Проблемы нравственного прогресса человечества, преодоление всех форм несвободы человеческого разума заняли центральное место в Немецком Просвещении, которое получило развитие в Германии во второй половине XVIII века. Наиболее видными. его представителями были Готхольд Эфраим Лессинг (1729—1781) и Иоганн Готфдрид Гердер (1744—1803).
В своих тезисах о нравственном прогрессе человечества, изложенных в работе «Воспитание человеческого рода», Лессинг связывает совершенствование общества со всеобщим просвещением и преодолением всех форм религиозного принуждения. Сравнивая развитие отдельного индивида и человеческого рода, Лессинг выделяет три возраста в развитии человечества. Детскому возрасту человечества соответствует Ветхий завет, юношескому — Новый завет, а зрелости — «новое, вечное Евангелие». Только на стадии зрелости человеческий род может достигнуть нравственной чистоты, когда мораль не будет напрямую связана с верой в Бога и станет единственным и всеобщим принципом поведения людей, творящих добро во имя самого добра. А потребность человечества в религиозном принуждении отпадет так же, как потребность во всяком другом внешнем принуждении.
Идея непрерывного нравственного совершенствования общества нашла отражение в произведении Гердера «Идеи к философии истории человечества». В отличие от Лессинга, тайну совершенствования человеческого рода Гердер видит в непрерывном развитии специфических атрибутов человечества — искусства, языка, мышления.
Он показывает тесную, неразрывную взаимосвязь нравственной жизни отдельного человека с духовным генезисом человеческого общества. «Все человеческое в человеке» зависит, по словам Гердера, от культурных традиций и просвещения. Именно культура и просвещение определяют то, каким станет человек и каков будет его духовный облик.
Особое значение в нравственном совершенствовании общества Гердер придает воспитанию гуманности. Хотя в практической жизни человечества гуманность реализуется крайне редко, необходимо постоянное стремление к ней, совершенствование Всех ее форм. Отсюда и истинную задачу «подлинно человеческой философии» Гердер усматривает в «исследовании духа гуманности».
Как и французские просветители, Гердер дает обстоятельное обоснование единства человека с природой, с растительным и животным миром.
Человек — венец развития всего органического мира на Земле Он — микрокосм. В нем воплощается великая цель природы — продолжение жизни и взаимосвязь всего живого. Но в отличие от других живых существ, человек обладает великим даром разума и свободы.
И потому великое предназначение человека Гердер видит в том, чтобы взвешивать на весах разума добро и зло, истинную ложь, способствуя тем самым утверждению на Земле счастья, любви и красоты.
Философский оптимизм в рассмотрении природы человека соединяется у Гердера с отказом от одностороннего рационализма в анализе его сущности. Гердер всячески подчеркивает важную роль чувственного природного начала в человеке. Лишь оно способно подарить человеку полное ощущение всех земных радостей и страданий. Однако удовлетворенность существованием у человека всегда связана с искусством постижения меры. Эта мысль Гердера явно созвучна античному пониманию чувства меры в жизни человека.
Вместе с тем, существенной особенностью человека, его «естественным состоянием» он считает жизнь человека в обществе, поскольку именно в нем человек «рождается и воспитывается». Здесь Гердер более солидарен с Вольтером, чем с Руссо, так как считает социальные качества человека основополагающими.
Решающая роль в формировании социальных качеств человека принадлежит воспитанию. Благодаря воспитанию, считает Гердер, человек становится человеком. Воспитание определяет весь духовный генезис человека, развивает его генетические задатки и способности.
Таким образом Гердер по существу разделяет точку зрения французских материалистов Гельвеция и Ламетри на определяющую роль воспитания в социализации человека. Однако в отличие от французских материалистов, он совсем по-иному оценивает роль религии в воспитании человека. Гердер явно не приемлет резкого критического пафоса французских материалистов по отношению религии. Он подчеркивает гуманистическую направленность религии, ее важную роль в гуманизации человеческой души и человеческих способностей, в облагораживании облика человека.
В целом Немецкому Просвещению был присущ меньший радикализм в вопросах социального переустройства общества и более осторожный деизм по сравнению с Французским Просвещением. Осуждение религиозного фанатизма и нетерпимости, жестокости и деспотизма в государственном правлении имело в Немецком Просвещении более мягкие и обтекаемые формы.
Объяснение этому можно найти в том, что в центре внимания немецких просветителей была борьба за национальное единство Германии, за создание централизованного и просвещенного Германского государства, в котором реальностью мог стать идеал свободной личности.
План семинарского занятия
1. Специфика понятия "новое время" и "новоевропейская философия".
2. Рационалистическая и эмпирическая тенденции в философии нового времени.
3. Общественно-политическая концепция Д. Локка и Т. Гоббса.
4. Философия Б.Паскаля
Литература:
Антология мировой философии" В 4т. М. !969г.
Асмус В. Ф. Декарт М., 1956г.
Бекон Ф. Новый органон // Соч. В 2т. М., 1972г. т.2.
Декарт Р. Избранные произведения. М., 1950г.
Лейбниц Г. В. Монадология // Соч. В. 4т. М., 1982г. т. 1.
Рассел Б. История западной философии. М., 1959г.
Спиноза Б. Этика // Избранные произведения. В 2т. М., 1957г. Т1.
Соколов В.В. Европейская философия 15 - 18вв. М., 1996г.
Краткий очерк истории философии. М.,1969. гл.VI §1. гл. VII. §2.
Мир философии М. 1991. гл. 1 и 2.
Темы докладов:
1.Рационализм в философии Р. Декарта.
2.Проблема бога и концепция «врождённых идей» в философии Р. Декарта
3.Ф. Бэкон: единство опыта и обобщения.
4.Спиноза и его «Этика».
5. «Монадология» Лейбница.
6.Философия Д. Беркли.
Вопросы СРС
1.Ф. Бэкон: критика иредрассудаов как «идолов» в познании.
2.Проблема свободы как осознанной необходимости в философии Б. Спинозы.
3.Д. Локк: теория «первичных» и «вторичных» качеств.
4.Концешщя «общее! венного договора» Т. Гоббса.
5.Проблема субстанции и пантеизм Б. Спинозы.
6.Субъективный идеализм Д. Беркли и Д. Юма.
7.Д. Юм: Критика понятий причинности, субстанции.
8.Проблема метода в философии Нового времени.
Заполните таблицу: «Видные представители Нового времени»
Р. Декарт | Ф. Бэкон | Б. Спиноза | Дж. Локк | Д. Беркли | Д. Юм | Т. Гоббс | |
Биографическая справка | |||||||
Основные положения | |||||||
Особенности учения | |||||||
Историческое значение |
Заполните таблицу «учение о субстанции Р. Декарта»
№ | Виды субстанций | Основная характеристика |
Материальные субстанции | ||
Духовные субстанции | ||
Человек, как сотворенная субстанция |
Тестовые задания для самопроверки
1. Каково основное понятие в философии учения Г. А. Лейбница, согласно которому в основании всего существующего находятся "истинные атомы природы, "Материальные сущности":
А) монада
Б) разум
С)алейрон
Д) число
Е) логика
2. Кому принадлежат слова: "Я мыслю, следовательно, я существую".
А) Д. Локку
Б) Р. Декарту
С) А. Гольбаху
Д) Д. Дидро
Е) Б. Спинозе
3. Категория, выражающая общую основу и внутреннее единство сущего...
А) субстанция
Б) особенное
Б1) сознание
С) мысль
Д) мышление
Е) идею
4. Назовите имя нидерландского философа 17 в., автора произведений "Богословско-политический трактат", "Политический трактат" и "Этика"?
А) Дж.Локк
Б) Фр.Бэкон
С) Р. Декарт
Д) Г.В.Лейбниц
Е) Б. Спиноза
5. Назовите имя немецкого философа идеалиста (17 в.), автора произведений "Монадология", "Новые опыты о человеческом разуме»
А) Фр.Бэкон
Б) Б.Спиноза
С) Дж.Локк
Д) Г.В.Лейбниц
Е) Р.Декарт
6. Укажите, какие из ниженазванных понятий в метафизике немецкого философа идеалиста Г.В.Лейбница представлены как субстанции?
А) материя и сознание
Б) природа, или Бог
С) материальные частицы - атомы
Д) все ответы верны
Е) монады, или духовные атомы
Ключевые понятия:
Субстанция - (лат-зиЪз&ппа - сущность, нечто, лежащее в основе) -объективная реальность, материя в аспекте единства всех форм её движения; предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие и изменчивость свойств к относительно устойчивому и самостоятельно существующему.
Сенсуализм- (фр. - зепзиаИзте, лат. - зепзиз - восприятие, чувство, ощущение), направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного познания.
Рационализм- (лат. - гайопаНз - разумный, гаио - разум), философское направление, признающее разум основной познания и поведения людей.
Метод- (греч. меюсюз - путь исследования или познания, теория, учение), способ построения и обоснования системы философского и научного знания; совокупность приёмов и операщтй практического и теоретического освоения действительности.
Эмпиризм - (лат. етрепа - опыт), направление в теории познания, признающее чувственный опыт источником знания, где содержание знания может быть представлено либо как описание этого опыта, либо сведено к нему.
Индукция - (лат. толсиоп - наведение)- переход в познание от частного, единичного к общему, выведение общего из частного, единичного.
Дедукция - (лат. - ёесшспоп - выведение) - переход в познании от общего к частному и единичному, выведение частного и единичного из общего.
Тема №9 Немецкая классическая философия
Эпоха Просвещения создала настоящий культ разума. Его возможности в познании и анализе как природного, так и социального мира казались безграничными. Однако практическое осуществление обоснованных разумом» проектов социального переустройства (Великая французская буржуазная революция 1789—1794 гг.) несколько поумерило восторги апологетов просвещенческого рационализма. Из лозунгов свободы, равенства, братства и счастья разве что первые два могли считать себя реализованными, да и то в сильно урезанном виде. Стало ясно, что философско-идеологические аксиомы Просвещения нуждаются в порции нелицеприятной критики. Эту задачу с блеском выполнила немецкая классическая философия последней трети XVIII — первой трети XIX вв. Ее безусловным достоинством стал глубокий критический анализ, который не разрушил, но сохранил и даже приумножил философские новации эпохи Просвещения, став по сути новым этапом развития западноевропейской философской мысли.