Около 5 тысячелетий назад в долине по нижнему течению Нила
появились первые небольшие рабовладельческие государства. В конце
1У тысячелетия до нашей эры правители одного из них подчинили себе
всю страну, создав единое царство с центром в городе Мемфисе,
находившемся на левом берегу Нила, южнее того места, где сейчас
расположен город Каир. Около 2800 г до н. э. правителем этого
государства стал фараон Хуфу. Впоследствии его имя историки
переделали в Хеопс. Так называют его и в наше время.
Большую роль в формировании египетской культуры и государства
сыграл ранний период египетской истории – время с 4000 до 3000гг до
нашей эры и период раннего Царства 3000-2000гг до н. э. Главным
объектом искусства становится человек. Грандиозные архитектурные
сооружения – пирамиды поражают обобщенностью и законченностью форм.
Величайшая из них - пирамида Хеопса - имеет высоту 146,6 м и
сложена из 2300 каменных многотонных глыб. Вокруг пирамиды фараона
располагались гробницы вельмож и чиновников. “Город мертвых” был
своеобразной дорогой в загробный мир. Древние египтяне верили в
загробную жизнь и старались снабдить уходящих в иной мир всем, что
им требовалось при жизни. Египетская религия учила , что счастливая
жизнь в загробном мире дается только знатным людям. Египтяне
считали, что у человека несколько душ, и вечная жизнь после земной
смерти даруется богами тем людям, за душами которых хорошо
ухаживают священники-жрецы. Гробница и рассматривалась как
пристанище одной из таких душ, которую египтяне называли “Ка”
(двойник умершего человека). В то же время египетская религия была
собранием различных культов, которые в течение многих веков
подвергались многочисленным изменениям. В Египте почиталось
множество богов. Некоторые из них были очень древними и походили
больше на животных, чем на людей. Их изображения имеют собачьи
головы, рога или другие признаки зверей. Но существовали и
общеегипетские божества, храмы которых строились по всей стране:
Гор, Ра, Осирис, Исида и другие. Согласно преданиям Осирис, прежде
чем стать богом, царствовал в Египте , и память о его благодеяниях
заставила его отождествлять с принципом добра, тогда как его убийца
отождествляет зло. Эта же легенда имела и другое религиозное,
моральное объяснение: Осирис есть заходящее солнце, убиваемое или
поглощаемое темнотой - мраком. Исида – луна вбирает в себя и
хранит, сколько может, лучи солнца, а Гор – восходящее солнце –
мстит за отца, рассеивая темноту. Осирис часто изображался в виде
мумии, его обычные атрибуты - крюк или кнут, символ власти, и
эмблема Нила в виде крестика с ушком наверху. Иногда Осирис
изображается с головой быка. Изображение богини Исиды - это голова
с коровьими ушами, на которой возвышается здание- символ вселенной:
она как бы стоит на богато украшенной чаше, символ влаги, без
которой ничто не могло бы существовать на земле. Отличительные
признаки Исиды – диск, двойная корона, означающая владычество над
Верхним и Нижним Нилом, и рога на голове. Бог Тот изображается с
головой птицы ибиса, он олицетворяет божественный разум, который
сотворил вселенную. Он также и бог письмен, и организатор мира,
разогнавший мрак и рассеявший потемки души. Кроме того, когда эта
птица ест, её клюв образует вместе с лапами равносторонний
треугольник, поэтому ибис олицетворяет геометрию и все науки,
основанные на ней, вот почему ибис посвящен богу Тоту – богу
божественного разума. В обязанности этого бога входило наблюдение
за уровнем подъема воды во время разлива Нила. Иногда бога Тота
изображают держащим зубчатую линейку- символ разлива Нила.
Египетские фараоны часто отождествлялись с восходящим солнцем и
получали тогда титул сыновей Амон-Ра. Следуя традиции, во время
праздников и торжественных шествий в священной лодке несли статую
бога, покрытую драгоценностями, украшениями, в сопровождении толп
девушек и женщин. Египтяне утверждали, что солнце и луна только в
лодке плавают вокруг земли. Почти каждому египетскому богу
придавали, таким образом, формы, и каждому из них было посвящено
таким образом какое - нибудь животное. До нас дошло всего несколько
каменных табличек (их называют палетками) с изображениями первых
фараонов. Сами египтяне с глубочайшим уважением относились к
первым, ранним векам своей истории. Их воображение населяло эти
времена великими мудрецами и могущественными царями. Как уже
говорилось ранее рядом с пирамидами в “городе мертвых” находились
гробницы знати. В экспозиции Эрмитажа выставлены каменные Рельефы
из гробниц, в прошлом -ярко раскрашенные. Характер изображений и их
композиционное решение дают представление о разработанном каноне.
Так в рельефе из гробницы Нимаатра фигура восседающего в
торжественной позе за столом вельможи в несколько раз превосходит
по величине фигуры слуг, подающих ему различную снедь. Они
размещены рядами, фризами, в несколько “этажей” и движутся в
плоскости изображения. Трехмерное тело сведено к силуэту, четко
очерченному контуром. Скульптор умело объединяет части фигуры,
увиденные с разных точек зрения: голова и ноги - в профиль; глаза,
плечи и грудь – в фас. Такое изображение людей характерно для
египетского искусства. Второй памятник –каменный рельеф из гробницы
Мирираанха - выполнен в иной технике: изображение не выпуклое, а
врезанное в камень. В гробницах помещались статуи умерших. Семейная
группа из гробницы Уджаанхджеса воспроизводит облик вельможи и его
жены. Композиция выполнена в строгих рамках принятого канона:
фронтальность более крупной фигуры Уджаанхджеса, плотно сдвинуты
ноги, руки, лежащие на коленях, торжественно застылая поза и
взгляд, обращенный прямо. Лаконично и обобщенно трактованные фигуры
связаны с блоком камня. Это известняк, покрытый сверху гипсом и
раскрашенный в соответствии с каноном: мужская фигура - в
коричневый цвет, женская – в желтый. Замечательный скульптурный
памятник египетской коллекции Эрмитажа – статуя фараона Аменемхета
Ш, правившего в Египте в период ХХ1-ХУШ вв. до н.э. Это время
объединения страны, роста городов, расцвета культуры. В официальной
скульптуре, в статуях фараонов , наряду с идеализацией и
каноническими чертами, ощущается стремление мастеров передать
индивидуальность особенностей модели, интерес к выявлению
портретных черт. Эти тенденции прослеживаются в гранитной статуе
фараона Аменемхета Ш. Фигура фараона дана в традиционной позе.
Характерный головной убор – немес - с изображением урея – священной
змеи, охраняющей царя, - а также три его имени, начертанные в
картуше (украшении в виде полуразвернутого свитка) на троне,
напоминают, что перед нами владыка всего Египта. В лице фараона
отмечены присущие именно этому человеку черты: узкие, глубоко
посаженые глаза, большие скулы. Плотно сжатые тонкие губы,
выступающий вперед подбородок придают лицу властное и суровое
выражение. Сделанная из гранита, статуя, тем не менее, отчетливо
передает мельчайшие детали одежды и головного убора, что говорит о
высоком мастерстве скульптора.
В Эрмитаже находится ряд значительных скульптурных произведений
бытовых и культовых, в частности статуя богини Мут – Сохмет. Дочь
верховного бога Ра, богиня войны и палящего зноя. Сохмет
изображалась львиноголовой. В этом образе отражено стремление
подчеркнуть могущество человека, сопоставив его с силой зверя.
Согласно мифу, разгневанная на людей, переставших подчиняться её
одряхлевшему отцу и творивших зло, богиня решила испепелить их
жаром засухи. И лишь заступничество сжалившихся богов спасло людей
от полного истребления.
По их совету разлили ночью подкрашенное в красный цвет пиво,
которое, приняв за кровь, выпила богиня. Миф порожден был
реальностью: от засухи избавляют египтян красные, в период разлива,
воды Нила. Грозная богиня держит в руках “анх” - знак
символизирующий жизнь. Монументальная статуя Сохмет, исполненная в
годы правления Аменхотепа Ш (его имя обозначено на троне)
находилась среди подобных ей скульптур в крупнейшем храме того
времени – Карнакском. Хочется остановиться еще на одной
скульптурной группе – Статуе Аменемхеба с женой и матерью. Царский
писец и градоначальник Фив был по тем временам великий человек.
Скульптор, благодаря виртуозной обработке гранита передал мягкость
и упругость форм человеческого тела, сохранив при этом многие
традиционные черты (фронтальность, статичность, торжественность
поз, связь с блоком камня и т.п.). Что особенно поражает - так это
женские фигуры: и мать, и жена изображены в одинаковом возрасте.
Это говорит о том, что древние египтяне верили в то, что в
загробном мире людей ожидает вечная молодость и покой. Характерно и
изображение древнего египетского архитектора, автора и первого
строителя пирамид – Имхотепа, жившего около ХХУШ в. до н. э.
Имхотеп знаменит ступенчатой пирамидой и заупокойным храмом фараона
Джоссера в Саккаре. Небольшая по величине скульптура из черного
базальта, завораживает изяществом и значительностью. Та же
статичная, торжественная поза сидящего человека, свиток папируса на
коленях, представляют нам человека, играющего очень важную роль в
государстве. Как и сооруженная им пирамида, так и скульптура
архитектора донесли до нас неповторимую красоту, сказочность и
величие Древнего Египта. Литература: Рубинштейн Р.И. “ О чем
рассказывают памятники древнего Востока” Москва, Просвещение, 1964
“Мифы в искусстве старом и новом”,Историко-художественная
монография (по Рене Менару) Санкт-Петербург, Лениздат, 1994 Шапиро
Ю.Г. “Эрмитаж”, путеводитель по выставкам. Искусство, Ленинградское
отделение. Энциклопедия для детей. Всемирная история Москва,
Аванта+, 1993
Египетская скульптура
118
0
5 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!