Существует только два способа для такого поглощения. Они были даны
Шри Кришной в Бхагавад-гите в ответ на жалобы Арджуны, что "ум
воистину беспокойный, упорный и непокорный, и его так же трудно
держать, как ветер". Ответ Шри Кришны был вполне определенный: "Без
сомнения, о мощно-вооруженный, ум беспокоен, и его трудно обуздать;
но его можно покорить постоянным упражнением (абхьяса) и
бесстрастием (вайрагья),
Это — единственные два способа, благодаря которым этот бурный,
беспокойный ум может быть приведен к миру и покою. Вайрагья и
абхьяса — вот единственные способы, но раз они применяются с
постоянством, они неизбежно достигают желаемого результата.
Рассмотрим теперь, что означают эти два знакомых выражения. Главная
идея вайрагьи состоит в том, чтобы освободиться от всякого влечения
к объектам чувств, от всякой связи, которую желание создает между
человеком и объектами. Рага — это страсть, порабощение себя, то,
что привязывает человека к вещам. Приставка "ви", переходящая в
санскрите в "вай", означает "без" или "в противодействии к". Отсюда
"вайрагья" есть "бесстрастие, отсутствие страсти", зависимости от
всех внешних вещей. Помня, что мышление есть процесс,
устанавливающий соотношения, мы увидим, что, освобождаясь от
взаимоотношений с внешними объектами, мы принуждаем наш ум к
успокоению, к тишине, которая и есть йога. Рага всех видов должна
быть исключена. Мы должны отделиться от нее. Мы должны достигнуть
противоположного состояния, когда всякое влечение к внешним
объектам прекращено. "Когда все связи сердца разорваны, тогда
человек достигает бессмертия". Как же достигнуть подобного
бесстрастия? Для этого существует только один верный путь. Медленно
и постепенно отдалять себя от всех внешних предметов силой более
могучего влечения к Высшему "Я". Только благодаря такому влечению
могут наши проводники освободиться от влечения к окружающим нас
привлекательным предметам и перестать отвращаться от вещей
отталкивающих нас. Свободное от всякой страсти, не создающее более
соотношения с объектами окружающего мира, отдельное "Я" чувствует
себя освобожденным, и соединение с Единым "Я" становится
единственным предметом его желаний. Но подобное бесстрастие,
отличающее человека на пути йоги, не может быть достигнуто
мгновенно, единым могучим усилием. Он должен упражняться в
бесстрастии постоянно и упорно. "Упражнение" не означает одну лишь
медитацию, хотя обыкновенно путь йоги соединяется с медитацией; оно
означает сознательное, непрерывное сохранение бесстрастия среди
всевозможных предметов, способных привлекать.
Чтобы достигнуть бесстрастия, вы должны развивать его в ежедневных
явлениях жизни. Я уже упоминала, что многие ограничивают идею
абхьяса одной медитацией. И вот почему так мало людей достигают
состояния йога. Другая ошибка состоит в ожидании какого-либо
значительного случая для проявления бесстрастия.
Нередко люди
готовятся к великому самопожертвованию и забывают, что ничтожные
вещи ежедневной жизни опутывают нашу душу мириадами тончайших
нитей. Эти вещи, благодаря их незначительности, не привлекают к
себе внимания, и в ожидании крупных вещей, которые могут и не
прийти, люди пропускают возможность ежедневно упражняться в
бесстрастии. Держа в постоянном повиновении все наши желания, мы
становимся равнодушны к предметам, окружающим нас. Постоянно в
течение всего дня не переставать упражняться — вот что требуется от
стремящегося стать йогом, потому что только при этом условии
возможен успех; а между тем, как раз эта напряженность непрерывного
усилия и является главным препятствием для большинства, вступающего
на путь йоги.
Но здесь я должна предупредить вас о большой опасности. Правда,
существует грубый прием, способный быстро повести к бесстрастию.
Если вам скажут: "Убей в себе всякую любовь и привязанность; закали
свое сердце; охладей ко всему окружающему; покинь жену и детей,
отца и мать и скройся в пустыню или в джунгли; построй стену между
собой и всеми предметами желания, и тогда ты приобретешь
бесстрастие". Таким путем приобрести бесстрастие сравнительно
легко. Но при этом вы убиваете нечто большее, чем желание. Вы
ожесточаете себя вместо того, чтобы полюбить этих других; вы
убиваете не только желание, но и любовь, забывая, что любовь
исходит из "Я" и ищет другое "Я", тогда как желание ищет оболочки,
в которое облекается "Я". Любовь есть желание отдельного "Я"
соединиться со всеми остальными "Я". Бесстрастие — это нечто совсем
другое, это отсутствие влечения к материи. Вы должны беречь любовь,
ибо она есть самая суть вашего истинного "Я". Желая приобрести
бесстрастие, смотрите, чтобы не убить любовь. Любовь — это сама
жизнь в каждом из нас, в каждом отделившемся "Я". Она притягивает
каждое отделившееся "Я" к другому "Я". Каждый из нас есть часть
одного могучего Целого. В нашем трудном восхождении гораздо лучше
пострадать от любви, чем отвергнуть её и отвернуть наше сердце от
всех привязанностей. Смотрите только, чтобы привязанности
относились не к внешней форме, а к заключенной в ней жизни. Любите,
если даже любовь принесет вам страдание. Страдание пройдет, а
любовь будет продолжать расти, и в единении с другими "Я" вы
откроете, что Любовь — это та притягивающая сила, которая создает
единство всего существующего. Многие стремящиеся убить любовь стали
менее человечны, а не сверхчеловечны, как они надеялись, вступая на
этот неверный путь. Только путем влечения и взаимной любви может
раскрыться в вас Высшее "Я". Про Учителей говорится, что каждый из
них любит человечество так, как мать любит своего первенца. Их
любовь не есть охлажденная любовь, а любовь, выросшая до высшего
напряжения личной любви, которая загорается в обыкновенной
человеческой душе. Не верьте тому учителю, который скажет вам, что
нужно убивать любовь, быть равнодушным к человеческим
привязанностям; такой учитель поведет вас по левому пути.
Поглощение переменных состояний ума
224
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!