Архитектура инков Реферат по МХК Выполнила: ученица 10 «Б» класса МОУ СОШ № 31 Проверила: . Новочеркасск 2007 Содержание: 1. Введение с.2 2. От ремесел до монументальной архитектуры с. 3. Особенности архитектуры священной долины с.1. Трапеция - символ архитектуры инков с.2. Материалы и методы строительства с.6 3.3.
Стены с.4. Характерные типы построек с.5. Лестницы и проходы с.6. Источники и священные ванны с.7. Обработанные камни с.4. Заключение с.5. Список используемой литературы с.15 2. ОТ РЕМЕСЕЛ ДО МОНУМЕНТАЛЬНОЙ АРХИТЕКТУРЫ. Среди древних культур народов Америки выделяются три наиболее интересные и значительные – ацтеков (Центральная
Мексика), майя (Южная Мексика, Гватемала и Гондурас) и инков (Перу, Боливия, Эквадор и северная часть Чили). Инкские гончары и ткачи, хотя и не превзошли мастеров Моче и Паракаса, достигали высокого мастерства в своих изделиях, будь то предметы повседневного обихода или произведения искусства. Трудно даже перечислить все материалы, которые ремесленники-инки умели обрабатывать, создавая из них не только домашнюю утварь, священные приношения, украшения и атрибуты религиозного
культа, но и подлинные шедевры, удовлетворявшие их эстетические потребности. Они использовали золото, серебро, медь, олово, свинец и платину; бирюзу, изумруды, лазуревый камень, кораллы и горный хрусталь; глину различных оттенков; хлопок, волокна агавы, тростник, камыш и красящие растения; шерсть и шкуры оленей и лам, меха лис и ягуаров, звериные кости и клыки, раковины улиток; в ход шли даже пух летучих мышей и человеческие волосы, из которых изготовлялись тончайшие ткани.
Мастерство, опыт и эстетический вкус инков превращали все эти материалы в статуэтки, сосуды, оружие, музыкальные инструменты, платье, ткани, корзины, веревки, каноэ, украшения и многие другие вещи. Дерево применялось для самых разных целей от изготовления дверных и оконных рам и мебели, в частности стульев со спинками - тиана, до шкатулок и резных безделушек. Типичными для инкской керамики были большие сосуды, сужающиеся на конце, названные арибаллами за их
сходство с греческими амфорами. Кубки-керо из раскрашенного дерева имеют исключительный научный и пиктографический интерес. Бирюза и изумруды инков служат еще одним доказательством налаженного обмена между жителями Анд, Месоамерики и чибча, ведь в Тауантинсуйю этих драгоценных и полудрагоценных камней не было. Тем не менее в Пикильакте, неподалеку от Куско, было найдено 80 статуэток из шлифованной бирюзы, а в Непенье Тельо сделал другие находки подобного же характера.
Кроме того, мы помним о великолепии "бирюзового города" Уари. Есть мнение о том, что бирюза попадала в Перу с севера Мексики. Что касается изумрудов, их колумбийское происхождение не вызывает никаких сомнений. От инков до нас дошло немало скульптур, представляющих собой как самостоятельные произведения искусства, так и украшения дворцов и храмов. Конечно, инки были далеко не первыми из тех, кто на земле
Тауантинсуйю занимался скульптурой достаточно вспомнить памятники монументального искусства Тиауанако, монолитные резные скульптуры Чавина. В отличие от скульптуры ювелирные украшения инков обладают поистине фантастическим великолепием. Не случайно они стали объектом самого разнузданного грабежа со стороны испанских конкистадоров и их преемников местных уакеро. До нас дошел рассказ хрониста Сиесы де Леона о сокровищах золотого сада в
Храме Солнца в Куско. По его словам, в этом саду стебли, початки и листья маиса были сделаны из золота, стадо из двадцати золотых овец с ягнятами пасли золотые пастухи, посохи и пращи которых были сделаны из того же драгоценного металла. Известно, что сокровища этого золотого сада, как и многие другие ювелирные изделия инков, были отправлены в Кахамарку для уплаты Писарро выкупа за жизнь Атауальпьпы. Но выкуп этот не спас
Инке жизнь.Позднее в Испании все золото Храма Солнца из Куско было переплавлено в слитки Живописи инки уделяли менее почетное место, чем ювелирному искусству. Керамические изделия империи не обладали той красочностью и богатством орнаментации, которые отличали изделия гончаров-мочика или богатство цветовой гаммы керамики из Наски. Интересные соображения в работе "Инкская скульптура" высказала известная исследовательница
истории этого народа В. де ла Хара. Она писала о большом значении росписи керо, отмечая, что это единственные памятники прикладного искусства инков, ценность которых определяется тем, что они хранят традиции прошлого, искусно запечатленные в изображенных на них фигурах. Особенно любопытными представляются следующие выводы исследовательницы: "Te, кто взял на себя миссию искоренения язычества, приказывали сжигать керо, ткани и кипу, потому что
в этих трех элементах инкской культуры в концентрированной форме нашла отражение история этого народа, у потомков которого хотели стереть даже память о его героическом прошлом, чтобы тем самым облегчить установление своего господства. Если бы керо были обычными деревянными сосудами, приказ об их сожжении был бы попросту бессмысленным, а общинники, конечно, не оберегали бы их с такой удивительной заботой. В керо как а тканях и кипу, хранилась тайная история народа инков".
Некоторые специалисты считают, что наиболее выдающимся проявлением культуры инков была архитектура во всех ее блистательных выражениях. Это не удивительно, поскольку глубинные традиции их зодчества восходили к Чавину и Тиауанако. До сих пор по всей территории Тауантинсуйю от побережья до самых неприступных андских вершин, таких, как Парамонга, Сипесипе, Инкальакта, Ольянтайтамбо и Саксайуаман, разбросаны неприступные укрепления инкских
крепостей пукара, поражающих грандиозностью и продуманностью их стратегического положения. Но самым впечатляющим воплощением дерзновенного гения инкских архитекторов является цитадель Мачу-Пикчу. Она представляет собой наиболее яркое свидетельство их подхода к самой идее построек такого типа, отражавшего не только конкретные, практические задачи оборонительного характера, но и глубоко присущее им чувство прекрасного. Известный кубинский археолог
А. Нуньес Хименес дал следующее описание этого архитектурного комплекса: "Строители, которые задумали и возвели Мачу-Пикчу, продемонстрировали высокое искусство достигать единства архитектурных сооружений с окружающей их природой. На Мачу-Пикчу горы и дворцы сливаются в единое целое, как русло реки с ее водами или ствол дерева с листвой и ветвями. Заостренные зубцы, венчающие остроконечный комплекс
Интиуатаны главной крепостной башни, кажутся частью самой горы, сливаясь в перспективе с конической вершиной Уайна-Пикчу, которая служит им основанием. Каменные террасы или гряды спрофилированы в строгом соответствии с изгибами крутых, почти отвесных скал, а тысячелетние камни возведенных индейцами стен оставляют такое чувство, будто они органическая часть самих этих гор. Естественный ландшафт и архитектура
Мачу-Пикчу неотделимы друг от друга, составляя единое целое. Могучее в своей первозданности величие остроконечных горных пиков, возвышающихся как гигантские башни или пагоды, придает эстетическому началу идеи возведения этой крепости исключительную ценность". Даже при самом пылком воображении чрезвычайно трудно представить себе, как инкам удавалось перетаскивать огромные каменные глыбы от каменоломен до строительных площадок без применения соответствующих приспособлений
и средств передвижения, без колесных повозок, используя лишь мускульную силу человека. За пределами нашего понимания остается не только то, как инки их передвигали, но и как они получали блоки необходимого размера, как они их обрабатывали, чтобы подогнать один к другому, как шлифовали их и соединяли вместе для возведения этих колоссальных стен. Существует легенда, приписывающая возведение инкских крепостей некой цивилизации гигантов, заселявших
эти земли до появления современного человечества. Вопреки здравому смыслу в нее хочется поверить, потому что подгонка этих блоков происходила без применения каких бы то ни было специальных цементирующих растворов. Тем не менее они существуют и в наши дни, нисколько не считаясь с течением веков, а может быть, и тысячелетий. Эти блоки столь тщательно отполированы, что походят скорее на истоптанные тысячами ног ступени древней каменной лестницы, чем на специально обработанные камни.
Интересные сведения об этом памятнике инкского зодчества приводит Бодин: "Дома на Мачу-Пикчу возводились на скалах путем простого наложения друг на друга ничем не скрепленных каменных блоков, даже если наклон скалы составлял 40 Нередко с наружной стороны камни эти были слегка выпуклыми, а там, где они соприкасались друг с другом, плоскими, напоминая некоторые флорентийские дворцы.
Сходящиеся под углом элементы отдельных крепостных строений надежно закреплены самим замыслом их создателей, поскольку несущие линии конструкций обеспечивают прочность всему сооружению. Не случайно Фергюсон испытывал такое восхищение перед руинами Мачу-Пикчу, считая, что они обладают совершенством, которого не смогли достичь ни греки, ни римляне, ни европейские зодчие средневековья". Стены храмов, дворцов и крепостей успешно противостояли
двойному натиску времени и разрушительных сил природы. Однако многие памятники этой восхитительной архитектуры не смогли устоять перед систематическим разрушением, которое на протяжении последних пяти столетий причиняли им люди. "В Куско, писал Валькарсель, испанцы при возведении церквей разрушали дворцы и храмы инков. Вместе с тем на побережье Перу многие крупные постройки из материалов, не столь долговечных, как камень,
таких, например, как необожженный кирпич, смогли простоять в течение многих веков за счет благоприятных климатических условий. Они могли бы простоять и дольше, тем более что для испанцев кирпич не представлял ценности, так как они его делали сами. И тем не менее большинство этих строений мы сами разрушили на протяжении последних десятилетий, чтобы расчистить земли. Только в районе Лимы исчезло по меньшей мере 120 или 150 уак.
То же самое происходит в других прибрежных областях". 2. Особенности архитектуры священной долины. 2.1. Трапеция - символ архитектуры инков. Сущность архитектуры Священной Долины определяется тремя важными аспектами: точность, функциональные возможности и строгость. Неизвестные мастера обрабатывали камень с точностью, беспрецедентной в человеческой истории; их архитекторы
больше обращали внимание на функциональные возможности, нежели чем на художественное оформление. И все же их строения достигли захватывающей дух красоты и величия, именно через строгость линии и необычного контраста масс. Доминирующая стилистическая форма в архитектуре инков проста, но изящна - это трапеция. Она имеет не только функциональное значение, но и строго ограниченное художественное оформление. Трапециевидные дверные проемы, окна, и стенные ниши найдены в постройках всех типов, и в храмах и в
менее значительных зданиях более грубых, если можно так выразиться, постройках. Ниши могли иметь разнообразные функции, существует предположения, что в них размещались идолы или какие-либо другие культовые предметы. В жилых домах они могли выполнять роль хозяйственных шкафов для утвари и различных вещей. Трапеция - типичная архитектурная особенность Священной долины. Тот факт, что подобные формы можно увидеть в других областях
Перу, севернее Куско, возможно объясняется распространением влияния инков, или просто подражанием местными строителями архитектурным формам Священной Долины. Интересно отметить то, что в районе Тиауанако, который в общем-то, считается источником инкской культуры, трапециевидные формы не встречаются. 2.2. Материалы и методы строительства. Что касается материала, то можно сказать, что для строителей
Священной долины были доступны все типы камней, от самых мягких и легких в обработке, до твердых, типа андезита и гранита. Камни доставлялись на большие расстояния не взирая на сложные горные ландшафты. Во многих местах на путях транспортировки до сих пор лежат огромные каменные блоки, так называемые "уставшие камни". Это объясняют тем, что строительства были внезапно прерваны по причине конкисты. На самом деле причины внезапной остановки строительных работ остаются неизвестными, и произошло это
задолго до прихода испанцев. Мастера Священной долины обрабатывали камень без железных инструментов. Возможно, они использовали медь, бронзу и все тот же камень. Иногда встречаются камни, как например в Куско, которые явно обработаны железным инструментом. Считается, что работы выполнялись уже в колониальный период. Испанцы, восхищенные каменной кладкой инков, нанимали резчиков-индейцев, которые применяли привычные
для конкистадоров железные инструменты. В качестве примера приводятся камни с вырезанными на них змеями. Красивая легенда и не более того. Вряд ли католики украшали бы свои дома явно языческими символами, которые они так ревностно уничтожали по всему Перу. Принято считать, что древние строители использовали деревянные клинья для раскалывания крупных каменных блоков. Они загоняли их в отверстия и поливали водой.
Расширяющаяся древесина разрывала камень любой твердости. Подобные методы известны у многих древних сообществ. Отверстия под клинья сверлились каменными сверлами-пестиками с добавлением в лунку песка. Это всего лишь предположения, как дело обстояло на самом деле… Впрочем, не эти технологии принесли известность мастерам
Священной долины. Неповторимость архитектуры инков заключается в том, что они создали совершенно необычный тип кладки, когда многоугольные каменные глыбы подгонялись с миллиметровой точностью друг к другу. Камни скреплялись между собой с помощью сложных систем пазов и выступов, при этом точный инженерный расчет заставлял, и многотонные глыбы и небольшие камни, своим весом "работать" не на развал кладки, а на ее связку. Некоторые камни скреплялись медной или бронзовой арматурой, но это был скорее
исключением нежели обычным дел Кладка инков стоит до сих пор, без всякого связующего раствора, не смотря на время и природные катаклизмы. А землетрясения довольно частое явление в тех местах. 2.3. Стены. Каменная кладка стен выжила в течении столетий, не смотря на землетрясения и стремление колонизаторов разобрать старые постройки на дешевый строительный материал, но дело в том, что им это иногда не удавалось, как получилось с постройками крепости
Саксайуаман. Стены домов в Куско, да и в других местах Священной долины, шире в своем основании, чем в верхней части - это тоже одна из особенностей местной архитектуры, которая делает постройки стойкими к сейсмическим колебаниям. Когда впервые видишь эти древние постройки то первое, что отмечаешь - это внутренний наклон нижней части стены, в противоположность вертикальной верхней стене, построенной испанцами.
Внутри здания все стены вертикальны, это хорошо видно на примере прекрасной кладки внутри Кориканчи. Различается несколько стилей кладки. Обычные прямоугольные блоки небольшого размера, напоминающие европейские кирпичи. Они все почти одинакового размера и ничем необычным не выделяются, разве что точностью подгонки и отсутствием скрепляющего раствора. Кладка бесформенных камней со слегка выпуклой внешней частью. Как, например стены на знаменитой улице Куско
Хатунрумиок, где выделяется двенадцатиугольный камень. В таких стенах это не предел, местные мальчишки с удовольствием покажут камни и с большим количеством углов. На камнях этого стиля очень часто встречаются своеобразные выпуклости. Считается, что они служили для упоров, которые поддерживали камни в процессе их подгонки одного к другому или сразу к нескольким. По мнению некоторых местных жителей, они являются некими знаками и содержат
в себе скрытую информацию. Такую стену можно было "читать". На некоторых камнях и особенно следующего типа, о котором мы скажем ниже, можно встретить углубления. Назначение их тоже неясно. Так называемая "циклопическая кладка", в которую укладывались многотонные камни, до 100 тонн и более. Стены Саксайуамана - характерный тому пример. Удивительный тип кладки встречается в постройках Мачу
Пикчу, Писака и других местах долины, когда искусно обработанные каменные блоки вписываются в естественную скалу, служа гармоничным продолжением творения природы. Конечно, не все здания были построены подобным образом. Дома меньшей значимости могли сооружаться из грубого набора камней, в стиле известный как pirca. 2.4. Характерные типы построек. В Мачу Пикчу и других местах долины можно встретить своеобразные здания,
открытые с одной стороны, т. н. масмас (masmas). По внешнему виду это простой дом с двухскатной крышей, только без одной стены. С той стороны, где не было стены, крыша поддерживалась специальной деревянной балкой. На боковых стенах можно видеть пазы для ее крепления. Если дом был длинным, то балка подпиралась специальной каменной колонной. Постройки такого типа встречаются в теплых частях долины.
Некоторые здания имеют среднюю стену, идущую вдоль и делящую дом на две равные части с независимыми входами. В средней стене обычно оставляют несколько трапециевидных ниш и с одной и с другой стороны. Некоторые из таких домов не имеют одной из фронтальных стен и называются двойной масмой. Другой тип дома называется кальянка (kallanka). Это очень длинное с высокой двухскатной крышей, имело несколько входов, обычно с трех сторон, в следствии чего хорошо вентилировалось.
Первые испанские хронисты и конкистадоры обратили внимание на эти здания из-за их непропорционально высокой крыши. Предполагается, что дома эти служили для солдат, которые в случае тревоги, могли быстро выскочить из здания. Возможно, что кальянки служили домами для работников, выполняющими временные трудовые повинности. Вообщем, их можно назвать бараками, в которых спало множество человек, для чего и нужна была хорошая вентиляция. Можно встретить кальянки длиной до 70 м и шириной до 12 м.
Одним из грандиознейших зданий подобного типа являлся так называемый Храм Виракочи в Ракчи (Каче). В этом храме была средняя стена и два симметричных ряда колонн с обеих сторон. В Священной долине в крупных населенных пунктах многие дома, обычно зажиточных хозяев, образовывали канчас (canchas "дворы"). Простой двор состоял из четырех построек, причем стены зданий и формировали собой двор. Выход наружу был в одном из зданий.
Двойной двор состоял из семи построек, делился пополам стеной, которая проходила и через центральное здание. Вход в этот двор тоже обычно был через одно из зданий. Крыши были двух или четырех скатными или круглыми и являлись самым необычным элементом инкской архитектуры, поскольку были соломенными. Сложные технологии обработки камня и строительства никак не сочетаются с таким примитивным материалом. Соломенные крыши и сейчас обычное явление в крестьянских домах в
Андах, но сами постройки выполнены из глины или необожженного кирпича и не имеют ничего общего с величественными строениями прошлых веков. Непонятно, почему прекрасные мастера, строители и инженеры Священной долины не додумались до такой простой вещи, как керамическая черепица. Другим непонятным элементом инкской архитектуры являются цилиндрические и кольцеобразные каменные выступы на фронтонах многих зданий. Считается, что они использовались в креплении стропил и обрешетки кровли.
Они встречаются и на внешних и на внутренних частях стен. Некоторые исследователи считают, что во внутренней части здания к этим элементам крепились циновки, служившие потолком. Как уже говорилось выше, оконные и дверные проемы имели характерную трапецеидальную форму. Многие дверные проемы строений Куско и других населенных пунктов долины имеют архитрав шириной несколько сантиметров, что придает им законченность и оригинальность.
Двери в стенах крепостных стен замыкались с помощью необычных устройств: по обеим сторонам проема были сделаны ниши со специальными каменными цилиндрами веревками, деревянная дверь крепилась к стене веревками, которые пропускались в ниши, где каменные цилиндры работали как блоки. С помощью этих устройств дверь плотно и крепко накрепко притягивалась к проему. Окна и ниши в строениях Священной долины были одного размера и являлись специфическим архитектурным
элементом, располагаясь довольно симметрично по отношению ко всему зданию. Ниши, расположенные на внутренних частях стен представляли собой "ложные окна" и могли служить шкафами или полками для каких либо предметов. 2.5. Лестницы и проходы. Было бы странным, если бы инки (или их предшественники) не использовали в своих населенных пунктах такой важной архитектурной деталью, как лестница.
И действительно, живя в сложных горных условиях, когда различные части одного поселения находились на разных уровнях, и чтобы пройти от одного дома к соседнему, приходилось подниматься на десятки метров, они в совершенстве овладели этой архитектурной деталью. Это были лестницы, выточенные из целого монолита или состоящие из отдельных ступеней, прямые и плавно изгибающиеся. Причем высота ступеней и даже их ширина варьировалась с таким расчетом, чтобы пешеходу
было максимально удобно. Здесь можно встретить и широкие лестницы, спускающиеся на площади крупных поселений и узкие, где едва могли разминуться два человека. Там, где невозможно было пройти инкские строители пробивали проходы в скалах - небольшие узкие туннели, как например в Писаке. Интересный тип лестницы можно увидеть на некоторых анденах (террасах) - так называемые "плавающие" лестницы. Они представляли собой камни, выступающие из стен анден на 20-30 см и использовались
на протяженных террасах, чтобы не затрачивать время и силы для перехода на следующий уровень. 2.6. Источники и священные ванны. Строители Священной долины нашли оригинальное решение, объединив плавное движение камня и льющейся воды. Искрящийся каскад потоков от каменных струй, иногда украшенных вырезанными архитравами, в радостно плещущиеся бассейны, затем течет через весьма сложные каменные каналы, чтобы влиться в следующий бассейн или ванну, и так далее от одного водоемчика до другого.
Ясно, что для инков или их предшественников все эти искусственные ручьи и источники были не просто выражением мастерства их создателей, но возможно являлось воплощением Священной реки Урубамбы. В каждом поселении Священной долины был свой "водопровод". В Ольянтайтамбо вода текла вдоль главных улиц в узких каменных каналах и вытекала в виде источников из скал. На самом деле все эти источники были искусственными и предусматривали сложные гидротехнические
сооружения и точный расчет. Более поздние попытки прочистить подобные каналы, как например это было в Куско в период конкисты, привело к полному выходу из строя этого сооружения. Но были, да и сейчас есть места в Священной долине, которые представляют собой храмы, посвященные воде. В Тамбомачае, в нескольких километрах от Куско, известном под названием "Ванны Инки" среди массивных стен с изящными нишами стекают каскады воды.
Даже в наше время вода продолжает переходить с одного уровня на другой, радуя своей свежестью туристов. В Типоне вода стекает каскадами через каналы в террасах. Примечательно то, что в наше время, никто не знает откуда именно идут эти потоки, где находятся их истоки. Все эти места называются храмами воды, но чем они были на самом деле, никто не знает. В Мачу Пикчу сохранилось 16 искусственных источников, которые питаются один от другого, то соединяются,
то снова расходятся, меняют направление, извиваясь как змеи среди выступов, ниш, ступеней и других рельефных форм. Не смотря на очевидный прагматизм этих потоков, как источников жизни, они представляют собой произведение искусства - плавные изгибы серебряных струй в полной гармонии с камнем, заботливо обработанным умелыми руками. 2.7. Обработанные камни. В 3 км от Куско, недалеко от крепости Саксайуаман находится комплекс
Кенко. На первый взгляд представляет собой нагромождение камней, каменный хаос, но потом начинаешь замечать ступени, какие-то пирамиды, странные фигуры, углубления, напоминающие собой формы для литья. Все очень хорошо отшлифовано, все углы заглажены. Внутри скалы имеются проходы. Непонятно, являются ли они естественными результатами эрозии, или сделаны руками человека. Скорее всего, здесь поработали два мастера.
Скала имеет морское происхождение (и это на высоте свыше 3000м.) с окаменелостями раковин гастеропод и сама по форме и структуре напоминает одну из морских раковин (Spondylus). В южной части к скале примыкает некий комплекс - полукруглая площадка, огороженная каменной кладкой длиной 54, 10 м, у самой скалы на возвышении стоит вертикально поставленный кусок скалы - менгир высотой 4,70 м, шириной 4,20 м у основания и 2,60 м в верхней части.
В северной части скалы имеется, что-то напоминающее внутренний дворик, причем поверхности скалы очень здорового обработаны и отполированы. Самое распространенное мнение, что представляет собой весь комплекс - это астрономическая обсерватория в форме дракона, ползущего из Куско на юг. В нижней части скалы археологи нашли человеческое захоронение и останки костей ламы. Внутренние помещения скалы с уступами, "алтарями", "креслами", и пирамидами, понятно,
что к астрономии никакого отношения не имели. С северной стороны Саксайуамана, есть так называемый Эль Родадеро - естественное вулканическое образование, очень красивое по форме нагромождение застывшей лавы, похожее на горные спуски. И здесь тоже есть обработанные скалы, напоминающие Кенко. Да и сам Трон Инки в крепости, комплекс с названием
Амфитеатр, и а около него обработаны тем же способом. В районе Саксайуамана сосредоточено огромное множество подобных камней и скал. Но самой грандиозной из них по праву считается Кенко. Возможно, все они раньше было связано между собой каким-то образом. Кресла Инки или Троны Инки встречаются во многих местах, не только в районе
Куско. Объяснение, что они представляют собой алтари выглядит не очень убедительно. В тоже время, если присмотреться к камням Кенко, то можно заметить и кварталы самого Куско и окружающие его горы, хорошо просматриваются террасы. Если город Куско представлял собой "Пуп Вселенной", то Кенко являлся моделью Вселенной, трех ее миров. Здесь был подземный мир с захоронениями, земной мир
с описанием (именно описанием) города и его окрестностей и верхний мир - мир богов, о котором тоже записана информация в камне. Ее еще предстоит прочитать. Живя в горах, в действительно "трехмерном" пространстве, в отличие от жителей плоских долин, образ мышления, восприятия и сохранения информации у них был иной чем у других. Не случайно такое явление как кипу получило широкое распространение именно здесь, а это ни что иное, как трехмерная система записи информации.
Другой способ - это запись информации в виде макета или модели в камне. Возможно, что перуанцы не просто копировали окрестности в камне для того, чтобы использовать их, как мы используем географические карты: постройка селений и городов, размещение тех или иных мест для посева агрикультур, отработка на макете военных маневров, прокладка дорог и многое другое. Они также хранили в камне определенную информацию.
Какую именно, пока трудно сказать, но обработанные камни мы встречали около всех археологических памятников, это: Писак, Ольянтайтамбо, Мачу Пикчу, Тиауанако и др. На некоторых моделях или макетах, установленных около дорог прослеживаются сами дороги, перевалы, проходы в горах. Все это напоминает указатели на наших шоссе, только сделанные несколько по-другому - не на плоскости, а в объеме. 3. Заключение. Крупнейшее государство
Южной Америки – империя инков – просуществовало сравнительно недолго. Это рабовладельческое государство возникло в начале XV в. Развитие его культуры было прервано вторжением отряда испанских завоевателей под предводительством Ф.Писарро, которые в 1532 г. захватили и разграбили страну. Изучения европейцами достижений культуры древних жителей
Южной Америки показали высочайший уровень развития цивилизации. Строительное мастерство. Каменная кладка инков отличалась своей массивностью, каменные блоки всегда были прочно подогнаны друг к другу… Искусство ткачества. Среди инков наиболее ценным сокровищем считались ткани, что объяснялось трудностью их производства. Для изготовления тканей выращивался хлопок, а также использовалась шерсть альпак, лам и викуний.
Дороги. К шедеврам мастерства инков можно отнести сеть магистральных дорог, связывающих все части инкской империи. Две главные артерии, соединенные многочисленными второстепенными дорогами, пролегли — одна по побережью, другая среди гор. Прибрежная магистраль длиной в 2000 км начиналась от залива Гуаякиль в Эквадоре, мимо столицы Чиму — Чан-Чан, песков Наски, завершаясь в районе нынешнего Сантьяго (Чили).
Горная магистраль — Капан-кан (королевская дорога) — простиралась еще дальше — от гор к северу от Кито к озеру Титикака и далее на юг — за Сантьяго. Обе дорожные системы растянулись на расстояние более 9370 км. Дороги инки строили, преодолевая все препятствия на своем пути. Иногда дорога представляет собой головокружительные лестничные пролеты с вырубленными в скале ступенями.
В другом месте она проходит через тоннель, под сводом которого не сгибаясь может пройти человек. Через глубокие ущелья перекидывались подвесные мосты, сделанные из жесткой травы ичу. Так, длина одного из них составляла 66 м. Испанцев поразила способность инков передавать приказы и сообщения по всей территории огромных владений. Королевские курьеры — часки — преодолевали на большой скорости короткие дистанции, иногда на обратном пути доставляя свежую рыбу к императорскому столу.
В общей сложности в день они могли пробегать до 150 км. Искусство ирригации. Местные жители сумели изобрести самую развитую и надежную ирригационную систему в доколумбовой Америке. Так, для снабжения водой столицы народа чиму — города Чан-Чан, расположенного в пустыне, — на склонах гор была создана сеть каналов. По ней вода поступала вниз для орошения, водоснабжения города, а также и для избавления его от мусора.
К жилищам знатных особ подавалась также и горячая вода из термальных источников. Золото индейцев. Искусство обработки металла древних жителей Южной Америки возникло более 2000 лет назад. Они создавали как предметы быта, так и украшения, статуэтки, игрушки. Один испанский историк писал, что их мастера выковывали из золота предметы такой красоты, что "они затмевали изделия испанских ювелиров, так как умели делать золотых птичек, головки которых,
язычок, крылышки двигались, топорщились". Инки называли золото "потом солнца", серебро — "слезами луны" и воспринимали их только с эстетической точки зрения. Работая над рефератом, я узнала (см. список литературы – 2, с. 156-158), что к середине XIV века инки, покорив все окружающие племена, обеспечили себе господствующее положение. Инки сильно отличались от подчиненных им племен внешним видом.
Жили инки за счет эксплуатации рабов, рядовых общинников и ремесленников. Больших успехов достигли в горном деле и обработке металлов. Архитектурные сооружения инков отличались грандиозностью и художественной отделкой. Высокого мастерства достигли инки в изготовлении изделий из керамики. Но развитие культуры и общественного строя инкского государства было прервано в
XVI веке. В 1532 г. отряды под предводительством Ф. Писсаро обманом и хитростью захватили в плен верховного Инку Атагуальпу, парализовав сопротивление индейских войск. Богатый выкуп золотом и серебром уплатили инки за своего вождя, однако завладев этими богатствами, испанцы в 1533 г. вероломно казнили Атагуальпу, захватили и разграбили столицу, а потом всю страну.
Так было разрушено государство инков и уничтожена его высокая культура. Итак, развитие древних культур Америки насильственно прервали испанцы, устремившиеся сюда за золотом. Местные цивилизации не смогли противостоять хорошо вооруженным завоевателям и погибли. Но, спустя несколько веков, традиции древних культур получили развитие в искусстве народов, населяющих страны Центральной и Южной Америки. На мой взгляд, завоевание испанскими конкистадорами стран
Нового Света – эта кровавая история ограбления и порабощения, столь великих в своем развитии народов, история гибели древнейших культур Америки – нанесло непоправимый урон развитию общечеловеческой культуры, так как те памятники которые дошли до наших дней, говорят о высоком духовном и творческом потенциале истребленных народов. 5. Список используемой литературы. 1.Искусство – Детская энциклопедия. т. 12 – М.: Изд-во
Педагогика, 1977; с. 76-78. 2.Галич Мануэль. История Доколумбовых цивилизаций – М.: Искусство, 1990; с. с.80-92, 156-158. 3.Страноведение. Азиатско-Тихоокеанский регион: учеб. пособие для учащихся 7 кл. общеобразоват. учреждений / Е.М. Климина, Г.Н. Паневина, Н.С. Сафонова статья. КОПИЛКА ЭРУДИТА. ВЕЛИКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ КУЛЬТУРЫ ИНКОВ —
Хабаровск: Част. коллекция, 2006; с. 133-136. 4.Петреев И. Особенности архитектуры Священной Долины – С-Пб 2005; с. 6-61.