- познание - деятельность, направленная на получение знаний
- гносеология (греч. гносис – познание) – теория познания - раздел философского знания, посвященный проблемам познания мира
ПР: «знание» - результат; «познание» - процесс; семантика термина «сознание» - предполагает «сопутствующее», «сопровождающее» знание
- гносеология ---> поиск ответов на вопросы: «Насколько познаваем мир?», «Как человек познает мир?», «Каково соотношение истины и заблуждений?», «Что может являться критерием истинности знания?», «Как подтвердить верность наших представлений?»
Вывод: => комплекс этих проблем занимает II-е по важности место вструктуре философского знания после проблем онтологии
- гносеология --->проблемы изучения: видов, ступеней, форм познания, отношений между объектом и субъектом познания, проблема истины, проблемы соотношения познания и практики; границ познания (насколько познаваем мир, т. е. что из реальных предметов и процессов действительности можно познать достоверно)
основные направления вопроса о познаваемости мира
гностицизм «гносеологический оптимизм» | агностицизм (от греч. а - отрицательная приставка и гнозис — знание) «гносеологический пессимизм» |
- мир познаваем исчерпывающе и безусловно | - мир не познаваем ПР: И. Кант «вещь в себе» =>то,как этот предмет представляется человеку - «явление» например, человек воспринимает листву деревьев в зеленом цвете («явление»), в то время как на самом деле ей свойственно лишь отражать лучи той длины, которая при воздействии на человеческий глаз дает ощущение зелени. |
Эмпиризм и рационализм
-познание как процесс - направлен на получение знаний, включает в себя компоненты: субъект и объект познания, уровни и ступени познания, истину как цель познания
- объект познания - то, на что направлено познание (то, что познается)
- субъект познания -конкретный носитель познавательной деятельности (отдельные люди, группы людей, общество в целом) =>
ПР: (!) заслуга немецкого идеализма (Кант - «трансцендентальный субъект», Гегель - «объективный дух») ---> понимание того, что субъектом познания является не отдельный человек, а общество в целом => социальная (общественная) природа познания
Маркс ---> социальная природа познания: «бытие определяет сознание» =>способ осознания мира человеком зависит от форм его социальной и экономической жизни
(?) вопрос об источниках научного знания
эмпиризм | рационализм |
- направление в теории познания, признающее источником познания в первую очередь чувственный опыт | - это философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей |
- источник знаний ---> чувства, данные которых разум лишь обрабатывает ПР: Ф. Бэкон | - важнее сама врожденная способность нашего разума к познанию, в том числе и к систематизации данных чувств ПР: Р. Декарт |
Вывод:каждое из направлений верно отмечает наличие 2-х форм познания: чувственного и рационального, но абсолютизирует роль одного из них |
в процессе познания выделяют 2-ве формы
I чувственное (опытное) познание-осуществляется с помощью органов внешних чувств; ступенями чувственного познания являются: ощущения, восприятия, представления
1)ощущения - возникают в результате внешнего воздействия на органы чувств человека; передают отдельные свойства предмета (цвет, вкус, запах, форму, звучание)
ПР: яблоко - цвет (красный/зеленый)
2) восприятия – создаютцелостный образ предмета, представляют совокупность ощущений
ПР: все качества яблока - цвет (красный/зеленый), форма (круглое/овальное), вкус (сладкий/кислый)
3) представления - образы, возникающие в памяти человека на основе прошлых ощущений и восприятий; возникают в отсутствие предмета, когда он не оказывает непосредственного воздействия на внешние чувства человека
ПР: вспоминаем съеденное яблоко, какое оно было вкусное
Вывод: чувственное познание дает представление только о внешних свойствах отдельных предметов
Особенности чувственного познания
- непосредственность, выражающаяся в прямом воспроизведении объекта
- наглядность и предметность возникающих в результате познания образов
- воспроизведение внешних сторон и свойств объектов
Социальная обусловленность чувственного познания
- влияние социальных отношений, общественной и индивидуальной практики на выбор объектов отражения
- формирование (под воздействием социальной ситуации) перцептивных установок и ожиданий
II рациональное (логическое) познание- процесс абстрактного обобщающего мышления присущий только человеку; ступенями рационального познания являются: понятия, суждения, умозаключения
1)понятия - элементарные единицы мышления, на которых строятся все логические рассуждения, отражают общие, существенные признаки предметов
- понятие выражается с помощью слова (словосочетания)
ПР: слово «студент»
2)суждения - понятия, отражающие связи и отношения между предметами и их свойствами; утверждают (или отрицают) что-либо;
- выражаются в форме предложений
ПР: «Все учащиеся в университете — студенты».
3)умозаключения - процесс получения из двух или нескольких суждений нового суждения на основании законов логики; являются высшей формой отвлеченного (абстрактного) мышления
- выражаются в форме рассуждений
ПР: «Все учащиеся в университете — студенты. Я учусь в университете. Следовательно, я — студент».
Вывод: 1)рациональное (рассудочное) познание выполняет задачу обобщения информации, полученной чувственным путем, 2) абстрактное мышление неразрывно связано с языком (= системой знаков, передающих информацию)
Особенности рационального познания
- опора на результаты чувственного отражения
- абстрактность и обобщенность возникающих образов
- воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений
Проблема истины в познании. Концепция истины. Критерии истинности. Соотношение истины и заблуждения в теории познания. Ложь.
- результат процесса познания ---> знания
-истина -знание, соответствующее действительности =>
Аристотель | - истина – знание, в котором содержится верное суждение о конкретной действительности |
Платон | - истина – соответствие знаний вечным и неизменным идеям (идеи = истинная реальность) |
материалисты | - истина – соответствие полученных знаний объективному реальному миру |
Характеристики истины
1. адекватность информации относительно объекта познания
2. истина – свойство знания
3. истина исторична
4. истина – условная единица
Критерии истинности знания
1. ясность и отчетливость мыслимого (Р.Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц)
2. уверенность в достоверности
3. принцип прагматизма
4. интеллектуальный энергетический императив (В. Оствальд)
2-ва вида истины:
объективная (по содержанию) | субъективная(по форме) |
- независима от познающего ее субъекта | - вне сознания истины не существует |
- Аристотель - «познание истинно, когда оно соответствует существующим вне сознания вещам и их связям» - Кант ---> выявил проблему противоречивости «истины»: признаками объективности истины являются - всеобщность и необходимость, но сама истина субъективна (поскольку является формой деятельности субъекта) | |
Вывод: 1)истина долгое время рассматривалась как некое законченное состояние, в котором достигается полное знание предмета, 2) . Гегель показал, что истина — не застывшая система, а процесс все большего совпадения предмета с отражающим его понятием (истина предполагает и изменение самого предмета в процессе познания) |
2-ва вида истины:
относительная | абсолютная |
- неполное, приближенное знание, которое дополняется в процессе дальнейшего | - знание, которое не может быть изменено в ходе дальнейшего познания |
познания - относительные истины, сменяя и уточняя друг друга, стремятся к абсолютной истине | ПР: истины факта, «вечные истины», физические константы и т. п. |
Вывод:понятия относительной и абсолютной истины связаны с пониманием познания как процесса, происходящего во времени и в определенных исторических условиях |