Декоративное искусство Ассирии знаменито своими изразцами,
рельефными панно (ортостатами) и круглой скульптурой. Рассмотрим их
по порядку.
Изразцы – глазурованные кирпичи с яркими многоцветными
изображениями розеток, «лотосов и «деревьев жизни» (стилизованных
изображений финиковых пальм). Они находили широкое применение в
украшении карнизов, арок, зубцов крепостных стен, обрамлений
окон.
Каменные ортостаты – огромные плиты, которыми облицовывали нижнюю
часть стен, входы в здания. На плитах обычно изображались сюжеты
царской охоты, бега колесниц, осады вражеских городов, шествия
пленных и т. д. (рис. 6.20).
В этих композициях нередко использовались «трафареты» в изображении
природного антуража («река», «горы», «лес» и т.п.), крепостных
укреплений, человеческих фигур. Для передачи движения применялось
также совмещение в одной и той же фигуре двух проекций – спереди и
сбоку.
Рис. 6.20. Сцена взятия урартской крепости. Справа – Тиглатпаласар
III.
Ассирийский рельеф, середина VIII в. до н. э.
Особенно известны сцены львиной охоты из дворцов Ашшурбанапала II в
Нимруде, Саргона II в Дур-Шаррукине, Синаххериба в Ниневии.
Охота на львов вообще была одной из любимых царских забав.
Тиглатпаласар I (1115-1077 гг. до н. э.), например, похвалялся тем,
что лично убил тысячу львов, огромное количество диких быков,
страусов и т. д. (рис. 6.21). На рельефах позы охотников довольно
статичны, резко контрастны по сравнению с фигурами хищников,
умирающих под градом стрел (рис. 6.22).
Рис. 6.21. Изображения царской охоты. Ассирия, VII в. до н. э.
Фрагменты «львиных охот». Рельеф из дворца Ашшурбанипала. Ниневия,
VII в. до н. э.
Рельефы обычно раскрашивались. Лошади были сине-голубыми, одежда
всадников – красной, волосы и бороды – черные, открытые участки
тела – темно-коричневые, почти черные. Одежды иногда украшали
ювелирные изделия – кольца, серьги и т.п. Нередко использовалась
позолота (рис. 6.22).
Рис. 6.22. Коленопреклоненная фигура (Нимруд, IX в. до н. э.).
Царская охота (Ниневия, VII в. до н. э.)
Круглая скульптура Ассирии представлена статуями пятиногих крылатых
человекобыков (шеду, ламассу). Эти существа считались
духами-охранителями царских резиденций.
Высота статуй от трех до
пяти с половиной метров. Пятая нога была необходима для передачи
иллюзии движения каменного чудовища (рис. 6.23).
Вырезались статуи из монолитной известняковой глыбы с тщательной
проработкой анатомических деталей. Возможным проообразом крылатого
человекобыка является мифологический царь-бык Гопат-шах, который
служит богам на морском берегу в обетованной земле Эран Веж. Стояли
эти статуи около входов и во внутренних покоях царских дворцов.
Ученым удалось установить, что это были статуи четырех астральных
ассирийских богов: Мардук изображался в виде крылатого быка, Набу –
в виде крылатого человека, Нергал – крылатого льва, Нинурта –
человеко-орла. «Эти крылатые человеко-львы не были просто
случайным плодом, порожденным человеческой фантазией. Их внешний
вид внушал то, что они должны были символизировать, –
благоговение. Они были созданы в назидание поколениям людей,
живших за три тысячелетия до нас. Сквозь охраняемые ими порталы
несли свои жертвоприношения правители, жрецы и воины задолго до
того, как мудрость Востока распространилась на Грецию, обогатив ее
мифологию издавна известными ассирийцам символическими
изображениями. Они были погребены под землей еще до основания
Вечного города, и об их существовании никто не подозревал. Двадцать
пять столетий были они скрыты от взоров людей и вот появились
вновь во всем своем величии…» (А. Лэйярд).
Приятное исключение составляют лишь недавно отреставрированные
центральные покои дворца Ашшурназирпала II. Крылатые гении –
ламассу – гигантские каменные статуи человеко-быков и
человеко-львов, как и прежде, стерегут главные ворота и внутренние
проходы царской резиденции. Их размеры поражают и подавляют. Стоя
рядом с ними, человек среднего роста едва дотягивается рукой до
туловища этих чудовищ. Удивляет и то, что у, них не четыре, а пять
ног. Это делалось древним мастером для того, чтобы зритель, с какой
бы стороны он ни смотрел, видел непременно четыре ноги. «Если
смотреть сбоку, – поясняет М.В. Никольский, – то крылатое чудовище
идет; если смотреть спереди, то оно стоит…».
Рис. 6.23. Эффект движения пятиногого шеду
Несмотря на то, что достижения ассирийцев в изобразительном
искусстве были невелики, они оказали немалое влияние на искусство
Урарту и Древнего Ирана.
Особенности монументально-декоративного искусства Ассирии
171
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!