Правовая семья- одно из центральных понятий сравнительного правоведения, представляющее собой более или менее широкую совокупность национальных правовых систем, которые объединяет общность источников права, основных понятий, структуры права и исторического пути его формирования.
Сам термин правовая семья был введён в научный оборот немецким учёным Готфридом Лейбницем опубликовавшем в 1667 году на латинском языке свой труд Nova Methodus Discendae Docendaeque Iurisprudentiae (новые методы изучения и преподавания юриспруденции). В данном труде содержится § 7 под названием «Theatrum legale als Projekt einerumfassenden Darstellung des Rechts aller Völker, Länder und Zeiten» (Представление права в качестве проекта: всех народов, стран и времён). Именно в данной работе, используя родственно-генетический подход Лейбниц и выдвинул идею о возможном объединении права ряда стран в своеобразные семьи, подчёркивая единый исток и сходство развития. Несколько раньше, Лейбниц выдвинул похожую идею в отношении языков, введя в оборот термин языковая семья (семья языков).
Каждая правовая система уникальна, однако сравнительное правоведение позволяет, выяснив их сходства и различия, произвести типологию правовых систем. Таким образом, формируются типы правовых систем, называемые правовыми семьями. Критериями их являются:
· соотношение и использование источников права,
· роль суда в создании прецедентов,
· происхождение и развитие системы права.
Помимо исторического значения выделение позволяет ориентироваться в конкретных правовых явлениях, разумно использовать зарубежный опыт, улавливать и понимать общие тенденции правового развития человечества, обогащать свою правовую и политическую культуру.
Наиболее известной является классификация французского учёного Рене Давида, в соответствии с которой выделяются:
· романо-германская правовая семья;
· англосаксонская правовая семья;
· религиозная правовая семья (мусульманская, иудейская и др.);
· социалистическая правовая семья;
· традиционная правовая семья;
· некоторые другие правовые семьи.
Для выделения основных правовых семей наиболее существенными, по мнению большинства учёных[, являются три группы критериев:
· исторический генезис (то есть возникновение и их развитие);
· система институтов права;
· структура правовых семей.
Наиболее распространёнными и известными являются классификация французского учёного Рене Давида и классификация, предложенная К. Цвайгертом и Х. Кётцем.
В соответствии с классификацией Рене Давида, в основе которой лежат два критерия - идеологический фактор (религия, философия) и юридическая техника - выделяются:
· Романо-германская правовая семья (страны континентальной Европы, а также Латинской Америки, некоторые страны Африки и Азии);
· Англосаксонская правовая семья (Великобритания, США, Канада, Австралия, Новая Зеландия);
· Религиозно-правовые семьи (мусульманское право, иудейское право, индуистское право);
· Социалистическая семья (Китай, Вьетнам, КНДР, Куба);
· Семья обычного права (экваториальная Африка, Мадагаскар).
Романо-германская правовая семья — термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции римского права и объединенные общностью своей структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата.
Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и Беларуси) и противопоставляется англосаксонскому праву.
Основной источник права - закон (нормативный правовой акт). Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли права подразделяются на две подсистемы:
- частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право).
К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное и международное публичное право.
К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти.
Законотворчество и законодательство, как функция, монопольно принадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писаной конституции.
Англосаксонская правовая семья (нем. Angelsächsischer Rechtskreis), или англо-американская правовая система(англ. anglo-american legal system).
В географической структуре англо-американского (общего) права выделяют две группы:
- английскую (Великобритания и страны Содружества);
- американскую (США - федеральная правовая система и правовые системы штатов). Каждой из них присущи характерные особенности. Правовые системы североамериканских колоний Британии после провозглашения независимости стали развиваться путём, отличным от пути развития правовой системы Великобритании и других её колоний; правовая общность последних с бывшей метрополией сохраняется и после обретения ими независимости.
Среди отличительных черт англо-саксонской правовой семьи – доминирование прецедента среди всех других источников права, преобладание вопросов процессуального права над вопросами материального права, отсутствие четкого отраслевого деления системы права, невыраженность разделения права на публичное и частное (ввиду поглощения последнего первым). Содержание права отличается сложностью и казуистичностью.
Источники права:
В странах англосаксонской правовой семьи судебный прецедент является основным источником права, хотя возрастает роль актов статутного права и англ.regulations. Весомое место среди источников права занимает также правовая доктрина. Существует иерархия прецедентов, согласно которой решения, принятые вышестоящими судами (например, Палатой лордов в Великобритании), обязательны для нижестоящих.
Религиозное право — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества (Бога), выраженная в священных текстах или преданиях.
Совокупность правовых систем мира, основанных на религиозном праве называется религиозной правовой семьёй (или семьёй религиозного права).
Материальными источниками религиозного права могут быть непосредственно тексты священных писаний, богословские доктрины, церковные акты, религиозно-правовые обычаи, а также государственные законодательные акты, закрепляющие и систематизирующие религиозно-правовые нормы.
Характерная особенность религиозного права - персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
В своём чистом виде религиозное право действует только на территории Ватикана (и то с небольшими оговорками). Религиозное право является одной из правовых систем, которое действует наряду с другими в государствах с так называемыми смешанными правовыми системами.
Наиболее развитыми религиозно-правовыми системами являются -мусульманское право, еврейское право, индусское право, христианское право, состоящее из канонического и церковного права.
Социалистическое право – самостоятельная правовая система Советской России (СССР) после Октябрьской революции 1917 года.
После второй мировой войны была воспринята другими странами, избравшими социалистический путь развития. Хотя социалистическое право несёт на себе многие черты континентальной системы права, включая сходные процессуальные начала и правовую методологию, оно отличается от других правовых систем господством государственной собственности на средства производства, особой системой политического устройства с доминированием коммунистической партии, отрицанием разницы между публичным правом и частным правом, а также концепцией как силы, способствующей построению коммунистического общества.
Традиционная правовая семья(также семья традиционного права либо система обычного права) - правовая система, которая распространена в некоторых странах Африки, Азии, Австралии и Океании, где правовой обычай занимает доминирующее место среди источников права и выполняет важную роль регулятора общественных отношений.
Традиционное право базируется на неписанной и давней традиции либо сложившейся в течение длительного времени системе обычаев, которые в силу стечения обстоятельств повторяются с определённой периодичностью и, в отношении которых по сложившимся устоям принято то или иное отношение и поведение (например, принести жертву, в том числе человеческую, для обильного урожая; прохождение специального обряда для лиц мужского пола, чтобы стать совершеннолетним, а значит воином; проведение определённых ритуальных мероприятий, празднеств по случаю того или иного события и др.).
Термин «традиционная правовая семья» ввёл в научный оборот французский юрист Рене Давид, который более детально рассмотрел и охарактеризовал данную правовую систему.
В чистом виде семья традиционного права не существует ни в одном государстве мира, в своём первозданном виде она существовала в первобытном обществе. Так или иначе традиционное (обычное) право занимает в каждом конкретном государстве свою нишу, а именно регион действия и круг лиц, на которых распространяется. На сегодняшний день наличие черт традиционного права, смешанного с иными правовыми системами, существует среди социальных групп и племён, живущих в некоторых странах Африки, Юго-Восточной Азии, Австралии и Океании, которые сохранили патриархальный и доисторический жизненный уклад.
[1] Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 217.
[2] Лившиц Р. З. Право и закон в социалистическом правовом государстве // Советское государство и право. 1989. № 3. С. 17.
[3] Нерсесянц В. С. Право и закон. – М., 1982. – С. 342.
[4] Гоббс Т. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. – М., 1964. – С. 382.
[5] Хропанюк В. Н. Теория государства и права. – М., 1995. – С. 183.
[6] Емельянов С. А. Право: определение и понятие. – М., 1992. – С. 3–4.
[7] Теория государства и права / Отв. ред. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. – М., 1997. – С. 226.
[8] Фридмэн Л. Введение в американское право. – М., 1992. – С. 22.
[9] Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. – М., 1999. – С. 65, 66, 71.
[10] Тиунова Л. Б. Системные связи правовой действительности: Методология и теория. – СПб., 1991. – С. 152.