имеется и царствует соответствующее категорическое и строгое веление или запрещение... а те, к которым такие веления и запрещения представляются обращенными, находятся в особом состоянии связанности, обязанности».9
Несомненной заслугой психологической теории Л. И. Петражицкого является открытие психической составляющей права и как следствие этого — признание неразрывной связи права с субъектом;
выделение сути права как связи правомочия и обязанности, что дает надежный критерий отличия права от морали; наконец, различение нормативно-правового текста как материального явления и нормы права как явления психического.
Психологическая теория права Л. И. Петражицкого, несмотря на ее явные просчеты (прежде всего ограничение бытия права сферой индивидуального сознания), дала серьезнейший толчок развитию правовой мысли не только в России, но и далеко за ее пределами.
Идеи Л. И. Петражицкого удачно развивал в коммуникативном направлении его ученик (впрочем, и ученик М. М. Ковалевского) — профессор юридического факультета Петроградского университета П. А.Сорокин (1889-1968). Ему удалось связать правовую теорию с социологией и после вынужденной эмиграции из России в Америку стать одним из выдающихся социологов современности.
Начиная с XIX в. русское правоведение постепенно приходит к мысли о невозможности ограничить общую теорию права лишь выявлением наиболее общих рациональных знаний о праве, понимаемом как система норм, установленных государством. Потребность во всестороннем научном познании права вынудила обратиться за помощью к другим гуманитарным наукам, и в первую очередь к социологии и психологии. Таким образом, к правовому этатизму добавились социологическое и психологическое направления в теории права. Но они опирались лишь наэмпирический материал, не позволяющий делать выводы обидеальной, сверхэмпирической стороне права и егоценностной природе. Решению этой задачи были подчинены формировавшиеся в России в начале века различныенеоидеалистические(в том числе — рационалистические и религиозно-метафизические)
9 Петражицкий Л. И. Теория права и государства в связи с теорией нравственности. СПб., 2000. С. 51.
5-1351 |
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
и феноменологические концепции права, стремящиеся в духе неклассической науки понять его каксложное многоаспектное явление. Эту тенденцию в российском правоведении, в частности, выражало течение «возрожденного естественного права». Его сторонниками в той или иной мере являлись Н. А. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. М. Гессен, И. А. Ильин, Б. А. Кистяковский, С. А. Котляревский, К. А. Кузнецов, И. В. Михайловский, П. И. Новгородцев, Е. В. Спек-торский, Е. Н. Трубецкой, А. С. Ященко10 и др. Исходя подчас из различных методологических предпосылок, ученые были солидарны в критике различныхпозитивистских теорий права и указывали на такие их недостатки, какформализм, догматизм, релятивизм и этатистская направленность.
Огромное значение в деле возрождения интереса российского общества к духовным, религиозно-нравственным вопросам теории права имело творчествоБ. Н. Чичерина (1828-1904) иВ. С. Соловьева (1854-1900). Дальнейшее развитие заложенные ими правовые идеи получили в творчествеП. И. Новгородцева (1866-1924)— главы школы «возрожденного естественного права» в России. Отстаивая самостоятельное нравственное и духовно-культурное значение права, не сводимое к категориям силы и расчета, возрожденная естественно-правовая доктрина должна была утвердитьнравственное достоинство человека, наделенногосвободой и ответственностью.Поэтому в центре правовой теории П. И. Новгородцева находилось понятие автономной нравственной личности. Личность, которая не есть средство, а всегда — цель общественного развития, которая соединяется с другими личностями в «свободном универсализме» и тем самым приобретает полную свободу и равенство, — таков политико-правовой идеал П. И. Новгородцева. Исходя из этого нравственного
10 В истории русской правовой мысли А. С. Ященко известен как защитник «синтетической теории права», в которой отразилась основная интенция русской философии права: многоединство. «На право можно смотреть и как на внутреннее коллективно-психическое явление, и как на внешнереализованный факт объективного мира, — писал А. С. Ященко. — Как ни правильна мысль, что право есть прежде всего факт общественной человеческой психики, для объяснения природы права, во всем его объеме, недостаточно одного психологического анализа. Нужно понять право и как социальное явление, выражающееся в объективных фактах, вошедшее в юридические памятники, существующее и независимо от индивидуальных переживаний.. .» (Ящкнко А. С. Философия права Владимира Соловьева. Теория федерализма. Опыт синтетической теории права и государства. СПб., 1999. С. 173).
Глава II. Исторические и современные типы правопонимания
критерия и надлежит оценивать позитивный закон, действующее право; в том же заключается и основная идея «возрожденного естественного права», которое отнюдь не рассматривалось П. И. Новгород-цевым как право в собственном смысле слова, а лишь как совокупностьнравственных требований к действующему праву.
Естественно-правовой подход в теории права по-своему разделял иЕ. Н. Трубецкой (1863-1920) — русский религиозный мыслитель и правовед. Основываясь на идеях Б. Н. Чичерина и В. С. Соловьева, Е. Н. Трубецкой доказывал невозможность существования права без признания духовной природы человеческой личности. Поэтому, с его точки зрения, всякий позитивизм в праве ведет к разрушению самой его идеи, так как в позитивизме отсутствует субъект — носитель безусловной ценности.
Стремление понять право как многоаспектное явление отличало правовое учениеБ. А. Кистяковского (1868-1920), разрабатывавшего так называемуюплюралистическую концепцию права. Как теоретик он во многом сформировался под влиянием неокантианства. Но в то же время на творчестве этого мыслителя отчетливо сказались идеи, идущие от В. С. Соловьева и его школы. С этим отчасти связано стремление ученого соединить абстрактныйнормативно-ценностный подход к праву с идеейобщественного развития, что нашло отражение в его правовой теории, отдавшей значительную дань социологизму.
Отвергая односторонний подход к праву, свойственный, например, классическому правовому этатизму, Б. А. Кистяковский под правом понималсложное многоаспектное явление, не поддающееся однозначному определению. Право, полагал он, необходимо изучать с различных сторон, включая его социологическое, психологическое, государственно-организационное (право как порядок) и нормативное проявления.
Свое плодотворное развитие дореволюционная русская теоретико-правовая мысль закончила нафеноменологической концепции права," одним из видных представителей которой был в те годы
" Феноменология как философское направление оказала глубокое влияние на русскую дореволюционную философскую мысль. Среди мыслителей, испытавших воздействие феноменологического метода и разрабатывавших правовую проблематику, следует в первую очередь назвать С. И. Гессена, И. А. Ильина, Н. О. Лос-ского, С. Л. Франка, Б. П. Вышеславцева, Г. Д. Гурвича.
5- 67
ОБЩАЯ ТЕОРИЯ ПРАВА
Учебник
Н. Н. Алексеев (1879-1964). Его основные труды по правоведению вышли в переломные революционные годы, а затем — в эмиграции.
Н. Н. Алексеев входит в плеяду выдающихся русских юристов, внесших заметный вклад в развитие теоретических представлений о праве, хотя его собственный опыт феноменологической интерпретации права остался незавершенным. Фактически ученый представил
один из вариантовинтегральной теории права на базе ранних идей феноменологии.
Специфику такого правопонимания представляет взгляд на право как на явление, имеющеесвой собственный смысл, не зависимый от того или иного конкретного содержания, выражающего определенную политическую волю, идеологический принцип или практику сложившихся общественных отношений. В этом контексте феноменологическая концепция права противостоит односторонности как юридической догматики, так и естественно-правовой школы или социологического направления в правоведении, объединяя их в то же время в единое целое, как кубик объединяет в единое свои грани. При этом важно отметить, что феноменологическая составляющая теории права Н. Н. Алексеева творчески дополняется им достижениями европейской философии и наработками русской философской мысли в соединении с традиционными русскими духовными ценностями.
По мнению Н. Н. Алексеева, все рационалистические или эмпирические определения права одинаково имеют характер некоторой одномерности, так как сводят право к какому-то одному моменту. Таковы определения права как нормы, как воли, как интереса и т. д. Правовые феномены во всей их полноте никак не могут в них уместиться. Право может быть не тольконормой, но иволей, не только волей, но иинтересом, не только интересом, но исвободой, так как право не сводимо кодному измерению.
Чтобы уяснить сущность воззрения на многомерную природу права, полагает Н. Н. Алексеев, нужно вообще покинуть почву определений. Взамен определений следует датьописание правовой структуры в ее основных данностях. Феноменологическая структура права предстает при этом как единство нескольких измерений, подобно единству пространства, измерения которого являются некоторыми основными данностями, определяющими его структуру.