Философией эпохи Возрожденияназывается совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Европе в XIV — XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность.
Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрождения.
Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения
Ключевые понятия
1.Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:
• совершенствование орудий труда и производственных отношений;
• кризис феодализма;
• развитие ремесла и торговли;
• усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры.
• укрепление, централизация европейских государств, усиление светской власти;
• появление первых парламентов;
• повышение уровня образованности в Европе в целом;
• великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);
• научно-технические открытия
2. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:
• гуманистическое;
• неоплатоническое;
• натурфилософское;
• реформационное;
• политическое;
• социалистическо-утопическое.
Последние три течения принято объединять под общим названием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церкви.
• Гуманистическое- в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало по поводу церковной догматики.
Гуманизмкак философское направление получил распространение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.
К основным чертам гуманизма относились:
• антицерковная и антисхоластическая направленность;
• стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать самоценность человека;
• Неоплатоническое (неоплатонизм)— идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие.
Теоретики неоплатонизма:
• противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизированной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;
• предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога
• не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;
• призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней философии и созданию целостной мировой философской системы, которая охватила бы собой и согласовала все имеющиеся философские направления.
• Натурфилософское направление -опираясь на астрономические и научные открытияпытались развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания (16-17вв).
Представители натурфилософии:
• обосновывали материалистический взгляд на мир;
• стремились отделить философию от теологии;
• формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;
Социально-политическая философия эпохи Возрождения
Для эпохи Возрождения было характерно не только повышение интереса к человеку, но и большой интерес к проблеме государства, устройства общества, взаимоотношений Церкви игосударственных институтов.
Данная проблематика нашла отражение в социально-политической философии эпохи Возрождения, основными направлениямикоторой были:
• философия Реформации; • реформационноестремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
• политическое- изучало проблемы управления государством, поведение правителей;
•утопическо-социалистическое- искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении. Философия социалистов-утопистов представлена Т. Мором (1478-1535) (“Утопия”), Т. Кампанелла (1568-1639) (“Город - солнца”). Первой философской утопией обычно считают модель идеального государства Платона.
В Новое время(17-19 вв.) появилось множество работ в рамках утопического социализма (Сен-Симон, Фурье, Оуэн).
Философия Реформацииимела своей целью реформу католицизма, демократизацию Церкви, установление более справедливых отношений между Богом, Церковью и верующими.
В Реформации выделяются два основных течения:
• бюргерско-евангелическое;
• народное.
Значение философии Реформациив том, что она послужила идеологическим обоснованием политической и вооруженной борьбы за реформу Церкви и против католицизма.
В отличие от философии Реформации, политическая философияисследовала проблемы управления реально существующим государством, методы влияния на людей, приемы политической борьбы. Ярким представителем политической философии являлся Николо Макиавелли (1469 - 1527) - итальянский (флорентийский) политический деятель, философ и писатель (основная работа “Государь”).
Философия Нового времени
1. Научная революция и философия ХVII века.
2. Эмпиризм и рационализм - основные направления философии Нового времени.
3 Философия французского Просвещения XVIII века.
Ключевые понятия:наукоцентризм, солипсизм, эпистема, деизм, пантеизм, гуманизм, антропоцентризм, детерминизм, геоцентризм, гелиоцентризм, трансцендентный, механицизм.
Френсис Бэкон
Основателем эмпирического (опытного) направления в философиисчитается Фрэнсис Бэкон(1561 — 1626) — английский философ и политический деятель .
Суть основной философской идеи Фрэнсиса Бэкона — эмпиризма- заключается в том, что в основе познания лежит исключительно опыт.Главные задачи знания и опыта — помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности, способствовать новым изобретениям, развитию экономики, господству человека над природой.
Его философское кредо: "Знание — сила".
Бэкон выдвинул новаторскую идею, в соответствии с которой главным методом познания должна стать индукция.
Под индукцией философ понимал обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов.
Фрэнсис Бэкон не только показывает, какими путями должен происходить процесс познания, но и выделяет причины, которые препятствуют человеку (человечеству) получить истинное знание. Данные причины философ иносказательно называет "призраками"("идолами") и определяет четыре их разновидности:
• призраки рода;
• призраки пещеры;
• призраки рынка;
• призраки театра.
Томас Гоббс и Джон Локк
Томас Гоббс(1588 — 1679), ставший учеником и продолжателем философской традиции Ф. Бэкона:
• решительно отвергал теологическую схоластическую философию;
• был убежденным материалистом;
• считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства;
• разработал теорию государства;
• первым выдвинул идею, согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный (совместный) договор.Основной предмет философских интересов Гоббса — гносеология (учение о познании) и проблема государства.
Джон Локк(1632 — 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса, выдвинул ряд собственных теорий, продолжил эмпирическую и материалистическую традицию английской философии нового времени.
Можно выделить следующие основные положения философии Дж. Локка:
• мир материалистичен;
• в основе познания может лежать только опыт
• источником опыта выступает внешний мир;
• цель философии — помочь человеку добиваться успеха в своей деятельности;
• идеал человека — спокойный, законопослушный, добропорядочный джентльмен, который повышает свой уровень образования и добивается хороших результатов в своей профессии;
• идеал государства — государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк стал первым, кто выдвинул данную идею, и в этом его большая заслуга (либеральная концепция государства).
Рене Декарт и рационализм.
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 — 1650) - видный французский философ и ученый-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
• обосновал ведущую роль разума в познании;
• выдвинул учение о субстанции, ее атрибутах и модусах;
• стал автором теории дуализма
• выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях".
Доказал что в основе бытия и познания лежит разум.
• сомнение — свойство мысли, значит, человек, сомневаясь -мыслит;
• мыслить может реально существующий человек;
• следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания;
• поскольку мышление — это работа разума, то в основе бытия и познания может лежать только разум.
Философия Лейбница.
1. Готфрид Лейбниц(1646 — 1716) — немецкий ученый-математик, юрист, философ — считается последним видным представителем философии нового времени и предшественником немецкой классической философии.
Лейбниц принадлежал к философскому направлению рационализма. В сфере его исследования основными являлись проблемы:
• субстанции;
• познания.
Лейбниц выдвинул теорию о монадах(или о множественности субстанций).Основные положения данной теории (монадологии) следующие:
• весь мир состоит из огромного количества субстанций,
имеющих не дуалистическую (двойственную как у Декарта и
Спинозы), а монистическую природу;
• данные субстанции называются монадами(в переводе с греческого — "единое", "единица");
• монада проста, неделима, не имеет протяжения, не является
материально-вещественным образованием;
• монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением;
• по своей сути монада — это деятельность, единое, непрерывно меняющее свое состояние;
• в силу непрерывности своего существования монада осознает себя;
• монады абсолютно замкнуты и независимы друг от друга (по мнению Лейбница: "не имеют окон, через которые что-либо могло бы войти туда и оттуда выйти").
Другой сферой философских интересов Лейбница наряду с проблемами бытия и учением о субстанциях (монадах) была гносеология (философия познания).
Лейбниц попытался примирить эмпиризм и рационализми сделал это следующим образом:
• все знания разделил на два вида — "истины разума" и "истины факта";
• "истины разума" выводятся из самого разума, могут быть доказаны логически, имеют необходимый и всеобщий характер;
Литература
1. Введение в философию: учеб. пособие для вузов/И.Т. Фролов [и др.]. – 3-е изд. перераб. и доп. – М.: Республика, 2004.
2. История философии: лекции. Колл. авт., - М., 2000. Лекция№3.
3. Новая философская энциклопедия: в 4 т./ Ин-т философии РАН, Нац. общ.-науч. фонд. – М.: Мысль 2000-2001.
4. Философский словарь; под ред. И.Т. Фролова – 8-е изд., дораб. и доп. – М.: Республика, Современник, 2009.
5. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. – М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2009.
6. Алексеев, П.В. Философия: учебник/П.В. Алексеев, А.В. Панин. – 4-е изд. перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во «Проспект», 2007(глава 1-глава 31).
7. Зотов, А.Ф. Современная западная философия/ А.Ф. Зотов. – М.: - Изд. «Высшая школа», 2005. – С.784.
8. Кузнецов, В.Н. Европейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов. – М.: - Изд-во. «Академический проект». Серия «Gaudeamus». 2006. – С.544.
9. Кузнецов В.Н. Западноевропейская философия XVIII века/ В.Н. Кузнецов, Б.В. Мееровский, А.Ф. Грязнов. - М., 1986.
10. Мареев, С.Н. История философии (Общий курс): учеб. пособие/С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. - М.: Академический Проект, 2004. Гл. 5.
11. Рассел, Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск, 1999. Кн.III.
12. Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Том 3.Новое время/ Дж. Реале, Д. Антисери. – СПб., 1995.
13. Спиркин, А.Г. Философия: учебник/А.Г. Спиркин. - 2-е изд. – М.: Гардарика. 2005. Гл. 4-5.
14. Соколов, В.В. Европейская философия XV - XVII веков/ В.В. Соколов. - М., 1984.
Контрольные вопросы
1. Какую роль сыграла наука в развитии философии Нового времени?
2. Что такое идолы в философии Ф. Бэкона?
3. Что понимал Ф. Бэкон под формами?
4. Какой метод познания доминирует в философии Ф. Бэкона?
5. В чём отличие и в чем сходство философии Ф. Бэкона и философии Аристотеля?
6. В чем заключается рационализм философии Р. Декарта?
7. Какие правила метода Р. Декарта Вы знаете?
10. Каким образом Р. Декарт приходит к дуализму?
11. Какую роль играет Бог в философии Декарта?
12. Что такое субстанция, по мнению Б. Спинозы?
13. Какой основной лозунг можно начертать на знамени эмпиризма и, соответственно, рационализма?