Начиная с 18 века в европейской журналистике и до сих пор английская журналистика является лидером. Но основы этого лидерства заложены в веке 17-м.
Всё началось в 1640-е годы - это годы английской революции, годы открытого противостояния короля и парламента, и гражданской войны между их сторонниками. В это время ни король, ни парламент не обладали полнотой власти, цензура ослабла, и появилось много относительно независимых изданий, монархических и республиканских (за парламент). Это был расцвет журналистики, свобода слова.
В 1644году английский поэт Джон Мильтон, будущий автор знаменитой поэмы «Потерянный рай», произнёс в парламенте, а затем опубликовал речь «Ареопагитика», направленную против предварительной цензуры в защиту свободы слова. В этой статье была заложена концепция европейской свободы слова, реализовавшаяся в будущем.
В 1649 году борьба короля и парламента закончилась, королю Карлу I отрубили голову, Англия была провозглашена республикой, правда, ненадолго. В 1660 году Англия снова стала монархией, и в 1688 году всё это закончилось Славной революцией – без пролития крови. На престол англичане пригласили симпатичного им голландского принца Вильгельма, который согласился на ограничение своей власти в пользу парламента. Была установлена конституционная монархия, в которой король подконтролен парламенту, а через парламент и общественному мнению. Английские короли уже никогда не могли делать ничего вопреки мнению англичан, хотя бы и только самых богатых (то есть, англичане уже в конце 17 века перестали быть винтиками в руках власти).
Выражением общественного мнения стала журналистика. В 1695 году в Англии впервые в Европе была отменена предварительная цензура (проверка содержания газеты до её публикации), оставлена цензура карательная (или судебная), то есть, после публикации в газете чего-то непозволительного журналист, редактор или газета в целом подвергались наказаниям: штрафам, тюремному сроку, закрытию. Но только по решению суда.
Уничтожение предварительной цензуры и введение цензуры судебной – это и есть общепризнанная свобода слова.
В журналистике 18 века полностью господствовала английская журналистика. 18 век вообще – эпоха Просвещения, это время, когда журналистика (и именно английская) впервые стала восприниматься как не просто серьёзное занятие, но и как одно из самых важных явлений в жизни общества, то есть, именно в 18 веке журналистика заняла то место, которое она занимает до сих пор. Журналистика эпохи Просвещения ставила себе важнейшей задачей просвещать, образовывать, исправлять просвещением нравы людей.
Одним из самых ярких, плодовитых английских журналистов начала 18 века был знаменитый писатель Даниэль Дефо (1660-1731), автор романа «Робинзон Крузо». В 1702 году он опубликовал памфлет (отдельным изданием) «Кратчайший способ расправы с диссидентами». Диссидентами во многих европейских странах с 16 века стали называть тех христиан, которые не придерживались господствующей в стране формы христианства. В Англии господствовала англиканская церковь, и все, кто с нею был не согласен (в том числе пуритане, каковым был Дефо) подвергались гонениям. В своём памфлете Дефо притворился сторонником англиканства, и преувеличенно яростно требовал расправы над всеми несогласными, доводя до абсурда реальные тенденции в церковной политике. Не сразу, но церковники раскусили обличительное направление памфлета и за оскорбление церкви Дефо приговорили к тюрьме. Три дня он стоял у позорного столба, которые странным образом превратились в триумф: простые люди забрасывали Дефо цветами в знак поддержки его позиции. В тюрьме Дефо писал памфлеты, имевшие большой успех, в том числе «Гимн позорному столбу», в котором воспел свободу слова и веротерпимость.
В 1704 году после выхода из тюрьмы, Дефо получил серьёзное предложение, от которого не смог отказаться. Тогдашний премьер-министр Англии предложил ему помощь в издании журнала, а за это он должен был в нём поддерживать политику правительства, сохраняя видимость независимого журналиста. Так Дефо продался, как продаются почти все. В своём журнале «Обозрение отношений Франции и всей Европы» он выражал точку зрения крупных английских предпринимателей.
Выдающимся журналистом был и Джонатан Свифт (1667-1745). Теккерей, известный английский писатель 19 века, писал, что «самые хищные клюв и когти, какие когда-либо вонзались в добычу, самые сильные крылья, какие когда-либо рассекали воздух, были у Свифта». Памфлет был излюбленным жанром Свифта. До 1713 года Свифт был активным публицистом, включённым в реальную политическую борьбу двух парламентских партий: тори и виги. В 1713 г. он стал деканом, главным священником собора Святого Патрика в Дублине, столице Ирландии, завоёванной англичанами, но не перестал писать памфлеты. Теперь он направил свои усилия на защиту Ирландии от притеснений англичан. В 1724 г. был подпольно издан и широко распространён его яростный, антианглийский памфлет «Письма суконщика», обличавший грабительскую политику Англии в отношении Ирландии. Этот памфлет заставил английское правительство пойти на экономические уступки, а Свифт стал в Ирландии национальным героем до конца дней. Потрясающую силу имеет его памфлет «Скромное предложение» (1729), в котором Свифт описал, как англичане устроили в Ирландии искусственный голод, примерно также как в СССР Сталин устроил голодомор в 1930-е годы, от голода умерло очень много людей, были множественные случаи каннибализма. Свифт предложил английскому правительству сразу убивать детей ирландских бедняков, продавать их на мясо, а из кожи делать перчатки.
По сути, его роман «Путешествия Гулливера» - не что иное, как развёрнутый сатирический памфлет на всё европейское общество.
Два самых известных английских журналиста 18 века - Ричард Стили Джозеф Аддисон. Они в отличие от Свифта не применяли жёсткую сатиру. Их сатира была мягкой, дружелюбной, они стали основоположниками сатирико-нравоучительной журналистики. Их целью было мягкое, постепенное исправление нравов, они были вне политики и добились большой популярности. Свой первый журнал «Болтун» (1709-1711) Стил и Аддисон вели от имени Исаака Бикерстафа, болтливого персонажа, пож маской которого скрывались сами авторы. Каждый номер в основном состоял из большого эссе, в котором со всех сторон обсуждалось одно событие, одно явление лондонской жизни. Для того, чтобы маска не приелась читателям, Стил и Аддисон прекратили издание «Болтуна» на пике популярности, чтобы открыть новый журнал, самый успешный журнал 18 века, «Зритель» (1711-1713). Для «Зрителя» была разработана целая система масок-персонажей, членов некоего клуба собирающихся, чтобы обсудить текущие события. Главным среди них стал некий сэр Роджер де Коверли – любопытный, добродушный чудак (именно он и являлся главным зрителем всего происходящего в свете). Тираж «Зрителя» дошёл до 14.000 экземпляров. Успех был необычайным, в Англии и Европе появилось огромное количество подражаний, журналов с названиями «Шептун», «Ворчун», «Развлекатель» и т.д. Эссе Стила и Аддисона были переведены на все европейские языки и неоднократно переиздавались отдельными книжками.
В 1763 году в Англии разразился скандал по поводу журналиста-либерала Джона Уилкса, который слишком яростно обличал власть. Однажды Уилкс опубликовал явно издевательский памфлет по поводу тронной речи короля. Номер журнала, в котором этот памфлет был опубликован, был приговорён к сожжению, Уилкса хотели арестовать, чтобы потом осудить, но он успел уехать во Францию. Рядовые англичане не остались равнодушными свидетелями этого дела, на стенах и окнах многих домов появились маленькие плакаты с цифрой «45». Это был номер сожжённого журнала. Так англичане выразили свою поддержку оппозиционному журналисту и высказались за свободу слова. Всё это характеризует достаточно высокий уровень демократических свобод в Англии того времени по сравнению с остальными странами.
Основой успеха ежедневной газеты «Монинг кроникл» (1770-1862) – «Утренняя хроника» в конце 18 века была феноменальная память её редактора Вильяма Вудфолла. Присутствуя в парламенте (новости из парламента всегда были очень важны для англичан), он запоминал ход дебатов почти дословно, не пользуясь при этом записями, а потом на память быстро воспроизводил их, поэтому в «Монинг кроникл» были самые полные и самые оперативные парламентские отчёты. Другие газеты отправляли в парламент одного стенографиста, который мог записать далеко не всё, и на расшифровку стенограммы уходило много времени. И только когда другая газета стала отправлять в парламент не одного, а несколько стенографов, монополия «Монинг кроникл» в этом вопросе была подорвана.
В отличие от Англии, во Франции и остальной Европе в была очень сильна цензура, и журналистика не играла там значительной роли.
Журналистика 19 века.