Памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве.
Клыков,
Вячеслав Михайлович. 1995. Бронза. Москва, Россия
Сначала
планировалось установить монумент Г.К. Жукову на Красной площади
перед
Историческим музеем, напротив других спасителей Отечества – Минина
и
Пожарского. Но, к счастью, вмешалась ЮНЕСКО. Поскольку Красная
площадь -
памятник истории и культуры мирового значения - находится под
охраной ЮНЕСКО,
то она не подлежит каким-либо «изменениям и дополнениям». Тогда
скульптуру
установили с боку Манежной площади, вплотную приблизив к служебному
входу в
Исторический музей. Место выбрано неудачно: памятник не только
«задвинут», но и
поставлен с северной стороны большого здания, затеняющего монумент.
Жуков
всегда выглядит темным, а в сумерках просто черным, так как
вечерняя подсветка
не предусмотрена. Это самый «нефотогеничный» памятник в Москве.
В.М.
Клыков исполнил скульптуру в традиционалистском духе соцреализма,
его создание
вполне достойно можно поставить в один ряд с памятниками вождям и
полководцам
времен культа личность. В сущности, монумент – завуалированное
прославление
советско-партократической эпохи. Неслучайно сегодняшние коммунисты
выбрали его
местом своих митингов.
В
адрес клыковского монумента высказывалось много критических
замечаний.
Художественные круги оценили памятник весьма прохладно. Даже Зураб
Церетели
осторожно заметил: «Знаете, скульптор Клыков – очень одаренный
человек, но в
данном случае не сложилось. И я думаю, он сам это знает».
Александр
Рукавишников высказался более откровенно: « Памятник Жукову мне не
нравится по
скульптурным, эстетическим соображениям. Пропорции тут ни при чем –
мне не
нравится само решение в рамках этой задачи. Считаю, что это неудача
Клыкова».
Сам автор стоически спокойно отнесся к критике: «Я знаю, что
скульптура эта
сделана профессионально, грамотно, как я ее и задумал. Можно с
памятником
соглашаться или не соглашаться – я абсолютно уверен в том, что я
все сделал
правильно и тот образ, та композиция, которая была задумана, –
выполнены мной.
Мне хотелось передать образ полководца, который, как бы натянув
поводья, принес
Победу, попирая фашистские штандарты, к стенам древнего Кремля.
Вот,
собственно, какая была идея. Потому я и выбрал такой ритмичный,
почти
барабанный шаг».
Прославленный
маршал явлен на пьедестале в зените славы и величия – в момент
принятия Парада
Победы 24 июня 1945 года. Неслучайно бронзовый Георгий Жуков
невольно вызывает
аллюзии с Георгием Победоносцем, изображение которого помещено в
основании
монумента.
Вместе
с тем, это далеко не лучший образец конной скульптуры.
Всадник,
привстав на
стременах, делает правой рукой какой-то странный жест – то ли
успокаивающий, то
ли запрещающий. К тому же знатоки верховой езды, взирая на
памятник,
недоумевают, каким аллюром движется конь: рысью, иноходью, галопом?
Сам автор
на этот вопрос ответил уклончиво: «Говорят еще, что лошадь не может
так переставлять
ноги. Я сам вырос в деревне, любил лошадей с детства, ездил на
лошадях, и,
слава Богу – знаю лошадей и то, как лошадь может ноги
переставлять». Но, Клыков
все же не сказал, каким манером идет лошадь (точнее конь) на его
статуи, и люди
теперь теряются в догадках.
Известно,
что товарищ Сталин приказал Жукову принимать исторический парад на
белом коне.
Конь серебристо-белой масти с древнейших времен символизировал
Победу и Славу.
Этот выезд на белом коне стал исключительным случаем в советских
конных парадах.
Через два года в первомайские торжества Буденный захочет проехать
по Красной
площади тоже на белом коне, но Сталин ему запретит.
В
Манеже Минобороны, где подготавливали и лошадей и военачальников к
парадам,
коня белой масти, подходящего для Жукова и для такого случая, не
нашлось. После
лихорадочных поисков его отыскали в кавалерийском полку КГБ. Это
был жеребец по
кличке Кумир. Жуков был отменным кавалеристом, но по утрам
приезжал
тренироваться в Манеже. В итоге маршал прекрасно справился с
поставленной
задачей. Нужно было красиво и крепко сидеть в седле на виду у всей
страны,
строго соблюдать темп движения, точно выполнить график объезда
войск, уметь
остановить коня в строго определенном месте и после приветствия
мгновенно
двинуться дальше не рысью и не иноходью, а манежным галопом в такт
военному
оркестру. Но главное, чтобы конь не понес, «не встал на свечу», не
произошло
еще какого-нибудь сбоя или оплошности: Сталин такого не любил, и
это могло
закончиться крушением карьеры. Прославленные полководцы всеми
путями пытались
избежать подобных конных акций. К.К. Рокоссовский, другой
участник
исторического парада и прекрасный наездник, признавался, что ему
«лучше два
раза в атаку сходить, чем выезжать на Красную площадь на парад».
Когда же Жуков
в тот знаменательный день наконец остановил разгоряченного Кумира
возле
Мавзолея, спешился и, похлопав коня по холке, направился на
трибуну, сотрудники
Манежа вздохнули с облегчением: «Слава Богу, гора свалилась с плеч»
(Бобылев
И.Ф. Всадники с Красной площади. – М., 2000. С. 65.).
В
заключение стоит упомянуть, что после смерти Сталина конные
парадные выезды
прекратились раз и на всегда, а кавалерия по приказу именно Жукова
была
расформирована как особый род войск. Может быть, в этом смысле надо
понимать
запрещающий жест военачальника на памятнике скульптора Клыкова.
Пелевин
Ю.А.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта
http://artclassic.edu.ru/
Памятник Г.К. Жукову на Манежной площади в Москве
204
0
3 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!