Общественное и государственное устройство руси в 16-17 в.
205
0
3 минуты
В XVI в Русь присоединяет к себе Казанское и Астраханское ханства,
башкирские земли, Западную Сибирь, области Донского и Яицкого
казацких войск. В XVII в. была присоединена вся Сибирь и произошло
воссоединение с Украиной. Делаются попытки выйти к Балтийскому
(Ливонская война) и Черному морям. Развивается торговля с Западом и
Востоком, многонациональная Россия в XVII в. насчитывает 226
городов. XVII в. для России — эпоха борьбы с интервенцией Литвы,
Польши, Швеции и крестьянских войн (Болотников, Разин). Происходит
дальнейшее юридическое оформление сословий (обязанностей и
привилегий). Правящий класс достаточно четко делится на феодальную
аристократию (бояр) и служилое сословие (дворян). Экономической
базой первой группы являлось вотчинное землевладение, второй —
поместное землевладение. Вотчина была наследственной
собственностью, поместье давалось на срок и под условием службы. В
середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять
вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной
(военной) службы. С определенных размеров земельных угодий
(независимо от их вида — вотчины или поместья) их хозяева
обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных
людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных
сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права
владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на
вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий,
с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в
вотчины. Городское население в XVII в. получает устойчивое
наименование "посадские люди". Сложилась определенная иерархия:
гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства),
суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы)
и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей,
гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями,
освобождались от ряда податей и повинностей. Внеэкономическая
зависимость наиболее в чистом виде проявлялась в институте
холопства. Последнее значительно видоизменилось со времен Русской
Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по
городскому ключничеству, запрещается холопить "детей боярских"),
учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал
поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления
в кабалу. Развитие кабального холопства (в отличие от полного
кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не
становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов
крепостными. Особое место в системе государственных органов
занимали Земские соборы, проводившиеся с середины XVI в. до
середины XVII в. Их созыв объявлялся царской грамотой.
В состав
Собора входили: Боярская дума, "Освященный собор" (церковные
иерархии) и выборные от дворянства и посадов. Земские соборы решали
основные вопросы внешней и внутренней политики, законодательства,
финансов, государственного строительства. Вопросы обсуждались по
сословиям ("по палатам"), но принимались всем составом Собора.
Сословно-представительными органами на местах (в середине XVI в.)
стали земские и губные избы. Учреждение этих органов ограничивало и
заменяло систему кормлений: выборные самоуправляющиеся избы приняли
на себя финансово-налоговую (земские) и полицейско-судебную
(губные) функции. Компетенция этих органов закреплялось в губных
грамотах и земских уставных грамотах, подписываемых царем, их штат
состоял из "лучших людей", сотских, пятидесятских, старост,
целовальников и дьяков. Деятельность земских и губных изб
контролировалась различными отраслевыми приказами, число которых
возрастало (наряду с новыми отраслевыми — Разбойный, Стрелецкий —
появились новые территориальные — Нижегородский, Казанский,
Сибирский приказы). Происходила достаточно частая реорганизация
приказной системы, поочередное разукрупнение или слияние приказов.
В работе этих органов вырабатывался настоящий бюрократический
стиль: жесткое подчинение (по вертикали) и строгое руководство
инструкциям и предписаниям (по горизонтали). В XVII в. происходит
реорганизация местного управления: земские, губные избы и городовые
приказчики стали подчиняться назначаемым из центра воеводам,
принявшим на себя административные, полицейские и военные функции.
Воеводы опирались на специально созданный аппарат (приказная изба)
из дьяков, приставов и приказчиков. Церковь в XV—XVII вв. являлась
одним из крупнейших землевладельцев. В начале XVI в. была сделана
попытка ограничить рост церковно-монастырского землевладения, в
середине века был поставлен вопрос о секуляризации церковных
земель. Практические результаты не были значительными: была
проведена только частичная конфискация монастырских земель в
отдельных регионах…Вместе с тем политическая роль церкви
возрастала: в 1589 г. в России учреждается патриаршество и русская
церковь получает полную самостоятельность. Особое положение церкви
отразилось в статьях Соборного Уложения: впервые в светской
кодификации предусматривалась ответственность за церковные
преступления (они стояли на первом месте в кодексе). Создаются
новые сложные формы законодательства — общерусские кодексы
(Судебники, Соборное Уложение), указные (уставные), в которых
систематизировались нормы, не вошедшие в основной текст книги
Судебников. Обязательственное право XV—XVI вв. развивалось по линии
постепенной замены личностной ответственности по договорам
имущественной ответственностью. Так, при заключении договора займа
закон запрещал должникам служить в хозяйстве кредиторов. В сфере
наследственного права в XV—XVI вв. наблюдается тенденция к
постепенному расширению круга наследников и правомочий
наследодателя.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!