Города и поселения в VI—первой половине IXвека
На обширной территории Казахстана издревле выделяютсякрупные
историко-культурные регионы развития оседлой, а в средние века
игородской жизни. Одними из них были Южный Казахстан и Семиречье.
Южный Казахстан,или Присырдарьинская географическая провинция,
ограничивается на севере степямиЦентрального Казахстан, на юге —
Таласским Алатау, на востоке — Джувалинскимплоскогорьем, на западе
— песками Кзыл-Кумов.
Особое место в Южном Казахстане занимает долина Сырдарьи.Древнее
название Сырдарьи, переданное греками в форме Яксарт, сохранялось
до VI— VIIвв. Затем она стала именоваться Сейхун, Кангар,
Гюль-Зариун, Йинчу-Огуз и лишьв XVI в. вновь приобретает
популярность её первоначальноеназвание Сыр. В Семиречье выделяются
два историко-культурных района:Юго-Западное и Северо-Восточное
Семиречье.
В науке большое внимание уделяется одной из сложнейшихисторических
проблем — взаимодействию оседлых и кочевых племен, народов, городаи
степи. В науке существует так называемое евроцентристское
направление, вкотором кочевники представлены как варвары в
противовес цивилизованнымземледельцам.
В последние годы появились и другие взгляды напроблему, несколько
идеализируя кочевников, исследователи отмечают такие их
качества,как уважение к старшим, гостеприимство, обычаи
побратимства, свободолюбие.Однако неправомерно рассматривать
«кочевой мир» обособленно от соседнего с нимоседлого и городского,
между которыми испокон веков существовали и развивалисьтесные
этнические, экономические и культурные связи. Торговля, спрос
напродукты животноводства были важными причинами расширения
скотоводческогохозяйства. Во взаимной торговле, сбыте продукции
ремесла и сельского хозяйствабыло заинтересовано население и города
и степи.
Конечно, не всегда отношения кочевников и земледельцевбыли мирными.
Имеется множество исторических фактов об опустошительных
набегах,нашествиях кочевников, но в то же время есть сведения и о
не менее жестоких посвоему характеру походах владетелей оседлых
народов на степняков. История знаетв то же время примеры, когда
кочевники и горожане выступали вместе противвнешних врагов. В целом
же историческая закономерность развития, оседлыхобластей и городов
Казахстана и Средней Азии с кочевниками степей определяласьтесными
экономическими связями. Их взаимоотношения были явлением,
стимулирующимразвитие и тех и других, зачастую в рамках одного
государства, однойэкономической структуры. Отмечается еще одна
важная закономерность: то, что навсем протяжении древней и
средневековой истории под влиянием различных факторовнаблюдается
переход кочевников к оседлой и городской жизни.
Первое описание городов Семиречья принадлежитбуддийскому паломнику
Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Он сообщал:«Пройдя более
500 ли на северо-запад от Прозрачного озера, прибыли в город нареке
Суй-е (Суйап, Суяб). Этот город в окружности 6—7 ли. В нем смешанно
живутторговцы из разных стран и хусцы. Прямо на западе от Суйе
находится несколькодесятков одиночных городов и в каждом из них
свой старейшина. Хотя они независят один от другого, но все они
подчиняются тудзюю (кагану). Страна отгорода Суй-е до Гэшуанна
(Кушания) называется Сули, ее население также носитэто имя… Тех,
кто возделывает поля, и тех, кто преследует выгоду,—поровну»
Ряд исследователей считает, что земледельческаякультура на
территории Семиречья появилась в результате согдийской
колонизации.Существует и противоположная, автохтонная модель
происхождения городскойкультуры Семиречья, по которой регион
Южного Казахстана и Семиречья не былобъектом колонизации Согда, а
самостоятельным, с особой экономикой и культуройрегионом, сыгравшим
значительную роль в исторических и экономических судьбахнародов
Средней Азии. Однако эту проблему нельзя решать только с
позицийэтногенетических, необходим и культурологический анализ.
В Согдийском культурном комплексе находят воплощение ифункции
города как центра ремесла, торговли и сельского
хозяйства.Показательно сложение городского быта, который в
археологических материалахпредставлен устойчивыми канонами жилой
архитектуры, терракотой, керамическиминаборами, надписями на
керамике, монетами, погребальными сооружениями и
обрядомзахоронения. Распространение согдийского культурного
комплекса в Семиречьепроисходило отчасти путем непосредственного
переселения сюда согдийцев. Сдругой стороны его можно объяснить
как отражение процесса культурнойинтеграции. Согдийцами были
основаны города Джамукат, Бунджикат.
Одновременно с согдийским культурным комплексом в Семиречье,на юге
Казахстана и в Мавераннахре распространяется и тюркский
культурныйкомплекс, представленный в археологических материалах
такими массовыминаходками, как металлическая посуда и вооружение,
предметы с руническиминадписями. В результате в VI — первой
половине IX вв. вСемиречье и Средней Азии складывается своеобразный
культурный комплекс, которыйможно назвать тюркско-согдийским.
Интенсивный культурный синтез проходил на фонеэтногенетических
процессов. Таким образом, в период раннего средневековья наюге
Казахстана и в Семиречье сложилась своеобразная культура,
котораяинтегрировала в себе культурные достижения Согда и тюркский
культурныйкомплекс. Наиболее яркое проявление этой интеграции
наблюдается в культурегорода".
Археологическими исследованиями на юге Казахстаназафиксировано 25
городищ со слоями VI— IX вв., которыеможно считать остатками
городов. Известны названия некоторых из них — Исфиджаб,Шараб,
Будухкет, Отрар (Фараб), Шавгар. В этих городах выделяются:
арк(цитадель), шахристан (внутренний город) и рабад
(пригород).
В юго-западном Семиречье (Чуйская и Таласская долины),по
археологическим данным, насчитывается 27 городищ, которые в
бельшинствесвоем отождествляются с летописными городами Таразом,
Куланом, Атлахом,Джамукатом, Мерке.
В отличие от южноказахстанских городищ топографиясемиреченских
иная: в них прослеживается центральная часть, состоящая изцитадели
и шахристана, и пригородная территория, обнесенная длинной
стеной.Так, Шахристан городища Кок-Мардан в Отрарском оазисе по
уровню VI —первой половины VII вв. был застроен кварталами, что
характерно дляфеодального города со свойственным ему замыканием
людей в группы, связанныеродственными узами, общей профессией,
религией. Городское жилище здесьхарактеризуется двумя типами домов.
К первому относятся квадратные либопрямоугольные в плане
однокомнатные наземные дома. Вариантами этого типаявляются дома,
заглубленные в землю. Вдоль всех стен или трех располагалисьсуфы. В
центре или ближе к выходу устраивался прямоугольный или с
закруглениемчасти напольный очаг с бортиками из глины.
Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, вкоторых кроме жилого
помещения имелась небольшая кладовая.
В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения вряд длинных
узких помещений, объединенных коридором, через который
сообщалиськомнаты — «гребенчатая планировка».
В цитаделях городов располагались дворцы правителей,интерьер
которых украшали росписями, резьбой по глине и резным деревом.
Города являлись центрами ремесел и торговли. Кромемеждународной
торговли получила развитие местная областная торговля и торговляс
кочевниками. О развитии ее свидетельствуют находки монет, которые
обслуживалимеждународную и областную торговлю. В его среде
получили распространениеразличные религии. В процессе сложения
городской культуры тюркские племенапринимали самое активное
участие, оседая в городах и оазисах ЮжногоКазахстана, Семиречья и
Средней Азии.
Их культура являлась одним из слагаемых
враннесредневековой городской культуре всего
среднеазиатско-казахстанскогорегиона.
Местные особенности развития городской культуры на югеКазахстана и
юго-западе Семиречья, накладывали своеобразие на топографиюгородищ,
городское жилище, керамику, идеологию в каждом из этих районов и
всейобласти в целом.
Города и поселения вовторой половине IX— начале XIIIвв.
Арабское завоевание оказало сильное воздействие нажизнь Средней
Азии. И хотя ни юг Казахстана, ни Семиречье не попали под
властьарабов, тем не менее последствия завоеваний сказались
на городской культуре области. Связанная теснымиэкономическими и
культурными связями со Средней Азией, она испытала
сильноевоздействие мусульманской культуры, которая
распространилась в первую очередьв среде городского населения.
Письменные источники свидетельствуют об увеличениичисла городов в
указанное время.
В предгорной полосе Таласского Алатау, судя по этимданным,
появились города Джумишлагу и Манкент; на Средней Арыси
сформировался округ Кенджиде с центром в Усбаникете; в
Отрарском оазисе — горОда Кедер,Весидж и Бурук, в округе Шавгар —
Ясен, Шагильджан, Карнак, Карачук; Сауран; внизовьях Сырдарьи —
Сыгнак, Дженд, Асанас, Барчкент; на северных склонах —Баладж и
Берукет. Некоторые из них существовали и раньше в качестве
небольшихпоселений и городков, но в IX— начале XIII вв. они
сформировались вгородские центры.
В юго-западном Семиречье число новых городов такжеувеличилось. В
Таласской долине — это Джикиль, Балу, Шельджи, Текабкет, Куль,Сус,
Кенджек. В Чуйской долине главным городом становится Баласагун.
В IX—начале XIII вв. сложился новый район городской культуры
всеверо-восточном Семиречье. Средневековые источники называют
города Тальхир,Лабан, Ики-огуз, Каялык.
В этот период оседлая и городская жизньраспространяется в
Центральном Казахстане. Города и поселения располагались вдолинах
Джезды, Кенгира, Сарысу, в предгорьях Улутау.
Города также появились в Восточном Казахстане, вдолине Иртыша.
Письменные источники сообщают, что эти города принадлежаликимакам.
Наиболее крупным был город Имакия — летняя резиденция царя
(хакана).Кроме столицы были известны города Дамурия, Сараус,
Бенджар, Дахлан, Астур.
Города-ставки возникают и в Западном Казахстане, вдолинах Урйла.
Они принадлежали тюркам-огузам.
Раскопки городищ дают представление о тех изменениях вих застройке,
которые произошли по сравнению с предыдущим периодом.
На юго-восточной части городища Куйруктобе на Сырдарьеоткрыты
остатки кварталов XI — начала XII вв. В каждом из нихнасчитывалось
соответственно от 8 до 10 домов. Один из раскопанных
кварталовгорода имел ремесленную специализацию — был заселен
гончарами.
Раскопки городища Талгар в северо-восточном Семиречьепоказали, что
и этот город был застроен кварталами. Однако площадь их
былабольшей, чем на Куйруктобе. Дома группировались вдоль участка
магистральнойулочки. Всего домов в квартале 12—14.
Новым элементом в застройке городов стали мечети.Известно сообщение
автора Х в. аль-Максидио строительстве соборной мечети вгороде
Кедере (городище Куйруктобе). Остатки ее были обнаружены и
обследованыархеологами.
Среди компонентов застройки городов Южного Казахстанаи Семиречья,
как и других городов Востока, были общественные бани. Две из
нихоткрыты на рабаде Отрара и две на шахристане Тараза.
В XI — начале XII вв. появляются новые типыжилища. Это жилище,
состоящее из трех помещений, расположенных по длинной
оси(анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся
осях(крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными
в ряд, длиннойосью, перпендикулярно к магистральной или
внутриквартальной улочке.
В домах XII в., которые тоже продолжают традиционную линиюразвития
южноказахстанского городского жилища, появляются очаги нового типа
—круглые и прямоугольные жаровни-сандалы, богато украшенные
растительным и геометрическиморнаментом.
Новые типы жилища появляются в городах юго-западногоСемиречья. Для
них характерен центрический план, когда жилища и
хозяйственныепомещения группируются вокруг дворика или зала. Такая
планировка былахарактерна для рядовых и богатых домов.
Городское жилище XI—-XIIвв. северо-восточного Семиречья известно по
раскопкам города Талгара. Все домаотносятся к одному типу. Они
состояли из 4—6 жилых и хозяйственных помещений идвора. Основания
стен сложены из каменных валунов. В строительствеиспользовалась
пахса, сырцовый кирпич, жженый кирпич и дерево.
Дворы обнесены глухими стенами из камня. В них былизагоны для скота
и конюшни с отдельными стойлами для животных. Во дворахнекоторых
талгарских домов обнаружены основания от юрт. Сочетание жилья
сдвором для скота, наличие юрт свидетельствует о сохранении в
жизни горожансеверо-восточного Семиречья традиции скотоводческого и
кочевого хозяйства.
Намечается прогресса керамическом ремесле. Посравнению с периодом
раннего средневековья, доля лепной посуды резко
снижается.Появляется поливная керамика. Выделка стеклянных изделий
в городах Казахстанаотносится к IX в., а массовое распространение
их приходится на X—XIIвв. Наиболее распространенными видами
изделий были графины, кувшины, чаши, кубки,кружки, флаконы. Из
стекла изготавливались оконные диски.
Кузнечное ремесло было одним из наиболее важных вгороде. О его
развитии, технических возможностях дают представление
массовыенаходки железных изделий. Производство изделий из меди
было распространено вгородах повсеместно, тем более разработки на
полиметаллы и медь находилисьнеподалеку от городских центров в
Каратау, Киргизском, Таласском, Заилийском иДжунгарском Алатау.
Медники изготавливали посуду, чираги, подставки под них.Зачастую
они работали с драгоценными металлами, будучи одновременно
иювелирами.
Развитие получили косторезное ремесло и обработкакамня. Из кости и
рога изготавливались ручки ножей, пуговицы, украшенные
резныморнаментом, булавки. На городище Талгар найдены костяные
шахматные фигурки.
Высокого уровня достигла в это время торговля.Международная
торговля по Шелковому пути известна по сведениям
средневековыхавторов. При раскопках и в кладах найдены импортные
изделия — художественнаяпосуда, монеты. Крупными торговыми центрами
оставались Исфиджаб, Кедер, Отрар,Тараз, Навакет, Баласагун. К ним
прибавились такие города северо-восточногоСемиречья, как Каялык,
Ики-Огуз. В Испиджабе имелись крытые рынки и рынокполотна,
караван-сараи. Некоторые из караван-сараев были населены купцами
изСамарканда и Нахшеба, а купцы из Исфиджаба ездили с товарами в
Багдад, торговцыиз Исфагана имели свои караван-сараи в Шельджи.
Развивается торговля города с округой и степью.Известны некоторые
из товаров, которые попадали в казахстанские города изстепи, —
козьи шкуры и меха.
Для IX—XII вв. характерен рост товарно-денежных
отношений,вытеснявших натуральный обмен. Работают монетные дворы в
Исфиджабе, Отраре,Таразе, Яссах,
Рост городского населения потребовал увеличениятоварности сельского
хозяйства. Поэтому совершенствовалась система
искусственногоорошения. Ее развитие хорошо прослежено на
материалах Отрарского оазиса.
Как и раньше садоводство, виноградарство,огородничество,
полеводство, придомное скотоводство играли важную роль в
хозяйствегорожан.
В IX—XII вв. наблюдается заметное изменение в развитиигородской
культуры. Вовлечение юга Казахстана и Семиречья в сферу
политических,экономических и культурных отношений Халифата,
Саманидского, Караханидскогогосударства сблизили исследуемую
область со Средней Азией. Важную роль вразвитии городской культуры
стала играть новая религия — ислам.
Древние города Казахстана
76
0
8 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!