Не менее сокрушительный удар по схоластическому мировоззрению и церкви, чем гуманистическая мысль, реформационные процессы и еретические рассуждения Макиавелли, был нанесен развитием естествознания, которое в XVI в. добилось значительных успехов.
Стремление к углубленному и достоверному познанию природы нашло отражение в творчестве Леонардо да Винчи; Николая Коперника, Иоганна Кеплера, Галилео Галилея.
Их теоретические разработки и экспериментальные исследования способствовали не только изменению образа мира, но и представлений о науке, об отношений между теорией и практикой.
Леонардо да Винчи (1452—1519), гениальный художник, великий ученый, талантливый изобретатель (в числе его проектов — идеи танка, парашюта, шлюза), утверждал, что любое знание порождается опытом и завершается в опыте. Но подлинную достоверность результатам экспериментирования способна придать лишь теория. Влюбленный в практику без науки — словно кормчий, ступающий на корабль без руля или компаса; он никогда не уверен, куда плывет. Всегда практика должна быть воздвигнута на хорошей теории... Наука — полководец, и практика — солдаты. Одним из наиболее значительных достижений естествознания этого времени было создание польским астрономом Николаем Коперником (1473—1543) гелиоцентрической системы мира. Основные идеи, положенные в основу этой системы, состоят в следующем: Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца, находящегося в центре мира.
Это открытие произвело поистине революционный переворот, так как опровергло существовавшую более тысячи лет картину мира; основанную на геоцентрической системе Аристотеля — Птолемея. Вот почему и сегодня при упоминании о любом значительном изменении употребляют выражение «коперниканская революция».
Успехи в развитии естествознания в немалой степени определили и характер философских размышлений. Ведущим направлением философской мысли XVI в. становится натурфилософия, а центральное место в кругу рассматриваемых проблем отводится проблеме бесконечного. Переход от представлений о замкнутом мире к концепции бесконечной Вселенной означал радикальный пересмотр всей системы онтологических воззрений. Учение о безграничности космоса ставило под сомнение богословско-схоластические представления о Вселенной и явилось прямым следствием решения вопроса соотношении Бога и мира в творчестве крупнейшего европейского мыслителя Николая Кузанского (1401—1464). .
Бог в философии Кузанского получает наименование абсолютного максимума, или абсолюта, который не является чем-то находящимся вне мира, а пребывает в единстве с ним. Бог, охватывающий все сущее, содержит мир в себе. Такая трактовка соотношения Бога и мира характеризует философское учение Кузанского как пантеизм (от греч. pan— все, theos — бог), важнейший признак которого составляет безличность единого божественного начала и его максимальная приближенность к природе.
Согласно пантеистическому учению Кузанского, мир, поглощенный Богом, не может иметь самостоятельного существования. Следствием этой зависимости мира от Бога и является его безграничность: мир имеет «повсюду центр и нигде окружность. Ибо его окружность и центр, есть Бог, который всюду и нигде». Мир не бесконечен, иначе он был бы равен Богу, но «его нельзя помыслить и конечным, поскольку у него нет пределов, между которыми он был бы замкнут».
В космологии Кузанского отвергалось учение о Земле как центре Вселенной, а отсутствие неподвижного центра привело его к признанию движения Земли. В трактате «Об ученом незнании» он прямо говорит:
«... Наша Земля в действительности движется, хоть мы этого и не замечаем».
Было бы неверно видеть в космологических построениях Кузанского прямое предвосхищение гелиоцентризма Коперника. Отвергая центральное положение и неподвижность Земли, он не отдавал предпочтения какой-либо определенной схеме движения небесных тел. Но, расшатывая традиционные представления о мире, он открывал путь к десакрализации космологии, т.е. к ее освобождению от религиозного толкования.
Новые воззрения развивали в своих сочинениях Бернардино
Телезио (1509—1588), Франческо Патрици (1529—1597), Томмазо Кампанелла. Но наиболее глубокие результаты натурфилософия получила в творчестве Джордано Бруно (1548—1600), с чьим именем связан решающий поворот в утверждении новой космологии. Центральная идея космологической доктрины Бруно «тезис о бесконечности Вселенной». Эта Вселенная не сотворена она существует вечно и не может исчезнуть. Она неподвижна.
В самой же Вселенной происходит непрерывное изменение и движение. Обращаясь к характеристике этого движения, Бруно указывает на его естественный характер. Он отказывается от идеи внешнего перводвигателя, т.е. Бога, а опирается на принцип самодвижения материи.
Бесконечные миры... все движутся вследствие внутреннего начала, которое есть их собственная душа... и вследствие этого напрасно разыскивать их внешний двигатель Положение о бесконечности Вселенной позволило Дж. Бруно по-новому, поставить вопрос о центре мира, отрицая при этом не только геоцентрическую, но и гелиоцентрическую системы. Центром Вселенной не может быть ни Земля, ни Солнце, потому что существует бесчисленное множество миров. И у каждого мира-системы есть свой центр — его звезда.
Разорвав границы мира и утвердив бесконечность Вселенной, Бруно оказывается перед необходимостью выработать новое представление о Боге и его отношении к миру. Решение этой проблемы свидетельствует о пантеистической позиции мыслителя. Бруно утверждает, что природа есть Бог в вещах, он не противостоит миру как его творец, а находится в самой природе как внутреннее деятельное начало.
Если в рассуждениях Николая Кузанского природа как бы погружается в Бога, который сохраняет свою обособленность от мира, то у Бруно Бог отождествляется с природой, и он немыслим вне материального мира. В этом состоит кардинальное отличие натуралистического пантеизма Бруно от мистического пантеизма Кузанского.
Видя в природе не только совершенное божественное творение, но прежде всего совокупность присущих ей закономерностей, свободных от непосредственного вмешательства, натурфилософия эпохи Возрождения открывала путь дальнейшему развитию экспериментального естествознания, возникновению классической механики Ньютона, созданию философских концепций XVII-XVIII вв.
Завершая рассмотрение философских исканий эпохи Возрождения, необходимо отметить неоднозначность оценок ее наследия. Несмотря на общее признание уникальности ренессансной культуры в целом, этот период долгое время не считался оригинальным в развитии философии и, следовательно, достойным выделения в качестве самодеятельного этапа философской мысли. Однако двойственность и противоречивость философского мышления этого времени не должна умалять его значения для последующего развития философии, ставить под сомнение заслуги мыслителей Ренессанса в преодолении средневековой схоластики и создании основ философии Нового времени.
План семинарского занятия
1.Характерные черты эпохи Возрождения и их отражение в философии
2.Философский пантеизм: Н. Кузанский, Дж. Бруно, Н. Коперник
3.Социально-политическая философия: Н. Макиавелли, Дж.Пико делла Мирандола, Т. Мор, Т. Кампанелла
Литература:
1.Немировская Л.З. Философия М, 1985
2.Смирнов И.Н. Философия М., 1998
3.Краткая философская энциклопедия М., 1994
4.Антология мировой философии в 4 томах. Т.2 М.. 19
5.106 философов: жизнь, судьба, учение в 2 томах. М., 1994
6.Философия в 2 частях. Ч. 1 История философии М., 2002
7.Хрестоматия по философии РнД., 1997
8.Спиркин А.П. Философия М., 2002
Вопросы для самопроверки:
1.Назовите характерные черты философии эпохи Возрождения
2.Каковы основные темы и проблемы философии эпохи Возрождения?
3.Каких философов этой эпохи Вы знаете?
4.Каковы основные идеи гуманистической мысли эпохи Возрождения?
5.Охарактеризуйте отношения гуманистов к религии и церкви
6.В чем состоит основное содержание Реформации и каковы ее итоги?
7.Назовите основные положения политической теории Н. Макиавелли
8.В чем состоит открытие Н. Коперника и какова его роль в развитии философской мысли?
9.Охарактеризуйте философию Н. Кузанского
10.В чем состоит новизна основных идей философии эпохи Возрождения.
11.Каковы основные итоги развития философии эпохи Возрождения?
12.Как Вы думаете, почему известный культуролог И. Хейзинга называет эпоху Возрождения "осенью средневековья"
13.В чем особенность учения Ж. Кальвина?
14. Каковы основные идеи М. Лютера?
15.0бъясните смысл терминов "гуманизм" и "антропоцентризм". В чем их различие?
16.0бъясните смысл тезиса "Цель оправдывает средства". Почему этот тезис пьпались приписать Н. Макиавелли?
17.Объясните смысл терминов "антиклерикализм" и "секуляризация". В чем их различие?
18.Действительно ли главным принципом философии эпохи Возрождения является антропоцентризм?
19.Назовите предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения.
20.Объясните идею Н. Кузанского "ученое незнание".