Лекции.ИНФО


Массовая информация в эпоху Возрождения



Публицистика в силу специфики всегда обращена лицом к острым проблемам своего времени. И чем глобальнее происходящие в обществе изменения, тем сложнее характер решаемых ей задач. Одной из таких эпох в истории человечества, когда стремительно менялось все жизнеустройство людей, было Возрождение.

В чем ев своеобразие?

Возрождение не является ни завершением средневековой культуры, ни началом культуры нового времени. Оно представляет собой особый, тип

-34-


культуры, качественно отличающийся как от первой, так и от второй. В Италии возрождение относят к 14-16 векам. В других странах Западной и Центральной Европы к 15-16 столетиям.

Эпоха Возрождения характеризуется значительными научно-техническими достижениями. Была изобретена самопрялка. Удалось усовершенствовать водяное колесо, издавна применявшееся на мельницах. Прежде лопасти его опускались в воду, и колесо приводилось в движение течением. Теперь вода била на лопасти такого колеса сверху, и эффективность работы колеса возросла. Началось использование ветряных двигателей. Переворот в военном деле произвело изобретение огнестрельного оружия. В кавалерии появились пистолеты, у пехоты -мушкеты. Рыцарские доспехи перестали быть надежной защитой: их пробивали пули. Стены замков потеряли былую неприступность, поскольку не могли противостоять пушечным ядрам. У моряков появился компас. Европейцы позаимствовали его на Востоке. В 15 в. была создана конструкция легкого парусника - каравеллы. Это была своего рода лодка с парусом.

Летом 1492 г. испанские моряки под руководством генуэзца Христофора Колумба достигли на трех каравеллах берегов Америки. На поиски морского пути в Индию португальский король отправляет экспедицию во главе с Васко да Гамой. В мае 1498 г. вошедшие в её состав каравеллы бросили якоря у индийского города Каликут. В 1519-1522 гг. испанцы предприняли экспедицию через Атлантический океан вокруг света. Возглавил флотилию, состоящую из пяти кораблей, Фернандо Магеллан.

В этих условиях складываются ранние капиталистические отношения. Появляются мануфактуры. В них использовались ручные орудия труда, но рабочие специализировались на выполнении отдельных операций, т.е. применялось разделение труда. Одной из первых в Европе применила мануфактуры Италия, хотя на путь капиталистического развития она вступила в полной мере лишь в 18 веке, т.е. позднее других стран континента. Широкое развитие получили мануфактуры в Англии.

Важным достижением человеческой мысли стало изобретение типографии. Начало книгопечатанию положил немец Иоганн Гутенберг (1400-1468) Бал он сыном богатого горожанина из Майнца. Примерно в 1429г. ему пришлось покинуть родной город. Семья Гутенберга поселилась в Страсбурге. Предполагается, что именно здесь изобретатель и создал типографские литеры. Сохранилось соглашение, заключенное Иоганном Гутенбергом с тремя страсбуржцами, об использовании какой-то технической новинки. Суть ее не раскрывалась. Напечатал ли Гутенберг что-нибудь в Страсбурге, не известно. Но через шесть лет он вернулся в Майнц. В 1445 году создал у себя на родине типографию. Смог выпустить своеобразную листовку. Это отрывок бумажного листа размером 9 на 12,5 см. Обе стороны покрыты текстом, который не написан, а отпечатан. Буквы неровные, строчки заваливаются из стороны в сторону. Историки установили, что текст представляет собой отрывок из средневековой

-35-


«Сивиллиной книги», описывающей картины Страшного суда. Листовка была извлечена в 1892г. из переплета старинной книги и сейчас находится в Майником музее. Она сохранилась благодаря тому, что переплетчик использовал листовку при формировании «корочек» книги как подкладку.

В дальнейшем Гутенберг решил выпустить краткую латинскую грамматику, составленную римлянином Элием Донатом, жившим в четвертом веке н.э. Она называлась «О восьми частях речи». Книжечка содержала в себе 28 страниц. Спрос на неё был большой. Латынь изучалась в школах и университетах. Гутенберг переиздавал ее не менее двадцати пяти раз.

Гутенберг приступил и к работе над выпуском Библии. Для этого нужны были деньги. Их одолжил зажиточный горожанин Иоганн Фауст, Были изготовлены шрифты, куплена бумага. Но Гутенберг не смог уложиться в первоначально намеченный срок. Иоганн Фауст потребовал возвращения долга. 6 ноября 1445 года майнцский суд решил, что Гутенберг в возвращение долга должен передать Фаусту свою типографию и все издания, находящиеся в ней. Попала к Фаусту и почти полностью отпечатанная Библия.

Лишенный средств, Гутенберг обратился к богатому горожанину из Бамберга Альбрехту Пфистеру и на его деньги предпринял издание новой Библии, которая в отличие от первой, имевшей 42 строки на странице, называлась 36-строчной. Но и в данном случае рассчитаться вовремя с кредитором Гутенберг не смог. Новая типография перешла в собственность к Пфистеру.

В неустанных трудах и заботах прошла жизнь Гутенберга. Лишь под старость получил он возможность жить, не заботясь о хлебе насущном. Архиепископ Адольф Нассауский обеспечил его пожизненной пенсией. Гутенбергу выдали парадный костюм, двадцать мешков муки, две бочки вина.

Типографское дело из Германии стало быстро распространяться по Европе. Сохранился, например, указ французского короля Карла VII от 4 октября 1458г., в котором мастеру чеканки монет Николаю Жансону предписывалось отправиться в Майнц, чтобы там ознакомится "с искусством изготовлять пунсоли и матрицы", изобретенные "рыцарем Иоганном Гутенбергом".

Английский ремесленник Уильям Кэкстон учился типографскому делу у кельнских мастеров в 60-е годы 15-го столетия. Там он купил печатный станок. В 1476 году Кэкстон вернулся в Англию и основал в Вестминстере типографию. Печатал главным образом книги. В его типографии были впервые изданы "Кентерберийские рассказы" Д.Чосера. Здесь же была напечатана книга с иллюстрациями "Зеркало мира". Уильям Кэкстон сам перевел с французского на английский "Собрание рассказов из истории Трои". Это произведение было напечатано в его типографии в Брюгге.

Книгопечатное дело разрасталось. В Иалии им успешно занимался венецианец Альд Мануций, начавший свою издательскую деятельность в

-36-


I году. Именно он стал первым выпускать дешевые "карманные" издания Яфажом до 1-й тысячи экземпляров. Их украшали дельфин и якорь -Издательская марка Алъда Мануция.

Периодических изданий еще не было. Они появились только полтора Столетия спустя. Но циркулировавшая в общественной жизни информация стала впервые приобретать характер массовой. Методы ее распространения щелине последнее значение. Отпечатанные в типографиях тексты ходили царяду с рукописями. Правда, рукописные сообщения пока еще Яреобладали. Но конкретная адресность стала уходить на задний план. Спросом пользовалась информация, предназначенная по существу для неограниченного круга лиц. И это еще одна из примет Возрождения. 1( Основными потребителями информации были города. Их особо £гремительное развитие приходится на 10-11 век. В это же время возникают городские школы, а с 12-го века открываются университеты, которых в 15-м шее насчитывалось уже более шестидесяти. "Интеллигент средневековья водился вместе с городами", - утверждает французский историк -Исследователь Жан Ле Гофф. Предпосылкой формирования интеллигенции явилось отделение умственного труда от физического. Разумеется, сам по себе умственный труд не может служить точным критерием выделения Интеллигенции. Это лишь предпосылка...

i Бурно развивались наука, литература, искусство. Этому содействовала зарождавшаяся буржуазия. Она стремилась использовать любую возможность для пополнения своего капитала. Если для феодалов главным снособом наживы были грабительские войны и захват земель, то буржуазия стремилась пополнять богатство торговлей, эксплуатацией наемных рабочих на мануфактурах, выгодным использованием достижений научной и технической мысли. Состоятельные люди спешили получить как можно больше радостей в земной, а не в "загробной" жизни. Строили дворцы, благоустраивали свой быт. Возник повышенный спрос на картины, изваяния на мрамора. В Европе появились первые музеи, ботанические и зоологические сады, коллекции минералов и растений.

Необходимость получения оперативной информации, как в Црзяйственно-экономической, так и политической областях привела к тому, ч*0 в крупных административных центрах Европы в конце 16 в. постоянно Использовались информационные листки, сообщавшие о проведении Ярмарок, о конъюнктуре цен, о прибытии товаров в порт.

Прямыми предшественниками современных газет стали венецианские рукописные газеты, появившиеся в Италии со второй половины 16 века. С?вмо слово "газета", вошедшее в большинство европейских языков, Чроисходит от названия старинной мелкой венецианской монеты (газетга), фяорую покупатели платили за информационный листок. Первые венецианские газеты представляют собой листы, сложенные вдвое и заполненные от руки с четырех сторон. Информация, помещенная в них, не

подписана и рассказывала о различных событиях, происходивших в исключая саму Венецию, и за ее пределами. Краткие новостные

-37-


блоки, в основном военные или политические, были разделены абзацами, где в качестве своеобразного "заголовка" выступали название города или страны и дата события, которое произошло. Венецианские рукописные газеты назывались "авизи" (от итальянского "аффисо" - сообщение, извещение). Самый ранний из дошедших до наших дней комплектов датируется 1566 годом. Периодичность первых рукописных газет была еженедельной. Есть косвенные свидетельства того, что в Венеции существовал цех профессиональных собирателей новостей "аввизатори" или "вестник, приносящий новости". Но в конце 16 начале 17 веков эту профессию трудно было отнести к разряду престижных.

В середине века общественное мнение формировалось преимущественно при участии самодержавной власти, а решающее значение имело мнение церкви. В эпоху Возрождения этот процесс стал зависеть от наступательности публицистики, массовой информации, то есть возросло влияние интеллигенции. Жизнь постоянно требовала согласования точек зрения по самым разным проблемам. Чаще всего разногласия связывались с теми или иными научными достижениями. Например, в области астрономии. Сокрушительный удар по религиозным взглядам на Вселенную нанес польский ученый Николай Коперник (1473-1543гг.). Он сделал вывод, что Земля вращается вокруг Солнца. Церковь с этим была не согласна. Но ее мнение не принималось в расчет теперь безоговорочно. Были люди, воспринимавшие его критически. Огромный резонанс в общественном мнении получила точка зрения итальянского мыслителя Джордано Бруно (1548-1600 гг.), который пришел к выводу, что "Вселенная не имеет края, но безмерна и бесконечна". С Бруно расправилась инквизиция. В 1600 году он был сожжен на костре. Но идеи итальянского ученого продолжали жить, комментировались. Для этого использовались, в том числе и рукописные издания, выпускавшиеся анонимно. Галилее Галилей (1564-1642гг.) создал в Венеции телескоп. Пришел к выводу, что Николай Коперник прав - Земля вращается вокруг Солнца. Галилея по распоряжению папы вызвали в Рим. Там он предстал перед судом инквизиции. Угрозой пыток судьи вырвали у 70-летнего старика отречение. До конца своих дней он находился под надзором инквизиции. Галилей молчал. А массовая информация его не забыла, продолжала обсуждать проблему взаимодействия Земли и Солнца.

Эпоха Возрождения будила мысль. Считается, что это была величайшая из революций, какие до тех пор переживало человечество. Она нуждалась в титанах и породила их. Массовый характер приобретает стремление творчески познать мир во всех его проявлениях. Публицистика всемерно этому содействует. Развиваются жанры, способствовавшие постижению сути злободневных явлений. Например, широкое распространение получают тексты, напоминавшие собой современные рецензии. Многие из них касались изобразительного искусства. В нем рождались шедевр за шедевром.

Одним из самых великих деятелей итальянского Возрождения являлся флорентинец Леонардо да Винчи (1452-1519гг.). Отец его был зажиточным

-38-


горожанином (нотариусом), мать - простой крестьянкой. Леонардо да Винчи - ученый, инженер-изобретатель, архитектор, музыкант, поэт, Йсулытгор, живописец. В 1495-1497гг. он создал фреску для трапезной миланского монастыря Сайта Мария деле Грацие "Тайная вечеря". В 1503г. выполнил портрет 25-летней Моны Лизы, жены богатейшего купца франческо деле Джокондо. Мона Лиза умерла в расцвете лет, умер и ее муж. Наследники продали замечательный портрет за четыре тысячи золотых французскому королю Франциску I, у которого Леонардо да Винчи

•Йходился на службе в последние три года жизни. Король отдал портрет Апору для реставрации. Как отнеслись к этому произведению? Какими /ЦВСГоннствами полотно живописца отличается? Подобные вопросы Обсуждались не только мастерами кисти, но и просто образованными Абдьми. И без рецензий было не обойтись.

ю'; Большое внимание уделялось творчеству итальянского архитектора, Й&га, скульптора, живописца Микеланджело Буонарроти (1475-1564 гг.). Широко известна его скульптура "Давид". Микеланджело принял участие в вЙЙружении собора святого Петра в Риме. Он разработал проект его (Огромного купола. Большое внимание рецензенты-публицисты уделяли произведениям итальянского художника Рафаэля Санти (1483-1520 гг.). Он был замечен папой римским Юлием II. Получил приглашение принять участие в росписи покоев папского дворца Ватикана. Вершиной творчества Рафаэля считается картина "Сикстинская мадонна", написанная для 1юнастыря святого Сикста в одном из небольших городов Италии. Молодая Женщина шествует по облаку. Она несет своего сына людям. Картина йосвящена деве Марии, на ее руках младенец Иисус. Скончался Рафаэль 6 апреля 1520 года в день своего рождения (от лихорадки). Ему было 37 лет. х< Высоких публицистических оценок добились художники Альбрехт Дорер (1471-1528 гг.) из Германии, иллюстрировавший печатные книги, Рембрандт Ван Рейн (1606-1669 гг.), одна из лучших картин которого ^Возвращение блудного сына".

В информационном обороте были не только хорошие йу&ишистические тексты, но и плохие. Читатели имели возможность оШййставлять, давать свои оценки. Леонардо да Винчи активно пользовался itttti правом. Он скептически относился к пустозвонству, питал глубокую йбйриязнь к формализованной риторике. Призывал учиться современных Литераторов у лучших из античных авторов. Любил повторять: "Мудрость — АЬчь опыта!" Пишущий должен полагаться на собственное мнение, а не чужие слова. Из этого принципа исходил и сам Леонардо да считавший себя человеком без книжного знания, а потому

•обегающий ссылаться на разных авторов. Одним из ярких ^влицистических аргументов, отразившим суть духа Возрождения, стал "йййс: "Кто спорит, ссылаясь на авторитеты, применяет скорее память, чем дарование". Так считал и Леонардо. Себя он относил к изобретателям и

**>средникам между людьми и природой. Поэтому нисколько не боялся, что

*К* Доказательства могут вступать в противоречие с мнением избранных

-39-


авторитетов. Ведь эти мысли "родились из простого и чистого опыта, который является истинным учителем". Именно опыт, считал Леонардо, "наставник тех, кто хорошо писал", имея в виду некоторых из древних авторов. Язык, красоту изложения он относил к сфере кодирования, которая второстепенна к "истинной науке", основанной на опыте. Леонардо да Винчи причастен к разработке новых теоретических обобщений о выразительных средствах художественного итальянского языка.

Литературные приемы, по мнению Леонардо, помогают раскрывать самые сложные и противоречивые явления. Например, деятельность священников. Чтобы упражняться в своем искусстве, они облачаются в богатые одежды, скроенные на манер фартуков. Такова одежда священников, служащих обедню. Они расхаживают в белых одеждах, их движения высокомерны, они угрожают металлом и огнем тем, кто не причинил им вреда, как кадящие священники во время службы. Снова продают и распинают Христа, что делается с распятиями, продаваемыми в церквях. Живут за счет умерших, которые их содержат, то есть за счет древних святых. Без разрешения хозяина продают вещи величайшей ценности, которые им никогда не принадлежали. Такова торговля индульгенциями. 'Тратят невидимые монеты", то есть слова, "чтобы получить вполне осязаемое богатство".

Подобным образом рассуждали многие гуманисты, интересовавшиеся человеком и его делами. Гуманизм олицетворял светскую образованность в отличие от образованности богословско-начётнической. Эти два начала получили отражение и в публицистике. Гуманисты противопоставляли светские науки церковно-схоластической учености. При этом ренессансные интеллигенты не были ни еретиками, ни атеистами. Ядром их культурной работы, особенно на первых шагах, было рождение новых моральных принципов, жизненных идеалов, формирование новой теории человека, нового понимания места культуры в обществе. Они боролись не с религией, а с жизненной действенностью религии, не с догмами, а с попыткой их жесткого, безоговорочного применения в человеческой практике.

Предтечей Возрождения являлся Данте Алигьери (1265-1321гг.). В "Божественной комедии" он описал путешествие поэта по загробному миру

- аду, чистилищу, раю. В поэме кипят человеческие страсти. Особенно неистовы они в аду, над воротами которого была надпись: "Забудь надежду всяк сюда входящий". Земная любовь для Данте — благороднейшее из чувств. Жажда познания, даже если она сопряжена с опасностями, - еще один из мотивов, который обосновал Данте. Одни с ним соглашались, другие

- спорили. Это способствовало развитию публицистики. И соответственно совершенствовался жанр рецензии.

В эпоху Возрождения возрастает общественное положение литераторов. Многие из них приобретают широкую известность. Большой славой пользовался, например, поэт Франческо Петрарка (1304-1374 гг.). В обессмертивших его имя сонетах, посвященных Лауре - женщине, которую он воспевал при ее жизни и оплакивал после смерти, Петрарка изобразил

-40-


Противоречивые состояния своей души — скорбь, радость, сомнение, печаль Для Петрарки характерны душевная раздвоенность, мучительные метания между восторженным состоянием, которое дает творчество, слава, любовь, и унаследованным от средневековья суровым аскетическим взглядом на мир, окружающую действительность. Мучительные вопросы и не до конца убедительные ответы встают со страниц философских трактатов Петрарки, особенно в таком из них, как "О презрении к миру". Петрарка пишет это сочинение в форме беседы с одним из "отцов" христианской церкви Августином Блаженным. Поэт признается, что не может разобраться в противоречиях, раздирающих его собственную душу. Состояние поиска, раздумий, анализа отражает и ренессансная публицистика. Поэзия учит ее образному слову, применению ярких метафор, разработке аллегорических сюжетов.

Новая эпоха осознает себя как восстановление античной культуры, дагичного образа жизни, способа мышления и чувствования, откуда и идет само название "Ренессанс" или "Возрождение". В действительности, однако, ренессансный человек и ренессансная культура существенно отличаются от античной. Возрождение противопоставляет себя средневековому христианству. Но оно возникло как итог развития средневековой культуры. А потому несет на себе такие черты, которые не были свойственны античности. Средневековье относилось к античности как к авторитету, Возрождение - как к идеалу. Авторитет принимают всерьез, ему следуют без дистанции. Идеалом восхищаются эстетически, с неизменным чувством дистанции между ним и реальностью.

Писатели Возрождения подметили наметившуюся тенденцию «достаточно полно. Ярким подтверждением этому служит творчество Джо ванн и Боккаччо (1313-1375гг.). Особую популярность создал ему сборник, состоящий из 100 новелл, - "Декамерон". Боккаччо смело •выступил против аскетической морали, ядовито высмеял плутни и лицемерие священников, монахов. Писатель выразительно изобразил итальянское общество 14 века - купцов, врачей, судей, школяров, дворян, ремесленников, крестьян. В новеллах отражено гуманистическое восприятие жизни.

Рождение жанра ренессансной новеллы способствовало развитию, углублению публицистики. Она обогатилась разнообразием приемов, способствовавших построению рассказа в увлекательной форме. Краткое Описание одного события или несложной группы событий, связанных единством ясно обозначенного конфликта, действия, немногочисленностью персонажей, выявление новизны, интересной для читателя, заострение этой новизны остроумной неожиданностью, даже анекдотичностью концовки -таковы особенности ренессансной новеллы. Она была народной по своему Чхжсхождению. А поэтому получила широкое признание.

Значительный вклад в развитие нового жанра внес флорентинец Франко Саккети. Тогдашняя Флоренция была самым передовым государством Европы. В нем жилось и думалось свободнее, чем где бы то ни

-41-


было, и, возможно, поэтому ни один из городов Италии не дал миру столько великих художников и поэтов. Саккети подготовил сборник "Триста новелл". Он писал в иной манере, чем Джованни Боккаччо. Ценил правдивость детали, был наблюдателен, сумел изобразить суматоху флорентийского рынка. По сравнению с "Декамероном" "Триста новелл" могут показаться произведением значительно более правдивым в частностях. Однако сопоставлять Саккети с Боккаччо не следует. Наибольшие эстетические достижения итальянского Возрождения оказались связанными не с эмпирическим стилем "Трехсот новелл", а с идеализирующим человека художественным стилем гуманизма, великие образцы которого были созданы Петраркой и Боккаччо. Саккети ближе к прагматической публицистике. Этим и ценен его опыт для изучения истории зарубежной журналистики.

Некоторым из писателей покровительствовали монархи. Ценилась их способность мыслить, сопоставлять события и явления, анализировать окружающую действительность. Поощрялась и просто ученость писателей. Например, Альфонсо Великий, король Неаполитанский, наградил писателя Поджо Браччолини за латинский перевод "Киропедии" Ксенофонта пятьюстами дукатами — огромной суммой по тем временам. Король Альфонсо поручил также писателю Порчеллио готовить для него сообщения о ходе милано-венецианской войны (1451-1452гт.). Эти тексты назывались реляциями. Так родился новый публицистический жанр. Реляции Порчеллио отличались обстоятельностью, аргументированностью. В них включались диалоги, рассказывалось о разного рода предзнаменованиях. Повествование отличалось некоторой напыщенностью, велиречивостью. Но это воспринималось как должное, соответствовало сложившимся в публицистике Ренессанса правилам. Писал Порчеллио латынью не очень правильной, но беглой.

Культура гуманизма, возникшая в Италии в 14-м веке, к концу 15-го века прочно утвердилась в разных странах Европы. Пришла она и в Геманию. Здесь развиваются свои литературные традиции, имеющие непосредственное отношение к публицистике. Большой интерес представляют сатирические произведения. Важное значение имел опыт немецкого гуманиста Себастиана Бранта (1457 или 1458 — 1511гг.). В 1494 году он опубликовал в городе Базеле сатирико-дидактическую поэму "Корабль дураков". Брант был профессором канонического и римского права Базельского университета, занимался адвокатской практикой. Литературное творчество не являлось его основным занятием. Но именно оно создало ему всемирную известность.

Если в середине века мирское неустройство объяснялось недостатком благочестия, происками дьявола, то у Бранта теологический критерий утратил былое значение. Он написал свою поэму, чтобы показать как много бед людям приносят их собственное неразумие. Зная, какой удивительной силой обладает насмешка, Брант направо и налево раздает дурацкие колпаки. Он подымает на смех обычаи и нравы легиона глупцов, не

-42-


йодозревающих того, что они давно служат глупости. Чтобы удобнее было обозревать многолюдную толпу дураков, Брант собирает их на обширном корабле, отправляющемся в Глупландию. Открывает парад дураков мнимый ученый. Он - воплощение невежества, облаченного в университетские одежды. За невежеством следуют различные суеверия, распутство, тунеядство, пьянство, подхалимство, наушничество и многие другие пороки. Примечательны первые строки поэмы:

Душеспасительные книжки

Пекут у нас теперь в излишке,

Но, несмотря на их число,
1 Не уменьшилось в людях зло:

Писанья эти ничему

Теперь не учат! В ночь и в тьму
14 Мир погружен, отвергнут богом,-

Кишат глупцы по всем дорогам.

Жить дураками им не стыдно,

Но узнанными быть обидно.

"Что делать?" - думал я. И вот

Решил создать дурацкий флот:

Галеры, шхуны, галиоты,

Баркасы, шлюпки, яхты боты.

А так как нет таких флотилий,

*• Всех дураков чтоб захватили,

* Собрал я также экипажи,

Фургоны, дроги, сани даже.
Глупцам нет счета в наши дни:
v Как мухи, суетясь, они

На корабли спешат, летят —

* Быть первыми и здесь хотят.

Широкий резонанс имели антифеодальные, антиклерикальные Стихотворные сатиры "Заклятье дураков" и "Цех плутов" Томаса Мурнера (1475-1537гг.), немецкого поэта.

Во Франции эту эстафету смог продолжить писатель-гуманист Франсуа Рабле (1494-1553гг.). В книге-сказке "Гаргантюа и Пантагрюэль" бй*остроумно высмеял феодальные порядки. Осудил разрушительные феодальные войны. Презрительно отзывался о дворянах, издевался над их эАастовством и глупостью. Рабле обличал суд, чиновников, законы феодального государства. Борьба католиков с протестантами представлена в кфикатурном плане. Характерно, что католическая церковь запретила книгу.

*' Сатирическое начало пришло и в публицистику. Она стала более овгрой,задиристой. Пример подавал итальянский писатель Возрождения Щбгро Аретино (1492-1556гг.). Он известен как мастер политического имфлета. Хорошо владел жанром статьи, писал пародии. Объектом его внимания была итальянская знать. Разоблачалась ее алчность, (енность, клановость и т.д. Не оставлял без внимания Аретино и

-43-


чужеземных властителей. К нему в Венецию из-за рубежа приезжали посланцы некоторых князей с подарками, которые должны были умаслить "писаку ". Но Аретино оставался верен себе. Большую историко-культурную ценность представляют его письма. Широкой популярностью пользовались сатирические комедии Аретино, к примеру "Придворная жизнь", и "Лицемер". В 1546г. он написал трагедию "Горация". В Италии Аретино справедливо называют праотцом журналистики.

Церковь, ощущая нападки критиков, последовательно защищалась. В 1540г. папа утвердил "Общество Иисуса", или орден иезуитов. Основателем ордена был испанский дворянин Игнатий Лойола - ярый приверженец папы. Орден иезуитов был организован по-военному. Во главе ордена стоял генерал, подчинявшийся только папе. Младшие члены ордена безоговорочно выполняли распоряжения старших. Иезуиты выслушивали признания верующих, а потом все ценные сведения сообщали главе ордена. Шпионили и друг за другом. Орден иезуитов энергично способствовал укреплению клерикальной публицистики. В защиту его интересов распространялись рукописные тексты.

Мыслителей Возрождения постоянно интересовал институт государственной власти. Какой она должна быть? Ответу на этот вопрос посвящались разные публикации. Автором некоторых из них был итальянский политический мыслитель Никколо Макиавелли (1469-1527). Главной причиной бедствий Италии он считал ее политическую раздробленность. Преодолеть ее могла лишь сильная государственная власть. О том, какой она должна быть, Макиавелли рассказал в таком своем произведении, как "Государь". По его учению благополучие и могущество государства составляют высший закон политики. Для достижения этой цели пригодны всякие, в том числе и самые аморальные средства: подкупы, убийства, вероломства. Государь, вставший на путь создания сильного централизованного государства, должен сочетать в себе качества льва и лисицы, проводить политику кнута и пряника. Макиавелли считал, что к активной деятельности людей побуждают эгоизм, материальный интерес. Он писал, что иной человек скорее забудет смерть отца, чем потерю своего имущества. Макиавелли отвергал средневековую теократическую концепцию зависимости государства от церкви. Он противопоставил теологическому пониманию государства и государственной власти юридическое мировоззрение.

Ближе всего к итальянскому гуманизму был французский, так как Возрождение во Франции имело те же предпосылки для своего развития, что и в Италии. Сказывались также военные походы французов в Италию, которые предпринимались при королях Карле VIII, Людовике XII, Франциске I в конце 15 - первой половине 16 веков. Французские короли не только вывозили из Италии памятники древности, картины, предметы роскоши, но и приглашали к себе выдающихся ученых, художников этой страны. Видную роль в развитии гуманистической культуры Франции сыграла сестра короля Франциска I, принцесса Маргарита Наварская,

-44-


написала не одну новеллу. Она увековечена А.Дюма в романе

?")£оролева Марго".

М4^' В 50-60-е годы 16 века французская монархия переживала тяжелый

• Йризис. При Карле IX, севшем на престол в десятилетнем возрасте, двором

•^управляла его мать, Екатерина Медичи. Она входила в партию католиков, противостояла партии гугенотов (протестантов). На эти две партии значительные группы людей. Между ними происходили стычки, царила вражда. Чтобы покончить с этим явлением, ^ftctpe. Карла IX Маргарита была выдана замуж за Генриха Бурбона - одного гугенотов, возглавлявшего французскую Наварру — крошечное Но приехавшие на свадьбу гугеноты были вероломно перебиты августа 1572 года, перед днем святого Варфоломея. К расправе ричастны герцоги Гизы и Екатерина Медичи.

Наибольшей ожесточенности борьба гугенотов с католиками достигла половине 80-х годов. Шла уже восьмая по счету гугенотская Чтобы предотвратить дальнейшее кровопролитие, Генрих }||(варрский решил принять католичество. "Париж стоит мессы", - заявил он обвинившим его в вероотступничестве. Эти слова соответствовали Никколо Макиавелли/ Их широко комментировали публицисты лагерей. В конце концов католицизм был объявлен $ЬСударственной религией Франции. Но гугенотам также была представлена

исповедовать свою религию.

Большим своеобразием отличалось развитие ренессансной и в Англии. Она постоянно была связана с решением каких-ЛИбо конкретных политических задач. Одним из наиболее известных ПШфдетистов считался Джон Фортескью (около 1394-около 1476). Он был политическим деятелем, юристом. Выступал против феодальной анархии, за превращение сословно-представительных учреждений в средство усиления ЩрЗяевской власти. Многие его памфлеты построены на НрЙТивопоставлении идеи абсолютной и ограниченной королевской власти, Шйчем английскому варианту ограниченной монархии отдавалось

•Йредпочтение по сравнению с абсолютистским правлением во Франции. j$hu, С 1485 по 1603 годы Англией правили короли из династии Тюдоров. В Й34г, английский парламент освободил церковь Англии от подчинения flMQT- Ее главой был провозглашен король Генрих VIII (вместо папы). В ЯИВИИ были закрыты все монастыри, а их имущество передано в казну. Ш После смерти Генриха VIII английская корона перешла к его дочери «Ймзавете. Сорок пять лет на престоле Англии была Елизавета I Тюдор Чг*358-1603гт.). В этот период оживилась экономическая жизнь страны,

*свросла массовая тяга к знаниям, культуре. Расцветает английский театр,

•овпсим создателем которого стал Уильям Шекспир (1564-1616гг.). Он был ЧКкром, а потом одним из владельцев театра "Глобус" в Лондоне. Написал J7-J»ec: трагедий, комедий, исторических драм ("Генрих IV", "Генрих V", '1Гвнрих VI", " Генрих VII", "Ричард III"), в которых отразил историю

-45-


средневековой Англии. В трагедиях "Гамлет", "Отелло", "Король Лир", "Ромео и Джульетта " Шекспир прославлял сильных и отважных героев.

Значительный вклад в развитие английской публицистики внес философ, родоначальник английского материализма Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). При короле Якове 1 он был лорд-канцлером. В трактате "Новый органон" (1620г.) Бэкон провозгласил целью науки увеличение власти человека над природой, предложил реформу научного метода — очищение разуму от заблуждений, "идолов" или "призраков". Бэкон - автор утопии

"Новая Атлантида".

Елизавета Тюдор прославилась умением выбирать в советники умных и энергичных людей. В период ее пребывания на престоле улучшилось английское земледелие, стали заметно развиваться промышленность и торговля, был создан хороший флот. Но у Елизаветы было много врагов внутри Англии. Это были главным образом католики, выступавшие против протестантизма, который возглавляла Елизавета. Знаменем английских католиков стала шотландская королева Мария Стюарт. Шотландия издавна соперничала с Англией. Но собственных сил ей не хватало. В 1551 году французские войска вытеснили из Шотландии англичан. Мария Стюарт стала женой французского короля Франциска П. Купечество и феодалы южной части Шотландии были против французского засилья. В 1559 году они начали военные действия против французов. В 1560 году французы были изгнаны из страны. В 1567 году началось восстание шотландских протестантов, поддержанное Елизаветой. Но именно у неё попросила убежища Мария Стюарт, жившая в Шотландии после смерти Франциска II. Ей было 25 лет. Английская королева, приняв её, продержала Марию Стюарт под стражей 18 лет. Английские католики устраивали постоянные заговоры. После очередного из них состоялся суд над Марией Стюарт, как участницей заговора. Шотландская королева была приговорена к казни, хотя у судей не было никаких улик против неё. Парламент обратился к королеве с просьбой утвердить приговор. Елизавета его подписала. 8 февраля 1587г. приговор был приведен в исполнение.

Елизавета и Мария были умны, образованы в духе своего
гуманистического века. Каждая из них свободно изъяснялась на латинском,
французском, итальянском языках, а Елизавета знала еще и греческий. Их
письма отличались образным и метким слогом. Приближенные стремились
соответствовать уровню первых лиц. Рождается атмосфера повышенной
языковой требовательности. Она благотворно сказывается на
совершенствовании публицистики. Широкое распространение получили
рукописные листки новостей, называвшиеся сначала "ньюс", а затем
"Балладами новостей". Эти издания были непериодическими, чаще всего
посвящались одному событию.

Развивается массовая информация и в Германии. Важный вклад в это дело внес банкирский дом Фуггеров. Финансовая империя Фуггеров. имевшая интересы во многих странах Европы и кредитовавшая многих европейских монархов, обладала разветвленной сетью торговых агентов в

-46-


мюмышлеиных центрах Европы. Торговые агенты служили
корреспондентами, собирая - > для Фуггеров информацию делового,
долитического и общего характера. Эти сообщения, определенным образом
Компонованные и аккуратно переписанные, стали "газетами" банкирского

•ша Фуггеров и имели хождение в Европе между 1568 и 1605 годами. ЗЗемшсные газеты Фуггеров не продавались, а поставлялись только

••Шфному кругу получателей, в который входили члены семьи Фуггеров, а









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 131;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная