Общенаучные методы познания
2) Дедукция -восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую. В логике рассматриваются также индуктивные методы установления причинных связей. К ним относятся методы: единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений и метод остатков.
3) Класс -«…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений).
4) Политическая система общества –система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство.
5) Организационно-регламентирующая форма осуществления функций гос-ва -текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.
6) Орган государства –относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями.
7) Сословно-представительная монархия –форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах властинеравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.
8) Конфедерация -союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.
9) Тоталитарный режим –политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
10) Социальная революция - коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Закон единства и борьбы противоположностей
2) Синергетика –междисциплинарный метод научных исследований, задачей которого является изучение природных, социальных, правовых и других явлений и процессов на основании принципа самоорганизации систем.
3) Грамматический способ толкования- Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
4) Государство в соответствии с патриархальной теорией происхождения
5) Суверенитет -политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.
6) Функции государства –основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ней целей и задач.
Поощрение
8) Политический режим- способ взаимодействия государства и общества, выражаемый в общем характере методов.
9) Инкорпорация –полное поглощение одного государства другим
10) Социальная революция -коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Закон отрицания отрицания
Авторитет
3) Юридическая практика –вся предметно практическая деятельность людей в юридической сфере общества по принятию и реализации юридических норм.
4) Государство в соответствии с теологической теорией происхождения –есть бытие бога на земле.(??)
5) Политическая функция государства -обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества
Федерализм как принцип организации гос аппарата
7) Конституционная монархия -монархия, при которой власть монарха ограничена, так что в некоторых либо во всех сферах государственной власти он не обладает верховными полномочиями. Правовые ограничения на власть монарха могут быть закреплены в высших законах, таких, как конституция или статуты, либо в прецедентных решениях, вынесенных верховными судебными инстанциями. Существенным признаком конституционной монархии является то, что статус монарха ограничен не только формально-юридически, но и фактически.
8) Кибернетика -наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различных системах, будь то машины, живые организмы или общество.
9) Легальность гос власти -нормативность, способность власти воплощаться в нормах права, ограничиваться законом, функционировать вг рамках законности.
10) Цивилизация –локальная общественная система, обладающая общностью культурных, нравственных, религиозных пространственно-географических и других характеристик.
Закон перехода количественных изменений в качественные
Синтез
3) Объект правоведения -это государство и право как целостные явления общественной жизни, их сущность, назначение, формы, содержание, наиболее общие закономерности, возникновения, развития, функционирования и отмирания.
Государство в соответствии с теорией общественного договора
5) Социальная функция государства -государство обязано обеспечить своим гражданам гарантированный минимум жизненных благ, включая пищу, жилье, медицинское обслуживание.
Метод осуществления функций государства
Бюрократизм
8) Форма правления -элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением, и степень участия населения в их формировании.
9) Авторитарный режим -форма власти, при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия ) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
10) Конфедерация -союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.
1) Индукция - процесс логического вывода на основе перехода от частного положения к общему
Теоретический уровень познания
Правовой эксперимент
4) Государственная власть –способ руководства (управления)обществом, для которого характерна опора на социальный аппарат принуждения.
Задачи государства
Метод стимулирования
8) Абсолютная монархия -разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти юридически и фактически находится в руках монарха.
9) Демократический режим- это способ функционирования политической системы общества, основанный на признании народа в качестве главного источника власти, на его праве участвовать в решении общественных и государственных дел и наделении граждан широким кругом прав и свобод.
10) Культура -В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ, подражание) человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей, навыков, умений и знаний). Культура является предметом изучения культурологии
1) Наука- особый вид познавательной деятельности, направленной на получение, уточнение и распространение объективных, системно-организованных и обоснованных знаний о природе, обществе и мышлении.
2) Гипотеза - недоказанное утверждение, предположение или догадка. Любая гипотеза должна быть опровержима хотя бы в принципе. Неопровержимые предположения (например, аксиомы) гипотезами не являются.
Государство (их мнгоL )
Насилие
9) Монархия - форма правления, при которой верховная государственная власть частично или полностью принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, герцогу, эрцгерцогу, султану, эмиру, хану и т. д.) и передаётся по наследству.
10) Субъект федерации- составная часть федеративного государства.
В различных странах имеют различные наименования: штат, земля, республика, область,федеральный округ, край, кантон, провинция, территория, город федерального значения
Пожалуй, лишь применительно к России этот термин употребляется повседневно для обозначения регионов (ввиду наличия различных видов субъектов Российской Федерации).
Сравнительно-правовой метод
Разделение властей
Парламентская республика
Политическая система
Государственная власть
Принципы познания
Априорные формы познания
Метод толкования права
Власть
Государство
Принуждение
Государственный аппарат
Республика
Методология
Объект ТГП
Познание
Сущность государства
Убеждение
Смешанная республика
Унитарное государство
Общественное объединение
Неолитическая революция
Наука
Метафизика
Социальные институты
Политика
Государственный служащий
Дуалистическая монархия
Культура
Аксиологическая функция ТГП
Анализ
Системно-структурный подход
Территория государства
Демократия
Личная уния
Всеобщие методы познания
Публичная власть
Цель государства
Экономический базис
Правоведение
Юридическая практика
Власть
Религиозная организация
Внешние функции государства
Компетенция гос органа
Формально-юридический метод
Мононормы
Ограниченная монархия
Содружество
Идеократия
Объект ТГП
Синергетика
Практика
Сообщество государств
Фашистский режим
Надстройка
Онтологическая функция ТГП
Принципы познания
Общество
Протекторат
Культурно-исторический тип
Предмет ТГП
Компаративистика
Легитимность власти
Общественное объединение
Подавление
Форма государства
Реальная уния
Метод
Простые формы власти
Политическое сознание
Президентская республика
Типология
Гипотеза
1) Теория государства и права как учебная дисциплина
Диалектика
Легальность власти
Общественное движение
Демократизм
Коалиция
Надстройка
Компаративистика
Эвристическая функция ТГП
Харизма
Специализация
Политическая деятельность
Функция обороны страны
Империя
Цивилизация
Общенаучные методы познания
2) Дедукция -восхождение процесса познания от общего к единичному. Это противоположные, взаимно дополняющие ходы мысли. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины (эмпирические законы). Из видов индуктивных обобщений выделяют индукцию популярную, неполную, полную, научную и математическую. В логике рассматриваются также индуктивные методы установления причинных связей. К ним относятся методы: единственного сходства, единственного различия, сходства и различия, сопутствующих изменений и метод остатков.
3) Класс -«…большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а, следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» (Ленин В. И., Полное собрание сочинений).
4) Политическая система общества –система взаимосвязанных и взаимодействующих объединений людей, базирующихся на разнообразных формах собственности, отражающих интересы и волю социальных классов, слоёв, групп и наций, реализующих политическую власть или борющихся за её осуществление в рамках права через государство.
5) Организационно-регламентирующая форма осуществления функций гос-ва -текущая работа определенных структур по обеспечению функционирования органов государства, связанная с подготовкой проектов документов, организацией выборов, планированием, координацией действий, контролем и т.п.
6) Орган государства –относительно самостоятельный элемент государственного аппарата, осуществляющий определённый вид управленческой деятельности государства и наделённый для этого властными полномочиями.
7) Сословно-представительная монархия –форма правления, предусматривающая участие сословных представителей в управлении государством, составлении законов. Она складывается в условиях политической централизации. Различные сословия были представлены в органах властинеравномерно. Часть из этих законосовещательных органов эволюционировало в современные парламенты.
8) Конфедерация -союз суверенных государств для достижения конкретных целей, при которой объединившиеся государства, полностью сохраняя суверенитет и значительную независимость, передают часть своих властных полномочий совместным органам власти для координации некоторых действий.
9) Тоталитарный режим –политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
10) Социальная революция - коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Закон единства и борьбы противоположностей
2) Синергетика –междисциплинарный метод научных исследований, задачей которого является изучение природных, социальных, правовых и других явлений и процессов на основании принципа самоорганизации систем.
3) Грамматический способ толкования- Способ выступает начальным приемом уяснения правовой нормы. Он состоит в определении смысла слов, установлении лексической связи между ними.
4) Государство в соответствии с патриархальной теорией происхождения
5) Суверенитет -политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.
6) Функции государства –основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ней целей и задач.
Поощрение
8) Политический режим- способ взаимодействия государства и общества, выражаемый в общем характере методов.
9) Инкорпорация –полное поглощение одного государства другим
10) Социальная революция -коренной резкий качественный переворот во всей социальной структуре общества; способ перехода от одной формы социально-политического устройства к другой форме.
Социальные революции подразделяются на: антиимпериалистические, антиколониальные, национально-освободительные, буржуазные и буржуазно-демократические, народные и народно демократические, социалистические и др.
Закон отрицания отрицания
Авторитет
3) Юридическая практика –вся предметно практическая деятельность людей в юридической сфере общества по принятию и реализации юридических норм.
4) Государство в соответствии с теологической теорией происхождения –есть бытие бога на земле.(??)
5) Политическая функция государства -обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества
Закон единства и борьбы противоположностей выражает глубочайшую сущность развития, его источник, движущие силы.
Еще Гегелем было установлено, что противоречие, прежде чем принять адекватную себе форму, проходит ряд ступеней, каковыми являются тождество, различие, внешняя противоположность, которая перерастает в собственнопротиворечие. На примере развертывания стоимостного отношения Маркс раскрыл онтологический смысл этого процесса и, вдобавок, уточнил его, показав, что между тождеством и различием лежит категория двойного существования, которая Гегелем не была зафиксирована. Таким образом, по Марксу, восхождение к противоречию насчитывает пять ступеней (форм): тождество, двойное существование, различие, противоположность, противоречие.
Первые четыре формообразования представляют собой тоже противоречие, только незрелое, пока не имеющее формы, адекватной его природе. Только последнее, пятое формообразование характеризуется совпадением формы противоречия с его действительной природой. Это справедливо постольку, поскольку речь идет о соотношении сторон развивающегося предмета, а не внешних друг другу, случайно взаимодействующих вещей. Такими сторонами являются, например, потребительная стоимость и стоимость товара.
Производство товара (ступень неопределенного бытия стоимости) есть акт производства его потребительной стоимости и стоимости одновременно. Нельзя произвести товарную стоимость, не производя потребительную стоимость – это один и тот же процесс, который нельзя разделить на два процесса даже в воображении. Стало быть, здесь упомянутые стороны товара совпадают, образуют диалектическое тождество.
В готовом товаре они находятся в синкретическом единстве. Здесь стоимость еще не отделилась от потребительной стоимости, но уже не тождественна ей. Так, владелец товара видит в нем только стоимость – то, что можно продать; как потребительная стоимость, он (товар) его не интересует. Такое отношение сторон товара, которые не совпадают, но еще внешне не отделились друг от друга, Маркс называет двойным существованием.
В акте обмена товаров один товар (эквивалент) становится выразителем стоимости другого. Стало быть, здесь стоимость товара отделяется от его потребительной стоимости и существует в виде другого товара, который есть эквивалент его стоимости. Иначе говоря, отношение стоимости и потребительной стоимости приняло форму отношения двух различных вещей: двойное существование переросло в различие.
С возникновением денег это различие превращается во внешнюю противоположность. Деньги есть мера стоимости, а остальные товары суть то, стоимость чего измеряется. Стало быть, на поверхности явлений деньги предстают как чистая стоимость, а товары – только как потребительная стоимость.
С превращением денег в капитал противоположность потребительной стоимости и стоимости перерастает в противоречие. Цель капиталиста – получить возросшие деньги, прибавочную стоимость; потребительная стоимость товаров его не интересует, вернее, интересует лишь постольку, поскольку без потребительной стоимости товар невозможен и, стало быть, невозможно получение прибавочной стоимости. Поэтому, как отмечает Маркс, капиталист рассматривает производство товаров как неизбежное зло, которое приходится терпеть ради самовозрастания стоимости. В силу этого он (капиталист) охотно использует другие пути получения прибыли (ростовщичество, спекуляция и т.п.), ради них порой прибегает даже к сокращению производства товаров. Иначе говоря, заботясь о возрастании стоимости, он заинтересован и одновременно не заинтересован в производстве, потребительной стоимости, т.е. эти две стороны товара здесь находятся в противоречивом отношении одна к другой; одна из них полагает другую и в то же время в системе капиталистического производства они выступают как антагонисты.
Противоречие имеет ряд форм. Первой формой является противоречие, которое условно можно назвать простым. Это – единство, взаимопроникновение противоположностей. Примером может служить соотношение буржуазии и пролетариата. Каждая сторона данного противоречия является фактором изменения другой – изменения, которое детерминировано тем обстоятельством, что эти стороны исключают друг друга и, осуществляя акт исключения, оказывают одна на другую активное воздействие, ведущее к их взаимному изменению. Следствием этого будет лавинообразное разрастание противоречия: воздействие одной его стороны на другую вызывает развертывание (рост, увеличение, усиление) последней, что влечет за собой соответствующее значение первой (из-за обратного воздействия на нее второй стороны), а это обусловливает дальнейшее разрастание второй стороны, которая в свою очередь обеспечивает дальнейшее, развертывание первой и т.д. Таким образом, противоречие не может существовать, не нарастая: достаточно ему зародиться в как угодно малых масштабах, как оно тут же начинает "раскручивать" себя наподобие распрямляющейся пружины; рост, увеличение, напряжение противоположностей является способом его существования, его нормального функционирования. Иначе говоря, противоречие предстает как автоматически действующий субъект, как своего рода живой организм, который способен не только самостоятельно поддерживать собственное существование, но и самопроизвольно изменять себя, а значит, быть источником саморазвития объекта, которому оно, принадлежит.
Разрушается такое противоречие, как правило, скачком – взрывом, подобно тому, как разрывается пружина, которую чрезмерно натянули. Обычно принимали во внимание только эту (простую, "взрывную") форму противоречия, полагая, что развитие всякого противоречия непременно заканчивается катаклизмом. Разумеется, часто так и происходит. Но возможен и иной исход: простое противоречие способно при известных условиях перерасти в иную форму, которую мы условно назовем противоречием превращения.
Это противоречие характерно для функционирования превращенных форм, составляет сущность и движущую силу их развития. Суть превращенных форм в том, что всякий достигший зрелости предмет начинает продуцировать внутри себя структуры, представляющие собой "упразднение старого в рамках старого",– структуры, которые, с одной стороны, выходят за рамки наличной сущности предмета и, с другой стороны, используются данной сущностью для своего утверждения в изменившихся условиях. Эти структуры выполняют взаимоисключающие, противоположно ориентированные функции – функции упразднения и одновременно сохранения наличной сущности. Причем эти функции обосновывают и обусловливают одна другую: упраздняя себя в превращенной форме, сущность тем самым себя сохраняет.
Накопление превращенных форм обеспечивает принципиально иной тип разрешения противоречия и перехода в качественно новое состояние. Здесь качественный скачок образует длительную полосу постепенного превращения, одного в другое, целую эпоху в жизни предмета, т.е. скачок в данном случае органически сочетается с постепенностью, являет собой интегральную характеристику длительного процесса перехода, состоящего из множества изменений, каждое из которых скачком не является, и только их сумма, точнее система, образует скачок как таковой. Именно такого рода скачки более всего характерны для нынешнего, цивилизованного этапа общественного развития.
Одним из ключевых моментов действия закона единства и борьбы противоположностей является раздвоение единого на противоположности или, точнее, раздвоение исходной реальности на самое себя и собственную противоположность. Специфика данного процесса была обстоятельно раскрыта Марксом на примере раздвоения товара на товар и деньги в ходе развертывания стоимостного отношения. При развертывании обмена товаров возникает потребность в деньгах, которые, во-первых, выполняли бы роль меры стоимости и, как следствие этого, служили бы, во-вторых, посредником в обмене товара на товар. Как показал Маркс, деньги, возникают не за пределами товарного мира, а внутри него, т.е. взять на себя функцию денег должен один из товаров, который в силу специфических особенностей способен стать удобной и общепризнанной мерой стоимости остальных. Происходит, таким образом, раздвоение товарного мира на товары как таковые и на денежный товар (деньги как таковые). Стало быть, деньги суть тот же товар, который, однако, оказался вытолкнутым из совокупности остальных товаров, противопоставлен им как их противоположность. Иначе говоря, деньги – это товар, основное и единственное назначение (потребительная стоимость) которого – быть не товаром (служить мерой стоимости остальных товаров). Они суть товар, назначение которого – быть противоположностью товара Система законов материалистической диалектики дает целостное представление, о развитии как внутренне противоречивом процессе, в ходе которого достигается качественное изменение предмета за счет диалектического отрицания (снятия) его предшествующих форм и их сохранения в высшем единстве.
Закон отрицания отрицания
Закон отрицания отрицания характеризует направленность развития. Для раскрытия его сути необходимо выяснить прежде всего специфику диалектического отрицания.
Отрицание есть замена одного (старого) явления другим (новым). Метафизики видели в отрицании лишь разрушение старого. Тем самым предполагалось, что новое возникает на совершенно голом месте; что старое, таким образом, существовало зря – оно могло и не существовать, ибо новое ничего не заимствует от него; что старое заслуживает лишь скептического отношения к себе – как в теории, так и на практике. Такое отрицание не способно объяснить реальный процесс развития. Во-первых, оно принципиально исключает саму возможность понять, откуда появляется новое (если старое разрушается полностью, то новое должно появится не из него), и в таком случае приходится допустить, что оно есть следствие сверхъестественных причин (объективный идеализм) или же само его возникновение есть нечто кажущееся, лишь плод воображения субъекта (субъективный идеализм). Во-вторых, метафизическое отрицание может быть только внешним отрицанием, навязанным предмету некой чуждой, посторонней, враждебной силой, потому что только такая сила способна подвергнуть его полному разрушению.
Диалектика тоже видит в отрицании как момент упразднения, разрушения старого, так и действие внешних факторов (условий). Однако, согласно диалектике, отрицанию присуще, причем в качестве главной, ведущей стороны, во-первых, сохранение положительного содержания старого и, во-вторых, действие внутреннего фактора, т.е. отрицание есть самоотрицание развивающегося предмета. Стало быть, для диалектического отрицания характерна внутренняя связь и преемственность между старым и новым, которая достигается за счет упомянутого сохранения положительного содержания старого в новом. Поэтому можно сказать, что при диалектическом отрицании упразднению подлежит, прежде всего, форма бытия предмета, поскольку она устарела, а также те элементы содержания, которые представляют собой деформацию, внесенную устаревшей формой в содержание предмета (вспомним диалектику превращенных форм). Иначе говоря, отрицание есть замена старой формы на новую, которая противоположна ей по некоторому основанию, а также переделка содержания предмета в соответствии с новой формой, или ликвидация деформаций содержания, вызванных старой формой, а также выработка таких элементов его, которые требуются новой формой.
Новое, возникшее в результате отрицания, рано или поздно устаревает и тоже подвергается отрицанию. Так как второе отрицание должно соответствовать тем же требованиям (переход в противоположность по форме при сохранении положительного содержания), то осуществление его будет, с точки зрения формы, возвратом к состоянию предмета, которое имелось до первого отрицания.
Отрицание отрицания есть, прежде всего, способ функционирования предмета, которое во всякой сложной системе имеет циклический характер. Производство рождает потребление, потребление вызывает потребность в дальнейшем производстве. Деньги как капитал расходуются на приобретение средств производства, которые затем воплощаются в товарах; в результате реализации последних капитал опять принимает форму денег. Из зерна вырастает растение, приносящее новые зерна. Практика и познание, теория и эмпирия, экономика и политика, философия и наука – перечень такого рода реальностей, взаимодействие которых неизбежно принимает форму кругооборота, можно продолжать как угодно долго. Здесь налицо отрицание отрицания: одно положение отрицается (сменяется) другим, другое – первым. Каждое из отрицаний представляет собой смену формы бытия некой сущности, которая при этом сохраняется. Сохраняется природа растения, несмотря на замену зерна стеблем, переходя из денежной формы в производительную и товарную, капитал остается капиталом как самовозрастающей стоимостью; более того, именно благодаря упомянутой смене форм, он способен самовозрастать.
Закон отрицания отрицания показывает, как в силу диалектического единства и связи повторяемости и поступательности происходит накопление в самой сущности предмета определенных структурных изменений, которые влекут за собой преобразование этой сущности и которые непосредственно предстают в форме скачка, перехода в иное качество. В итоге сам скачок и весь механизм качественного превращения получает более глубокое истолкование.
Закон единства и борьбы противоположностей вскрывает факторы этого процесса, изображает его как необходимый и закономерный. Данный закон предстает как обобщение и конкретизация двух предыдущих.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое диалектика?
2. Как Гегель квалифицирует категорию качества?
3. Какую из ступеней для принятия соответствующей формы проходит противоречие?
4. Что характерно для диалектического отрицания?
5. Какой из основных законов диалектики рассматривает преобразование сущности предмета в форме «скачка»?
_____________________________________________________
Глава 5