введение Люди, вы – Боги, но вы забыли об этом! (Древняя Мудрость)
Мифологические представления древних славян – настоящий кладезь
мудрости наших предков. Это не только дохристианские божества, но
также представления о космосе и земле, о природе и ее законах, о
жизни зверей и птиц, о человеческой судьбе, о домашнем очаге, его
устройстве и украшении, об одежде, утвари и т.п. Славянская
мифология – отражение знаний, выработанных столетиями, а может
быть, и тысячелетиями человеческой практики.
В ''Словаре живого великорусского языка'' В. И. Даль так определил
понятие ''миф'' и ''мифология'': ''Миф – происшествие или человек
баснословный, сказочный, иносказанье в лицах, вошедшее в поверье.
Мифология – баснословие, басни веры, по преданию, боговщина''. Как
видим, в объяснении этого слова есть два главных понятия –
''басня'' и ''вера'', они в какой-то степени противоположны, но эта
противоположность характерна для их современного понимания, тогда
же они были синонимами. В детстве все мы верим басням и сказкам и с
ними постепенно осознаем мир. Так и в далеком детстве человечества
– в первобытном обществе – мифология была основным способом
осмысления окружающего природного и человеческого мира. Мифы –
рассказы о предках – составляли духовное сокровище племени.
Славянскую мифологию называют языческой. Что же такое язычество?
Академик Б. А. Рыбаков, написавший множество трудов по этой теме, в
том числе книги ''Язычество древних славян'' и ''Язычество Древней
Руси'', считает язычеством тот пласт культурного развития, который
накоплен человечеством за многие тысячелетия его существования,
т.е. язычество – это не только простая совокупность мифов, преданий
и т.п., но и жизнь их в истории славян и всего человечества.
Главная идея язычества выросла из самой жизни, а потому оно
охватывало мировоззрение и ''жизневоззрение'' людей древнего мира.
Кроме того, слово ''язык'' для древних славян означало то же, что
''народ'', ''этнос''. Это хорошо отражает само существо верований :
они были этническими (народными) в противоположность над этническим
(мировым) религиям. Язычество - магическая система формирования
личности. Язычество - это мифологическое мировоззрение, а не
религия. Оно направлено на формирование особого типа мышления с
целью самосовершенствования человека и восхождению его до уровня
бога-вершителя. Это учение о гармонии человека с природой. Гармонии
уже в том, что язычнику вовсе не обязательно записываться заранее в
воинство, ему не нужен противник. Свобода выбора не заключается в
выборе между добром и злом, а в выборе способов осуществления
добра. Язычество - это традиция, это особый образ мышления
направленный на совершенствование человека и поднятие его до уровня
бога. Язычество эвгемеристично и триалектично. Язычество - это
магическая система, тот, кто верит в это - у того она и работает
(начиная от "дружбы с домовым" .) Язычество незаметно для других
тонко регулирует и перестраивает мышление язычника. Язычество - не
религия в том смысле этого слова, как у нас понимается, поскольку
религия построена на системе догм, а язычество (скажем из
современных - даосизм) оставляет за человеком свободу выбора. (Раб
лишь тот, кто раб Чужого Выбора - это монотеистические и моно
идеологические концепции. А в язычестве, скажем, выбор меняют на
каждом шагу - это и есть Свобода Воли). Язычество НЕ для
государства и НЕ для общества. Язычество направлено на
самосовершенствование каждого отдельного человека. Язычество
наиболее сильно своим магическо-мифологическим воззрением на Мир;
это прекрасный Путь для совершенствования Человека, достойная
основа для созидания (как минимум) общины единомышленников.
Современное язычество, будучи не религией, а скорее Философией, ни
на каком уровне нигде и никому не навязывается, никого не
"вразумляет", не "упрашивает" и не приглашает настойчиво в свое
величественное Здание Мудрости. В язычество нельзя "посвятить" в
принудительном порядке или сразу по рождению, к нему надо прийти
ТОЛЬКО самостоятельно. Язычество считает, что Люди выделяются из
Природы тем же, чем и боги - умением самостоятельно мыслить - без
указаний жрецов и без помощи любых "святых книг" (даже языческих).
В вопросе так называемого "привлечения граждан к вере Предков"
современное язычество считает целесообразным следовать мудрой
древней народной поговорке: "лучше меньше, да лучше". Если
монорелигии склонны призывать граждан "не думать, а ВЕРИТЬ", то
язычество, напротив, призывает "ДУМАТЬ, а не верить", согласно
древней народной поговорке - БЛАЖЕН КТО ВЕРУЕТ, А СИЛЕН КТО ВЕДАЕТ.
Язычество считает, что необходимо повышать грамотность граждан во
всех областях Жизни и учить их относиться осторожно к ЛЮБОЙ теории,
претендующей "осчастливить ВСЕХ".§ Однако в культуре человечества
вряд ли найдется другое такое явление, о котором в науке
высказывались столь противоположные суждения, как мифология. Одни
ученые связывают ее, чуть ли не отождествляя, с религией, другие
резко противопоставляют ей. Одни не видят различий между мифологией
и народными легендами, преданиями, сказками, другие полностью
разделяют их. Славянскую мифологию чаще всего подразделяют на три
области, соответствующие племенам южных, западных и восточных
славян. Этим трем главным областям, соответствуют и три главные
ступени их языческой религии: 1) непосредственное поклонение
природе и стихиям; 2) поклонение божествам, олицетворяющим эти
явления; 3) поклонение кумирам, вознесшимся над людьми. В своей
работе я постараюсь раскрыть основной пантеон языческих богов.
Боги древних славян "И вот начните, во-первых - главу пред
Триглавом склоните!" - так мы начинали, великую славу Ему
воспевали, Сварога - Деда богов восхваляли, что ожидает нас. Сварог
- старший бог Рода божьего и Роду всему - вечно бьющий родник, что
летом протек от кроны, зимою не замерзал, живил той водою пьющих!
Живились и мы, срок пока не истек, пока не отправились сами к Нему
ко райским блаженным лугам! И Громовержцу - богу Перуну, Богу битв
и борьбы говорили: "Ты, оживяющий явленное, не прекращай колеса
вращать! Ты, кто вел нас стезею правой к битве и тризне великой!" О
те, что пали в бою, те, которые шли, вечно живите вы в войске
Перуновом! И Свентовиту мы славу рекли, он ведь восстал богом Прави
и Яви! Песни поем мы Ему, ведь Свентовит - это Свет. Видели мы чрез
Нем Белый Свет. Вы посмотрите - Явь существует! Нас Он от Нави
уберегает - Мы восхваляем Его! Пляшущего мы воспевали, к нашему
Богу взывали мы, ибо тот Бог - Землю нашу носил, звезды держал,
Свет укреплял. Славу творите во всем Свентовиту: "Слава Богу
нашему!" Скорбите же сердцем нашим - этим вы смели отречься от
злого деяния нашего, и так притекли к добру. Пусть обнимаются дети!
И творите: "Все сотворенное не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете, ибо тайна та велика есть: как
Сварог и Перун - - есть в то же время и Свентовит. Эти двое
охватывают небо, сражаются тут Чернобог с Белобогом и Сваргу
поддерживают, чтоб не был повержен тот бог Свентовит. За теми двумя
- Велес, Хорс и Стрибог. Затем - Вышень, Леля, Летеница.§ Сварог
Сварог был у славян богом Неба, отцом всего сущего. Сварог - отец
ряда богов (Перун, Даждьбог - Радегаст); бог огненной стихии,
творец. По одной из мифологических версий, Сварог - сын Крота и
внук Ситоврата, потому уже не может быть отцом всех богов. Однако,
ныне он вполне может рассматриваться в такой ипостаси, если забыть
про Стрибога - Рода. В позднее время, как творец. Сварог связан с
небесным огнем и небесной сферой. Имя бога происходит от
ведического (древнеиндийское) "svargas" - небо; так же в этом слове
представлен и корень "var" - горение, жар. Легенда рассказывает,
что Сварог подарил людям первый плуг и кузнечные клещи, научил
выплавлять медь и железо. Кроме того, он установил законы, которые
могли бы соблюдать люди. "Дид божий" Сварог, по древнему преданию,
предается покою, предоставляя управление своим богам-детям и внукам
- Сварожичам .
По данным древнерусских поучений против язычества, культ Сварожича
был связан с культом огня: язычники «огневи молять же ся, зовуце
его сварожичем» («Слово некоего христолюбца»). В славянском
переводе хроники Иоанна Малалы (12 в.) СВАРОГ отождествлен с
древнегреческим Гефестом. В древнерусском пантеоне особо тесные
связи соединяли СВАРОГА с Дажьбогом, названным в летописи сыном
СВАРОГА (« . сего ради прозваша и богъ Сварогъ . и по семь
царствова сынъ его именемъ Солнце, его же наричють Дажьбогъ .
Солнце царь сынъ Свароговъ еже есть Дажьбогъ», Ипатьевская летопись
1114 г.).
В Ипатиевской летописи читаем: «Некогда царствова на земле Сварог
высочайшее существо, отец света, научи человека искусству ковать и
брачным связям».¨ Отрывок о Свароге, отце солнца, связан с вставкой
о Совии в «Хронике» Иоанна Малалы. Оба эти текста, видимо, отражают
общую культурную традицию, связанную с введением трупосожжения. У
балтийских славян Сварожич (иначе называвшийся Радгостом) почитался
в культовом центре редариев Ретре - Радгосте как один из главных
богов, атрибутами которого были конь и копья а также огромный
вепрь, согласно легенде, выходивший из моря. Перун Славянским
громовержцем был Перун. Его культ является одним из древнейших и
восходит еще к 3 тысячелетию до н. э. Перун, почитавшийся как
творец, производитель дождей, назывался еще подателем пищи, богом
оплодотворителем. Культ Перуна, бога грозы, войны и оружия возник
сравнительно поздно в связи с развитием дружинного, военного
элемента общества. Перун, или как его еще называли Перун -
Сварожич, представлялся славянам вооруженным воином, мчащимся на
золотой колеснице, запряженной крылатыми жеребцами, белыми и
черными. Согласно преданиям белорусов по воздушным высотам, и, если
видит, что на земле творится беззаконие, то разбирает скалы или
малые небеса и насылает молнию на злых и нечестивых. Возвышение
культа Перуна, превращение его в верховного языческого бога
начинается с военными походами киевлян - они побеждают хазар, воюют
на равных с Византией, подчиняют себе многие славянские племена.
Перуна называли "княжьим богом", поскольку он был покровителем
князей, символизировал их власть. Такой бог был чужд большинству
общинных славян-земледельцев. Это бог воинов и дружинников. В
известных договорах славян с греками говорится, что князья-воители
клялись Перуном, и только на втором месте в договорах фигурирует
Велес. В историко-социологическом плане культ Перуна следует
относить к поздней эпохе, когда обозначились черты военной
демократии, и князья-воители у славян стали обладать большей
властью, нежели жреческое сословье, имевшее своих богов (мудрости и
магии). Характерной чертой ритуалов, связанных с Перуном, является
их соотнесение с дубами и дубовыми рощами и возвышенностями, на
которых ставили в древности статуи Перуна и его святилища. Молнии -
это стрелы бога-громовника. Перун, по легенде, в левой руке носит
колчан стрел, а в правой лук, пущенная им стрела поражает
противника и производит пожары. Его палица (молот), как знак
карающего божественного орудия, стала символом власти, ее функции
перенесли на царский скипетр, жреческий и судейский жезлы.
святилище Перуна повторяет цветок с восемью лепестками, квадрат на
повернутом квадрате. Есть версия, что Егорий Храбрый (Георгий
Победоносец), поражающий змея - никто иной как Перун,
"затесавшийся" в святцы, прикрывшись христианским именем. Причем
сам образ "бога-громовержца, бога скалы, камня" реконструируется
лингвистически как праиндоевропейское "Перун-Перунт". Фраза,
заключающая в себя основной миф, так и звучит: "Перперти н'агхим
Перун(т)", что переводится - "Убивает (поражает, ударяет) змея
громовержец - бог камня". Однако, поскольку кроме бога-громовика
есть и другие "змееборцы" (так называемые "светлые боги" Свентовит
и Дажьбог), постольку данная версия - это лишь символ борьбы двух
неуничтожимых начал: "умная сила" - (Змей) и "сила есть, ума не
надо" - (Змееборец). В русских песнях, сказках преданиях часто
встречается имя Ильи Муромца, якобы совершающего различные
богатырские подвиги. И хотя Илья Муромец известен как лицо
историческое (он жил около 1188 г.) тем не менее в народном эпосе
ему приписывают черты более древние, принадлежащие к области
мифологических представлений о боге – громовике Перуне.§ Тот, кто
ищет покровительства у Перуна - "зациклен" на идее противоборства,
у него сознание борца, воина, готового ответить ударом на удар,
силой на силу. Его совершенство особого толка. Он не склонен ни к
какому договору или сотрудничеству, потому что считает "принцип
Громовика" единственно справедливым и сверяет с этой Идеей каждый
свой шаг. Он приносит нерушимую клятву и верит, что владыка громов
и молний следит за ее соблюдением свысока. Однако,
"громопоклонничество", как почитание Солнца или Огня, это лишь один
из Путей в язычестве; существуют и другие . Велес Богом плодородия,
связанным с Навью (нижним миром), был Велес (Волос, Влас). Имя
Велеса восходит к древнейшему корню "вел" со значением "мертвый".
Но поскольку с миром мертвых связывались представления о магической
силе, обладатель которой подчиняет себе людей, то этот же корень
означает могущество и встречается в словах "власть", "велеть",
"владеть", "великий". Нисхождение в иной мир приносит герою
всеведение, особую мудрость, нередко связанную с поэтическими
особенностями, поэтому Велес - одновременно бог мудрости и поэзии
(вещий певец Боян в "Слове о полку Игореве" назван внуком "внуком
Велеса"). Велес - сын небесной Коровы и первобога Рода, один из
самых древних индоарийских богов, сначала как покровитель
охотников, затем скотоводства и богатства; он приходил в мир под
разными именами - Рудра и Шива (в разных временных рамках!), Тот,
Гермес, Меркурий, Луг, Велунд, и наконец Один-Вили-Ве и Локи. Это
имена одного Архетипа из разных культур и разных времен (все они, в
том числе, боги мудрости и магического знания). Велес есть ВОЛЯ,
связующая самые противоречивые тенденции - к созиданию и к
разрушению. Он бог волшебства, мудрости и искусства, покровитель
ремесел и повелитель мертвых. Велес - бог Ведающий и Ведущий
(Великий Водчий) для всех, кто следует путями магии. "Скотий бог"
Велес так же следит за соблюдением договора (а любой договор так
или иначе предполагает доверие). Это он благословляет
путешественника и помогает ему в дороге. Именно Велес открывает
тайны ремесла и медицины. Мудрость и волшебные ремесла,
действительно, всегда идут рука об руку. Любимец Велеса -
совершенный человек. Он может быть талантливым ученым, гениальным
поэтом и певцом, непревзойденным мастером по части приготовления
кушаний, лучшим из садовников или лесничим, удачливым крестьянином,
наконец, дельцом. Славяне почитали Велеса как бога богатства. В
древности часто расплачивались домашними животными, слово "скот"
имело значение "деньги", "имущество" и так же было показателем
богатства; слово "скотолюбие" означало корыстолюбие; "скотник" -
финансовый чиновник, стоящий между посадником и старостой;
"скотница" - казна. В Древней Руси Велес был и покровителем купцов,
которые в своих договорах часто клялись его именем. Хозяин иного
мира - божество прародитель - в древнейшей мифологии имеет облик
животного, и образ Велеса восходит к образу Медведя как
могущественного божества. С Велесом связано созвездие Плеяд
(Волосынь). Волос - древнее хтоническое (имеющее вид зверя)
божество, которое сохранило имя, происходящее от "волосы",
"шерсть", "шерстистый"; бог сохраняет черты зверя, представляется
мохнатым (в южнославянских языках название шерсти - "вълна" -
восходит к тому же корню; другая форма имени бога - Волос). В таком
понимании Волос не является только лишь "скотим богом", а
богом-скотом, богом в виде дикого животного. Соединение этих
представлений о боге дает ключ к пониманию слова "волхв" - это
языческий жрец, облаченный в звериную шкуру мехом наружу, он
общается с иным миром, наделен великой мудростью и поэтическим
даром, он - могущественный маг, возможно, пророк (как известно, с
вопросами о будущем люди нередко обращались к умершим). Культ
Велеса - великого подземного бога, покровителя богатства, владыки
мудрости, колдовства, поэзии, искусств, музыки, повелителя мертвых
- был очень широко распространен на Руси. Об этом, в частности,
говорит обилие деревень и сел с названиями Велесово, Волосово,
Волотово. В народном фольклоре Велес часто употребляется в значении
"пастух", Велес - "водчий бог". Он же - страж Нави, переносящий
души умерших в Навь (небытие); владелец Перехода и Водчий из мира в
мир. В славянской языческой мифологии Велес так же предстает в
обличье Змея, божественного противника Перуна. Велес-Змей, как
ипостась более обширного архетипа - космогонического Чернобога
("Черта"), воплощает в себе силы первобытного Хаоса, буйной,
неупорядоченной, необжитой природы, зачастую враждебной человеку.
Велес-Чернобог ("Черт"), обладая столь мощной разрушающей силой, но
являясь так же богом мудрости, умеет держать собственные силы Хаоса
в повиновении и направлять их в нужное русло. Противником Велеса,
как "Черного бога", является "Белый бог" - Световит (Свентовит).
Противопоставление Велес-Перун выводится не только из славянской
мифологии, но и из индоевропейских параллелей. Например, Вала и
Велес этимологически тождественны, а параллель Перун-Индра
наблюдается так же наглядно. Язычники-славяне чтили обоих
божественных противников - и Перуна, и Велеса. Только святилища
Перуна устраивались по высоким местам, а святилища Велеса - в
низинах.
После принятия христианства у Велеса появился двойник – святой
Власий Севастийский. Классический славянский треглав:
Сварог-Перун-Велес. Это также можно условно представить и как
триаду: Правь ("Сущее", "Изначальное") - Явь ("Свет") - Навь
("Тьма")
Чернобог Повелитель Нави, Пекельного царства, Тьмы - есть могучий
властитель Чернобог. Велика власть Черного бога, стремится он
повергнуть Светлых богов и подчинить все своей власти, сковать
вечным холодом. Вечным оппонентом Чернобога является Белобог,
воплощение сил Яви. Вечно бьются они и ни один не может одержать
решающей победы. Но раз в год Чернобог превращается в сияющего
златовласого Белобога и ведет ожесточенную борьбу с Богом Тьмы (с
самим собой). Так в мифе проиллюстрирована взаимосвязь и
цикличность света и тьмы. Петр Альбин в Миснейской летописи
говорит: "славяне для того почитали Чернобога, как злое божество,
что они воображали, будто всякое зло находится в его власти, и
потому просили его о помиловании, они ПРИМИРЯЛИ его, дабы в сей или
загробной жизни не причинил он им вреда " . Гельмгольд в своей
"Славянской Хронике" описывает, что когда на пиру у славян
чествовали злого бога Чернобога, то при обносе гостей чашею каждый
произносил проклятия, а не слова благословения. Но следует
заметить, что воспитанный на иной религии может трактовать обряды
иноверцев только с точки зрения собственной религии. И тот и другой
авторы поняли славян по-своему, по-христиански . Аль-Масуди дает
описание святилища Черного бога (10 века) на черной горе " . в нем
[здании на черной горе] они [славяне] имели большого идола в образе
человека или Сатурна, представленного в виде старика с кривой
палкой в руке, которой он двигает кости мертвецов из могил. Под
правой ногой находятся изображения разнородных муравьев, а под
левой - пречерных воронов, черных крыльев и других, а также
изображения странных хабашцев и занджцев [т.е. абиссинцев]". Вороны
- чернота в небе, муравьи - чернота под землей, абиссинцы - чернота
на земле. Таким образом, попирая своих слуг, Черный бог руководит
чернотой во всех пространствах. До сих пор большинство проклятий
связано с пожеланием смерти или отправиться в то место, откуда
вышел. Черный день, черная душа, черный ворон . Черный цвет у
большинства народов - это цвет земли, символ принадлежности к
подземному или смертному миру. Ворон - питается падалью, всегда
связан со смертью у любых народов, долгожительством, старостью,
мудростью. Муравей - однокоренное слово со словами сумрак, мор,
мерзость, морока, марать, мара, мерешиться, умереть, мерковать
(ночевать), сумерки, смердеть. Мурава - трава растет из-под земли,
куда отправляются те, кто не попал в Ирий. Сатурн, римский бог, с
которым Аль-Масуди сравнивает Черного бога, покровительствовал
земледелию, а любой культ земледелия связан со смертью в один сезон
и с возрождением - в другой. Ходаковским в 1822-1837 годах в ряде
публикаций на основании своих экспедиций приводит названия урочищ и
городищ восточных славян, связанных с именем Чернобога, доказывая
повсеместность этого культа, а не только у славян западных. Одним
из таких мест был Чернигов, поклоняющихся Чернобогу называли
черняками или черными колдунами (уже в христианскую эпоху).
Ю.Миролюбов приводит сказки с участием Черняка и Беляка
(предположительно отголосок веры в Чернобога и Белбога).
А.Н.Афанасьев (Происхождение мифа, стр 271, 1996, Индрик) указывает
на то, что понятие о Чернобоге и Белбоге - не нравственное понятие,
а связано с физическими условиями обитания человека и одинакового
воздействия темноты на человеческий организм. Люди как правило
плохо видят в темноте, а потому ночью наиболее уязвимы, т.е.
смертны. Он отмечает также близость понятий темный (слепой) и
черный.
Таким образом, Чернобог связан со смертью и миром мертвых,
Кощей как раз и управляет этим миром и не случайно царство
Пекельное именуют еще и Кощным, а попросту - это один из уровней
Нави. Уже отмечалось, что Аль-Масуди сравнил своего Чернобога
именно с Сатурном, который был богом земледелия и урожая. Его
цветом считался черный. Он отец Юпитера, побежден им и сброшен на
землю. В период царствования Сатурна на земле царил Золотой век.
Всякое земледелие связано с зарождением новой жизни. Общеизвестно,
что старый, более древний чем нынешний, свергнутый бог приобретает
подчас отрицательные черты. Это случилось, например, с Велесом,
обозванным зачастую в православии Шутом, т.е. Сатаной. Велес
бессмертен, ибо руководит Смертью, так бессмертен и Кощей (грань
архетипа или воплощение Чернобога\Велеса на одном из уровней Нави и
в эпоху православия). " . палкою в руке, которой он двигает кости
мертвецов из могил ." - зачем Черному богу понадобилось двигать
кости мертвецов? Палка - это либо жезл, а если кривая - то уже
кочерга. Кости мертвецов он двигает - т.е. руководит загробной
жизнью. Неточность перевода допускает два толкования "прочь из
могил" - тогда это уже реинкарнация, либо просто руководство
умершими. Черный бог руководит подземным царством, ведь могилы в
земле, а кости под землей. Из-под земли выползают муравьи, оттуда
же змеи. Но двигать просто жезлом что-либо находящееся в глубине -
трудновато, потому палка изогнута: т.е. кочерга. Рыбаковым
установлена связь между понятиями КОЩ и жребий, гадание, судьба.
Кочерга использовалась в обряде, как прогнать крота - подземного
жителя - со своего участка. Т.е. кроту вменялось в обязанность
подчиниться кочерге. Кочергой руководят случайным процессом
сгорания углей в печи, упорядочивая их. А печь в каждом доме
располагалась в углу противоположном красному (иконы). В русской
православной церкви известен святой - Прокопий Устюжский,
изображаемый с кочергами в руках, как например на барельефе церки
Вознесения на Б.Никитской улице в Москве 16 века. Этот Святой
введенный в 13 веке, ответственен за урожай, у него три кочерги,
если он их несет концами вниз - урожая нет, вверх - будет урожай
(Виноградов П, Жизнь святых ., М., 1880, с 29.) Таким образом можно
было предугадать погоду и урожайность. У Гоголя Вий с железным
лицом. По-видимому, кочерга, вилы, копья, палка - это отголосок
одного и того же. Веки ассоциируются с печной заслонкой, которая
столь горяча, что ее можно сдвинуть посторонним предметом.
Отгороженный от света массивными черными веками, живущий сам в
себе, "Вий" напоминает горящую изнутри жизнью Землю-печь, однако,
невозмутимую и черную снаружи. Внутри "Вия" - печи содержится такие
энергии, соприкосновение с которыми равносильно прикосновению к
Нижнему Миру, а значит - либо смерть, либо бессмертие. Кости
мертвецов - Игральная кость - Кощь (жребий) - Кощей Бессмерный -
Кощевой (Управитель козаков) - Кочерга (палка, символ управления
костями мертвецов). День святого Касьяна, заменившего Кощея в
православии, праздновался 28-29 февраля, кстати эти же даты связаны
с Бадняком. Касьян - это единственный немилостивый православный
святой: "Кас'ян схожий на людину, увесь в шерстi, вii довгi, аж до
землi, i весь чорний. Кас'яновi через вii погано бачити, i нечиста
сила пiдiмае йому вii гуртом ". Итак, Черный бог - он же Навий бог,
он же Кощей, он же Велес, Вий, Касьян - все это имена разных граней
одного архетипа на разных уровнях Нави - связан с зарождением новой
жизни. И это есть в каждом из нас. И только чудак может это от себя
гнать. И как же Чернобогу-Кощею-Касьяну-Вию-Велесу не быть в каждом
из нас, если он, вороша своими Кочергами мертвую материю, не
подготавливает ее к новой жизни. Кощей - управитель вероятности
возрождения в новой жизни. А врагом Кощея сделали христианские
сказочники да современные горе-интерпретаторы. Да, в каждом из нас
есть Навь, и если кто-либо хочет избавиться от Нави в себе - это
его право. Но большинство язычников этого делать не собираются,
потому что Навь - это не вредоносная Сила, она вредоносна лишь в
речах несведущих людей.
Дажьбог Несколько столетий одним их почитаемых на Руси богов был
Дажьбог (Даждьбог) - бог солнечного света, тепла, и плодородия
вообще. Имя его происходит не от слова "дождь" (как иногда ошибочно
думают), оно означает - "дающий Бог", "податель всех благ". Часто
употребляемая фраза "дай бог" служит отражением древнего имени
Дажьбога (в древнерусском "дай" было "дажь"). Восточнославянскому
Дажьбогу соответствуют Дабог и Дajбoг у южных славян и Dac'bog у
западных. У всех славян он выступает как "дающий бог" (deus dator).
Славяне называли его "Солнце-царь, сын Сварогов", символами этого
бога были золото и серебро. Культ Дажьбога особенно расцвел на Руси
в XI-XII вв., в эпоху государственной раздробленности, сосуществуя
с христианством. Русские люди почитали Дажьбога как своего
защитника, называя себя его внуками. О Дажьбоге - Солнце-царе -
говорили как о первом правителе, учредителе календарного счета
дней, законодателе. Дажьбог изображался летящим на колеснице, в
которую запряжены четверо огнегривых коней с золотыми крыльями; в
руках бога - ритуальные жезлы с изображением листьев папоротника;
солнечный свет происходит от огненного щита, который Даждьбог возит
с собой. Дажьбог был богом солнечного света, но отнюдь не самого
светила.
Ярила Ярила - сын (или ипостась) Велеса, он бог весеннего солнца,
погибающий и возрождающийся. Ярила (Ярило) был у древних славян так
же богом плодородия, размножения и физической любви. Именно эта
сторона любви, которую поэты называют "страстью кипучей", и
находилась в "ведении" славянского бога Ярилы. Его представляли
себе юным, красивым мужчиной, пылким влюбленным женихом. Ярило -
так же и весеннее солнце. Язычники-славяне считали, что весенний
расцвет должен пробуждать в людях страсть, а людская любовь -
увеличивать плодородие полей. Так же у Ярилы просили хорошего
урожая, когда появлялись первые всходы яровых. Ярила так же -
Вешний Коровий бог, бог-воин, "побеждающий" Мороза весной и
"сшибающий с Зимы рога". Сохранился в христианских святцах как
Никола Вешний; у западных славян именовался - Яровит ("ярый бог").
Хорс Имя "хорс", имеющее индоиранские корни, означает "солнце",
"круг". Хорс воплощает в себе движущееся по небу светило. Это очень
древнее существо (одна из предпосылок: в «Слове о полку Игореве»
Хорс назван Великим), не обладающее антропоморфным обликом и
представлявшееся просто золотым диском. Анализ известных сведений о
Хорсе показывает, что в большинстве сочинений Хорс соседствует с
небесными богами: Перуном, соотносимым с громом и молнией, и с
Дажьбогом, что позволяет интерпретировать его принадлежность к
солярным божествам. Хорc - божество солнечного светила, но не
солнечного света и тепла, он представлял собою некое дополнение к
образу Дажьбога-солнца, подателя земных благ. С культом Хорса был
связан ритуальный весенний танец - ХОРовод (движение по кругу),
обычай печь на Масленицу блины, напоминающие по форме солнечный
диск, и катать зажженные колеса, так же символизирующие светило.
Семаргл Огнебог-Семаргл (Симаргл) - бог огня и огненых стихий,
посредник между людьми и небесными богами. По одной из версий имя
Семаргла связывают с «Седьмоглавом». Семь, как известно, являлось
числом часто использовавшимся в мифологии. Оно состоит из суммы 3 и
4 – основных параметров называемых «совершенными», «божественными».
По воззрениям древних, число 7 представляет соединение Творца с
творением. Был спутником богов солнца и плодородия. В том числе, по
смежной мифологической версии, Семаргл - также и "крылатый пес",
охранитель посевов, бог коней. О древности ОДНОГО ИЗ таких его
образов говорит звериный облик; представление о Семаргле -
защитнике посевов - как о чудесной собаке легко объяснимо: реальные
псы оберегали поля от диких косуль и коз. Семаргл, как и Хорс,
божество скифского происхождения - их культ пришел от восточных
кочевников, поэтому оба этих бога почитались только в Южной Руси,
граничившей со Степью. Стрибог По одной из версий, Стрибог является
верховным царем ветров - "Слово о полку Игореве" называет ветры
"Стрибожьими внуками". Его почитали и как истребителя всяческих
злодеяний, разрушителя злоумышлений. По другой версии, Стрибог или
Стриба (га) - древнее верховное божество Пространства, а затем и
просто властитель воздушной стихии, времени. Индоиранское "бог"
(авестийское "бага") в этом имени объединено со славянским
"СТРЪГА"- распространять, простирать. По функциям, как отмечает
Б.А. Рыбаков, Стрибог близок к скифскому Папаю и греческому Зевсу.
Согласно восточнославянской традиции, СТРИБА является в образе
гусляра, перебирающего струны, с луком за спиной, а на поясе -
сагайдак со стрелами. Ветер играет струями - струнами дождя и
лучами - Стрелами света, тот же ветер колышет Струны высоких трав в
поле на равнине, где властвует Стрибог. Несомненна фонетическая
связь со словами "стрела", "струна", "Стремя", "Стремительный"
(один из главных эпитетов Ветра в сказках). "То ветры, Стрибожьи
внуки, веют с моря стрелами на храбрые полки Игоревы" - сообщает
"Слово о полку Игореве". С громом и молниею тесно связываются
ветры, внуки Стрибога, они придают стремительность стрелам (лучам)
солнца, которыми оно оплодотворяет все способное к развитию и
преследует темную силу смерти. " Этим подчеркивается функция
Стрибога, как посредника между Вышним и Нижним мирами . Марена Во
многом схожа с Велесом Марена - богиня Зимы, мира мертвых и .
плодородия земли. Следы ее культа у славян прослеживались вплость
до недавнего времени: Марой или Мареной в деревнях называли
соломенное чучело - олицетворение зимней стужи, которое на
масленицу разрывали и разбрасывали по полям, чтобы те дали богатый
урожай. Это символично тому, как происходит в природе: из мертвой
смерти (зимы) и живородится жизнь (весна). Макошь(Мокошь) К
древнейшему земледельческому культу Матери-земли восходит
общеславянское почитание Макоши - богини земли, урожая, женской
судьбы, великой матери всего живого. Макошь-Земля - олицетворяет
собой женское начало природы. Макошь как богиня плодородия тесно
связана с Семарглом (огнебогом), с русалками, орошающими поля, с
водой вообще - Макоши поклонялись у родников, в качестве жертвы
девушки кидали ей пряжу в колодцы. Макошь была также богиней
женских работ, чудесной пряхой. Она так же прядет нити судьбы,
вместе с помощницами Долей и Недолей определяя судьбу людей и
богов. Макошь ходит по Земле в виде молодой женщины с распущенными
волосами и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты.
Милует и награждает она только сильных духом, борющихся за счастье.
Она дает выход из самых безнадежных положений, если человек не
отчаялся, если идет из последних сил, если не изменил себе и мечте.
И тогда Макошь посылает человеку богиню счастья и удачи - Сречу. И
тогда человек открывает дверь, делает шаг и Среча встречает его. Но
если человек опустился, разуверился и махнул на все рукой - мол,
"Кривая вывезет", то его ждет горькое разочарование. Макошь
отвернет свой лик. И отверженного поведут по жизни чудовищные
старухи - Лихо Одноглазое, Кривая, Нелегкая.
Лада
Благослови мати, Ой, мати Лада, Мати! Весну закликати… Лада -
богиня брака, изобилия, времени созревания урожая. Ее культ
прослеживался (в частности, у поляков) вплоть до XV века; в
древности он был распространен у всех славян, а так же балтов. К
богине обращались с мольбами поздней весной и в течение лета,
приносили в жертву белого петуха (белый цвет символизировал благо).
Имя ее повторялось в припевах песен: "Ой, Ладо!". Богинь-Рожаниц
было две: Мать и Дочь. Ладу называли "матерью Лелевой". Лада
связывалась славянами с периодами летнего плодородия, когда
созревает и тяжелеет урожай. С именем "Лада" в русском языке
связано множество слов и понятий, и все они имеют отношение к
установлению порядка: ладить, наладить, сладить, ладно. Раньше
свадебный сговор назывался "ладины". Лада иногда считалась так же и
матерью двенадцати месяцев, на которые делится год.
Леля Леля - дочь Лады, младшая Роженица. Богиня весны, первой
зелени и первых цветов, юной женственности и нежности. Отсюда
бережное отношение к кому-либо передается словом "лелеять". Славяне
считали, что именно Леля заботится о весенних всходах - будущем
урожае. Особо почитали Лелю молодые девушки, справляя в ее честь
весенний праздник - Ляльник; выбирали самую красивую из подруг,
надевали на ее голову венок, усаживали на дерновую скамью (символ
прорастающей молодой зелени), водили вокруг нее хороводы и пели
песни, прославляющие Лелю, затем девушка - "Леля" одаривала подруг
заранее приготовленными венками. Культ Рожаниц связывался как с
плодородием и земледелием, так и с понятиями брака, любви и
деторождения. Более поздние - монотеистические религии - пытавшиеся
абсолютизировать понятия "добра" и "зла" (наверное, мечтавшие о
всеобщей и окончательной победе Янь над Инь - естественно, записали
всех этих языческих богов в разряд дьяволов, бесов и демонов - что,
в общем-то, вполне верно и логично (с ИХ точки зрения). Все
языческие боги всех народов были прямо объявлены "исчадиями ада" и
противопоставлены "Единому доброму богу" известных ныне
монорелигий. Произошло это потому, что языческие боги отвечали за
Мир Сей, а по монотеистическим концепциям, как известно, "Миром Сим
правит Сатана", соответственно, и все боги Мира Сего - его слуги.
Объявив монополию на истину в последней инстанции, монобоги,
возможно, рассуждали по принципу "кто не с нами, тот против нас".
Славяне-язычники же НЕ делили богов на однозначно добрых или злых,
так как представляли богов как личностей с уникальными и присущими
только им характерами, как личностей, у которых есть как
достоинства, так и недостатки (с точки зрения человека).
"Второстепенными" божествами были те, которые жили бок о бок с
человеком, помогали ему, а иногда и мешали, в разных хозяйственных
делах и житейских заботах. В отличие от главных божеств, которых
редко кто видел, эти довольно часто показывались человеку на глаза.
Об этих случаях у славян имеется огромное количество преданий,
легенд, сказок и даже рассказов очевидцев, начиная с глубокой
старины и до наших времен. Вот некоторые из этих божеств: Домовой,
Овинник, Банник, Дворовый, Полевик и Полудица, Леший, Водяной.
Домовой Это душа дома, покровитель строения и живущих в нем людей.
Строительство дома было для древних славян исполнено глубочайшего
смысла, ведь человек при этом уподоблялся богам, создавшим
Вселенную. Огромное значение придавалось выбору времени начала
работ, выбору места и строительных материалов. Срубая деревья,
язычник-славянин винился перед древесными душами, изгоняемыми из
стволов, и исполнял очистительные обряды. Но древний славянин
все-таки не был до конца уверен, что срубленные деревья не начнут
ему мстить, и чтобы обезопасить себя приносил так называемые
"строительные жертвы". Череп коня или быка закапывался под красным
(восточным) углом дома, в котором помещались резные изваяния богов.
Домовой устраивался жить в подполье, под печью. Он представлялся в
виде маленького старичка, похожего лицом на главу семьи. По нраву
он - вечный хлопотун, ворчливый, но заботливый и добрый. Люди
старались поддерживать с Домовым добрые отношения, заботиться о нем
как о почетном госте, и тогда он помогал содержать дом в порядке и
предупреждал о грозящем несчастье. Переезжая из дома в дом,
Домового всегда с помощью заговора приглашали переехать вместе с
семьей. Живущий рядом с человеком Домовой - самый добрый из "малых"
божеств. А уже непосредственно за порогом избы "свой" мир
становиться все более чужим и враждебным. Дворовый и Банник.
Дворовый - это хозяин двора, он считался уже чуть менее
доброжелательным, чем Домовой. Овинник (Гуменник) - хозяин овина -
еще менее, а Банник, дух бани, стоящей вовсе на отшибе, на краю
двора, а то и за его пределами - попросту опасен. В древности слово
"нечистый" означало вовсе не что-то греховное или дурное, а просто
менее священное, более доступное действию недобро настроенных по
отношению к человеку сил. О Баннике и в наши дни рассказывают
немало жутких историй. Он представляется в виде крохотного, но
очень сильного старичка, голого, с длинной, покрытой плесенью
бородой. Его злой воле приписывают обмороки и несчастные случаи,
иногда происходящие в бане. Любимое развлечение Банника - шпарить
моющихся кипятком, раскалывать камни в печке-каменке и "стрелять"
ими в людей. Может он и затащить в горячую печку и содрать клок
кожи с живого. Впрочем, с ним можно поладить. Знающие люди всегда
оставляют Баннику хороший пар, свежий веничек и лоханку чистой
воды. И никогда друг друга не подгоняют - Банник этого не выносит,
сердиться. А уж если попал под руку Баннику, надо выбежать из бани
и позвать на подмогу Овинника или Домового: "Батюшка, Выручи!"
Полевик. Когда начали расчищать леса и распахивать земли под поля,
пастбища и новые угодья, конечно, немедленно входили в
соприкосновение с другими "малыми" божествами - Полевиками. Вообще
с хлебным полем связано много верований и примет. Так, до прошлого
века дожило разделение сельскохозяйственных культур на "мужские" и
"женские". Например, хлеб-жито сеяли только мужчины, несшие
посевное зерно в особых мешках, скроенных из старых штанов. Тем
самым они как бы заключали "священный брак" со вспаханным полем, и
ни одна женщина при этом присутствовать не смела. А вот репа
считалась "женской" культурой. И женщины сеяли ее, стараясь
передать Земле часть своей детородной силы. Иногда люди встречали в
поле старичка, невзрачного с виду и донельзя сопливого. Старичок
просил прохожего утереть ему нос. И если не брезговал человек, в
руке у него неожиданно оказывался кошель серебра, а
старичок-Полевик исчезал. Таким образом наши предки выражали
простую мысль, что Земля щедро одаривает лишь тех, кто не боится
выпачкать рук. Полудица.
Рабочий день в деревнях начинался рано, а вот полуденную жару лучше
было переждать. Было у древних славян особое мифическое существо,
которое строго присматривало, чтобы в полдень никто не работал. Это
Полудица. Ее представляли себе девушкой в длинной белой рубахе или
наоборот - косматой страшной старухой. Полудицы побаивались: за
несоблюдение обычая она могла наказать, и жестоко - теперь мы
называем это солнечным ударом. Леший.
За оградой жилища древнего славянина начинался лес. Этот лес
определял весь уклад жизни. В языческие времена в славянском доме
из дерева делали буквально все, от самого жилища до ложек и
пуговиц. А кроме того лес давал дичь, ягоды и грибы в огромном
разнообразии. Но кроме благ, даруемых человеку, дикий лес всегда
таил немало загадок и смертельных опасностей. Идя в лес, всякий раз
надо было быть готовым ко встрече с его хозяином - Лешим. "Леший"
на старославянском языке означает "лесной дух". Внешность Лешего
переменчива. Он может предстать великаном, выше самых высоких
деревьев, а может спрятаться за маленьким кустиком. Леший похож на
человека, только одежда у него запахнута наоборот, на правую
сторону. Волосы у Лешего длинные серо-зеленые, на лице нет ни
ресниц, ни бровей, а глаза как два изумруда - горят зеленым огнем.
Леший может обойти вокруг неосторожного человека, и тот долго будет
метаться внутри волшебного круга, не в силах переступить замкнутую
черту. Но Леший, как и вся живая природа, умеет воздавать добром за
добро. А нужно ему только одно: чтобы человек, входя в лес уважал
лесные законы, не причинял лесу вреда. И очень обрадуется Леший,
если оставить ему где-нибудь на пеньке лакомства, какие в лесу не
растут, пирожок, пряник, и сказать вслух спасибо за грибы и ягоды.
Водяной. Водным божеством был Водяной - мифический обитатель рек,
озер и ручьев. Водяного представляли в виде голого обрюзглого
старика, пучеглазого, с рыбьим хвостом. Особой силой наделялись
родниковые Водяные, ведь родники, по преданиям, возникли от удара
молнии Перуна. Такие ключи назывались "гремячими" и это сохранилось
в названии многих источников. Вода - как и другие природные сути -
была для славянских язычников исконно доброй, дружественной
стихией. Но, как и все стихии требовала обращения с нею на "вы".
Могла ведь и утопить, погубить ни за что. Могла смыть деревню,
поставленную "без спросу" у Водяного - мы бы сказали теперь, без
знания местной гидрологии. Вот почему Водяной часто выступает в
легендах как существо, враждебное человеку. Видимо славяне, как
опытные жители леса, заблудиться боялись все-таки меньше, чем
утонуть, поэтому и Водяной в сказаниях выглядит опаснее Лешего.
Использованные источники Г. С. Белякова – «Славянская Мифология»
Москва «просвещение» 1995 г. paganism.chat.ru «слово о полку
Игореве» материалы Велесовой книги§ § - в материалах использовались
беседы общины «Родолюбие» § - Прославление великого Триглава : II
11а Велесова Книга. Перевод: Бус Кресень (Александр Игоревич Асов)
¨ Ипатиевская летопись – один из древнейших памятников южнорусского
летописия, начинается с повести временных лет и заканчивается на
1292 г § Г.С. Белякова стр. 81 § Под термином "Велесова книга"
подразумевают прежде всего священные тексты волхвов, спасенные
полковником белой армии, Али Изенбеком в 1919 году. Произошло это в
имении князей Задонских неподалеку от станции Великий Бурлюк, что
под Харьковом. Находка представляла собой буковые дощечки
приблизительно одного размера 38-22-1 см.,
Древнерусское Язычество и его роль
119
0
23 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!