Первыми универсальными моральными кодексами, представляющими собой набор общечеловеческих ценностей, были своды религиозных правил (десять заповедей Ветхого Завета). Одним из первых профессиональных этических кодексов стала клятва Гиппократа — кодекс врачей. Массовое возникновение профессиональных кодексов в Европе относится к периоду возникновения ремесленных цехов в XI—XII вв. В цеховых уставах средневековых ремесленников отражаются представления о профессиональном долге и обязанностях по отношению к коллегам, профессии, качеству продукта. К причинам возникновения кодексов можно отнести стремление повысить ответственность за результаты профессиональной деятельности, доверие к профессиональной деятельности и ее престиж. Были и другие причины, связанные не только с заботой о качестве конечного результата и благополучии клиента как потребителя продукта (как условий "благополучия" профессии и профессиональной группы). Недопущение "посторонних" лиц, товарных подделок, понижающих престиж и достоинство мастеров своего дела некачественным продуктом. Профессиональная группа с помощью кодекса боролась против нечестной конкуренции. Только профессионалы владели секретами мастерства, которые передавались внутри профессиональной, а зачастую внутри семейной группы. Уже тогда существовали феномены профессиональной тайны, коммерческой тайны и др., т.е. тех "тайн", которые касаются лишь членов профессиональной группы (корпорации). Цеховой устав (кодекс) требовал неукоснительного выполнения. Ремесленники, запятнавшие имя цеха, исключались из него.
Устав стокгольмских сапожников, например, предусматривал штраф за каждую дырку в сапоге, за любую фальсификацию сырья. Цех запрещал работать ночью и в праздники, одновременно работать на несколько подрядчиков, брать в помощники людей со стороны. На изготовленном изделии стояло клеймо мастера, что означало его личную ответственность за качество товара. Цеховые уставы регламентировали отношения коллег внутри цеха, которые исключали обман, нечестную конкуренцию, переманивание заказчиков, кражу инструмента, брань и оскорбления. Поощрялись взаимопомощь и благотворительность. Хорошим мастером был тот, кто соблюдал все нормы, обычаи и обряды цеха, например совместные трапезы (слово "цех" произошло от слова "пир"). Существовала также культура застолья (запрещавшая напиваться, приводить женщин легкого поведения, устраивать драки, проливать на стол пиво и пр.).
Внутрицеховые отношения соблюдали иерархичность, послушание и почтение к вышестоящим, добропорядочное отношение к нижестоящим. Цеховые уставы основывались на принципах профессиональной чести, честности, справедливости. Кодексы средневековой эпохи служили способом самосохранения трудового сообщества, а также выступали в качестве своего рода знаковой системы, позволяющей отличать людей своего круга от чужаков.
В этом контексте можно утверждать, что мораль добросовестного отношения к труду, бережливости, верности долговым обязательствам, разумного ограничения потребностей и мелкобуржуазной скупости, которую М. Вебер связывал с "духом капитализма" и протестантской этикой, возникла задолго до эпохи протестантской Реформации.
Более современный вид кодекса появился в США в начале XX в. – а именно корпоративного кодекса. Первоначально это были короткие формулировки основных идей. Широкая разработка кодексов корпоративной этики в развитых странах начинается с 80-х гг. XX в.
Деонтологические кодексы (кодексы этики) существуют как часть профессиональных стандартов, разрабатываемых для различных видов деятельности в системе государственного управления. Кодексы этики требуют от всех работников этичного поведения. И прежде всего, "основной функцией кодекса этики является предотвращение, а не наказание неэтичного поведения".
Кодексы этики в государственном управлении - явление XX в. Они являются частью государственного управления с того момента, как Международная ассоциация администраторов городов (ныне Международная ассоциация управления городов/округов) опубликовала первый кодекс этики в 1924 г. В 1958 г. решением Конгресса был принят кодекс поведения госслужащих на федеральном уровне, а в 1961 г. президент Кеннеди подкрепил его рядом предписаний. В 1970-х гг. Уотергейтский скандал послужил толчком к разработке новых кодексов, особенно в отношении правительств штатов и местных администраций и государственной службы. Закон об этике управления 1978 г. еще раз подчеркнул, что этичное поведение является неотъемлемой частью государственного управления.
В 1981 г. после шестилетнего обсуждения ASPA разработала систему нравственных принципов, которые наконец были включены в первый кодекс этических норм данного общества в 1984 г. Этот кодекс пересматривался в 1994 г. и теперь регулярно публикуется на задней обложке каждого номера специализированного журнала Паблик Администрейшн Ревью. В 1989 г. были опубликованы пересмотренные "Нормы этичного поведения служащих исполнительной ветви власти", которые вступили в силу 3 февраля 1993 г. Этот документ содержит обеспеченный правовой санкцией кодекс поведения федеральных чиновников.
Кодекс профессиональной этики – это не «изобретение» сегодняшнего дня. История права различных стран знает множество тому подтверждений. В частности, более 300 лет назад был разработан дошедший практически в неизменном виде до наших дней Кодекс самурая («Бусидо Сосинсю»). Данный Кодекс представляет собой свод этических правил профессионального воина, которые, выражаясь современным языком, регламентировали его поведение, как в бою, так и в мирной жизни . Сегодня принято говорить о профессиональной этике врача, педагога, журналиста, существуют этические кодексы в бизнесе, у военных, в сфере торговли, существуют международные этические кодексы для работников музеев, общества Красного креста и в рамках других международных профессиональных объединений. В силу углубляющейся профессионализации труда перед специалистами различных направлений все чаще возникают нравственные коллизии, решить которые, опираясь только на профессиональные знания, невозможно . Поэтому основной задачей разработчиков этических кодексов является формулирование и внедрение в профессиональную среду принципов и норм корпоративной этики, которые направлены на разрешение нравственно-этических проблем и спорных ситуаций, предотвращение злоупотреблений в различных сферах профессиональной деятельности. В настоящее время в России и других государствах многими профессиональными сообществами приняты разнообразные кодексы профессиональной этики. Данные кодексы своими предписаниями дополняют положения законодательных актов, регламентирующих деятельность аудиторов, врачей, журналистов, юристов и других представителей наиболее важных и общественно-значимых профессий. Об этом прямо указывается в некоторых акта. Например, статья 2 Кодекса профессиональной этики адвоката (принятого первым Всероссийским съездом адвокатов 31 января 2003 г. с изменениями и дополнениями от 08.04.2005.), предписывает, что настоящий Кодекс дополняет правила, установленные законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре. Поскольку указанные кодексы в большинстве своем содержат нравственно- этические нормы, которые регулируют ту или иную профессиональную деятельность, постольку данные нормативные акты и именуются следующим образом: «Кодекс профессиональной этики», «Этический кодекс», «Кодекс чести», «Декларация этических норм», «Хартия профессиональных принципов», «Деонтологический кодекс» и т.п. Причины принятия этических кодексов следующие:
Во-первых, действующее законодательство, регламентирующее права и обязанности конкретных специалистов не может охватить своим регулированием все нюансы их профессиональной деятельности. Поэтому и возникает необходимость в дополнительном регулировании профессионального поведения. Разумеется, лучше всех разбираются в своих проблемах представители конкретных специальностей, которые и разрабатывают корпоративные правила. Кроме того, во многих законодательных актах о профессиональной деятельности содержатся положения обязывающие соблюдать нормы корпоративной этики (к примеру, согласно статье 7 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат обязан соблюдать кодекс профессиональной этики адвоката). Таким образом, принятие кодекса профессиональной этики является в некоторых случаях необходимым в силу предписания закона.
Во-вторых, поскольку правовое регулирование (как разновидность государственного вмешательства в жизнь отдельного гражданина и общества в целом) имеет свои пределы, постольку и законодатель стремится минимизировать свое вторжение в нравственно-этическую сферу общества, которая традиционно регламентируется религиозными и нравственными нормами, обычаями и традициями. В этой связи принятие этического кодекса следует рассматривать как результат упорядочивания общественных отношений внутри гражданского общества силами самого общества. Наличие кодексов профессиональной этики – это показатель нравственной зрелости общества, которое может без помощи государства самостоятельно регламентировать поведение своих членов.
В-третьих, представители некоторых профессий (к примеру, врач, судья и др.) в силу своего правового статуса имеют чрезвычайно широкий простор субъективного усмотрения. Иными словами, свобода их действий (которые могут быть не только социально-полезными, но и общественно-вредными) зачастую ограничена лишь относительно-определенными правовыми предписаниями и собственной совестью. Как указывается в Кодексе врачебной этики (одобренном III Всероссийским Пироговским съездом врачей 7 июня 1997 г.), «врач должен помнить, что главный судья на его врачебном пути – это его собственная совесть». Однако совесть, как известно, понятие неконкретное и зачастую весьма субъективное. В этой связи задача этических кодексов как раз и заключается в том, чтобы, образно выражаясь, привести порой диаметрально противоположные представления членов профессионального сообщества о добре и зле, к общему социально-полезному знаменателю. Этого можно достичь только формализовав нравственные идеалы, на которых базируется та или иная профессиональная деятельность, возведя их в обязательные к исполнению корпоративные принципы и нормы. Учитывая, что далеко не каждый адвокат, врач, судья или журналист добровольно придерживается в своей работе категорического императива, сформулированного Кантом, профессиональное сообщество вынуждено заставлять своих членов соблюдать формально-определенную корпоративную мораль.
Большая социальная значимость некоторых профессий предопределяет и повышенную ответственность перед обществом представителей этих профессий. В этой связи этический кодекс является дополнительным препятствием на пути различных профессиональных злоупотреблений и нарушений.
Характеризуя сущность любого «кодекса профессиональной этики» необходимо отметить, что он представляет собой кодифицированный нормативный акт, принятый представителями определенной профессии, который в систематизированном виде содержит обязательные для исполнения нравственно-этические предписания, регламентирующие профессиональное поведение. Следует подчеркнуть, что этический кодекс – это не совокупность благих пожеланий представителей профессионального сообщества друг к другу, которые можно и не исполнять. В большинстве случаев кодексы содержат такие формально-определенные нравственные правила, за нарушение которых наступают неблагоприятные юридические последствия.
8.Деонтологические кодексы (кодексы профессиональной этики).
Нормы, которых должны придерживаться члены профессий, определены в их кодексах профессиональной этики. Подразумевается, что кодексы профессиональной этики регулируют профессиональную деятельность всех членов профессии, как практикующих самостоятельно, так и работающих по найму. Считается, что кодексы профессиональной этики должны формулировать строгие нормы поведения членов профессий. Однако, на самом деле эти кодексы призваны решать самые разные задачи. Некоторые кодексы просто используются для того, чтобы продемонстрировать, что такая-то группа является профессией. Некоторые кодексы провозглашают свод идеалов (чаще недостижимых), к достижению которых члены профессии должны стремиться и которыми они должны руководствоваться в своей практике. Другие кодексы или их разделы носят дисциплинарный характер, определяя минимум условий, которые должен соблюдать член профессии. Если же член профессии не соблюдает этот минимум, он подвергается наказаниям, наиболее серьезное из которых — это исключение из состава профессии. Есть кодексы, которые формулируют этикет данной профессии. Существуют единые кодексы, включающие и свод идеалов, и перечень дисциплинарных правил, и нормы профессионального поведения. Профессиональные кодексы обычно игнорируют такие проблемы, с которыми сталкиваются по крайней мере некоторые члены профессии. В профессиональных кодексах часто уточняются обязанности по отношению к клиенту или пациенту, к предпринимателю (если член профессии работает по найму), к населению и к самой профессии.