Концепции сциентизма и антисциентизма.
198
0
2 минуты
Сциентизм — концепция, заключающаяся в абсолютизации роли науки в
системе культуры, в идейной жизни общества. Он начал складываться в
философии конца XIX— начала XX вв., когда в связи с развитием науки
был поставлен вопрос о ее роли и месте в системе культуры. В этих
условиях возник сциентизм и антисциентиэм. Особая острота возникла
в споре во время НТР, в связи с вопросом о достижениях и
последствиях науки. Отрицательные черты сциентизма — не учитывает
сложную системную организацию общественной жизни, в которой наука
занимает важное, но не доминирующее место. В качестве образца науки
сциентизм обычно рассматривает естественные и так называемые точные
науки. Будучи не строго оформленной системой взглядов, а скорее
идейной ориентацией, сциентизм проявляется по-разному, с разной
степенью и силой — от внешнего подражания точным наукам,
выражающегося в искусственном применении математической символики
или нарочитом придании анализу философско-воззрен-ческих или
социально-гуманитарных проблем формы, характерной для точных наук
(аксиоматическое построение, система дефиниций, логическая
формализация), до абсолютизации естественных наук как единственного
знания и отрицание философско-мировоззренческой проблематики как
лишенной познавательного смысла и значения (неопозитивизм).
Сциентизм в философии находит выражение в недооценке ее своеобразия
по сравнению с другими науками, отрицание философии как особой
формы общественного сознания, имеющим свою специфику по сравнению с
другими научными знаниями.
Сциентизм в социологии связан с
отрицанием особенностей объекта социального анализа по сравнению с
объектами, исследуемыми в естественных науках, с игнорированием
необходимости учета ценностных моментов, с эмпиризмом и
описательностью, враждебным отношением ко всяким построениям,
имеющим выход в социально-философскую проблематику, с
абсолютизацией значения количественных методов в социальных
исследованиях. Противостоит ему антисциентизм. Настаивает на
ограниченности возможностей науки в решении коренных проблем
человеческого существования, в крайних проявлениях оценивая науку
как враждебную человеческому существованию. Философия
рассматривается как нечто принципиально отличное от науки, носящее
чисто утилитарный характер и неспособной подняться до понимания
подлинных проблем мира и человека. Антсциентизм трактует
социально-гуманитарное знание исключительно как форму сознания, к
которой неприменим принцип объективности научного исследования.
Крайние формы: Ницше, Хайдеггер, Бердяев—стремление рассматривать
действительность с позиции человека, трагически борющегося с
остальным миром, куда входит и наука. Отстаивая принципы научного
подхода к всякой мировоззренческой, философской и
социально-гуманитарной проблематике, марксизм тяготел к сциентизму,
но в то же время отрицал плоский сциентизм с его игнорированием
сложных вопросов о месте и функции науки в системе культуры, об
отношении разных форм общественного сознания. Реакцией на
сциентистские утопии является усиление антитехницистской волны.
Развенчивание иллюзий сциентистского оптимизма вызывает к жизни
«антиутопии». В XX веке создано множество антиутопий. В этом жанре
работали писатели: Г. Уэллс, А. Франк, Дж. Лондон, Р. Бред-бери,
братья Стругацкие, М. Замятин, О. Хаксли и др. В их произведениях
отображены резко критические образы техно-будущего, где наука и
техника совершенны и подавлены свобода и индивидуальность.
Создатели антиутопий вместе со сциентистами исходят из идей
всевластия науки и техники. При этом нельзя игнорировать роль
антиутопий как специфического предостережения человечества:
смотрите, что может произойти, если не контролировать развитие
науки и техники, если не учитывать потребности человека, его
духовно-нравственные цели и ценности.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!