Иногда Аллах отправляет ангелов, чтобы те испытали потомков Адама. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Некогда жили трое сынов Исраила: прокаженный, плешивый и слепой. Пожелав подвергнуть их испытанию, Аллах послал к ним ангела. Придя к прокаженному, ангел спросил его: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Прокаженный ответил: “Чистой, приятного цвета кожи и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его телу, и его кожа очистилась, став чистой и приятного цвета. После этого ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Верблюды или коровы”. (Передатчик по имени Исхак не был уверен в том, что именно было упомянуто в хадисе.) И была дарована ему жеребая верблюдица, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.
Потом он пришел к плешивому и спросил: “Чего бы тебе хотелось больше всего?” Тот ответил: “Красивых волос и избавления от того, что вызывает отвращение людей”. Ангел прикоснулся к его голове, и исчезла его болезнь, и были дарованы ему прекрасные волосы. Затем он спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Коровы”. И была дарована ему стельная корова, и ангел сказал: “Да будет тебе в ней благословение Аллаха”.
Потом он пришел к слепому и спросил: “А тебе чего хочется больше всего?” Тот ответил: “Чтобы Аллах вернул мне зрение, и чтобы я мог видеть людей”. Ангел прикоснулся к нему, и Аллах вернул ему зрение. Затем ангел спросил его: “А какое имущество нравится тебе больше всего?” Он ответил: “Овцы”. И была дарована ему покрытая овца. Затем животные расплодились, и у одного появилось стадо верблюдов, у другого — стадо коров, а у третьего — отара овец.
Затем ангел в образе прокаженного явился к первому из них и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто даровал тебе приятную внешность и чистую кожу, а также это имущество, умоляю тебя дать мне одного верблюда, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Обязательств много”. Тогда ангел сказал ему: “Кажется, я узнал тебя! Разве не ты был прокаженным и презираемым всеми бедняком, а затем Аллах одарил тебя?” Он ответил: “Нет, я унаследовал это от предков”. Ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”
Затем он явился ко второму в образе плешивого и сказал ему то же, что сказал первому, но тот ответил так же. Тогда ангел сказал: “Да вернет тебя Аллах в прежнее состояние, если ты лжешь!”
Затем ангел явился к третьему в образе слепого и сказал: “Я — бедный путник, в пути у меня кончились припасы, и не на кого мне сегодня уповать, кроме Аллаха, а затем тебя. Именем Того, Кто вернул тебе зрение, прошу тебя дать мне в дорогу одну овцу, чтобы я смог продолжить путь”. Он ответил: “Я был слепым, но Аллах вернул мне зрение. Поэтому бери себе, что хочешь, и оставь, что хочешь. Клянусь Аллахом, сегодня я не помешаю тебе взять то, что ты возьмешь именем Аллаха”. Тогда ангел сказал: “Оставь себе свое богатство, ибо это было лишь испытанием для вас. Аллах остался доволен тобой и разгневался на твоих двух товарищей”». [Аль-Бухари (3464), Муслим (2964). В таком виде его передал Муслим].
Ангелы извлекают души рабов из тел, когда истекает их срок.
Некоторым ангелам поручено извлекать души рабов из тел, когда истекает отведенный им срок. Всевышний Аллах сказал: «Скажи: “Ангел смерти, которому вы поручены, умертвит вас, а затем вы будете возвращены к своему Господу”». (Ас-Саджда, 11).
Души людей забирает не один ангел:
«Он — Одолевающий и находится над Своими рабами. Он посылает к вам хранителей. Когда же к кому-нибудь из вас приходит смерть, Наши посланцы умерщвляют его, и они не делают упущений. Потом их возвращают к Аллаху, их Истинному Покровителю. Он один принимает решение, и Он — Самый быстрый в расчете». (Аль-Ан‘ам, 61-62).
Ангелы вырывают души неверующих и грешников грубо и жестко, не проявляя к ним жалости и не делая им снисхождения: «Если бы ты видел несправедливых, когда они оказываются в предсмертной агонии, и ангелы простирают к ним свои руки: “Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями”». (Аль-Ан‘ам, 93);
«Если бы ты видел, как ангелы умерщвляют неверующих. Они бьют их по лицу и по спинам: “Вкусите мучения от обжигающего Огня!”». (Аль-Анфал, 50);
«Но что же будет, когда ангелы станут умерщвлять их, ударяя по их лицам и спинам?». (Мухаммад, 27).
Что же касается верующих, то их души ангелы извлекают нежно и ласково.
Извлекая души верующих, ангелы сообщают им благую весть
Когда для верующего раба наступает смертный час, ангелы спускаются к нему, чтобы сообщить ему благую весть и поддержать его: «Воистину, к тем, которые сказали: “Наш Господь — Аллах”, — а потом были стойки, нисходят ангелы: “Не бойтесь и не печальтесь, а возрадуйтесь Раю, который был обещан вам. Мы — ваши помощники в мирской жизни и Последней жизни. Вам там уготовано все, чего пожелают ваши души! Вам там уготовано все, о чем вы попросите!”». (Фуссилат, 30-31).
Когда же умирают неверующие, ангелы сообщают им о том, что их ожидают Ад и гнев Всемогущего Аллаха. Они говорят: «Отдайте свои души! Сегодня вам воздадут унизительными мучениями». (Аль-Ан‘ам, 93).
Муса выбивает глаз у Ангела смерти.
В «Сахихе». Муслима приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Ангел смерти пришел к Мусе, мир ему, и сказал ему: “Ответь твоему Господу!” Но Муса ударил его по глазу и выбил его. Тогда ангел вернулся к Всевышнему Аллаху и сказал: “Ты отправил меня к рабу Твоему, который не хочет умирать, и он выбил мне глаз”. Аллах вернул ему глаз и сказал: “Вернись к Моему рабу и скажи: ‘Ты хочешь жить? Если ты хочешь жить, то положи руку на спину быка, и ты проживешь столько лет, сколько волосков накроет твоя рука’”. Муса спросил: “А что потом?” Он сказал: “А потом ты умрешь”. Он сказал: “Тогда сейчас”». [Аль-Бухари (1339), Муслим (2372). В таком виде хадис передал Муслим]. В хадисе также говорится: «Ангел смерти приходил к людям так, что они могли видеть его, и когда он пришел к Мусе, тот выбил ему глаз». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].
Как сообщил Ибн Хаджар, некоторые еретики отрицают данный хадис. Опровергая их точку зрения, он сказал: «Муса выбил глаз Ангелу смерти, потому что увидел его в образе человека, пробравшегося в его дом без разрешения. Он не знал, что это Ангел смерти. Законотворец разрешил выколоть глаз тому, кто подсматривает за мусульманином в его доме без разрешения. Когда ангелы пришли к Ибрахиму и Луту в человеческом обличье, те тоже не сразу узнали их, ведь если бы Ибрахим узнал их, то он не стал бы предлагать им поесть, а если бы Лут узнал их, то он не стал бы опасаться за них». [Эту версию передали Ахмад в «Муснаде» и ат-Табари. См.: Фатх аль-Бари (6/442)].
Непринятие достоверных хадисов, повествующих о незримом мире, несовместимо с верой, даже если оно опирается на логические доводы. Вера в сокровенное — первое качество богобоязненных рабов, о чем ясно говорится в начале суры «Аль-Бакара». И если достоверность высказывания Аллаха и Его Посланника доказана, то нам не остается ничего, кроме как поверить ему: «А те, кто обладает основательными знаниями, говорят: “Мы уверовали в него. Все это — от нашего Господа”. Но поминают назидание только обладающие разумом». (Аль ‘Имран, 7).
Связь ангелов с человеком в могиле, на месте сбора и в Последней обители.
Говоря о вере в Последний день, мы еще коснемся — если на то будет воля Всевышнего Аллаха — связи ангелов с людьми после смерти. Мы поговорим о том, как Мункар и Накир допрашивают раба в могиле, как одни ангелы доставляют праведникам удовольствие в могиле, а другие причиняют страдания неверующим и преступникам. Мы расскажем, как в день воскресения они встретят верующих, а Исрафил затрубит в Рог, как они соберут всех людей для расчета, а потом погонят неверующих в Геенну, а верующих препроводят в Рай, как они будут наказывать неверующих в Аду и желать мира верующим в Раю.
Ангелы и верующие.
В предыдущем параграфе мы поговорили о роли ангелов в жизни каждого человека, будь то верующий или безбожник. Мы рассказали о том, как ангелы формируют зародыши и охраняют рабов, передают им откровение и наблюдают за ними, записывают их деяния и извлекают их души. Сказанное относится ко всем людям без исключения и не является привилегией только верующих.
В то же время некоторые обязанности ангелов в отношении верующих и неверующих различаются, и мы подробно рассмотрим отношение небожителей к каждой из этих групп в отдельности.
Любовь ангелов к верующим.
Аль-Бухари и Муслим передали со слов Абу Хурейры, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:
«Если Аллах возлюбил раба, то Он зовет Джибрила: “Поистине, Аллах любит такого-то, и ты возлюби его”. Потом Джибрил обращается к небожителям: “Поистине, Аллах любит такого-то, и вы возлюбите его”. И небожители начинают любить его, а потом его принимают и жители Земли». [Аль-Бухари (3209), Муслим (2637)].
Ангелы наставляют верующих.
Аль-Бухари передал в своем «Сахихе». рассказ Хассана бин Сабита о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, помолился за него и сказал: «О Боже, поддержи его Святым Духом». [Фатх аль-Бари (6/304)].
В том же своде приводится рассказ Абу Хурейры о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Однажды Сулейман, мир ему, сказал: “Этой ночью я обойду сто своих женщин, и каждая из них родит мне сына, который будет сражаться на пути Аллаха”.Ангел сказал ему:“Скажи: ‘Если так будет угодно Аллаху’”, — но он запамятовал и не произнес этого. Он обошел своих женщин, но только одна из них [зачала] и родила ему получеловека»*.Потом Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Если бы он сказал: “Если так будет угодно Аллаху”, — то не нарушил бы клятвы, и шансов на исполнение его желания было бы больше».[Аль-Бухари (5242), Муслим (1654). Ибн Хаджар сообщил, что в версии аль-Мугиры упоминаются семьдесят женщин, а версии Шу‘айба — девяносто. Эта версия приводится в разделе, посвященном клятвам и обетам, и ей автор отдал предпочтение. См.: Фатх аль-Бари (6/460). В различных версиях Муслима называются цифры шестьдесят, семьдесят и девяносто].
*[По мнению некоторых комментаторов, о рождении у пророка Сулеймана, мир ему, уродливого ребенка говорится в словах Всевышнего: «Мы подвергли Сулеймана искушению и бросили на его трон тело, после чего он раскаялся» (Сад, 34). Мухаммад аль-Амин аш-Шанкити в своем комментарии к аяту «И никогда не говори: “Я сделаю это завтра”» (Кахф, 23) писал, что причиной искушения Сулеймана стало то, что он не сказал “если так будет угодно Аллаху”, и только одна из его женщин зачала и родила получеловека, чье тело было брошено на его трон после смерти. См.: Аш-Шанкити М. Указ. соч. С. 632. — Прим. переводчика].
Таким образом, ангел дал совет пророку Сулейману и указал ему на то, что является более правильным.