Летописи – первые письменные источники
181
0
3 минуты
Темы:
В основе становления краеведения лежит не только любознательность,
но и необходимость. Для оптимального использования ресурсов
окружающей местности человеку необходимы были знания о них. На
самых древних стоянках встречается сырье для орудий. Принесенное за
десятки километров от места обитания. Например, большая часть
орудий на стоянках олдувайской культуры в Африке сделана из
принесенных камней. Устойчивое использование одних и тех же
источников сырья в течение сотен тысяч лет показывает, что человек
уже тогда передавал «краеведческие» знания из поколения в
поколение. С появлением письменности эти знания стали фиксироваться
более прочно. Краеведение лежит в основе истории. На Руси
краеведческие знания фиксировались, прежде всего, в летописях.
Наиболее древний из летописных сводов, дошедших до нас, - «Повесть
временных лет». Изложение датированных событий начинается в ней с
860 г. В «Повести временных лет» рассказывается о расселении
славянских племен. Вначале, по мнению летописца, славяне жили на
Дунае, потом они расселились по Висле, Днепру, Волге. Автор
указывает, какие племена говорили на славянском языке, а какие — на
других языкахЛетописец дает и описание быта и обычаев славян: «. .
. живяху кождо с своим родом и на своих местах, владеюще кождо
родом своим на своих местех» и т. п. Конечно, не все в летописях
можно воспринимать на веру, особенно оценки тех или иных племен и
народов. У летописцев были свои симпатии и антипатии. Например,
поляне - земляки летописца- были, по его мнению, самым хорошим
племенем, а другие племена — хуже: «Древляне живаху звериньским
образом, живуще скотьски: убиваху друг друга, ядяху вся нечисто; и
браку у них не бываше, но умыкивалу у воды девиця. . . »; «и
Радимичи, и Вятичи, и Север один обычаи имяху, живяху в лесах,
якоже и всякий шверь, ядуще все нечисто. И срамословье в них. . .
Имяху же по две и по три жены»3. Таким образом, летописец дает
яркие свидетельства сохранения черт родового строя у славянского
племени. В «Повести» имеются и сведения об археологических
памятниках. Там пять раз упоминаются длинные валы, которые будто бы
провел Кирило Кожемяко плугом, в который был запряжен дракон —
Змий, для защиты Киева с юга от кочевников. К концу XII в.
относится «Слово о полку Игореве». В «Слове» содержится важный
краеведческий материал. Например, там упоминаются русские города:
Киев, Путивль, Новгород, Чернигов, Переяславль, Полоцк, Курск,
Белгород, Тмутаракань. Исконно русскими автор считает реки Днепр,
Донец, Немигу, Стугну, Рось и Сулу. Русские для автора «Слова» —
«Даждьбожьи внуки». Любопытно, автор «Слова» не большой любитель
трав и деревьев, но зато хорошо знает птиц и животных. Им
перечислены 23 реки, но дано 54 вида птиц. Может быть, это связано
и с задачами, которые он ставил перед «Словом». Хорошо зная все
крупнейшие русские города, автор умело пользуется своими знаниями
психологии правящих в них князей. Н XII—XIV вв. почти в каждом
княжеском центре велись летописные своды.
В Киеве летописание
велось в Печерском и Выдубецком монастырях; во
Владимиро-Суздальской земле главными центрами летописания были
Владимир, Суздаль, Ростов и Переяславль. Велись летописные записи и
в других городах. Монголо-татарское иго привело к временному упадку
летописания, но в XIV—XV вв. начинается новый этап его развития.
Крупнейшими центрами летописания стали Новгород, Псков, Тверь,
Москва. В летописях детально описываются местные события — рождения
и смерть князей, выборы посадников и тысяцких, военные походы,
битвы и т. п. Из памятников XVI в. любопытна «Казанская история»,
написанная около 1550 г. Автор приводит интересные сведения об
истории Казани и народах Поволжья. С середины XVI в. любопытные
краеведческие сведения содержатся в донесениях служилых людей,
посылаемых государством в Сибирь и в другие отдаленные места.
Важные сведения по истории окраин России можно найти в ясачных
книгах и «росписях». Данные этих книг были доступны лишь чинам
высшей приказной администрации и использовались для составления
всевозможных инструкций воеводам и другим начальникам. В XVII в. на
Урале землепроходцы заинтересовались чудскими памятниками, о
которых до сих пор здесь рассказывают легенды: «Жили испокон веков
на Урале старые люди, их чудью звали. Рылись под землей, железо
варили. В темноте ютились. . . А лица у них на груди были. И вот
стали замечать чуди, что белое дерево на их землю пришло. . . Слухи
тревожные. . . Где белое дерево, там белый человек. . . И вот
запрятались чуди в свои жилища-норы подземные. . . и заживо
захоронили себя». Такими легендами русские землепроходцы пытались
объяснить причины, по которым в курганах встречаются срубы
(«жилища» чуди), а древние копи расположены под землей. К XVII в.
летописные формы изложения событий на окраинах страны еще
продолжают существовать, хотя в центре они уже полностью отмирают.
Из местных летописных источников этого времени наиболее интересны
сибирские летописи. Всего их насчитывают около 40. Большая часть
сибирских летописей восходит к походам Ермака. Предполагается, что
первую из них составили в 20-х гг. XVII в. в Тобольске по
воспоминаниям ветеранов дружины Ермака. Издание русских летописей
началось еще в XVIII в. С 1767 г. Академия наук начала издавать
«Библиотеку Российской истории». Летописание сохранилось в ряде
мест в XVIII—XIX вв. Например, известно шесть вариантов Соликамских
летописцев, сохранившихся в центральных и местных архивах. Пермский
краевед Н. Шишонко собрал объемистый труд Пермская летопись,
охвативший историю Урала с древнейших времен до середины 15 в.
Большая часть этой летописи опубликована и служит основным
источником для краеведов. В XVIII в. уже осознанно были указаны
задачи, стоящие перед краеведением. «Знать свое отечество во всех
его пределах, знать и изобилие и недостатки каждого места, знать
промыслы граждан и подвластных народов, знать обычаи их, веру,
содержание и в чем состоит богатство их. . . — всякому, уповаю,
небесполезно, а наипаче нужно великим людям, которые по высочайшей
власти имеют попечение о благополучном правлении государства и о
приращении государственной пользы», — писал один из выдающихся
деятелей русской науки XVIII в. С. П. Крашенинников.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!