Господствующим в психологии являлось представление о том, что мир хаотичен или обладает регулярностью лишь на статистическом уровне и что индивидууму надлежит внести в него большую или меньшую согласованность. Это представление восходит, по меньшей мере, к Уильяму Джеймсу (William James, 1890), часто цитируемая фраза которого гласит, что «дитя, осаждаемое глазами, ушами, носом, кожей и внутренностями одновременно, ощущает все это как одно огромное цветение3, жужжание, смяте-
2 Станция находилось на верхнем этаже старого банковского здания. Для ознакомления с отчетом о деятельности станции и взаимодействии с жизнью местного населения см.: Barker, 1990; Wicker 1990; а также Willems, 1990.
3 Слово «цветение» (blooming), возможно является типографской опечаткой слова «гудение» (booming).
ние...», которые ребенок должен в конце концов научиться «соединять в единый неделимый объект» (р. 48, выделено курсивом в оригинале). Иными словами, индивидуум должен упорядочить весь окружающий его мир.
Баркер отмечает, что на самом деле в мире присутствует большое количество организованных компонентов. Атомы организованы в молекулы, а те, в свою очередь, в кристаллы или в такие сложные соединения, как ДНК или РНК, из которых формируются сложные организмы. Мы не нуждаемся в том, чтобы приводить природу в порядок. Она уже сформирована в «ограниченные и внутренне структурированные блоки (units), часто организованные в строго упорядоченные ряды и последовательности» (Barker, 1963b, p. 22). Поскольку психологи, как правило, полагают, что окружающая среда представляет собой хаос и что индивидуум должен упорядочить ее, они экспериментально манипулируют ею и навязывают ей свой порядок вместо того, чтобы наблюдать порядок, присутствующий в естественной ситуации.
Учитывая тот факт, что каждый из нескольких индивидуумов может описывать ситуацию по-разному — будь то читальный зал, судебное заседание или баскетбольный матч, — не является ли это свидетельством отсутствия в ней регулярности, доказательством того, что она не поддается научному анализу? Баркер настаивал бы на том, что в действительности эти события упорядочены и даже предсказуемы в той степени, в которой участники предвидят наступление многих событий и ведут себя в соответствии со своими ожиданиями. Вопреки точке зрения, что предсказание возможно лишь благодаря тому, что индивиды делают обобщения и оценивают вероятности событий на основе своего предыдущего опыта или представления о том, что регулярность возникает из восприятий индивидов, Баркер утверждает, что регулярность и предсказуемость внутренне присущи ситуации. Она «пред-перцептуальна» — существует априорно по отношению к чьему-либо ее восприятию. Однако вследствие того, что методы исследования традиционной психологии нарушают нормальные паттерны поведения, психологам приходится прибегать к предположению о внутреннем программировании, а в некоторых случаях такие концептуализации превращаются в представления о компьютерном мозге. Согласно данной точке зрения, программа является основным детерминантом поведения, а окружающая среда преимущественно неструктурирована и пассивна. Сторонники такого взгляда предлагают концепции пресловутого «черного ящика» или компьютерного мозга и утверждают, что он упорядочивает входные сигналы; «возникает впечатление, что он создает порядок из хаоса» (Barker, 1969, р. 32).
Однако для Баркера окружающая среда не пассивна; она является активной частью блока, частью которого является также и индивид. Хотя Баркер начинал свои исследования, основываясь на субъекто-центрических (органоцентрических) предпосылках,
он был вынужден отказаться от них, когда обнаружил, что в пределах одного поведенческого сеттинга дети различаются между собой в меньшей степени, чем при сравнении различных сеттингов. Они очень похожи друг на друга на уроке арифметики, а также во время игры с мячом, однако поведение одного и того же ребенка на уроке и во время игры совершенно различно. Данное наблюдение трудно объяснить исходя из предположения о «внутреннем программировании, которое дети переносят с собой из одного сеттинга в другой» (1969, р. 34). Признавая, что индивидуальные различия существуют, Баркер подчеркивает, что паттерны поведения, соответствующие сеттингу, имеют место несмотря на эти различия. Окружающие условия действуют как гомеостатичес-кие системы, имеющие схемы управления (целевые, программные, противодействующие отклонению и запрещающие), которые поддерживают паттерны, характерные для сеттинга: школьного класса, игры в мяч, рабочего места и т. д. Больничные пациенты также демонстрируют более сходные формы поведения в пределах одного сеттинга, чем между различными сеттингами: вариативность их поведения в большей степени объясняется сеттингами, чем индивидуальными различиями (Willems, 1972). Баркер настаивает, что индивидуум является частью предустановленного (pre-existing) порядка, даже если он не всегда воспринимает его как таковой. Мы можем наблюдать этот порядок, если оставим естественные условия нетронутыми. В результате этого таинственный черный ящик, к которому апеллируют психологи, окажется совершенно излишним.
В психологии является общепринятым представление о том, что окружающая среда не имеет четких границ. Например, рабочий на сталелитейном заводе может находиться в окружении ковшей с расплавленной сталью, песчаных форм, движущихся по конвейерным лентам, других рабочих, снующих вокруг и выполняющих свои обязанности, клубов пара, поднимающихся над заполняемыми формами, лязгом и грохотом работающих механизмов. Далее, рабочий, вместе с заводом, находится в окружении домов работников завода, в городе, стоящем на реке, с видимыми вдалеке горами и т. д. При таком взгляде границы того, что является окружением, достаточно размыты, и любое их очерчивание весьма произвольно. Однако для эко-бихевиоральной науки окружающая среда высокоструктурирована и поддается четкому определению. Регулярность и предсказуемость сегментов поведения частично обязана регулярности окружающей среды, относящейся к смежным с ними слоям.
Несоизмеримость блоков
Эко-бихевиоральная наука является не субъектно-центрированной, а блочно-центрированной. Хотя окружающие друг друга конструкции воздействуют одна на другую, они не определяют паттерны или функциональные характеристики смежных областей.
Каждая должна изучаться на своем собственном уровне. Каждая из них несоизмерима (не поддается одним и тем же измерениям) с другими. Иными словами, измерение, пригодное для одной из них, не обеспечивает измерения другой: поведенческий сет-тинг имеет свои собственные принципы, несводимые к составляющим его индивидуумам или более широким слоям общества, или к общей физической среде, в которую он встроен. Данная позиция является модификацией концепции прецепта (precept) Курта Левина, который утверждал, что поскольку науки несоизмеримы друг с другом, психологические науки (субъективные науки, согласно Левину) не могут включать каких-либо событий, относящихся к каким-либо другим областям (знания). Баркер модифицировал этот взгляд: это блок — в данном случае поведенческий сеттинг, а не наука в целом, — является несводимым или несоизмеримым.
Эко-бихевиоральная наука, как отмечалось выше, не отрицает важности индивидуальных характеристик, и даже не отрицает того, что они могут окрашивать конкретный поведенческий сеттинг. Однако, переходя от субъектно-центрированного подхода к блочно-центрированному, она переносит внимание на роль регулярности и организации в виде паттернов значительной части человеческой деятельности, в которой большинство событий объясняются особенностями поведенческого сет-тинга, а не индивидуума. Сеттингом может объясняться даже значительная часть индивидуального поведения.
Трансдьюсеры и операторы
Эко-бихевиоральная наука видит свою роль в качестве «трансдьюсера» («transducer», от лат. trans — «через» и ducere — «вести»), а не в качестве «оператора». Будучи трансдьюсером, она регистрирует события, которые наблюдает в естественном окружении, и систематизирует результаты наблюдения по категориям для хранения и анализа. Происходящие в данный момент психологические события сами являются операторами, а психолог — «послушным получателем, кодировщиком и передатчиком информации» (Schoggen, p. 150). В противоположность данному подходу, в подавляющем большинстве огромного количества исследований интеллекта психолог выступает как оператор, поскольку в данных исследованиях активность испытуемых ограничивается ответами на стандартные тестовые вопросы, и в них редко собираются данные, касающиеся интеллектуальных требований, предъявляемых реальной жизнью, и реакций на эти требования. Психологи знают об интеллекте в виде реакций на тестовые вопросы и о корреляции этих реакций с оценками учителей и результатами профессиональной аттестации, однако они почти ничего не знают об интеллекте охотников-собирателей, членов аграрных сообществ или городских преступных группировок.
Аналогичным образом они знают, как ведут себя крысы, помещенные рядом друг с другом в большом количестве в условиях лабораторного эксперимента, однако они мало знают о поведении людей, живущих бок о бок в перенаселенных городских квартирах или переполненных тюрьмах. Кроме того, результаты экспериментов, посвященных изучению фрустрации у детей (Barker, Dembo & Lewin, 1941), имеют мало общего с результатами исследований, проводимых в реальных ситуациях (Fawl, 1978). Психологический оператор получает данные, отличные от тех, которые получает трансдьюсер. Психологи сумели выяснить многое о том, как люди ведут себя в экспериментальных условиях, но мало знают о том, как они ведут себя в естественных условиях. Ни одна лаборатория не сможет обеспечить данных, поставляемых трансдьюсером, утверждают эко-бихевиоральные психологи. Такие данные могут быть получены только при изучении реальной жизни. «Психология была так озабочена отбором, навязыванием и реструктурированием поведения своих испытуемых, что до самого последнего времени не удосуживалась обращать внимание на четко различимые структуры поведения, если они не были обременены тестами, экспериментами, опросниками и интервью» (Barker, 1963b, p. 24).
«Психология, как правило, предпочитает изучать элементы окружающей среды в контролируемых лабораторных условиях, изолированно от превратностей жизненных ситуаций, в которых они встречаются, — вдали от спортивных игр, научных конференций, автомобильных магистралей и музыкальных классов». (Schoggen, 1989, р. 4).
Поскольку психологи обычно полагают, что окружающая среда хаотична и организм должен упорядочивать ее, они манипулируют ею экспериментально — навязывают свой порядок, вместо того чтобы наблюдать взаимоотношения организм—среда. Они занимают позицию операторов, а не трансдьюсеров.
Распределение и таксономии
Поведения
Физическими и психологическими науками накоплено огромное количество данных о составляющих земной поверхности (и даже Луны), о газах и других элементах состава звезд, о числе видов муравьев, живущих в тропических лесах, о дальности перелетов мигрирующих птиц и т. д. Но что они знают «об игре, о смехе, о беседе, об ощущении того, что тебя ценят или игнорируют, о конфликте и о поражении»? (Barker, 1963a, р. 145). Что могут они сказать о том, как часто дети принимают участие в общественной жизни различных сообществ, или о том, в каких видах внешкольной деятельности они участвуют, учась в школах с различным количеством учеников, и какое влияние это оказывает на резуль-
таты их обучения (на с. 201-203 даются ответы на некоторые из этих вопросов)? Поскольку они мало что знают о распределении поведения, они также мало что знают о таксономии поведения, включая знание о том, какие существуют блоки поведения и окружающей среды и как они между собой соотносятся. Однако эко-бихевиоральной науке удалось сделать ряд шагов в этом направлении.
Бехтель (Bechtel, 1981) изучал сообщество на Аляске с целью определить типы присутствующих в нем поведенческих сеттингов. В отличие от Баркера и Вриг-та (Barker & Wright, 1955), предлагающих достаточно произвольное деление на правительственные, образовательные, коммерческие, церковные и добровольные организации, Бехтель выделяет работу (производственную деятельность), социальную жизнедеятельность, группы меньшинств и детей. Однако в аналогичном исследовании, проводимом в шести городах штата Канзас, были выделены такие сеттинги, как возраст, количество участников и продолжительность (функционирования) сеттинга, — это позволяет предположить, что определяющими факторами являются переменные местного характера, а не переменные, общие для различных местностей (Bechtel, 1982a).