключением кондака самого важного праздника. Он звучит в заключение всей этой группы песнопений, придавая ей тем самым торжественность и значительность. Обычно это Господское или Богородичное песнопение.

· Цикл тропарей и кондаков завершается песнопениями на «Слава: И ныне». На «И ныне» поется последний, наиболее важный кондак [Красовицкая, 2000:147].

К изменяемым частям литургии относится Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас». Оно поется с V столетия. По сведениям прп. Иоанна Дамаскина (книга «О вере православной»), при императоре Феодосии II-ом в Константинополе произошло сильное землетрясение. Христиане вместе со своим архиепископом вышли за город и молились. В это время один отрок был поднят в воздух и услышал дивное ангельское пение: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный». Народ, узнав об этом откровении, тотчас же воспел ангельскую песнь с прибавлением слов: «Помилуй нас», и землетрясение прекратилось. С того времени Трисвятое и вошло в чин божественной литургии [Таушев, 1993:108].

В богослужебном году есть дни, когда оно не поется. Это песнопение может заменяться двумя другими.

На Рождество и Богоявление, Лазареву и Великую Субботы, в Пасху, Светлую седмицу и Троицу вместо Трисвятого поется «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся». Исследователи считают, что это связано с древней традицией крещения оглашенных по большим праздникам.

В праздник Воздвижения и в Крестоnoклонную неделю Великого поста (когда совершается поклонение Кресту) вместо Трисвятого поется: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко и святое воскресение Твое славим».

Следующая группа изменяемых текстов литургии — это молитвословия перед чтение Священного Писания (прокимен и аллилуарий) и само Священное Писание (Апостол и Евангелие).

Прокимен, как уже говорилось, — это стих, предшествующий чтению Священного Писания. Он произносится на литургии перед чтением Апостола. Перед Евангелием такое же значение имеет пение аллилуария.

Прокимны и аллилуарии бывают воскресные, дней седмицы, праздничные и святых. И прокимен, и аллилуарий произносятся со стихом. Чаще всего они, как уже говорилось, берутся из Псалтири. Литургисты считают, что в древности перед чтением Священного Писания пелся целый псалом, а с 5-гo века из каждого псалма стало петься только два стиха, один из которых стал прокимном, а другой ­стихом к нему [Таушев, 1993:109].

Прокимен и аллилуарий содержат указание на празднуемое событие. Например, прокимен понедельника, дня, посвященного бесплотным Небесным Силам, звучит так: «Творяй ангелы Своя духи и слуги Своя пламень огненный», а аллилуарий — «Хвалите Господа, вси ангели Его, хвалите Его вся Силы Его». В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы прокимен — это слова из Песни Богородицы: «Величит душа моя Господа», а аллилуарий — «Слыши, дщu и виждь, и приклони ухо твое».

Прокимнов и аллилуариев на литургии не может быть больше двух, даже в те дни, когда совпадают три или больше праздников. В Уставе содержатся указания относительно соединения прокимнов и вытеснения одних прокимнов другими. В день великого праздника поется только один прокимен, а у более скромного праздника, вероятнее всего, будет два прокимна. Каждое воскресенье поется один из воскресных прокимнов (их всего 8, по числу гласов). Если на воскресение приходится праздник Богородичный или святого, то на втором месте, после воскресного прокимна, будет петься прокимен этого праздника [Таушев, 1993:110].

Апостоли Евангелие на литургии бывают рядовые и особые. Отсчет рядовых апостольских и евангельских чтений начинается с литургии первого дня Пасхи, когда читается 1-е зачало Евангелия от Иоанна и 1-е зачало книги Деяний Апостольских.

Особые зачала предназначены для праздничных дней. Они повествуют о праздничном событии или содержат какие-либо указания на него. Например, в праздник Рождества Христова читается отрывок из послания св. ап. Павла к Галатам, в котором говорится о родившемся от жены Сыне Божием, Которого Бог послал в мир для искупления и усыновления людей (Гал., 4:4-7). Евангельское чтение в этот день повествует о рождении Спасителя и поклонении волхвов (Мф., 2,1.12).

Есть зачала для каждого лика святых.

При совпадении нескольких празднеств читается несколько Апостольских и Евангельских зачал, но не больше трех, причем два из них читаются под зачало, то есть как единое целое, без вступительной фразы перед вторым зачалом («Во время оно» и пр.), без повышения голоса, без паузы между зачалами. К апостольским и Евангельским чтениям тоже относится правило: чем важнее праздник, тем меньше зачал [Красовицкая, 2000:152].

В великие праздники рядовые Апостол и Евангелие оставляются, читают только зачала данному празднику или святому. Но рядовые Апостол и Евангелие не отменяются совсем, они прочитываются накануне великого праздника «под зачало», поскольку необходимо, чтобы в году были прочитаны весь Апостол и все Евангелие, без всяких опущений. А если великий праздник (Богородичный или святого) случится в воскресенье, тогда читается сначала воскресные рядовые Апостол и Евангелие, а потом уже Апостол и Евангелие праздника или святого [Таушев, 1993:112].

Еще одно песнопение, которое можно отнести к изменяемым, — это песнопение Великого входа, когда Святые Дары переносятся с жертвенника на престол. Большую часть года в это время звучит Херувимская песнь:









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-26; Просмотров: 427;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная