Содержание. 1.Введение 2.Основная часть 3.Заключение 4.Список
использованной литературы. Данная работа преследует цель
рассмотреть образ лирического героя в стихотворениях В.
А.Жуковского, выявить основные черты его характера.
Основной метод - исследовательский, потому что именно он дает ключ
к установлению характерных черт лирического героя Жуковского.
Проблема, поставленная в работе,- углубить представление о
творчестве В.А Жуковского. Ж И З Н Ь И П О Э З И Я - О Д Н О …
В.А.ЖУКОВСКИЙ В в е д е н и е Василий Андреевич Жуковский-
крупнейший поэт русского романтизма. В.Г.Белинский назвал лирику
Жуковского “поэзией души и сердца”.[1] Поэзия Жуковского – это
поэзия грусти и недостижимой, вечной любви, тихого страдания,
таинственности, прекрасной гармоничной природы и … смерти. “Ватще
дерзать в борьбу с необходимым: житейского никто не победит “,- вот
суть жизненной позиции поэта, выраженная им самим в стихах к А.Н.
Арбеневой. Поэтому поэзия Жуковского не была исполнена духом борьбы
с жизненными невзгодами, активностью и радостью. И все-таки, не
смотря на некоторую односторонность содержания этой поэзии,
А.С.Пушкин и В.Г.Белинский предсказали Жуковскому – поэту
бессмертие: ”Его стихов пленительная сладость пройдет веков
завистливую даль”,- писал Пушкин в стихотворении “Жуковскому”.
Причина этого то, что односторонность, при всей видимости ее отрыва
от реальности, вполне реальна в человеке, по словам Белинского, “ в
известный возраст жизни или в известном расположении духа".[2]
Жуковский впервые в русской поэзии выразил эту односторонность с
необыкновенной силой поэтического дарования. Отсюда у Белинского
указание на “необходимость, оправдание и достоинство”
односторонность поэзии Жуковского : он “первый на Руси выговорил
элегическим языком жалобы человека на жизнь”.[3] Не давая
различного изображения индивидуального характера и чувства, поэзия
Жуковского замечательна другим. В ней постоянно создается одно и то
же душевное состояние - состояние воодушевления, сдержанного
напряжения способностей человека реагировать на явление внешнего
мира. Необычайное утончение его поэзии, при всем единстве
отраженного в ней душевного состояния, вело к ее разнообразию.
Недаром Пушкин писал о Жуковском: “ Никто не имел и не будет иметь
слога, равного в могуществе и разнообразии слогу его”.[4] Тонкий
анализ художественного метода В.А.Жуковского дал в соей книге
“Пушкин и русские романтики” Г.А. Г у к о в с к и й. Он вслед за
Белинским считал поэта романтиком за в высшей степени субъективный
подход ко всему вокруг:”… в системе Жуковского лирическая правда
индивидуального переживания и есть высшая , даже единственная
истина , а объективный, вне индивидуального переживания пребывающий
мир – это лишь эфемерная видимость , и логика суждения о нем –
ложь. Жуковский выводит мир, действительность из души , из личного
переживания… В человеке романтизм видит душу нации более, чем
общечеловеческое право, которое видели люди классицизма”.[5] Выбор
темы данного реферата не случаен. Роль Жуковского в создании новой
русской поэзии исключительна велика. Впервые в русской литературе
он придал интимной лирике глубокий, зачастую философский смысл. Во
многих отношениях Жуковский- предшественник А.С.Пушкина, который
недаром называл себя его учеником: “ Я не следствие, а точно ученик
его”.[6] Мысль, ставшая переживанием, - в этом суть лирики
Жуковского. Принцип этот был воспринят и Пушкиным и всей
последующей русской поэзией. Данная работа преследует цель
рассмотреть лирического героя в стихотворениях В.А.Жуковского,
выявить основные черты характера героя. Необходимо уточнить, что
подразумевается под термином “лирический герой”. Лирический образ –
это эстетически значимое переживание; автобиографическое начало
содержится в нем как бы в сжатом виде, и для нас важно как то, что
именно данный поэт испытал данное переживание, так и то, что оно
вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах … Поэтому в
лирическом произведении в принципе всегда содержится начало
художественного вымысла. Если нам и известно, что лирическое
переживание не могло быть “автобиографическим”, оно сохраняет все
свое художественное значение, поскольку оно могло быть испытано. В
связи с этим … выдвигается понятие лирического героя, которое
позволяет точнее осмыслить соотношение индивидуального и
обобщенного, автобиографичности и вымысла в лирике”.[7] Лирический
герой обычно воспринимается как образ самого поэта- реально
существующего человека: читатель отождествляет создание и
создателя, а это не всегда одно и то же. Лирический герой – это
носитель сознания, и предмет изображения. Он открыто стоит между
читателем и изображаемым миром. Внимание читателя сосредоточено
преимущественно на том, каков лирический герой, каково его
отношение к миру и состояние, что с ним происходит”,[8] - считает
Б.О.Корман. Основная часть Одной из особенностей романтической
поэзии Жуковского был ее глубоко личный характер. О своем раннем
творчестве поэт писал: … для меня в то время было: Жизнь и поэзия -
одно… Эти слова с полным правом можно отнести ко всей поэзии
Жуковского: она была тесно связана с жизнью поэта. Если знакомство
с жизнью поэта необходимо для понимания его творчества, то к
Жуковскому это относится в наибольшей степени. Жуковский начал свой
творческий путь как последователь Н.М. Карамзина. Как и все
карамзинисты, Жуковский испытывает ”презрение к бурному миру”,
поэтому его лирический герой ищет успокоения на лоне природы, в
кругу друзей. В стихотворении “Стихи, сочиненные в день моего
рождения” лирический герой отвергает “венцы вселенной “ и “
позлащенный чертог “ и мечтает об “ укромном уголке “ в тени лесов,
где бы можно было свободно дышать и услаждать слух лирой.
Лирический герой Жуковского защищает высокие моральные ценности от
натиска враждебных человеку сил, мечет громы против “ развратных и
жестоких” властителей, “попирающих ногами невинность, доблесть и
честь”, предостерегает “любимцев муз” от пагубности увлечения
светской суетой, роскошью, “минутными успехами”, призывает их быть
независимыми в своих мнениях. В декабре 1802 года в 24-м номере
карамзинского “Вестника Европы” было опубликовано “Сельское
кладбище” Жуковского (это вольный перевод из английского поэта
Грея) с посвящением Андрею Тургеневу. В строфах элегии с большой
эмоциональной силой прозвучала мысль в несословной ценности
личности. Тема “ Сельского кладбища” – смысл жизни человека,
взаимоотношения его с окружающим миром. В этом стихотворении
непосредственный, но искусно организованный поток чувств и мыслей
конкретного человека Элегия строится как размышление поэта –
мечтателя, вызванное созерцанием кладбища. Лирический герой – это
одинокий поэт, обреченный судьбой на раннюю гибель, не знавший ни
славы, ни счастья, но “чувствительный душой” Эта “чувствительность
“ составляет его единственное богатство: Дарил несчастных он, чем
только мог – слезою. Эти слова могут вызвать улыбку. Однако следует
вспомнить, что писал о Жуковском Белинский, которого не смущала
повышенная слезливость: “Как бы то ни было, эти слезы были великим
шагом вперед для общества: ибо кто может плакать не только о чужих
страданиях, но и вообще о страданиях вымышленных, тот, конечно,
больше человек, нежели тот, кто плачет, тогда только, когда его
больно бьют”.[9]
Лирический герой этого стихотворения размышляет о жизни и смерти, о
человеческих судьбах, о себе. В дальнейшем образ поэта – мечтателя
возвышенно мыслящего и чувствующего, остро воспринимающего
противоречия окружающей его действительности, сочувствующего бедным
труженикам, глубоко страдающего от неразделенной любви и
предчувствующего свою близкую гибель, становится ведущим лирическим
героем поэзии Жуковского.
Постоянно в лирику Жуковского проникает тема больших жизненных
утрат, все чаще в ней начинает повторятся мысль о неосуществимости
идеала в современном обществе. Эти настроения достаточно
определенно выражены в элегии “Вечер “. Лирический герой здесь
признается, что ему “ Рок судил… быть другом мирных сел, любить
красы природы, творца, друзей, любовь и счастье воспевать “, но
жизнь нарушила его безмятежное существование. Поредел круг друзей,
о прежнем дружеском союзе остались только воспоминания. Лирический
герой скорбит о гибели всего прекрасного на земле, у него
появляются мысли о смерти. В стихотворении “Певец” Жуковский
представил читателю идеальный портрет лирического героя, образ
которого, испытывая столкновение между мечтой и действительностью,
осложняется.
Он дружбу пел, дав другу нежну руку, -
но верный друг во цвете лет угас:
Он пел любовь – но был печален глас,
Увы! Он знал любви одну лишь муку… Эти строки вполне можно отнести
и к самому В. А. Жуковскому. Его лирика как бы сосредоточивается
вокруг двух основных тем: погибшей дружбы и разрушенной любви. В
основе этих тем лежат конкретные биографические факты: ранняя
смерть лучшего друга – Андрея Тургенева и любовь поэта к Марии
Протасовой, встретившая непреклонное сопротивление со стороны
матери девушки. Но этот лирический герой, эти строфы о “бедном
певце “ не просто автобиографичны: в них зарождается типичный образ
романтического героя – человека с “обманутой душою”, который
“разлюбил жизнь”. Этот образ получит развитие в последующей
литературе русского романтизма. Романтическое восприятие
действительности, наметившееся в «Вечере», еще более четко
выразилось в послании «К Филалету». Разочаровании в жизни здесь
более глубокое, оно затронуло самые чувствительные структуры души и
сердца. Скорбь лирического героя безмерна. Он убеждается в крахе
своих надежд на счастливую любовь: Я в любви нашел одну мечту,
Безумный тяжкий сон, тоску без разделения. Думы о смерти, как
единственном выходе из тягостного состояния, принимают все более
устойчивый характер: Кончины сладкий час Моей любимою мечтой
становится. Жизнь представляется лирическому герою Жуковского
«бездной слез и страданий», он понимал всю «низость настоящего»,
уповал на лучшее: О милое воспоминание О том, чего уж в мире нет! О
дума сердца – упование На лучший, неизменный свет! Блажен, кто вас
среди губящего Волненья жизни сохранил И с вами низость настоящего
И пренебрег и позабыл. Мистический герой Жуковского не был борцом,
и поэтому его жалобы никогда не перерастали в открытый протест.
Гнусности и низости действительности он противопоставлял душевный
порыв к неопределенному идеалу.
Этот идеал находил выражение не
только в упованиях на иной мир, но и в уходе от настоящего в
прошлое, в атмосферу идеализированного и опоэтизированного
средневековья. Отсюда обращение Жуковского к жанру баллады, которая
наряду с элегией широко представлено в его творчестве. Герой баллад
Жуковского по своему национальному, сословному, историческому
облику в большинстве случаев условен. Но он конкретен в своей
внутренней сущности. Его переживания, чувства и думы, радости и
скорби для той поры современны. Это было новым в изображении
человеческой личности. Уходя от социальных противоречий в
идеализированное прошлое или потустороннее будущее, Жуковский все
более и более пренебрегал предметной, объективной стороной
действительности. Жуковский создавал в своей поэзии фантастический
мир, противопоставленный реальному. Но было бы ошибочно
представлять, что конкретно – историческая среда в ней полностью
отсутствует. Она проявляется в картинах природы, в переживаниях и
раздумьях лирического героя, в активных откликах на крупнейшие
события современности. Основная проблематика баллад – вопросы
человеческого поведения и выбора между добром и злом. Добро и зло в
резком противопоставлении фигурируют во всех балладах Жуковского.
Борьба за душу человеческую, за ее спасении от погибели – основная
тема баллад. Уже в ранних своих произведениях Жуковский обнаружил
преобладающий интерес к психологическому миру своих героев. В
балладе «Людмила» психологическая обрисовка персонажей становится
еще более глубокой и тонкой. Поэт стремится воссоздать все
перипетии переживаний Людмилы: тревогу и грусть по милому, ожившие
надежды на сладостное свидание и неудержимую скорбь, отчаяние,
недоумение и радость, сменяющиеся страхом и смертным ужасом, когда
любимый привозит ее на кладбище к собственной могиле. В этой
балладе Жуковский развивает характерную для его элегий мысль о
безрассудности и даже греховности ропота человека на свою судьбу,
ибо любые горести и испытания ниспосылаются ему свыше: Вдруг
усопшие толпою Потянулись из могил; Тихий, страшный хор завыл:
«Смертных ропот безрассуден; Царь всевышний правосуден; Твой
услышал стон творец; Час твой бил, настал конец.» Жуковский
стремился раскрыть характер лирического героя через мысли и
чувства, возникшие на почве определенной культуры. Так в
средневековых рыцарских балладах Жуковский умело воссоздает
исторический колорит, психологию коварных преступлений, жестокости,
властолюбия и вместе с тем вечной, хотя и неразделенной любви,
трогательной верности, нежной, но скорбной страсти. Своей поэзией
Жуковский отстаивал суверенность душевного строя личности, мыслящей
себя внутренне самостоятельной и независимой. Такая личность
(лирический герой) воспринимает историю и современность, прошлое и
будущее сквозь индивидуально неповторимое сознание. Лирический
герой в стихах Жуковского – прежде всего частный человек,
противополагающий себя государству. Его душевный строй и весь
духовный облик самоценны. Он не удовлетворен официальной казенной
моралью и разочарован в ней, потому что она противоречит гуманным
чувствам, которые он признает истинными. Счастье лирического героя
Жуковского отличается от счастья других: Счастлив, кто от хлада лет
Сердце охранил, Кто без ненависти свет Бросил и забыл, Кто делит с
душой родной, Втайне от людей, То, что презрено толпой Или чуждо
ей. Его отталкивает равнодушие, корысть, преходящие материальные
блага, властолюбие: Прочь низкое! Прочь злоба! Ему по душе
человечность в отношениях между людьми, любовь без расчета,
бесхитростная дружба. Лирический герой Жуковского любит свою
Родину, ценит ее красоту: О Родина! Все дни твои прекрасны! Где б
ни был я, но все с тобой душою.
Душевный опыт лирического героя Жуковского неоткуда не выводим и
ничем посторонним не обусловлен. Он – его собственное достояние,
выполненное и выстраданное поэтом. Весь видимый человеком мир в
поэзии Жуковского предстал в индивидуальном свете, пропущенном
через сердце и душу. Любое переживание, печаль или тоска,
гражданское или патриотическое чувство утратило в стихах Жуковского
риторическое, абстрактное выражение и приобрело задушевность и
трогательность.
Например, патриотизм воспринимается у Жуковского («Певец во стане
русских воинов») не внешним по отношению к человеку требованием, а
его собственным, внутренним убеждением, неотъемлемым свойством его
натуры. Усилия Жуковского были направлены на создание
неповторимого, индивидуального характера, проистекающего из
душевных устремлений человека и определяющего его поступки и
поведение. Этот характер поэт осмыслил неделимым, тождественным
романтически освещённой собственной личности. Жуковский, подобно
любому романтику, стремился жить так, как писал. Его лирика
опиралась не на житейски точную биографию, а на избранные
биографические факты, которые укладывались в его мыслимое,
идеальное представление о своем уделе. В поэзии он строил свою
особую биографию, далеко не всегда совпадающую с реальной,
известной нам по документальным источникам. В ней и запечатлелся
психологический облик Жуковского. Такого тесного и вместе с тем
нетождественного единства между поэтом и его лирическим героем
русская поэзия еще не знала. Единство авторского сознания и
отображенной в лирике романтической личности – вот то новое, что
внес Жуковский в романтизм, в частности и в поэзию вообще.
Жуковский обогатил русскую поэзию глубоко нравственным содержанием.
Его лирика выражает неудовлетворенность господствующими моральными
нормами, лирический герой в его поэзии разочарован в свете, ему
отказано в любви и семейном очаге, его окружают равнодушные лица.
Духовная опустошенность общества, в погоне за чинами и наградами,
лесть, бессердечие – все это отвергается лирическим героем.
Жуковский первый, связав жалобы человека на жизнь с собственной
участью, придал им обобщенное содержание. Оно заключалось в
нравственных представлениях поэта. Жуковскому свойственно
религиозно - гуманистическое понимание человека. В стихотворении
«Теон и Эсхин» Жуковский возвеличил человека: С сей сладкой
надеждой я выше судьбы, И жизнь мне земная священна; При мысли
великой, что я человек, Всегда возвышаюсь душою. В стихотворении
поэт задумался над тем, в чём состоит счастье личности. Эсхин искал
его за пределами собственной души, во внешнем мире, в наслаждениях,
но не нашел. Мудрец Теон тихо жил в родном краю и весь был погружен
в заботы о своей душе. И хотя его постигло горе (умерла подруга),
Теон обрел подлинное счастье. Он понял, что счастье – в его душе,
во всем его человеческом существовании, и ничто – никакие
человеческие блага – не могут его заменить. Человек для Жуковского
не средство для достижения каких – то посторонних ему целей, а сам
цель исторического процесса. Поскольку между самосознанием личности
ее реальными возможностями и положением в действительности лежала
глубокая пропасть, то лирический герой в поэзии Жуковского
принципиально одинок. Он находит понимание лишь среди людей,
которым чужда мораль несправедливого общества. Но одиночество не
отрицает человека то всего мира. Он принимает жизнь с её
страданиями и печалями, потому что они умножают гуманные начала в
человеке. Лирический герой верит, что в конечном итоге прекрасное и
возвышенное в человеке победит, хотя бы и за пределами земного
бытия. Так в поэзии Жуковского возникает второй мир – идеальный и
совершенный. Поэт устремляется в просторы чистого и светлого
блаженства. Жуковский увлекает не изображением этого туманного и
зыбкого второго мира, а вдохновенным порывом к нему, жаждой идеала,
предощущением торжества гуманной мечты. Поэт уносит читателя в
неведомую даль очарования и чтобы достичь её, побуждает сбросить
груз земной суеты, прозреть мелкие интересы и оживить истинно
человеческие свойства: Приди, о Муза благодатная, В венке из роз с
цевницею златой; Склонись задумчиво на пенистые воды. И, звуки
оживив, туманный вечер пой. На лоне дремлющей природы. Заключение.
Таким образом, лирический герой В.А.Жуковского – это человек
глубоких чувств(чаще всего горестных), стремящийся от
действительности в свой внутренний мир, в мир мечты. Лирический
герой поэта зачастую автобиографичен. Но историю своей жизни
Жуковский чаще всего передает посредством традиционных лирических
сюжетов и ситуаций. При этом тяжелый надрыв и отчаяние, через
которые он прошел, оказываются просветленными. Эстетичность образов
становится предметом созерцания, дарующего утешение. И.М. Семенко
писала: «Жизнь Жуковского была исполнена внешних и внутренних
композиций, которые у поэта другого типа породили бы
индивидуалистическое самоощущение. Но муза Жуковского смиренна. Ни
«экзотичность» его происхождения, ни во многом из ряда вон
выходящие личные переживания не использованы в его поэзии как
источник художественного эффекта.»[10] Между поэзией и личностью
Жуковского тесная связь. В.Г.Белинский отметил это как явление
новое для литературы: « До Жуковского на Руси никто и не
подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его
поэзиею и чтобы произведения поэта могли быть вместе и лучшею его
биографиею.»[11] Своим творчеством В.А.Жуковский увлекает читателей
к гуманизму, к совершенству и нравственной красоте.
Список использованной литературы. 1.Жуковский В.А. Избранное.
Л.,1973. 2.Белинский В.Г.Сочинения Александра Пушкина. М.,1961.
3.Бессараб М.Я. Жуковский. М.,1983. 4.Благой Д.Д. Душа в заветной
лире. М.,1975. 5.Гуковский Г.А. Пушкин и русские романтики. М.,
1975. 6.Межвузовский сборник Содержательность форм в художественной
литературе. Куйбышев. 1990. 7.Семенко И.М. Жизнь и поэзия
Жуковского. М., 1975. 8.Шаталов С.Е. В.А.Жуковский. Жизнь и
творческий путь. М.,1983. [1] В.Г. Белинский. Сочинения Александра
Пушкина. М., 1961. с 127 [2] Белинский В.Г Сочинения Александра
Пушкина. М., 1961. с 65 [3] Белинский В.Г. Сочинения Александра
Пушкина. М., 1961. с72 [4] Пушкин А.С. Полное собрание сочинений.
Л., 1979, т 10. с. 117. [5] Гуковский Г.А “Пушкин и русские
романтики”. М., 1965. С. 51-52 [6] Пушкин А.С. Полное собрание
сочинений. Л., 1979, т10. с.117 [7] Краткая литературная
энциклопедия. М., 1967, т.4. с.208-209 [8] Корман Б.О. Целостность
литературного произведения и экспериментальный словарь
литературоведческих терминов. // Межвузовский сборник
”Содержательность форм в художественной литературе”. Куйбышев.
1990. с 22. [9] Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. М.,
1961.с 69. [10]Семенко И.М. Жизнь и поэзия Жуковского. М., 1975.
С.58 [11]Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина.М., 1961.
С.66.
Лирический герой Жуковского
173
0
12 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!