Жизнь Будды (Buddhacarita)
Ашвагхоша (Asvaghosa) I — II вв.
Индийская (санскритская) литература
Автор пересказов П. А. Гринцер
Поэма в 28 песнях, от санскритского оригинала которой сохранились
лишь первые тринадцать с половиной, а остальные дошли в тибетском.
и китайском переложениях
У царя Шуддходаны из рода шакьев, живущего в городе Капилавасту в
предгорье Гималаев, рождается сын Сиддхартха. Рождение его
необыкновенно: дабы не доставлять мучения своей матери Майе, он
появляется из ее правого бока, и тело его украшено счастливыми
знаками, по которым мудрецы предсказывают, что он станет спасителем
мира и учредителем нового закона жизни и смерти. Безмятежно, в
ничем не омраченном благополучии, протекают в царском дворце
детство и юность Сиддхартхи. В положенное время он женится на
красавице Яшодхаре, от которой имеет любимого сына Рахулу. Но
однажды Сиддхартха выезжает из дворца на колеснице и встречает
сначала дряхлого старика, затем раздутого от водянки больного и,
наконец, мертвеца, которого несут на кладбище. Зрелище смерти и
страданий переворачивает все мировосприятие царевича. Окружающая
его красота кажется ему безобразием, власть, сила, богатство
представляются тленом. Он задумывается над смыслом жизни, и поиск
конечной истины существования становится его единственной целью.
Сиддхартха покидает Капилавасту и отправляется в долгое
странствование. Он встречается с брахманами, излагающими ему свою
веру и учения; шесть лет проводит в лесу с подвижниками,
изнуряющими себя аскезой; царь Магадхи Бимбисара предлагает ему
свое царство, чтобы он смог воплотить на земле идеал
справедливости, — но ни традиционные мудрствования, ни умерщвление
плоти, ни безграничная власть не кажутся ему способными разрешить
загадку бессмысленности жизни. В окрестностях города Гайя под
деревом Бодхи Сиддхартха погружается в глубокое размышление.
Демон-искуситель Мара безуспешно пытается смутить его плотскими
искушениями, воинство Мары швыряет в него камни, копья, дротики,
стрелы, но Сиддхартха даже не замечает их, оставаясь недвижным и
бесстрастным в своем созерцании. И здесь, под деревом Бодхи, на
него нисходит просветление: из Бодхисаттвы, человека, которому
суждено быть Буддой, он становится таковым — Буддой, или
Пробужденным, Просветленным.
Будда направляется в Бенарес и там произносит свою первую
проповедь, в которой учит, что есть страдание, есть причина
страдания — жизнь и есть путь к прекращению страдания — отказ от
хотения, избавление от желаний и страстей, освобождение от мирских
уз — путь отрешенности и духовного равновесия. Странствуя по
городам и весям Индии, Будда вновь и вновь повторяет это учение,
привлекая к себе множество учеников, объединяя тысячи людей в своей
общине. Враг Будды Девадатта пытается его погубить: он сбрасывает
на него с горы огромный камень, но тот раскалывается и не касается
его тела; натравливает на него дикого разъяренного слона, но тот
смиренно и преданно припадает к стопам Будды. Будда поднимается на
небо и обращает в свою веру даже богов, а затем, завершив свою
миссию, устанавливает предел своей жизни — три месяца. Он приходит
в город Кушинагару на крайнем севере Индии, произносит там свое
последнее наставление и, навсегда прерывая для себя бесконечную
цепь рождений и смертей, погружается в нирвану — состояние полного
покоя, бестелесного созерцательно бытия. Кости Будды, оставшиеся
после погребального костра, его ученики делят на восемь частей.
Семь уносят цари, явившиеся из дальних пределов земли, а восьмая в
золотом кувшине вечно хранится в Кушинагаре в воздвигнутом в честь
Будды храме.
Список литературы
Все шедевры мировой литературы в кратком изложении. Сюжеты и
характеры. Зарубежная литература древних эпох, средневековья и
Возрождения: Энциклопедическое издание. / Ред. и сост. В.И.Новиков
– М.: «Олимп»; ООО «Издательство ACT», 1997.
Жизнь Будды Buddhacarita
36
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!