Церковь в XVII в. Церковные реформы Никона. Раскол
Лекции.ИНФО


Церковь в XVII в. Церковные реформы Никона. Раскол



Во второй половине XVII века изменения в социально-экономическом и политическом развитии России затронули и Руcскую церковь. Централизованному государству требовалась унификация церковных правил и обрядов. Стремление сделать Москву «третьим Римом» обусловило сближение с греческой православной церковью. Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства. Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

Конец 40-х г. XVII в. – образование и деятельность в Москве «Кружка ревнителей древнего благочестия», в который вошла царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, царский постельник Ф. Ртищев, нижегородцы Никон и Аввакум и др., стремившиеся к упорядочению церковных книг по старославянским образцам.

1642-1652 гг. – Иосиф - Патриарх Московский и всея Руси

25 июля 1652 г. – избрание на Церковном соборе новгородского митрополита Никона московским патриархом.

1652-1658 гг. – патриаршество Никона. Стремясь превратить Русскую церковь в центр мирового православия, патриарх начал с унификации обрядов и установления единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

1652 г. – издание Никоном первых постановлений о форме церковных поклонов, крещении тремя перстами, использовании для богослужения икон только греческого письма. Отстранение «ревнителей» от правки богослужебных книг и передача дела в руки греческих и киевских монахов.

1653-1657 гг. – создание Патриаршего двора в Кремле.

Конец 1653 - начало 1654 г. – Церковный собор принимает решение об исправлении церковных книг и поддерживает реформы Никона. Начало церковного раскола.

Апрель-май 1656 г. – отлучение церковным собором от церкви еретиков, не принявших реформу Никона. Начало открытых столкновений между царем и патриархом Никоном, отстаивавшим тезис «священство выше царства» и пытавшимся вмешиваться в государственные дела.

10 июля 1658 г. – объявление Никона об оставлении им патриаршествa без отказа от патриаршего сана и с сохранением прерогатив патриаршей власти. Отъезд Никона в Новоиерусалимский Воскресенский монастырь.

Декабрь 1666 - февраль 1667 г. – церковный собор с участием вселенских патриархов: осуждение Никона и лишение его патриаршего сана, одобрение проведенной им церковной реформы. Ссылка Никона в Белозерский Ферапонтов монастырь (до 1681). Издание царских указов о розыске и казнях раскольников-старообрядцев.

1667-1672 гг. – патриаршество Иоасафа II.

1672-1673 гг. – патриаршество Питирима.

1б74-1690 гг. – патриаршество Иоакима.

14 апреля 1682 г. – сожжение в Пустозерске руководителей раскола Аввакума, Лаздия, Епифания, Никифора «за великие на царский дом хулы».

Народные движения в середине – второй половине XVII в.

XVII век называют «бунташным веком». Причиной большинства выступлений было тяжелое финансовое положение страны, вынуждавшее правительство вводить дополнительные налоги для покрытия военных расходов («соляной налог», «пятая деньга - изъятие у ремесленников пятой части доходов и др.); по Соборному уложению 1649 г. изменилось положение городского населения (население городов закреплялось за своим посадом; население белых слобод, принадлежавшее боярам и монастырям и ранее не платившее налоги государству, приравнивалось к населению черных слобод, то есть облагалось налогами в пользу государства); злоупотребления администрации; увеличение срока сыска беглых, а затем введение бессрочного сыска; увеличение общего объема феодальных повинностей; церковный раскол в результате реформы патриарха Никона – все это привело к обострению социальных противоречий.

Городские восстания середины XVII в.

Февраль 1646 г. – вместо взимания стрелецких и ямских денег было решено обложить дополнительной пошлиной соль.

Декабрь 1647 г.– отмена налога на соль из-за нанесения казне убытков; начинается взыскание «недоимок» по прежним налогам.

25 мая-4 июня 1648 г. – восстание («Соляной бунт») в Москве. Разгром дворов московской знати, в том числе главы царского правительства боярина Б. Морозова. Убийство восставшими глав Земского приказа, Пушкарского приказа, дьяка Н. Чистого. Участники восстания потребовали экстренного созыва Земского собора.

Июнь-декабрь 1648 г.– городские восстания в Сольвычегодске, Устюге Великом, Соликамске, Чердыни, Козлове, Kурске, Воронеже, в сибирских городах Томске, Нарыме, Сургуте.

16 июля 1648 г.– созыв Земского собора по вопросу о составлении нового Уложения и начало работы уложенной комиссии князя Н.И. Одоевского.

Февраль-май 1650 г. – восстание в Пскове против пepедачи Швеции хлебных запасов в счет погашения долгов России. Блокада города отрядом правительственных войск князя И. Хованского. Переговоры с восставшими, снятие блокады и восстановление власти царской администрации в Пскове.

Март-апрель 1650 г.– восстание в Новгороде против вывоза в Швецию русского хлеба в качестве компенсации долгов России.

1660-1667 гг.– восстания посадского населения во многих городах России против введения в обращение медных монет с номиналом серебряных. Курс их был очень нестабилен: к середине 1663 г. 1 серебряный рубль стоил 15 медных.

25 июля 1662 г. – восстание («Медный бунт») в Москве, вызванное объявлением сбора стрелецкого налога и «пятой деньги». Подавление восстания стрелецкими полками (погибло более 7 тыс. человек).

1662-1664 гг. – восстание коренного населения Западной Сибири во главе с Девлет-Гиреем.

1662-1664 гг. – восстание в Башкирии и Казанском уезде против притеснений во время сбора налогов.

1668-1676 гг. – соловецкое восстание (Соловецкое сидение) монахов Соловецкого монастыря, не принявших церковной реформы Никона. К восставшим присоединились беглые крестьяне, посадские люди, стрельцы, солдаты и др. 8-летняя осада монастыря царскими войсками. Падение монастыря и жестокая расправа над участниками восстания. Из 600 защитников крепости в живых осталось 50.

Крестьянская война под предводительством Степана Разина

Май 1667 г. – март 1668 г. – поход казацкой бедноты под руководством Степана Тимофеевича Разина вниз по Волге, через Каспий на Яик, овладение укрепленным Яицким городком (современный Уральск) и зимовка отряда.

Март 1668 г. – июнь 1669 г. – поход атамана Разина морем к берегам Ирана («поход за зипунами»).

Ноябрь 1669 г. – прибытие казаков Разина на Дон, на Кагальницкий остров, ставший их военной базой.

1670-1671 гг. – крестьянская война под предводительством С.Т. Разина.

27 мая 1671г. – казнь Степана Разина на Лобном месте на Красной площади.

СЛОВАРЬ ПЕРСОНАЛИЙ

Аввакум (Петров) (1620-1682) – протопоп, церковный и политический деятель, писатель. В 1640-х гг. в Москве входил в состав близких к царю Алексею Михайловичу ревнителей православия. Выступил против церковных реформ патриарха Никона и стал вождем церковного раскола и старообрядческого движения, за что в 1653 г. был арестован и сослан. В 1664 г. возвращен в Москву, где при поддержке своих сторонников категорически отказался принять церковную реформу. В 1666 г. его лишили сана, вновь сослали, и по царскому указу в 1682 г. он был казнен (сожжен на костре). Автор почти 100 известных на сегодняшний день литературных произведений. Главное из них – «Житие», являющееся первым образцом нового жанра – автобиографии-исповеди.

Алексей Михайлович (1629-1676) – русский царь (с 1645), сынМихаила Федоровича Романова. В первые годы правления был увлечен идеями религиозно-нравственного совершенствования общества, активно поддерживал членов «Кружка ревнителей благочестия». Управление страной в первый период царствования фактически принадлежало его родственнику и воспитателю боярину Б.И. Морозову. Активный участник составления Соборного уложения 1649 г. Привлекал на службу в Россию иностранных специалистов.

Значение Боярской думы и Земских соборов при Алексее Михайловиче окончательно падает. Созывы Земских соборов вообще прекращаются (последний состоялся в 1653 г.). Растет роль приказной бюрократии. В 1654 г. был создан Приказ тайных дел, который подчинялся непосредственно царю и осуществлял контроль над государственным управлением. Алексей Михайлович первым из русских царей стал собственноручно подписывать указы и другие документы. При Алексее Михайловиче произошел церковный раскол, приведший к усилению борьбы не только церкви, но и государства против старообрядцев. В экономической области его правительство поощряло промышленную деятельность, поддерживало отечественное купечество.

В правление Алексея Михайловича произошли многочисленные массовые социальные выступления: крестьянская война под предводительством Степана Разина, Медный и Соляной бунты и т.п. Он проводил активную внешнюю политику: значительно расширились границы России за счет вошедших в ее состав Украины, Восточной Сибири, Дальнего Востока; была возвращена часть исконно русских земель - Смоленск, Северская земля с Черниговом и Стародубом.

Атласов Владимир Васильевич (1663-1711) – русский землепроходец. Родом из переселившихся в Сибирь крестьян. С 1682 г. – на государевой службе (казак). Сборщик податей в бассейне рек Алдан, Уда, Тугир, Амгунь, Индигирка, Колыма, Анадырь. В 1694 г. совершил поход по восточному побережью Чукотки и собрал первые сведения о Северо-Востоке Сибири и об Аляске. В 1695-1697 гг. – на службе в Анадыре. В 1697 г. предпринял экспедицию на Камчатку, где собрал ценные сведения о местном населении, животном и растительном мире; в результате этой экспедиции Камчатка была присоединена к России.

Дежнев Семен Иванович (ок. 1605-1673) – русский землепроходец, казачий атаман. В 1648 г. предпринял плавание вдоль берегов Чукотки, открыв пролив между Азией и Америкой. Составил чертеж р. Анадырь и части р. Анюй. Автор описаний путешествий по крайнему Северо-Востоку Сибири.

Иоаким (в миру - Иван Петрович Савелов) (1620-1690) Патриарх Московский и всея Руси с 1674 г. Из дворян. В 1654 г. постригся в монахи. С 1672 г. – митрополит Новгородский. После избрания патриархом активно боролся против раскола. Способствовал подчинению московскому патриарху Киевской митрополии. Активно поддерживал Петра I в борьбе с Софьей Алексеевной. Противник усиливающегося западного влияния на русское общество, одновременно поддерживал византийские церковные традиции. Создал Типографскую школу, а в 1687 г. – основал Славяно-греко-латинскую академию.

Иоасаф (?-1672) – патриарх Московский и всея Руси с 1667 г.Возведен на патриарший престол после низложения патриарха Никона. Продолжая линию Никона в церковном реформировании, предал «соборному проклятию» старообрядцев как раскольников Русской Православной церкви. Активно поддерживал культурно-просвети-тельскую деятельность в Москве иностранцев, заботясь одновременно о чистоте православной веры. В 1668 г. составил правила иконописания. Одной из важнейших задач считал миссионерскую деятельность в Сибири.

Иосиф (?-1652) – патриарх Московский и всея Руси с 1642 г. Архимандрит Симонова монастыря в Москве. Автор ряда богословских трактатов. При нем впервые изданы жития святых Русской Православной церкви. Отстаивал чистоту православия, создав несколько полемических произведений, направленных против католической и протестантской церквей. На Земском соборе 1651 г. активно поддерживал идею присоединения Украины к России.

Михаил Федорович (Романов) (1596-1645) – первый русский царь из династии Романовых. Сын Федора Никитича Романова (Филарета) и Ксении Ивановны Шестовой (в иночестве - Марфы). Избран царем на Земском соборе в феврале 1613 г. Венчался на царство 11 июля 1613 г. После возвращения из польского плена отца – патриарха Филарета – разделил с ним власть. После смерти отца в 1633 г. власть оказалась полностью в его руках. При Михаиле Федоровиче наметилась тенденция к ограничению властных полномочий Земского собора, Боярской думы, местных органов власти. В его царствование были заложены основы самодержавной власти.

Морозова Феодосия Прокофьевна (1632-1675) – боярыня, раскольница, сподвижница протопопа Аввакума. В ноябре 1673 г. была арестована, состояние ее конфисковано. Вместе с сестрой – княгиней Е.П. Урусовой - была подвергнута пыткам и уморена голодом.

Морозов Борис Иванович (1590-1661) – боярин, воспитатель царяАлексея Михайловича. Фактически глава правительства в 1645-1648 гг. Финансовая реформа Морозова спровоцировала московскoe восстание 1648 г., в результате он был отстранен от дел и отправлен в краткосрочную ссылку. Политическое влияние сохранял до конца 50-х гг.

Никон (в миру - Никита Минов) (1605-1681) – церковный и политический деятель. Патриарх Московский и всея Руси (1652-1666). На церковном соборе в 1666 г. лишен сана первосвященника и сослан в Белозерский Ферапонтов монастырь. С 1676 г. находился в Кирилловом монастыре, где и умер. Никон много сделал в деле церковного книгопечатания. Основал Патриаршую библиотеку, написал ряд церковных и публицистических сочинений.

Ордин-Нащокин Афанасий Лаврентьевич (1605-1680)– государственный и военный деятель, дипломат, боярин, воевода. С 1654 г. участвовал в русско-польской, а затем в русско-шведской войне 1656-1658 гг. В 1658 г. вел успешные переговоры со шведами, завершившиеся Валиесарским перемирием, участвовал в переговорах с Речью Посполитой и в подписании Андрусовского перемирия 1667 г., за что был пожалован в бояре и поставлен во главе Посольского приказа. Руководитель внешней политики России в 1661-1671 гг. Сторонник протекционизма в развитии ремесел и торговли, что отразилось в Новоторговом уставе 1667 г. Основал верфи на Западной Двине и Оке, мануфактуры, был инициатором устройства почты между Москвой, Ригой и Вильно. Полагал, что Россия должна учитывать в своем развитии опыт западноевропейских стран. Сторонник передачи некоторых судебных и административных функций выборным представителям городского населения. В 1672 г.постригся в монахи.

Питирим (?-1673)– патриарх Московский и всея Pycи с 1672 г. При Никоне был митрополитом Крутицким и замещал его в период ухода в Новоиерусалимский монастырь. После смещения Никона – митрополит Новгородский. После смерти Иоасафа II был избран патриархом, однако на этом посту не успел ничем себя зарекомендовать, так как спустя десять месяцев после избрания умер.

Попов Федот Алексеевич (XVII в.)– русский землепроходец родом из Холмогор. Вместе с С. Дежневым в 1648 г. прошел морем из устья р. Колымы до устья р. Анадырь, открыв пролив между Азией и Америкой.

Поярков Василий Данилович (XVII в.) – русский землепроходец. Письменный голова. В 1643-1646 гг. руководил экспедицией, которая впервые проникла в бассейн р. Амур и достигла его устья. Первым из русских совершил плавание по Тихому океану.

Разин Степан Тимофеевич (1630-1671)– донской казак, предводитель крестьянской войны в 1670-1671 гг.

Ртищев Федор Михайлович (1626-1673)– государственный и культурный деятель, ближний советник царя Алексея Михайловича, возглавлял приказы Большого Дворца, Тайных дел и др. Организовал Ртищевское братство – школу при Андреевском монастыре, предшественницу Славяно-греко-латинской академии в Москве.

Федор Алексеевич (1661-1682) – русский царь в 1676-1682 гг. Сын АлексеяФедоровича и его первой жены М.И. Милославской. УченикСимеона Полоцкого. Владел иностранными языками, сочинял стихи, хорошо знал математику, историю и географию. Царь Федор был болезненным и слабым, а потому не смог примирить вражеские боярские группировки Милославских, Нарышкиных, Одоевских.

Хабаров (по прозвищу Святицкий) Ерофей Павлович (1610-1667) – русский землепроходец. В 1649-1653 гг. совершил ряд экспедиций в Приамурье. Составил первый «Чертеж реке Амуру». Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ

Архимандрит (греч.) – в православной церкви – высшее званиесвященника-монаха (обычно настоятель мужского монастыря, ректордуховных учебных заведений).

«Бунташный век» – так современники называли в истории Русскогогосударства XVII век – время различных народных движений:крестьянских войн И. Болотникова и С. Разина, городских восстаний 1648-1650 гг., Медного бунта 1662 г. в Москве и др.

Вселенские соборы– съезды представителей высшего духовенствахристианской церкви в мировом масштабе. Такие соборы собираются для решения наиболее важных вопросов церковного характера(разработка и утверждение основ христианского вероучения, формирование богослужебных правил, осуждение ереси). Православная церковь насчитывает 7 Вселенских соборов, католическая – 21.

Казачество (тюрк - удалые, вольные люди) – в XIV-XVII вв. – вольные люди, нанимавшиеся на работу, служившие в пограничных районах на Дону, Волге, Урале, Тереке, в Польше, на Днепре. Создавали самоуправлявшиеся общины – казацкую вольницу свыборным старшиной. Часть казачества – из бывших беглых крестьян. Использовались для охраны границ, в войнах. В XVIII в. стало привилегированным военным сословием, упраздненным в 1920 г. Отдельные казачьи соединения участвовали в Великой Отечественной войне. В 90-е г. XX в. началось восстановление казачества.

Католицизм(от греч. - всеобщий, всеохватывающий) – одно из двух главных направлений в христианской религии. Политическое и культурное разделение Римской империи на Запад и Восток (III–IV вв.) не могло не отразиться на церкви. Организационные и догматические разногласия привели к формальному разрыву между Западной и Восточной церквами в 1054 г. Западная церковь стала называться католической, а Восточная - православной. В противоположность другим толкованиям христианства, католическая церковь считает необходимым повсюду (отсюда название) распространять (и настаивать на их признании) исходящие от апостолов предания.

Остроги – деревянные укрепления в пограничной полосе древнерусских княжеств. Известны с XII в. Остроги возводились как постоянные, так и временные, для размещения в них «воинских людей». В XIV-XVII вв. – распространены на южных рубежах России, в конце XVI - начале XVII в. – в Сибири. Возникнув как военные пункты, многие остроги впоследствии превратились в города. В XVIII-XIX вв. – название тюрем, обнесенных стеной.

Писцовые книги – сводные описания хозяйства в XV-XVII вв. для податного земельного обложения - сошного письма (взыскание налогов с сохи). Составлялись московскими писцами и подьячими, переписывавшими церкви, дворы, лавки в городах, земельные угодья и промыслы на селе.

Разряды – назначение на службу в XV-XVII вв. с учетом местничества и с записью в разрядных книгах, которые велись Разрядным приказом, ведавшим делами служилых людей, жалованьем дворян, военным управлением, назначением полковых и городских воевод, пограничной службой.

Раскол– отделение от Русской православной церкви части верующих, не признававших церковной реформы Никона (1653-1656). Реформа должна была устранить разночтения в церковных книгах и разницу в проведении обрядов, подрывавшие авторитет церкви. С необходимостью проведения реформы были согласны все: и патриарх Никон, и его будущий противник Аввакум. По приказу Никона в качестве образцов были взяты греческие тексты, причем в новых переводах появились разночтения с древними. Это послужило формальным основанием для раскола. Наиболее существенным из нововведений, принятых патриархом Никоном и церковным собором 1654 г., была замена крещений двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «аллилуйя» не дважды, а трижды; движение вокруг аналоя в церкви не по ходу солнца, а против него. Все они касались чисто обрядовой стороны, а не существа православия.

Старообрядчество соединило самые разные социальные силы, выступавшие за сохранение в неприкосновенности традиционной русской культуры. Это были боярыня Ф.П. Морозова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и белое духовенство, отказывавшиеся от исполнения обрядов по новому образцу. Но особенно много было рядовых людей - горожан, стрельцов, крестьян, видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старообрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Главной идеей было «отпадение» от мира зла, нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с властями. Другой формой протеста старообрядцев стало бегство из-под власти царя, поиск находящихся под защитой самого Бога «сокровенного града Китежа» или же утопической страны – Беловодья. В поисках Беловодья старообрядцы заселили значительную часть Сибири, прежде всего Алтай. Они массово осваивали новые земли, на которых прежде стояли лишь казацкие крепости.

Раскольники – официальное название сторонников старообрядчества в России.

Соборное уложение 1649 года (Уложение царя Алексея Михайловича) – кодекс законов Российского государства, принятый Земским собором 1648-1649 гг. Опубликовано в 1649 г. Всего содержит 25 глав, 967 статей. В нем разработаны вопросы государственного, гражданского, административного и уголовного права и порядка судопроизводства. Принятием Соборного уложения было окончательно юридически оформлено крепостное право. Вплоть до первой половины XIX в. Уложение являлось основным законом в России.

Староверы – общее название последователей ортодоксального православия до церковной реформы, проведенной патриархом Никоном (1653-1656). Их также называют старообрядцами.

Старообрядчество – совокупность религиозных групп и церквей в России. До 1906 г. преследовалось властями. Имеет ряд течений, толков, церквей.

Холопство служилое – с XVII в. становится наиболее массовым, частьего, получая за «службу» землю в условное держание, вливаласьв состав господствующего класса, становясь как бы «холопами» великого князя. Другая часть к XVII-XVIII вв. была «положена в тягло», то есть причислена к крепостным.

Ярмарка (нем. - ежегодный рынок) – регулярно в определенное время устраиваемый торг в установленном месте, на который съезжаются для продажи и закупки товаров. В России с XVII в. (Макарьевская, Ирбитская и др.).

Библиографический список

 

1. Вернадский Г.В. Русская история: учебник / Г.В. Вернадский. – М. :

«Аграф», 2000. – 544 с.

2. Деревянко А.П. История России: учеб. пособие / А.П. Деревянко, Н.А. Шабельникова. – М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. – 560 с.

3. Зуев М.Н. История России: учебник для вузов / М.Н. Зуев. – М. : Приор,

2000. – 688 с.

4. История России: учебник /А.А.Чернобаев, И.Е.Горелов, М.Н.Зуев и др. – М. : Высш. шк., 2004. – 614 с.

5. История России с древнейших времен до конца ХХ века: учеб. пособие для студентов вузов. – М. : Дрофа, 2002. – 656 с.

6. История России: учебное пособие. – М. : Владос,1998. – 256 с.

7. История России: учеб. пособие для вузов / Под ред. С.В. Леонова. – М. : Владос, 1997. – 472 с.

8. История России: учебник. – М. : ИНФРА-М, Новосибирск: Сибирское соглашение, 2001. – 472 с.

9. История России. XIX век: учеб. для студ. высш.учеб.заведений. В 2 ч. / Под ред. В.Г. Тюкавкина. – М. : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 400 с.

10.История России с древнейших времен до второй половины 18 века: курс лекций / Под ред. Б.В. Личмана. – Екатеринбург : изд-во Урал. гос. тех. ун-та, 1994. – 303 с.

11.История Отечества / Под ред. В.М. Борисова и др. – М. : Институт межд. права и эконом. им. А.С. Грибоедова, 1998. – 380 с.

12.История России XIX - начала XX века: учебник / Под ред. В.А. Федорова. – М. : Изд-во Московского университета, 2004. – 544 с.

13.Корнилов А.А. Курс истории России XIX века / А.А. Корнилов. –

М. : Высш. шк., 1993. – 446 с.

14.Мунчаев Ш.М. История России: учебник для вузов. 2-е изд. / Ш.М. Мунчаев, В.М. Устинов. – М. : Изд-во НОРМА, 2000. – 768 с.

15.Новейшая история Отечества ХХ век: учеб. для студентов вузов. В

2-х т. / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. – М. : Владос, 1998. – 448 с.

16.Орлов А.С. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / А.С. Орлов, В.А. Георгиев и др. – М. : ПБОЮЛ Л.В. Рожников, 2000. – 520 с.

17.Платонов С.Ф. Лекции по русской истории / С.Ф. Платонов. – М. : ООО Издательский дом «Летопись», 2000. – 742 с.

18.Щетинов Ю.А. История России ХХ в.: учебное пособие / Ю.А. Щетинов. – М. : Фаир – ПРЕСС, 1999. – 352 с.


 









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-03-16; Просмотров: 187;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная