Тема 5. Невербальные средства оратора
Лекции.ИНФО


Тема 5. Невербальные средства оратора



План

 

1. Понятие о невербальных средствах речи: экстралингвистике, просодике, кинесике, такесике, проксемике. Понятие о пафосе в античной риторике.

2. Экстралингвистика как совокупность средств, присутствующих во время речи, но не связанных со словом: пауза, смех, плач, покашливание и др. Их значение в риторике.

3. Просодика как совокупность голосовых средств оратора, сопутствующих речи: интонация, артикуляция, тембр, тон речи. Приемы работы над совершенствованием просодических средств речи оратора.

4. Кинесика как совокупность выразительных движений: мимики, жестов; их значение.

5. Значение визуального контакта в осуществлении цели речи – воздействия.

6. Классификация риторических жестов: ритмические, указательные, изобразительные, символические.

7. Эффекты социальной перцепции, или восприятия человека человеком, и их учет оратором при формировании собственного образа (имиджа): эффект ореола, каузальной атрибуции, порядка поступления информации от оратора.

 

Практикум

Задание 1. Артикуляция, т.е. работа органов речи (губ, языка) при произнесении звуков является одним из компонентов речевого мастерства; для выработки четкой артикуляции произнесите скороговорки:

Купи кипу пик.

Хороши в дорожку пирожки с горошком.

Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.

Пришел Прокоп – кипел укроп, ушел Прокоп – кипит укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без прокопа кипит укроп.

У Фили пили – Филю же и побили.

Полчетвертого четверика чечевицы без червоточины.

Вот топор, вот топорище, вот тут кнут, вот кнутовище.

С вишен галок поп пугая, в саду увидел попугая. Ты, поп, галок попугай, попугая не пугай.

Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Козел-мукомол кому муку молол, а кому не молол. От того, кому молол, получал ватрушки, от того, кому не молол, получал по макушке.

Задание 2. Интонация речи выражает ее смысл; Произнесите фразы, выражая различные чувства и состояния:

Я пойду

Неудовлетворенность

Решимость

Предупреждение

Радость

Упрямство

Угроза

Оставьте их

Просьба

мольба

Приказ

Снисходительность

Предупредительность

Безразличие

Снег пошел

Вопрос-удивление

Восхищение и радость

Огорчение от смены погоды

Грусть (вы не любите зимний холод)

Безразличие

Задание 3. Перед вами отрывок из речи Горгия «Похвала Елене»; речь состоит из периодов – классических риторических фигур: для их произношения, да еще и без микрофона, требовался немалой силы голос, и особое дыхание, которым пользуются актеры, певцы, ораторы; попытайтесь произнести данный отрывок с ораторским пафосом.

1. Славой служит городу смелость, телу – красота, духу – разумность, речи приводимой – правдивость; все обратное этому – лишь бесславие. Должно нам мужчину и женщину, слово и дело, город и поступок, ежели похвальны они – хвалою почтить, ежели непохвальны – насмешкой сразить. И напротив, равно неумно и неверно достохвальное – порицать, осмеяния же достойное – восхвалять... Предстоит мне здесь в одно и то же время и правду открыть, и порочащих уличить – порочащих ту Елену, о которой единогласно и единодушно до нас сохранилась и верное слово поэтов, и слава имени ее, и память о бедах. Я и вознамерился, в речи своей приведя разумные доводы, снять обвинение с той, которой довольно дурного пришлось услыхать, порицателей лгущими вам показать, раскрыть всю правду и конец положить невежеству.

 

Задание 4. Выразите невербальными средствами следующие значения (ваши товарищи должны объяснить значение показанного жеста)

Предоставьте мне слово; я хочу сказать; подвезите меня; молчите; позвони мне; напиши мне; тише; не торопись, не спеши; давай это мне, сюда; заканчивай, закругляйся; пойдём пешком; очень прошу; сдаюсь; подумай; деньги нужны; проходите; болтун; чуть-чуть, немного; ненормальный; сыт по горло; тюрьма; мне надо спать; начальство там наверху; он похудел; он растолстел; он силач; (его надо) держать в руках; надо (дайте) поесть; который час; спички есть? привет! до свидания! холодно; клянусь; отлично; вот он!

Задание 5. Определите значение невербальных сигналов, идущих от слушателей, участников общения:

Сжатые кулаки говорят о…; опущенный подбородок говорит о…; руки в боки говорят о..; скрещенные на груди руки говорят о том, что…; прикрывание рта ладонью говорит о том, что…; отведение взгляда в сторону говорит о том, что …; наклон корпуса говорящего вперед говорит о том, что…; постукивание пальцами по столу говорит о том, что…; поднятый вверх подбородок говорит о том, что…; протянутые вперед руки говорят о том, что…; откидывание тела назад при сидении говорит о том, что…

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

 

1. К невербальным средствам речи не относится:

а) дистанция между партнерами по общения;

б) голос;

в) улыбка;

г) внешний вид.

 

2. Покачивание головой слева направо имеет значение согласия в:

а) Болгарии;

б) Англии;

в) Китае;

г) Японии.

 

3. Установите соответствие между типом и значением жеста:

Тип жеста Значение жеста
1. Эмблематические жесты 1. Управляют ходом коммуникативного процесса, т.е. устанавливают, поддерживают и завершают коммуникацию
2. Иллюстративные жесты 2. Выделяют какой-либо речевой или иной фрагмент коммуникации
3. Регулятивные жесты 3. Имеют самостоятельное лексическое значение и способны передавать смысл независимо от вербального контекста

 

4. Установите соответствие между типом расстояния между общающимися и его длиной:

1. Интимное расстояние 1. 45–120 см
2. Публичное расстояние 2. 120–400 см
3. Социальное расстояние 3. 400–750 см
4. Персональное расстояние 4. 0–45 см

 

5. Проксемика как наука изучает:

а) зрительный контакт между собеседниками;

б) язык жестов;

в) дистанцию, расстояние между партнерами для комфортного речевого общения в различных сферах;

г) коммуникативно-значимые движения и позы участников речевого события.

 

6. Контакт глаз с собеседником должен составлять …. от времени общения.

а) 30%;

б) 40%;

в) 50%;

г) 60–70%.

 

7. Выразительное движение рук и головы – это:

а) жесты;

б) мимика.

 

8. Фиксированные положения тела, принимаемые человеком во время общения – это:

а) поза;

б) жесты.

 

9. Выразительные движения глаз, губ, лицевых мышц – это:

а) жесты;

б) мимика.

 

10. Долговременная ролевая маска человека в общении – это:

а) имидж;

б) репутация.

Ключ

1. б 4. 1-4 5. в 9. б

2. а 2-3 6. г 10. а

3. 1-3 3-2 7. а

2-2 4-1 8. а

3-1

Темы рефератов и сообщений

 

1. Паралингвистические и экстралингвистические средства оратора.

2. Голосовые (просодические) средства оратора.

3. Выразительные движения оратора: мимика, жесты, позы.

4. Эффекты социальной перцепции и их учет оратором.

Тема 6. Образ оратора

План

1. Аристотель и Цицерон об образе оратора и его влиянии на результат речи – воздействие, убеждение. Современное представление об имидже оратора.

2. Приемы рефлексивного и нерефлексивного слушания, особенности употребления.

3. Речевой этикет как кодекс правил речевого поведения, его антиконфликтная функция. Этикетные формулы: формулы вежливости, обращение«Ты – Вы», выражение просьбы, отказа, комплимент.

4. Внешний вид оратора: манера одеваться и держаться.

5. Этика оратора: правила риторического поведения.

6. Особенности элитарного типа речевой культуры и элитарного русского произношения: акцентологические, фонетические.

 

Практикум

Задание 1. Умение слушать – является частью мастерства оратора, и наряду с умением говорить образует понятие эффективной коммуникации; разыграйте в парах ситуации общения, когда один говорит – другой слушает; при этом слушающий должен использовать техники активного слушания, описанные в таблице (по В.Н. Панкратову)

 

Техники активного слушания
Приемы нерефлексивного слушания Приемы рефлексивного слушания  
1. Активная поза слушания, с выразительной мимикой и ясным лицом, с жестикуляцией, символизирующей открытость, расположение и т.п. 2. Искреннее и полное внимание к собеседнику. Проявить внимание слушанием – это, пожалуй, самый эффективный комплимент, который только можно сделать в отношении говорящего партнера. 1. Слушание-перефразирование Прием включает следующие элементы: 1. Формулировка мысли партнера своими словами. 2. «Возвращение» говорящему сути его сообщения, чтобы он оценил, правильно ли его поняли. 3. Краткое изложение слов оппонента в собственной редакции, но при сохранении его точки зрения.
3. Целенаправленное и внимательное молчание. Целенаправленное молчание в общении особенно полезно в трудных ситуациях: пожалуй, это самая правильная реакция на возможные дерзость, вульгарность, зависть, противоречия. 4. «Минимальные словесные реакции», т.е. нейтральные реплики, адресованные оппоненту, типа «Да, верно», «Это точно», «Так-так, понимаю», «Да, продолжайте, продолжайте» и т.п. Эти простые слова способны значительно стимулировать говорящего к высказыванию последующих мыслей. 5. «Зеркальное отражение чувств оппонента». Чтобы точнее отразить («отзеркалить») то, что говорит собеседник, нужно выработать важное коммуникативное умение – на эмоционально-чувственном уровне: умело входить в мир мыслей и переживаний собеседника. Цель приема: показать собеседнику, что он услышан и понят; подать ему позитивный сигнал: «Я такой же, как и ты» – выработать умение настраиваться на «волну оппонента». Реализовать данный прием слушания помогут следующие фразы: «Другими словами, вы считаете, что...», «По вашему мнению...», «Итак, вы полагаете, что...» и т.п. С помощью перефразирования можно сформулировать мысль собеседника лучше, чем это делает он сам, а затем, доказав (при необходимости) ее несостоятельность, предложить свою. Однако отметим, что такое действие будет уже являться уловкой. 2. Слушание-резюмирование. Элементы данного приема: 1. Краткое повторение сказанного. 2. Объединение мыслей собеседника в единое смысловое поле. Цель приема: подать сигнал говорящему, что слушающий уловил его сообщение целиком, а не только то, что хотел услышать (что было выгодно услышать). Передать услышанную информацию партнеру можно с помощью следующих фраз: «Обобщая то, что вы сказали...», «Итак, если я правильно понял, ваша основная мысль сводится к тому, что...» и т.п.

 

Задание 2. Выражение вежливости способно значительно усилить коммуникативную позицию участника общения: например, с легкостью выйти из затруднительной ситуации или сделать вежливого человека неуязвимым по отношению к грубости и другим формам агрессии;

Расположите перечисленные формулы по убыванию категоричности.

Какие из перечисленных ниже речевых формул отказа вы считаете наиболее вежливыми, не обижающими собеседника?

Я не могу...

Нет...

Нет, не могу.

Никак не могу...

К сожалению, я не могу...

К несчастью, я не могу...

Я не в силах это сделать.

Ни в коем случае...

Я бы с удовольствием, но не могу...

Мне бы хотелось..., но не могу...

На это я пойти не могу.

Извините, этого я сделать не могу...

Ни при каких обстоятельствах...

Об этом не может быть и речи.

Даже не заикайся об этом...

Нет, не получится….

 

Задание 3. Выражение просьбы – один из «трудных» приемов речевого воздействия на собеседника, в том числе и потому, что существует много возможностей отказа: в этом случае для выражения просьбы применять форму позитивного вопроса, примеры которых приведены в таблице в сопоставлении с выражением просьбы в отрицательной форме.

 

Не затруднит ли вас это сделать? Вас ведь не затруднит это сделать?
  У вас нет этого размера в продаже? Вы ведь найдете для меня этот размер?
  Вы не находите, что это выгодное предложение? Вы ведь находите это предложение вполне выгодным?
  У вас не найдется для меня 5 минут? Вас не затруднит найти для меня 5 минут?
  Вы не позвоните мне сегодня вечером? Вам ведь нетрудно будет позвонить мне вечером?
  У вас нет скидок на то изделие? У вас ведь есть скидки на это изделие?
  Вы не поможете мне в этом вопросе? Вы ведь окажете мне помощь в этом вопросе?

 

 

Задание 4. Составьте диалоги «просьба – возможный отказ»: один обращается с просьбой, второй отказывает, используя речевые формулы вежливого отказа. Дополните свой отказ мотивировкой отказа (например, у меня сейчас совсем нет времени, я готовлюсь к экзамену, у меня нет этой книги, я ее сам брал в библиотеке и т.д.).

Вот варианты возможных просьб; Придумайте дополнительные просьбы сами.

Дай мне на неделю 3 тысячи рублей (а деньги самим нужны).

Приходи ко мне на день рождения (а вы уже приглашены в другое место).

Дай мне на воскресенье свой наряд (просящий – неаккуратный человек, может испортить, не вернуть вовремя и т. д.).

Задание 5.Вежливо не согласитесь, приведя свой аргумент.

Образец. – Она очень умная девушка. – Да, я с вами согласен. Но, к сожалению, она не всегда проявляет свой ум – иногда начинает упрямиться и не слушает никаких аргументов.

1. Он хороший футболист.

2. Она очень хорошо играет на гитаре.

3. У них замечательный директор.

4. У моего брата прекрасные друзья.

5. Санкт-Петербург – очень красивый город.

6. Самое вкусное осенью – это арбузы.

7. «Спартак» – лучшая футбольная команда.

 

Задание 6.Вежливо откажитесь, развернуто мотивировав свой отказ.

Образец. – Хотите чаю? – Спасибо большое. Сейчас не хочется, мы перед тем, как зайти к вам, попили кофе в кафе на углу.

1. Заходите ко мне сегодня вечером.

2. Предлагаю вам вступить в нашу партию.

3. Купите мне, пожалуйста, по дороге хлеб.

4. Одолжите мне пятьдесят рублей до понедельника.

5. Присаживайтесь за наш столик.

6. Приглашаю вас сегодня в кино.

7. Приходите в следующий раз со своим другом (подругой).

8. Давайте с вами выпьем.

9. Я приглашаю вас потанцевать.

10. Одолжите мне на неделю тысячу рублей.

11. Давай зайдем сейчас ко мне!

12. Дай мне на минуту свою ручку!

13. Дай покататься на велосипеде.

14. Дай мне палатку и спальный мешок на выходные дни!

 

Задание 7. Говорить комплименты – это искусство; а хороший комплимент должен быть, прежде всего, искренним. Составьте комплименты руководителю, коллеге, другу (подруге), маме, жене и т.д., пользуясь приемами усиления искренности комплимента, приведенными в данных образцах.

 

Комплимент простой структуры Комплимент с усиленной искренностью.  
Вы замечательный руководитель, Александр Николаевич! Вы великолепный руководитель, Александр Николаевич, потому что вы не только умеете управлять людьми, но и сопереживать им, вам небезразличны люди, с которыми вы работаете.
Владимир Николаевич! Вы очень умный и проницательный человек! Владимир Николаевич! вы очень умный мужчина, потому что всегда находите время для каких-то приятных мелочей, которые доставляют мне особенную радость  
Вы замечательная хозяйка, Наталья Васильевна! Наталья Васильевна, вы замечательная хозяйка, потому что всегда следите за чистотой в доме и очень вкусно готовите!
Константин Алексеевич! У вас прекрасное чувство юмора! У вас прекрасное чувство юмора, Константин Алексеевич, так как ваши шутки всегда способны поднять людям настроение  
Виктор Павлович! Вы настоящий труженик и мастер своего дела.   Вы мастер – «золотые руки», Виктор Павлович, потому что все, за что бы вы не брались, делаете качественно, своевременно, с большой отдачей сил и вдохновенья!
Прекрасная, безупречная работа, Марина Александровна! Спасибо, что выполнили задание безупречно, Марина Александровна. Это значительно поможет нам в решении очень важной для всех задачи.  
Катя, ты пользуешься большим авторитетом в нашем коллективе. Ты – душа нашего коллектива, Катя, потому что очень внимательна, заботлива и тактична к каждой из нас.
Владик, ты настоящий друг!   Ты действительно настоящий друг, Владик, так как понимаешь меня и всегда готов прийти на помощь в трудную минуту

 

Задание 8. Прочитайте рекомендации по правилам риторического поведения, которые способствуют формированию нужного имиджа оратора (по С.М. Волконскому)

Если читаете без кафедры, с эстрады, никогда не расхаживайте вдоль рампы; никогда не поворачивайтесь в профиль к слушателям. Не переминайтесь с ноги на ногу – это дает впечатление слабости. Когда идете вправо, начинайте с правой ноги, чтобы не было, будто вы заносите ногу за ногу.

Никогда не начинайте идти сразу и не останавливайтесь сразу – всегда понемногу: движение оратора на эстраде должно быть «тушевано».

Останавливайтесь в том самом положении, в котором хотите остаться; этим избегнете тех маленьких шажков, которые дают впечатление беспокойства.

Никогда не отрывайте глаз от аудитории, чтобы посмотреть, куда вам ступить.

Быстрая перемена в направлении походки допустима лишь при перемене направления мысли, когда именно на это желательно обратить внимание слушателей.

Когда изображаете диалог, вообразите себе посредине эстрады полосу – из глубины к рампе. Начинайте говорить от одного лица и, когда речь этого лица будет близиться к концу, переходите через полосу; перейдя, остановитесь и начинайте речь другого изображаемого лица, повернувшись в сторону первого, и т.д. Главное, помните: всегда лучше кончать речь, пока еще движетесь, а начинать двигаться, когда уже говорите. Очень скверно поступают те чтецы, которые, стоя на одном месте, говорят в две стороны, от двух разных лиц. Это дает впечатление одного человека, разговаривающего с двумя, а не двух, разговаривающих между собой. Нет, надо переменить место и говорить в ту сторону, где стоял, – к бывшему своему «я». Всегда смотрите на слушателей.

Никогда не кладите руки в карманы, разве кого-нибудь изображаете.

Когда делаете жест указующий, смотрите в сторону руки; когда делаете жест патетический, всегда смотрите на публику.

Помните: жест должен остановиться, прекратиться на ударяемом слоге того слова, на котором логическое ударение.

Не придавайте силы словам кивком головы – ослабляет вашу убедительность. Никогда не стойте: обе ноги на одной линии, всегда – одна впереди, другая сзади. Носки всегда в разные стороны. Много было шуток и издевательств по поводу моей терминологии; но как же вы назовете ту ногу, которая впереди, иначе, как «передняя», как назовете ту, которая сзади, иначе, как «задняя»? И вот, помните: характер вашей речи меняется от того, стоите ли на передней или на задней ноге. Никогда не стойте так, чтобы давать впечатление слабых колен. Когда становитесь в пол-оборота или подходите к какому-нибудь предмету, пусть «передняя» нога будет та, которая от зрителей дальше.

Никогда не меняйте положение во время паузы – всегда во время речи.

Если читаете по рукописи, пусть рукопись ваша будет в порядке, разложена по страницам; пусть она будет написана только на одной стороне листа и на отдельных листах, которые будете по мере чтения передвигать справа налево, чтобы не отвлекало назойливое переворачивание страниц. Знать свой текст надо наизусть или почти, чтобы рукопись только служила напоминанием и чтобы механика чтения не отвлекала внимания слушателя от процесса речи.

Не облокачивайтесь на кафедру.

Если вы нервны – стойте смирно, никто не заметит.

Не играйте цепочкой, не теребите пуговицу, не мните платок. Пусть платок остается в кармане, а если вам нужно высморкаться или обтереться, делайте это, пока говорите, не останавливайтесь: если вы молчите и сморкаетесь, публика смотрит, как вы сморкаетесь; если вы говорите и сморкаетесь, публика слушает, что вы говорите.

 

Задание 9. Выйдите перед группой и, многозначительно считая вслух до 30, общайтесь с аудиторией, ходите по ней по правилам поведения оратора.

Вариант: ходите, рассказывая стихотворение, считалку. Слушатели оценивают, правильно ли вы ходите.

 

Задание 10. Прочитайте слова правильно, заботясь о языковом паспорте культурного, образованного человека.

 

августовский заём налженный (платеж) слчай
агнт Закпорить сндобье
алфавт звонть нискось соболзнование
архис звоншь натмашь сгнутый
арст звонм недвжимость созв
баловть звонт новорождённый сосредотчение

 

Задание 11. Запомните слова, в которых произносится [e]. Составьте с ними предложение, прочитайте их.

 

афра двоежнец осдлый шлм
быти жноненавистник поперчный хребт
гололдица исткший (год) премник ячмнный
гренадр опка совремнный  

 

Задание 12. Запомните слова, в которых произносится [o] (читается [e]). Составьте с ними предложения, прочитайте их.

 

двоежёнство зарешёченный новорождённый посолённый
белёсый наём заторможённый рассёдланный
блёклый манёвры осётр трехведёрный
безнадёжный оглашённый (указ) платёжеспособный шёрстка (длинношёрстный)
заём никчёмный побелённый

 

Задание 13. Прочитайте заимствованные слова с безударным «О». Объясните их произношение.

 

боа досье колье радио трио хаос
бордо Золя Мольер Роден Флобер Шопен
вето какао оазис Россини фойе  

 

Задание 14. Обратите внимание на орфографические ошибки, которые появились в связи с неправильным произношением слов. Объясните их. Исправьте.

 

беспрецендентный константировать подскользнуться юристконсульт
бессеребреник инциндент летоисчисление скурпулезный
будующее колидор подщечина сумашедший
дермантит друшлаг положь книгу транвай
дикообраз лаболатория полувер прецендент

 

Задание 15. Запомните заимствованные слова, в которых произносятся мягкие согласные перед «е». Составьте с ними словосочетания, прочитайте их.

 

академия компетентный Одесса термин юриспруденция
берет кофе пресса фанера  
вексель крем рейс фен  
декада музей рейтинг шинель  

 

Задание 16. Запомните заимствованные слова, в которых произносятся твердые согласные перед «е». Составьте словосочетания, прочитайте их.

 

бизнес детектив кодекс лазер свитер тезис
бутерброд диспансер компьютер ревю сервис  

 

 

Задание 17. Запомните слова, в которых сочетание «чн» произносится в соответствии со старомосковской произносительной нормой. Составьте с ними предложения, прочитайте.

 

горчичники Кузьминична прачечная двоечник
девичник Никитична скучно подсвечник
Ильинична нарочно сердечный друг яичница
конечно очечник скворечник  

 

Тестовые задания

(правильность ответов проверьте по ключу в конце задания)

 

1. Установите соответствие между формулами речевого этикета и их стилистической характеристикой.

 

1. До свидания! Всего доброго 1. Стилистически возвышенное
2. Пока! Чао! Салют! Адью 2. Стилистически сниженное, разговорно-фамильярное
3. Мое почтение! Позвольте откланяться! 3. Стилистически нейтральное

 

2. Речевому этикету не свойственна … функция.

а) коммуникативная;

б) социорегулирующая;

в) апеллятивная;

г) гедонистическая.

 

3. Слова «Ничто не дается нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость» принадлежат:

а) А.С. Пушкину;

б) Дж. Локку;

в) Сервантесу;

г) Антуану де Сент-Экзюпери.

 

4. Приветствие «Здравия желаю» уместно в речи:

а) полицейских;

б) военных;

в) служащих;

г) любой социально-профессиональной сфере.

 

5. Фраза: «Когда родители или кто другой их спросят или позовут, то должны они к ним отозваться и отвечать только, как голос послышат. И потом сказать: что изволите, государь батюшко, или государыня матушка, или что мне прикажете, государь; а не так: что, чего, што, как ты говоришь, чего хочешь» – взята из книги:

а) «Домострой»;

б) «Юности честное зерцало»;

в) «Эрмитажный устав» Екатерины Великой;

г) «Показания к житейскому обхождению».

 

6. Вставьте пропущенное слово.

«От …слов язык не отсохнет» (пословица)

 

7. Важными чертами английского речевого этикета являются:

а) немногословие;

б) постоянные обращения к собеседнику;

в) негромкость речи;

г) молчание.

 

8. Этикетные формулы «Ваш покорный слуга», «Покорнейше благодарю» чаще всего используются в речи:

а) старшего поколения;

б) изысканно-вежливой;

в) официальной при подчеркнуто вежливом общении;

г) любой.

 

9. Этикетная формула разрешите представиться обычно используется в … ситуации.

а) полуофициальной;

б) неофициальной;

в) официально-деловой;

г) любой.

 

10. Для этой речевой культуры характерна ситуация, описанная в анекдоте: «На необитаемом острове нашли трех человек, каждый из которых провел на острове 20 лет, выстроил там себе дом в отдельном месте острова, но эти люди друг с другом не разговаривали. На вопрос спасателей «А почему вы не разговариваете друг с другом?» все трое ответили: «Но ведь нас друг другу никто не представил!»

а) японская;

б) китайская;

в) английская;

г) немецкая.

 

11. Для данной речевой культуры возможна подчеркнутая, исключительная вежливость к знакомым, но абсолютное безразличие и даже грубое отношение к людям незнакомым:

а) русская;

б) английская;

в) китайская;

г) японская.

 

12. Вставьте пропущенное слово.

Обращения голубчик, сынок, дочка, зайка, солнышко являются обращениями-…

13. Внешний вид оратора, его одежда, прическа, украшения должны быть:

а) яркими, модными;

б) неяркими, умеренно модными.

 

14. Наиболее удачным обращением к незнакомому человеку пожилого возраста будет

а) скажите, пожалуйста;

б) женщина (мужчина);

в) извините, Вы не подскажете;

г) гражданин (гражданка).

 

15. При обращении к группе лиц в официально-деловой ситуации лучше использовать обращение:

а) товарищи;

б) уважаемые коллеги;

в) граждане;

г) дорогие друзья.

 

Ключ

1-3; 2-2; 3-1; 6. учтивых 11. г

г 7. а, в 12. регулятивами

в 8. а, б 13. б

б 9. в 14. а

б 10. в 15. б

 

Темы рефератов и сообщений

1. Имидж оратора.

2. Античная риторика о пафосе и этосе оратора.

3. Современное представление об имидже оратора.

4. Понятие «харизмы» оратора, руководителя, общественного деятеля.

5. Элитарный тип современной речевой культуры.









Читайте также:

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-10; Просмотров: 324;


lektsia.info 2017 год. Все права принадлежат их авторам! Главная