Как повлияло принятие христианства на руси на развитие такого вида путешествий, как паломничество?
198
0
2 минуты
Темы:
Первые письменные свидетельства о путешествиях на Руси дошли до нас
в былинах и сказаниях. Например, былины о русских богатырях, о
гусляре Садко и других странниках. Самым известным дошедшим до нас
произведением, содержащим сведения о путешествиях на Руси, является
«Повестьвременных лет», написанная монахом Нестором. Большое место
в былинах отводится «каликам-перехожим», так на Руси называли
паломников. Русское православное паломничество ведёт своё начало с
первых веков распространения христианства в Древней Руси, т. е. с
IX–X вв. Таким образом, русскому православному паломничеству уже
более 1000 лет. Русские люди всегда воспринимали паломничество в
качестве святого дела, необходимого каждому верующему. Сначала
паломничество на Руси воспринималось как богомолье к святым местам–
в Святую Землю, в Египет, на Афон и так далее. Постепенно на Руси
возникли и свои центры паломничества. Путешествие к ним всегда
воспринималось как духовный и физический подвиг. Вот почему на
поклонение часто отправлялись пешком. Паломничество на Руси
началось с 988 г., в связи с принятием христианства. После
Иерусалима наиболее привлекательным городом для русских паломников
был Константинополь, в котором с XI в. существовала русская община.
В монастырях Константинополя возникли колонии русских монахов.
Описания «хождений» являются первыми путевыми очерками в русской
литературе. Из них, с документальностью путеводителя, можно
почерпнуть много исторических сведений, но при этом для них
характерен религиозно-нравственный пафос. До нашего времени дошло
около 20 таких описаний. Наиболее известным и полным из них
является «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Сохранилось не
менее 70 списков этой рукописи. Считают, что паломничество Даниил
совершал в 1106 – 1107 гг. Известно, что он был игуменом в одном из
черниговских монастырей. Сначала путешественник прибыл в Царьград,
а оттуда отправился на Кипр. После кратковременного пребывания на
Кипре, Даниил отплыл в Палестину. Он высадился в городе Яффе и
затем достиг Иерусалима. Там он провел 16 месяцев.
После этого
прибыл в Галилею, побывал на берегах Иордана и Тивериадского озера,
на морском побережье Кесарии Палестинской, а также побывал в Акре,
Бейруте, Антиохии и вернулся в Иерусалим. Игумен Даниил
путешествовал по Палестине более двух лет. В своих записях Даниил
приводил сведения не только о достопримечательностях мест своего
пребывания, но приводил сведения об их природных особенностях и
основных занятиях населения, сведения о животном и растительном
мире. Например, указывается, что рожковое дерево произрастает
вФавории, Вифлееме и Иерусалиме. Масличное дерево произрастает в
Самарии, Иерусалиме. Из животных упомянуты львы, встречающиеся в
Иерусалимской долине, в окрестностях Бейсана, в районе реки Иордан,
а также вблизи Аин-Этана. Около Иордана встречались также барсы.
Даниил также дал подробное описание Мертвого моря, которое он
называл «Содомским». Он также привел данные о Тивериадском озере,
описал ряд пещер. В 1200 г. путешествие в Константинополь совершил
новгородский архиепископ Антоний (в миру – Добрыня Андрейкович). Он
побывал в Палестине, после чего принял постриг в Хутынском
монастыре. Антоний трижды избирался архиепископом в Новгороде.
Путешествия Антония представляют интерес потому, что он посетил
столицу Византии да ее разгрома крестоносцами в 1204 г. Им описаны
все святые места Константинополя и его окрестностей. Это церкви
Богородицы (Фарская), святого Козьмы и Домиана, святого Луки,
святого Георгия. Особенно подробно Антоний описал храм святой
Софии. Вернувшись в Новгород, архиепископ Антоний составил записи
«Путешествие архиепископа Антония в Царьград», которые служили
хорошим путеводителем для последующих паломников. Наряду с
зарубежным паломничеством, на Руси хорошо было развито поклонение
отечественным святым местам. Особенным почитанием пользовалась
Киево-Печерская обитель, основанная в 1051 г. преподобным Антонием
как первый мужской монастырь. В 1598 г. этот монастырь получил
статус лавры. Не меньшим почитанием среди паломников пользовалась
Оптина Введенская Козельская пустынь. Местами паломничества были
Успенский Почаевский монастырь, Троице-Сергиева обитель. Большое
количество людей шло к старцам: Феодосию Печерскому, Сергию
Радонежскому, отцу Амвросию.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!