Торчинов Е.А. Введение в буддологию. Курс лекций. СПб.:
Санкт‑Петербургское философское общество, 2000. С.252–267
Трактат выдающегося индо‑буддийского философа Асанги (IV–V вв.
н.э.) «Компендиум Махаяны» (Махаянасампариграха шастра или
Махаянасанграха шастра) принадлежит к классическим памятникам
буддийской философской мысли. Асанга вместе со своим братом,
великим мыслителем Васубандху, часто называемым Вторым Буддой,
является основателем религиозно‑философской школы йогачара (школа
практики йоги), или виджнянавада/виджняптиматра (школа «только лишь
сознания). Основная идея этой школы заключается в том, что
единственной реальностью является сознание (виджняна) и его
состояния. Виджнянавадины разработали учение о
„сознании‑сокровищнице“ (алая‑виджняна) как источнике всех
эмпирических форм сознания вместе с присущей им субъектно‑объектной
дихотомией и о трех уровнях реальности (трисвабхава), разработали
методы тончайшего анализа психических состояний и явились пионерами
в области феноменологии сознания. Одновременно ими разрабатывались
и проблемы сугубо религиозного характера: учение о Трех Телах
Будды, доктрина совершенств (парамита) как средств для обретения
просветления и теория пути бодхисаттвы.
Философское творчество Асанги и Васубандху подготовило расцвет
буддийской эпистемологии и логики в трудах поздних йогачаринов –
Дигнаги, Дхармакирти и их последователей. Асанга был весьма
плодовитым автором.
Помимо «Компендиума Махаяны», ему принадлежит
много иных произведений, в частности самый объемистый из всех
буддийских философских текстов – «Йогачарья бхуми шастра» («Трактат
о ступенях учительного делания йоги», обобщивший как
религиозно‑сотериологическое учение махаянского буддизма, так и
философские идеи школы йогачара. Связывается имя Асанги и с пятью
трактатами, которые согласно традиции, ему продиктовал сам грядущий
Будда – бодхисаттва Майтрея (по мнению ряда буддологов, речь идет
просто о монахе – учителе Асанги, носившим это имя и позднее
отождествленный с бодхисаттвой). Эти тексты также раскрывают
фундаментальные аспекты религиозной философии буддизма Махаяны.
Трактат Асанги «Компендиум Махаяны» является одним из синтезов
философии школы только лишь сознания. В его десяти главах
рассматриваются практически все аспекты учения виджнянавады.
Санскритский оригинал труда Асанги был, как и большинство других
санскритских буддийских текстов, утрачен в период упадка буддизма в
Индии и мусульманских завоеваний на индийском субконтиненте. Он
сохранился лишь в китайских и тибетских переводах. Настоящий
перевод, являющийся первой попыткой представить произведение Асанги
на русском языке, выполнен с китайской версии буддийского
проповедника и мыслителя Парамартхи (Чжэнь‑ди, VI в. н.э.) по
изданию: Тайсё синсю дайдзокё («Трипитака годов Тайсё»). Т. 31, №
1593. Токио, 1968. С. 112–132. Вниманию читателя предлагаются
первые две главы «Компендиума Махаяны», посвященные в основном
обоснованию доктрины базового сознания (алая‑виджняна) и
сопутствующим темам.
Махаяна сампариграха шастра) Асанга
195
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!