Организационные аспекты подготовки изданий в 17в
196
0
2 минуты
Один из самых тяжелых периодов развития России. Польско–шведская
интервенция, смена правительства, голод - определили условия жизни
народа. Это «-» сказывается и на состоянии культуры, образования,
науки. Однако, книжное дело продолжает развиваться, зарождаются
начала редакционно–издательского процесса. Производство книг
осуществлял Московский печатный двор. Его важнейшим учреждением
была Правильная палата, где исправляли рукописи и сверяли печатные
тексты. Эту работу выполняли справщики, чтецы, писцы. → редакт-е,
корректирование текста ("справа") выд в самостоятельный этап
подготовки издания. Справщик нанимались с ведома царя и выполняли
функции редактора, корректора, + церковного и гос цензора. Но часто
они были плохо подготовлены и допускали ошибки. Так, под
руководством архимандрита Дионисия работали 2 справщика Арсений
Глухой и священник Иван Наседка, которые исправили ок 20 церковных
книг. Но исправления не были приняты и Дионисия судили, обозвав
еретиком и наложив на него штраф в 500 р, а затем в 1000 поклонов.
Позднее он был возвращен к своей деят-ти и ему пришлось защищать
каждое исправление. Справу осуществляли в специально отведенном на
печатном дворе помещении – Правильной палате. В сохран оригинале с
которого перепечатывали церковный устав, поправки сделаны чернилами
и киноварью, вставки занесены на вклейки, текст, который нужно было
исключить, перечеркнут, внесены некоторые новые заглавия к статьям,
изъяты непонятные слова, несколько статей изложено по–новому или
сокращено, проведены орфографич и пунктуацион исправления, изменен
порядок статей. Но исправления скорее всего вносил автор,
составитель документа, а не редактор, т. к. справщикам запрещалось
без доклада делать в тексте исправления. Обязанности справщиков
были четко определены. Т. о, уже в 17в уделяется внимание
организации подготовки изданий.
Сохран материалы, которые позволяют
судить о хар-ре процесса подготовки печатных книг в Верхней
типографии– личной типографии царя, организов Симеоном Полоцким –
видным просветителем, педагогом и поэтом. Процесс подготовки вкл:
создание черновой рукописи, написанной автором – Симеоном Полоцким.
Она представляет собой сов-ть новых и ранее написанных текстов.
Текст содержит большое число исправлений, дополнений, вставок,
изъятии. Многие вставки имеют иллюстративный, пояснительный
характер, многие – стилистический, есть дополняющие, уточняющие
сказанное описанием более поздних событий и фактов или ссылками на
произведения различных авторов. Черновую рукопись переписывали
писцы. Переписанный текст правил автор и С. Медведев. Именно этим
этапом работы завершены такие рукописные книги С. Полоцкого, как
"Обед душевный. . . " и "Вечеря душевная. . . ". На основе этих
источников были созданы наборные экземпляры в форме рукописных книг
– "Белые книги", как называл их сам С Медведев. Тексты в них
написаны рукой Медведева и исправлены им самим и С. Полоцким.
"Белые книги" интересны тем, что в них материально ощутимо
сочетаются рукописная и печатная традиции. После "Белых книг"
готовили корректуры. Затем печатный экземпляр – полиграфическую
копию "Белой книги". Таким был редакционно–издательский процесс не
только в Верхней типографии, но и во всем издательском деле. Он
сохранился до 19в, и немного изменившись дошел до наших дней. В 17в
были предприняты 1ые шаги по профессиональн обучен кадров для
издательского дела. При Печатном дворе открылось училище, где
изучали греч и славянский языки. Наряду с гос чиновниками шк
готовила и кадры для московских типографий. Через год открылось 1ое
рус высшее учебное заведение – Славяно–греко–латинская академия. В
нее перевели учеников из старших классов школы Печатного двора.
Выпускники этой академии работали справщиками и руководителями
московских типографий.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!