Важное значение для развития индийской мысли имеет эпическая философия, изложенная в поэмах «Махабхарата» и «Рамаяна». В отличие от неортодоксальных школ (чарваков, джайнистов и буддистов) эта философия не отрицает авторитета Вед, а напротив, опирается на них. Наиболее значительной и знаменитой книгой не только этого периода, но и всей истории Индии считается «Бхагавадгита», часто называемая просто «Гита». Она составляет часть шестой книги «Махабхараты». «Бхагавадгита» в переводе означает песнь Бхагавата, т.е. бога Кришны, или божественная песнь. Она была написана примерно в середине I тыс. до н.э. и выразила потребность масс заменить старую религию упанишад на менее абстрактную и формальную.
«Бхагавадгита» с ее живым личным богом (Кришной) с успехом: выполнила эту задачу и положила начало новому направлению религиозной мысли — индуизму. Следует иметь в виду, что философия «Гиты» ни в коем случае не отрицает, как уже было сказано, авторитета Вед, а, напротив, испытывает значительное влияние упанишад. Более того сама философская основа «Гиты» взята именно из упанишад. Приемлемость для широких масс религиозно-философской основы индуизма обусловила тот факт, что к началу новой эры он завоевал решающее влияние в идеологической сфере индийского общества.
Согласно «Бхагавадгите», вечно изменяющаяся природная, материальная реальность не является первичной реальностью — пракрити. Первичное, вечное и неизменное бытие — это высший брахман. О смерти печалиться не следует, ибо она не есть угасание. Хотя индивидиуальная форма человеческого существования может изменяться, но сущность человека и после смерти не уничтожается, то есть атман человека остается неизменным, даже если тело стало прахом. В духе упанишад «Гита» отождествляет два начала — брахман и атман. За смертным телом стоит атман, за преходящими объектами мира — брахман. Эти два начала едины и тождественны по своей природе. Главным объектом познания в «Бхагавадгите» является верховный брахман, не имеющий ни начала, ни конца. Познав его, человек становится бессмертным.
По форме «Гита» представляет собой диалог между эпическим героем Арджуной и богом Кришной, который сюжетно выступает как возница и наставник Арджуны. Основной смысл книги заключается в том, что Кришна воплощает высшее божественное начало индуизма, а сама книга является его философской основой. В отличие от упанишад «Бхагавадгита» обращает больше внимания на нравственные проблемы и отличается эмоциональным характером. Диалог, который ведут Арджуна и бог Кришна, происходит накануне решающего сражения, когда полководца Арджуну охватывает сомнение — вправе ли он убивать своих родственников. Он, таким образом, находится в ситуации, когда должен сделать решающий нравственный выбор. Этот выбор, связанный с уяснением своего места в нравственном мире, и является главным вопросом, который стоит перед героем книги и перед каждым человеком. Основная проблема, которую следует разрешить, основана на осознании глубинного нравственного противоречия между практическим долгом человека и более высокими нравственными требованиями.
Поэтому, в отличие от упанишад, в «Бхагавадгите» обращается внимание не на внешние, ритуальные факторы достижения нравственного миропорядка (жертвоприношения), а на внутреннюю нравственную свободу индивида. Для ее обретения недостаточно жертвоприношений, благодаря которым только богатые люди могут снискать себе милость богов. Обретение внутренней свободы достигается отрешением от внешних, чувственных притязаний и соблазнов, на каждом шагу подстерегающих человека. В связи с этим в книге развивается учение о йоге — одном из направлений в индийской мысли, выработавшем целый комплекс приемов, благодаря которым достигается особое состояние духа, психического равновесия. Хотя следует иметь в виду, что корни йоги очень древние, а сама йога образует общий элемент большинства древнеиндийских систем. В «Бхагавадгите» йога как раз и выступает как метод психического воспитания, позволяющий освобождаться и очищаться от всякого рода заблуждений и познать истинную реальность, первичное бытие — брахман, вечный дух, составляющий основу всего сущего.
Главный герой «Гиты» и стремится найти нравственное оправдание своих действий в самых глубинных основаниях вечного духа — брахмане. Для достижения брахмана требуется аскетический отказ от всего преходящего, эгоистических устремлений, чувственных вожделений. Но зато отказ от этого и есть путь обретения подлинной свободы и достижения абсолютной ценности. Истинное поле битвы Арджуны — это жизнь его собственной души и необходимо победить то, что мешает ее подлинному развитию. Он и пытается, не поддаваясь соблазнам и подчиняя страсти, завоевать подлинное царство человека — истинную свободу. Достижение ее — задача не из легких. Она требует аскезы, страдания и самоотречения.
Философское обоснование индуизма содержится в шести системах: веданта, миманса, санкхья, йога, вайшешика, ньяя. Несмотря на имеющиеся различия, все они считаются равномочными в толковании истины, всех их объединяет поиск путей искупления и освобождения из пут сансары и кармы. Рассмотрим основные положения этих систем, опирающихся, как было сказано, на Веды Веданта (завершение Вед) — наиболее влиятельная система, важнейшая философская основа индуизма. Она признает брахмана как абсолютную духовную сущность мира. Отдельные души (атманы) через познание или любовь к богу достигают спасения, соединяясь с богом. Выход из круговорота рождений (сансары) и заключается в рассмотрении всего сущего с точки зрения высшей истины; в познании той истины, что внешний мир, окружающий человека, — это иллюзорный мир, а подлинной неизменной реальностью является брахман, с которым отождествляется атман. Главный путь к достижению этого истинного знания — соблюдение нравственных норм и медитация, которая означает интенсивное размышление над проблемами Вед.
Миманса (размышление, исследование ведийского текста о жертвоприношениях) — эта система касается объяснения ритуала Вед, Учение Вед здесь тесно связывается с дхармой — идеей долга, исполнение которого предполагает прежде всего жертвоприношение. Это выполнение своего долга и ведет к постепенному искуплению от кармы и к освобождению как прекращению перерождений и страданий.
Санкхья (число, перечисление) — в ее основании лежит не непосредственно текст Вед, а независимый опыт и размышление. В этом плане санкхья отличается от веданты и мимансы. Учение этой школы выражает точку зрения, согласно которой первопричиной мира является материя, природа (пракрита). Наряду с природой признается и существование абсолютной души (пур-ши). Именно благодаря ее наличию во всех вещах существуют и сами вещи. При соединении пракрити и пуруши возникают исходные принципы мира, как материальные (вода, воздух, земля и т.д.), так и духовные (интеллект, самосознание и т.д.). Таким образом, санкхья представляет собой дуалистическое направление в философии индуизма.
Йога (напряжение, глубокое размышление, созерцание) — философия этой школы направлена на практическое психологическое обучение.
Ее теоретическая основа — санкхья, хотя в йоге признается и личный бог. Большое место в этой системе занимает объяснение правил психической тренировки, последовательными ступенями которой являются: самонаблюдение (яма), овладение дыханием при определенных положениях. (позах) тела (асана), изоляция чувств от внешних воздействий (пратьяхара), концентрация мысли (дхарана), медитация (дхьяна), состояние отторже ния (самадхи). На последней ступени достигается освобождение души от телесной оболочки, происходит разрыв пут сансары и кармы. Этические нормы йоги связаны с формированием высоконравственной личности.
Вайшешика — на раннем этапе развития эта система содержит ярко выраженные материалистические моменты. Согласно ей все вещи постоянно изменяются, но в них имеются и устойчивые элементы — шаровидные атомы. Атомы вечны, никем не созданы и многокачественны (17 качеств атомов). Из них и возникают различные одушевленные и неодушевленные предметы. Мир, хотя и состоит из атомов, однако движущей силой его развития является бог, который действует в соответствии с законом кармы.
Ньяя (правило, логика) — учение о формах мышления. В этой системе главное состоит в исследовании метафизических проблем при помощи логики. Ньяя исходит из освобождения как конечной цели человеческой жизни. По мнению представителей этой школы, условия и методы истинного познания как средства достижения освобождения могут быть определены с помощью логики и ее законов. Само же освобождение понимается как прекращение воздействия отрицательных факторов страдания.
План семинарского занятия:
1. Специфика древнеиндийской философии.
2. Философские сутры как самостоятельные изложения индийской философии.
3. Ортодоксальные и неортодоксальные школы древней Индии
Литература:
1. Бонгарт —- Левин Г.М. Древнейшая цивилизация, философия, наука, религия. М. 1980.
2. Литература древнего Востока. Тесты. М. 1984.
3. Литман А.Д. Современная индийская философия. М. 1985.
4. Радхакршинан С. Индийская философия. М. 1956
5. Степанянц М.Т. Восточная философия. Вводный курс. Избранные тексты. М. 1997.
6. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М. 1981.
7. Чаттерджи С. Датта Л. Индийская философия. М. 1966
Темы докладов:
1. Веды - как источник философской мысли.
2. Основные направления и школы древнеиндийской философии.
3. Философия буддизма.
4. Философия индуизма.
5. Философия джайнизма.
6. Философия веданты.
Темы СРС
1. Проблема стратификации древнеиндийского общества
2. Основные философские проблемы Упанишад.
3.Общая характеристика ортодоксальных и неортодоксальных школ древней Индии.
4. Нравственно этические принципы Упанишад.
5. Основное содержание этической поэмы «Махабхарата».
6. Система йога: индивидуальный путь спасения.
Заполните таблицу: «Ортодоксальные школы»
№ | Название школы | Период возникно вения | Основатель | Основное учение | Значение |
Заполните таблицу: «Неортодоксальные школы» | |||||
№ | Название школы | Период возникно вения | Основатель | Основное учение | Значение |
Тестовые задания для самопроверки:
1.Учение о цепи перерождений в древнеиндийской философии.
А. нирвана
В. самсара
С. карма
Д. брахман
Е. атман
2.Карма - это одно из понятий
А. даосизма
В. конфуцианство
С. буддизма
Д. ислама
Е. легизма
3.К какому периоду истории философии относятся «Веды»:
А. древнекитайскому
В.древнеиндийскому
С.античному
Д.средневековому
Е.Возрождению
4. Йога – это …
А.сосредоточение
В.путь
С.знание
Д.сила
Е.разум
5.«Жизнь – страдание» - лейтмотив учения:
А.конфуцианства
В.буддизма
С.вайшешики
Д. даосизма
Е.легизма
6.Согласно Упанишадам, что определяет социальное положение человека:
А.закон воздаяния
В.варна
С.карма
Д.сансара
Е.атман
7.Центральный письменный памятник философии Древней Индии
А.йога
В.ньяя
С.вайшешика
Д.чарвака-локаята
Е.джайнизм
8.Первооснова мира согласно Упанишадам:
А.космос
В.небытие
С.атом
Д.брахман
Е.бытие
9.Социальное сословие, часть ведического общества:
А.группа
В.варна
С.класс
Д.страта
Е.кшатрии
Ключевые понятия:
Атман – санскрит-дыхание, душа, все проникающее субъективное духовное начало, «Я» - душа.
Брахман — санскрит — объективная высшая реальность, безличное абсолютное духовное начало, из которого возникает мир.
Дхарма - санскрит - закон, порядок, долг, справедливость, некое установление положительного характера, образец, которому надлежит следовать как норме.
Карма — санскрит — действие, дело, жребий, общая сумма совершенных живым существом поступков и их последствий, определяющих характер его нового рождения.
Мокша — санскрит — освобождение, преодоление индивидом зависимости от мира вовлеченности в круг рождений и смертей.
Сансара - санскрит - блуждание, круговорот, одна из основных концепций индийской философии, характеризующая беспрерывное перерождение личности или души.