Примитивные государственные образования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на основе отдельных племен или союза племен в форме так называемых племенных государств. В середине 2 тысячелетия до н.э. на севере Индии появились плена (арии — «полноправные»). Священные книги Ариев — Веды. Основное занятие — скотоводство; завоевывая территории, они оседали родовыми коллективами и племенами, которыми управляли вожди-раджи и советы старейшин. Впоследствии должность раджи из выборной становится наследственной; одновременно образуют замкнутые сословия старейшины и жрецы племен.
С началом формирования классов военные экспедиции из эпизодических становятся постоянными. Особый интерес — военной знати — для нее рабы и военная добыча — источник обогащения. Покорение чужого народа для завоевателя не проходило бесследно — для удержания в покорности завоеванный народ и принуждения его к труду, необходимо было иметь постоянно действующий аппарат власти, опирающийся на орудия подавления — государственный аппарат.
Общественный строй Древней Индии — существование особых сословий — варн: самая важная — варна жрецов — брахманы (высший из людей; изучал священные книги, участвовал в суде и управлении, вырабатывал законы и предписания, «ему принадлежит все то, что он видит»); кшатрии (вся военная знать — светская аристократия; из ее среды выходят цари, военачальники, сановники). Обе эти варны составляли господствующий класс. Две другие варны — непривилегированные: вайшьи (земледельцы, ремесленники, крестьяне, торговцы — shpora.su) и шудры (обнищавшие крестьяне, чужаки, отпущенные на волю рабы). Шудра мог иметь семью, его дети наследовали имущество, но он не был свободен, его можно было продавать и покупать.
Положение раба (даса) немногим отличалось от шудры. Он тоже мог иметь семью, имущество и наследовать. Но как член варны шудра на ступень выше раба. Шудра — полураб, полусвободный.
Принадлежность к варне определялась рождением — переход был строго воспрещен.
В первых веках н.э. начали складываться феодальные отношения; происходит преобразование варн в касты. Объединялись они принадлежностью к одной и той же профессии. Принадлежность была пожизненной и переходила к детям (насильственное прикрепление людей к профессии). Презираемые профессии (могильщики) стали участью так называемых неприкасаемых. Принадлежащий «чистой касте», не мог иметь с ними дело.
Артхашастра — древнейшее сочинение индийской литературы.
Законы Ману — составлены в одной из брахманских (жреческих) школ между 2 веком до н.э. и 2 веком н.э. Источник — более ранние «руководства к Закону» (дхармасутра). Законы — это руководствок религиозному и гражданскому быту человека. Кроме правовых норм (в основном главы 8 и 9), Законы содержат много религиозных и нравственных предписаний.
Основные принципы Законов Ману:
Равный брак (внутри равной варны или высшая варны на низшей);
Почитание женщин (там боги удовлетворены);
«Брахман должен добыть средства к существованию, не причиняя никакого или небольшого вреда другим»; должен говорить правду, но не должен говорить неприятной правды и приятной лжи;
«Кшатрий должен надлежащим образом охранять весь этот мир»;
«для царя Владыка некогда создал своего собственного сына — Наказание, защитника всех творений, воплощение закона»; наказание не можут быть справедливо наложено не имеющим хороших советников, слабоумным, алчным, неопытным;
Царь должен быть защитником варн; назначать 7 — 8 министров. Предки которых были царскими слугами; ежедневно обсуждать с ними обычные дела; с ученым брахманов царь должен совещаться о царских делах; казна и управление государством вверяется царю; должен назначить десятского для 10 селений, старосту для 20; сотского для 100 и тысяцкого для 1000.; в каждом городе главноуправляющий (следит за делами чиновников); должен взимать ежегодные умеренные подати;
Судебная система: царь вместе с брахманами и опытными советниками (решали дела 18 видов: оскорбление действием, клевета. Продаж чужого, разбой и насилие и т.д.);
«Закон губит, когда его нарушают; закон охраняет, когда его соблюдают; поэтому закон нельзя нарушать, чтобы нарушенный закон не покарал нас»;
«Какими средствами кредитор может получить свой долг, такими средствами он должен понуждать и заставить должника уплатить ему»;
Показания дают равные равным; за отсутствием таковых может быть дано любым, но судья считает таковые ненадежными;
Царь должен наказывать сначала простым замечанием, потом строгим выговором, потом штрафом, затем телесным наказанием;
Все, совершенные по принуждению действия, считаются недействительными;
«Убивающий при самозащите, при охране жертвенных даров, при защите женщин и брахманов, по закону не совершает преступления»;
«Женщина никогда не пригодна для независимости» (принадлежит отцу, потом мужу). Жена, сын и раб — не имеют собственности, она считается собственностью их господ;
«7 законных способов приобретения собственности: наследование; получение в дар; покупка; завоевание; ростовщичество; исполнение работы и получение милостыни от добродетельных людей»;
«Знание, механические искусства, работа за жалованье, услужение, скотоводство, торговля, земледелие, довольство малым, милостыня и ростовщичество — 10 способов существования, дозволенных людям в бедственном положении».
Образование и развитие государства Древнего Китая.
История Древнего Китая обычно делится на ряд периодов, обозначаемых в исторической литературе по имени царствующих династий:
период Шань (Инь) (XV—XI вв. до н. э.);
период Чжоу (XI—III вв. до н. э.), в котором выделяются особые периоды:
а) Чуньцю (VIII-V вв. до н. э.);
б) Чжаньго - «Борющихся царств» (V—III вв. до н. э.);
в) последний период завершился созданием централизованных империй в периоды Цинь и Хань (III в. до н. э . - III в. н. э.).
Первые очаги цивилизации городского типа в Древнем Китае возникли во II тысячелетии до н. э. в долине реки Хуанхэ на базе перешедших к оседлому земледелию родовых групп иньских племен. В иньском Китае вследствие разложения родоплеменных связей, прогрессирующего разделения труда выделяется управляющий слой родовой аристократии: правитель - ван - и его приближенные, родственники, сановники.
Создание государственного образования в Шан (Инь) было связано с необходимостью организации производства, орошения земель, предотвращения пагубных последствий разлива рек, защиты территорий. Это выразилось в превращении племенного вождя в обожествляемого правителя иньского царства - вана.
В истории Древнего Китая V в. до н. э. был во многих отношениях переломным. В это время зарождается действие тех факторов, которые приводят к объединению царств в единую империю, где господствующей политической идеологией стало конфуцианство.
Со временем происходит разложение общинной и утверждение частной собственности на землю, создание крупного частного землевладения. В 221 г. до н. э. царство Цинь победоносно закончило борьбу за объединение страны. В шаньско-иньском (XV— XII вв. до н. э.) и раннечжоусском (XI—X вв. до н.э.) переходном от общинно-родового к классовому обществу Китае складывающиеся сословно-классовые границы проходили между двумя социальными слоями: родовой аристократией и свободными крестьянами-общинниками. Бесправные рабы, которых было явное меньшинство, вообще не входили в социальную лестницу.
Позднее формируется еще одно привилегированное сословие - сословие чиновников различных рангов, существующих за счет той же ренты-налога, получаемой в форме «кормления» с определенных общин, территорий. Разложение общинной собственности на землю, присвоение общинной земли знатью, верхушкой чиновничества приводит в VI, V в. до н. э. к росту частного землевладения, а вместе с тем и к увеличению числа безземельных и малоземельных крестьян, которые становились, как правило, арендаторами-издольщиками на частновладельческих и государственных землях, а потом пополняли ряды попавших в долговое рабство.
Высший социальный слой был также неоднороден. Он состоял из титулованной знати, из ранжированного чиновничества и из незнатных крупных землевладельцев и купцов. На раннем историческом этапе был возможен переход из «одной партии власти» в другую. Выделялся еще один социальный слой непривилегированных свободных мелких производителей, собственников средств производства - ремесленники.
В середине IV в. до н. э. по инициативе сановника Шана Яна была проведена реформа, которой была узаконена свободная продажа и покупка земли.
6. Возникновение Афинского государства. Путь Афин от аристократии к демократии: реформы Солона и Клисфена.
Афинская рабовладельческая демократия:
Во II тысячелетии до н. э. греческие племена заселили юг Балканского полуострова. Отгороженные друг от друга естественными преградами горной страны, они с тем большим рвением стали оберегать свою обособленность. В тесных пределах каждого из таких районов вырастет с течением времени столица: Коринф, Мегары, Фивы, Спарта. В конце II тысячелетия греки, соединившись в единое войско и избрав себе одного вождя, осадили малоазиатский город Трою. В древнегреческом обществе классов еще нет, но разделение на простой народ и родовую знать глубоко укоренилось. Лучшие земли, большие стада, все основные посты находятся в руках последней. Государства еще нет. Племенем управляют народное собрание (одновременно войско), совет старейшин, вождь — базилевс (одновременно военные предводители) — военная демократия — последний период первобытнообщинного строя.
Земледелие становится главной отраслью хозяйства, оттесняя скотоводство. Ремесло выделяется в самостоятельную отрасль. Обмен товарами принимает регулярный характер. Появляются купцы. Рабство все более укореняется, и уже не только в домах и хозяйствах знати. Образуется семья с господством мужчины. На территории фратрий и племен селились во множестве чужаки, то есть хотя и соотечественники, но принадлежащие к другим племенам, фратриям и родам. Население смешивалось и оттого становились невозможными старые формы управления. Все это — основа для перехода к государству.
Ионийцам, как назывался союз четырех племен, досталась во время переселения малоплодородная область, омываемая морем, — Аттика. Земледелие здесь было ограничено сравнительно небольшим районом, зато имелись благоприятные условия для ремесла и морской торговли. Сельская община здесь стала быстро разлагаться; земельные наделы сделались частной собственностью отдельных фамилий. VШ столетие до н. э. — в Аттике вырос город — Афины. Вместо простого соседства племен происходит их слияние в единый народ. Знатные образуют сословие эвпатридов («благородных»), мелкие земледельцы получают общее для них название геоморов, ремесленники — демиургов. Замещение всех важных должностей стало привилегией эвпатридов; совет старейшин (ареопаг) превращается в чисто аристократическое собрание, никем не выбираемое и ни перед кем не отчитывающееся. Ареопаг законодательствует, осуществляет высший суд, наблюдает за действиями должностных лиц, первое место среди которых принадлежит коллегии, состоящей из 9 старейшин — архонтов; избираются ареопагом сроком на год.
Господство земельной аристократии пагубным образом отразилось на положении народа. «Бедные, — пишет Аристотель, — находились в порабощении не только сами, но и их дети и жены. Назывались они... шестидольниками, потому что на таких условиях обрабатывали поля богачей (то есть получали за свой труд одну шестую часть урожая). Вся земля находилась в руках немногих. При этом если бедняки не отдавали арендной платы, можно было увести в кабалу и их самих и их детей». На полях стояли закладные камни (кому и на какой срок заложен участок); такая форма залога — ипотека. Земля отдавалась в пользование должника, но при просрочке платежа переходила к кредитору.
Относительно высокий уровень производительных сил, достигнутый в районе Средиземного моря в VIII-VI веках до н. э. способствовали появлению значительного ремесленного и торгового населения. В отличие от аристократии все эти новые люди (а также крестьяне) называли себя «демосом» (народом). Демос находился в постоянной вражде с презиравшей его аристократией. Шаг за шагом вырывал он у нее политическую власть. Тогда в Афинах установилась рабовладельческая демократия, а значит, и государство в его начальной, еще не завершенной форме.
594 году до н. э. — «Огромное большинство хотели выбрать себе одного вожака, надежного человека, и освободить должников, пропустивших срок уплаты, а землю переделить и совершенно изменить государственный строй». Борющиеся стороны сошлись на кандидатуре поэта и политического деятеля Солона (он не является «сообщником богатых в их преступлениях» и в то же время «не угнетен нуждою»). Избранный архонтом, Солон был наделен правом законодательства. Солон выбрал политику «золотой середины». Он отменил долговую кабалу и аннулировал все поземельные долги. Закладные камни были убраны с полей; граждане, ставшие рабами за долги, отпущены на свободу, а проданные за границу, — выкуплены за счет государства. Чтобы предотвратить разграбление крестьянских наделов в будущем, Солон установил максимальный размер землевладения, находящегося в частных руках. Была санкционирована широкая завещательная свобода: родовые владения, подобно крестьянским дворам, могли переходить наследникам по воле завещателя. Земельные владения знати включались в общий гражданский оборот.
Установление имущественного ценза (4 филы) — самые богатые были причислены к первому разряду; просто богатые — ко второму; среднего достатка — к третьему; а все остальные — к четвертому («феты»). Первые три разряда граждан получали право замещения всех важнейших постов в государственном аппарате, но архонтами и казначеями могли становиться лишь представители первого разряда. Феты не могли занимать никакую должность, могли только присутствовать в народном собрании и быть присяжными. Вместо аристократического принципа (принадлежность к определенным родам) был утвержден принцип имущественный, принцип богатства.
Первые два разряда служили в коннице (большие расходы, но меньше опасность на войне). Третий разряд — тяжеловооруженные гоплиты — пехотинцы сделались истинной славой афинского войска. Четвертый разряд, первоначально отстраненный от военной службы, составил затем легковооруженную пехоту.
Высшим органом власти сделалось афинское народное собрание.
Совет Ареопага состоял из ежегодно сменяющихся архонтов. Солон также учредил второй совет четырехсот (по 100 человек о каждой из четырех фил) — предварительно раньше народа, обсуждал дела и не допускал внесения ни одного дела без предварительного обсуждения в народное собрание. Также был создан суд присяжных заседателей — гелиэя — судебный и законодательный орган одновременно.
Борьба между демосом и родовой знатью не закончилась. Через 90 лет после Солона, в 509 году до н. э., демократы, объединившись вокруг своего вождя Клисфена проводят реформу, которая окончательно ликвидировала старые племена. Взамен родоплеменного деления граждан было введено их территориальное разделение: граждане делились на десять «племен» (фил); страна делилась по демам на 30 частей — каждые 10 дем — триттии. В состав каждой филы входило по жребию 3 триттии.
Совет четырехсот был ликвидирован. Клисфен сделал Совет пятисот (по 50 от каждой филы). Преобладание сосредоточилось в руках горожан — ремесленников, купцов, матросов.
Суть реформы Клисфена: в органах родового строя господствовала родовая аристократия. Территориальное разделение сокрушило это господство. Окончательно побеждает государство рабовладельцев — знатных и незнатных. Клисфен принял закон об остракизме — «черепкование» — голосование черепками при осуждении опасных для государства лиц.
Спарта — общественный строй формировался благодаря завоевательной деятельности. Архадет — вождь, совет старейшин — Герусия, народное собрание — Апелла. Народ лишь утверждал или отклонял решение старейшин и царя. Коренное население — илоты, его поработили завоеватели спартанцы. Спартанцы имели землю, но обрабатывали её илоты. Спартанцы поделили земли поровну; изгнали из Спарты лишние ремесла; учредили общие трапезы. Экономической основой являлась общинная собственность, можно было использовать чужое имущество, это обеспечивало равенство. Равенство между спартиатами и неравенство между остальными.
7. Афинская демократическая республика в 5 в. до н. э. Реформы Эфиальта и Перикла. Система демократической власти и управления. Афинский морской союз.
По форме правления в Афинах сложилась рабовладельческая, демократическая республика. Система органов Афин:
Народное собрание (из свободных афинских граждан, без чужих и рабов); созывалось 4 раза в год — законодательный орган;
Совет пятисот — все афинские граждане по жребию;
Гелиэя — судебный орган, все решения народного собрания требовали утверждения в гелиэя.
Коллегия 10 стратегов — окончательно устранила ареопаг.
После реформ Клисфена на пути афинской демократии находился один ареопаг. Неписаная афинская конституция сохраняла за ним право отменять решения народного собрания и привлекать к ответственности должностных лиц. Во время знаменитых греко-персидских войн (492-479 гг. до н. э.) ареопагу удалось увеличить свое значение. В 462 году до н. э. афинская демократия, руководимая Эфиальтом, провела закон о лишении ареопага всех политических функций (Народ отнял у Совета право предавать смертной казни, заключать в оковы и налагать денежные взыскания; все решения Совет представлял на рассмотрения суда).
К середине V века до н. э. уходят в прошлое солоновские разряды. Замещение должностей стало доступно всем гражданам; производилось оно по жребию, кроме казначея воинских сумм, заведующего зрелищным фондом, попечителя водопроводов, а также всех военных должностей — они выбирались поднятием рук.
По предложению стратега Перикла стали получать жалованье члены Совета пятисот, присяжные заседатели, солдаты, матросы военного флота и все должностные лица вообще, за исключением самых высших — стратегов.
Всей совокупностью прав и привилегий пользовались (по закону Перикла) только те лица (мужского пола), у кого и отец и мать были природными и полноправными гражданами Афин. Гражданство приобреталось с 18-тилетнего возраста: Затем в течение двух лет юноша проходил военную службу. С 20 лет ему разрешалось участвовать в народном собрании. Гражданин оставался военнообязанным до 60-летнего возраста.
Формальное равенство полноправных граждан не исключало их фактического неравенства, определяемого неравенством имуществ. Основную массу граждан составляли люди среднего достатка. Небольшое число граждан обладало значительными состояниями. Сотни семей влачили жалкое существование, предпочитая откровенный паразитизм любой форме производительного труда.
Физический труд, за исключением земледельческого, признавался недостойным гражданина (уделом вольноотпущенников, рабов, иностранцев-метэков).
Метэки могли заниматься своим профессиональным делом, покупать и продавать (все, кроме недвижимостей), но участвовать в народном собрании и занимать должности им запрещалось. Однако в армии они служили, платили налоги. Браки между метэками и гражданами запрещались.
Положение отпущенных на волю рабов было близко к положению иностранцев. Несмотря на все ограничения, метэк и вольноотпущенник были в глазах закона лицами. За ними признавалось человеческое достоинство.
Раб был только вещью, ее живым подобием. Его можно было продать и купить, отдать внаем. Он не мог иметь семью. Единственное, что закон запрещал хозяину, — убийство раба. Основная масса рабов добывалась на войне, когда в неволю попадали не только солдаты враждебного войска, но и мирное население противника.
Женщины не имели ни политических, ни гражданских прав. Жены выходят на улицу не иначе как по большим праздникам (направляясь в храм). Жила жена в особой половине дома. Брачный договор был делом отца невесты. После свадьбы законным представителем жены становился муж. Чтобы развестись с женой, ему достаточно было призвать свидетелей. Закон требовал от жены строгого целомудрия, но не препятствовал мужу иметь любовниц. Неверную жену разрешалось попросту выгнать из дому, а приданое присвоить.
Афинский государственный строй V века до н. э.. основные принципы: народоправство; выборность; коллегиальность и подотчетность властей; суд присяжных.
Верховный орган Афин — народное собрание; созывалось 4 раза в месяц. Главными участниками собраний были, конечно, жители самого города. Кворум (не менее 6000 человек) требовался только при решении особых вопросов, например, об остракизме. В обыкновенное время собиралось две-три тысячи человек и менее. Народное собрание принимало законы, обсуждало вопросы продовольственного снабжения, обороны, слушало чрезвычайные заявления о государственных преступлениях, рассматривало просьбы частного характера. Считалось, что каждый гражданин Афин имеет право предложить проект нового закона и свободно участвовать в обсуждении законопроекта, выдвинутого другими. Инициатива эта существенно ограничивалась, однако, системой сдержек: а) автор законопроекта нес уголовную ответственность (вплоть до смертной казни), если оказывалось, что его предложение противоречит существующим законам и об этом не было определенно заявлено; б) всякий законопроект должен был предварительно рассматриваться советом пятисот. Собрание выслушивало мнение совета; в) окончательное решение принадлежало гелиэе, игравшей в таких случаях роль второй палаты. Обсуждение велось в форме обычного судебного процесса. Автор законопроекта выступал обвинителем старых законов. Их защитников назначало народное собрание. Решение принималось большинством присяжных с помощью тайного голосования. Голосование в народном собрании было открытым, поэтому не всякий мог голосовать так, как на самом деле хотел.
Гелиэя — решала вопрос о наделении правами гражданства; наблюдала за законностью замещения должностей; утверждала международные договоры; участвовала в законодательстве, а также судила по политическим, религиозным и многим другим делам. Состояла из 100 000 человек (избирались жребием по 600 человек от каждой филы; составлялось 10 судебных коллегий по 501 человеку каждая; состав коллегии определялся жребием в самый день суда)
Совет пятисот — дела непосредственного управления, внешние сношения, финансы. Исполнительную власть Совет делил с двумя коллегиями — стратегов (избирались открытым голосованием в народном собрании; должность стратега не оплачивалась, и потому занимать ее могли состоятельные лица) и архонтов.
Раз в месяц в Афинах созывалось особое народное собрание, считавшееся главным — проверка деятельности властей; решалось, была ли эта деятельность правильной.
Все должностные лица избирались сроком на год без права переизбрания (исключение — коллегия стратегов).
Афинский морской союз — возник после греко-персидских войн, в которых Афинам выпало на долю сыграть роль спасителя Греции. Воспользовавшись обстоятельствами, опираясь на свою военную мощь, Афины навязали многим другим полисам и островным республикам греческого мира военный и политический союз. Афины взяли на себя оборону объединившихся государств (их было около 200) с тем, однако, что последние будут оплачивать военные расходы. Союзная казна была сосредоточена на острове Делос, и распоряжались ею по общему согласию. Но вскоре Афины добиваются бесконтрольного господства в союзе. Казна переносится в Афины, и распоряжается ею Афинское народное собрание. Союзники сделались данниками. Решения афинских властей стали для них обязательными. Деньги союза стали тратиться на великолепные постройки, на вознаграждения и подкуп афинских граждан, на содержание паразитического античного люмпен-пролетариата.
8. Основные этапы римской государственности. Царский период. Военная реформа царя Сервия Туллия. Установление республиканского строя.
1) Царский период (VIII — VI вв до н.э.) — с образованием поселения Рим, начинается отсчёт первого периода истории государства Рим (753 — 509 гг. до н.э.) - царский, складывается государство Рим. Значение родового собрания было невелико, особенно во время военных походов. Основная власть у царя и сената. Затем родовое собрание формируется в государственное учреждение. Источники права: Правовые обычаи; Акты римских царей; Законы 12 таблиц; Акты Сената («Сенатус-Консульты»); Акты магистратов (Эдикты магистратов).
2) Период расцвета Римского права (классический период) — период Республики (V — I вв до н.э.). Становление и утверждение республики 509 — 27 гг. до н.э. Характеризуется борьбой плебса и патрициев. Возрастание значения частной собственности; расширение территориальных границ Римского государства, завоеванием им сначала Италии, а затем и всего Средиземноморья. Наряду с правом граждан (ins civile) появляется право народов (ins gentium), возникает и становится все более важной деятельность профессиональных римских юристов.
3) Период после классический (III - V вв.) - период Империи, который делится на принципат (I в до н.э. - IIIв н.э.) и доминат (III в н.э. - Vв н.э.). Принципат — переход от республики к монархии — царь становится первым среди равных. Доминат — абсолютная монархия, до конца римской империи. Возникает потребность в кодификации права («Дигесты», «Институции Гая»).
Царский период: население города составили две основные группы: собственно римские граждане (патриции), и их антагонисты — плебеи. Римские граждане были полноправными гражданами. Они распадались на три племени. Каждое племя состояло из 100 родов. Каждые 10 родов образовывали курию (то же самое, что греки называли фратрией). Курии образовывали общее народное собрание римской общины (куриатные комиссии). Оно принимало или отвергало предложенные ему законопроекты, избирало всех высших должностных лиц, выступало в качестве высшей апелляционной инстанции при решении вопроса о смертной казни, объявляло войну. Дела непосредственного управления, выработка законопроектов, заключение мира входили в компетенцию римского совета старейшин — сената. Он состоял из старейшин всех 300 родов и потому так назывался. Старейшины эти составляли потомственную аристократию римской общины, поскольку укоренился обычай, согласно которому их избирали из одной и той же семьи каждого рода.
Военное предводительство, верховные жреческие и некоторые судебные функции принадлежали избираемому собранием курий «царю», которого называли рексом.
Плебеи были лично свободны, несли военную службу наравне с патрициями, платили налоги. Торговое и промышленное богатство было сосредоточено главным образом в их руках. Когда Рим обратился к политике завоеваний, плебеи не были допущены к дележу захваченной территории. Земельный вопрос переплелся с вопросом о политических правах плебеев. Последовали острые конфликты, приведшие к коренным реформам.
Реформа рекса Сервия Туллия 6 век до н.э. — в основу общественной организации Рима легли имущественный и территориальный принципы. Все свободное население Рима (члены римских родов и плебеи) — было разделено на пять имущественных разрядов. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек (позднее, с появлением в IV в. до н.э. денег, была введена денежная оценка имущества). Обладавшие полным наделом входили в первый разряд, тремя четвертями надела — во второй и т.д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан — всадники, а безземельные — пролетарии обособлялись в отдельный, шестой разряд. Каждый разряд выставлял определенное число вооруженных единиц — центурий (сотен). Всадники составляли центурии конницы, 1-3 разряды — тяжеловооруженной пехоты, 4-5 разряды — легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию.
Центурии стали не только военной, но и политической единицей. Со времени реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям (центуриатные собрания), где каждая центурия имела один голос и голосование по традиции начиналось с центурий всадников, а при их единогласии и заканчивалось этим. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.
Деление свободного населения по территориальному принципу: было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен — трибы. В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Он же собирал с них налоги. Несколько позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания (трибутные собрания), в которых каждая триба имела один голос.
Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформы Сервия Туллия способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами.
Установление республиканского строя:
В Римской республике сочетались аристократические и демократические черты, при существенном преобладании первых, обеспечивавших привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев. Высшие государственные органы — народные собрания, сенат и магистратуры. Хотя народные собрания считались органами власти римского народа и были олицетворением свойственной полису демократии, преимущественно управляли государством сенат и магистраты — органы реальной власти нобилитета (высший класс).
В Римской республике существовали три вида народных собраний — центуриатные, трибутные и куриатные. Главную роль играли центуриатные собрания — принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров).
Трибутные собрания — избирали низших должностных лиц и рассматривали жалобы на приговоры о взыскании штрафа.
Куриатные собрания — лишь формально вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и в конце концов были заменены собранием тридцати представителей курии — ликторов.
Сенат — сенаторы не избирались; назначались цензорами раз в пять лет. Формально сенат был совещательным органом, и его постановления назывались сенатус-консульты. Но компетенция сената была обширной: контролировал законодательную деятельность центуриатных собраний, утверждая их решения, а впоследствии предварительно рассматривая (и отвергая) законопроекты; устанавливал налоги и определял необходимые финансовые расходы.
Магистратурами в Риме именовались государственные должности. Принципы замещения магистратур: выборность, срочность, коллегиальность, безвозмездность и ответственность. Все магистраты (кроме диктатора) избирались центуриатными или трибутными собраниями на один год. Власть магистратов подразделялась на высшую (imperium — высшая военная власть и право заключать перемирие, право созывать сенат и народные собрания и председательствовать в них, право издавать приказы и принуждать к их исполнению, право суда и назначения наказания — принадлежала диктатору, консулам и преторам) и общую (potestas — принадлежала всем магистратам и включала в себя право отдавать распоряжения и налагать штрафы за их невыполнение). Магистратуры делились на ординарные (обычные — консулы, преторы, цензоры и др.) и экстраординарные, (чрезвычайные — создавались в чрезвычайных обстоятельствах).
Коллегии «26 мужей» состояли из 26 человек, входивших в пять коллегий, ведавших надзором за тюрьмами, чеканкой монеты, очисткой дорог и некоторыми судебными делами.