Подотовка изданий в россии в 17 веке
110
0
2 минуты
Один из самых тяжелых периодов развития России. Польско–шведская
интервенция, смена правительства, голод - определили условия жизни
народа. Это «-» сказывается и на состоянии культуры, образования,
науки. Однако, книжное дело продолжает развиваться, книг выходит
очень много, появляется книжная торговля (книгу можно купить даже в
овощной лавке). Книгопечатание монопольно реализовывь гос-м и
церковью. + рукописная книга все еще играла заметную Рукописная и
печатная книги существовали параллельно, взаимно влияя друг на
друга. Одним из путей их взаимодействия явл переписка печатных
изданий. Писцы и художники присматривались к печатным образцам и в
какой–то степени подражали им, что представляло интерес с т зр
редакт-я. Переписку печатных книг организовывали таким образом,
чтобы копия соответствовала оригиналу. Это заставило ввести в
процесс подготовки рукописной книги некоторые этапы
редакционно–издательского процесса печатных изданий. Так
переписанные книги стали вкл дополнит элементы, #, сведения о месте
и времени работы по подготовке сборника. А позднее и записями о
работе по переписке. Элементы редакт-я проявляются и в случаях,
когда издание размножается или создается на основе др изданий
(подготовка сб). В 17в преобладала религиозная книга. Светск лит -
1,4 % из всех печатных книг. Худож лит, историч публицистика развив
только в форме рукописной книги. (Искл стали лишь 2 сб
стихотворений Симеона Полоцкого). Среди них "Сказание о Мамаевом
побоище", "Казачье написание" Сильвестра Медведева, "История о
русском дворянине Фроле Скобееве", "Повесть о Горе–злочастии",
"Повесть о Ерше Ершовиче", "Повесть о Шемякином суде". В форме
рукописной книги все еще существовали переводные и сатирические
произведения. Также возродилась и такая уже архаичная для тех лет
форма книги, как столбец (свиток).
Именно в форме свитка выходила
1ая русская рукописная газета "Вести–Куранты", для нее обрабатывали
материал из донесений посольств и заграничных агентов. Свитки
использовали в церковном обиходе, в школах. Производство книг
осуществлялось Московской типографией. В начале века здесь было три
печатных стана. Поляки разорили и сожгли типографию. Один из
мастеров, Никита Фофанов, сумел перебраться в Нижний Новгород, где
он начал печатание книг. После освобождения Москвы был построен –
Московский печатный двор. Там работало более 80 мастеров. Кроме
Печатного двора в Москве были образованы еще 2 небольшие
типографии: типография, созданная Бурцевым и Верхняя типография –
личная типография царя. Она была организована Симеоном Полоцким –
видным просветителем, педагогом и поэтом. Верхняя типография
выпускала в основном сочинения Симеона Полоцкого, а также переводы
с греч и немецкого. Основную роль в издательском деле играет
церковь. До 40х печатается лишь церковная литература, основную
массу Московского печатного двора составляли апостолы, евангелия,
псалтыри. Темпы роста печатной продукции были неравномерными.
Тиражи каждого издания колебались от 500 до 1200 экз.
Печатались"Псалтырь", «Апостол», "Часовник", "Евангелие" и др.
Среди книг духовного содержания отметим "Прологи" – издания,
предназначенные наряду с религиозными целями и для бытового чтения,
нравственного воспитания, общего образования. В большинстве своем
это были сборники, содержащие жития греческих, славянских и русских
святых, повести, сказания, поучения. С 40-х гг Печатный двор стал
выпускать собрания поучений святых, церковных деятелей, отцов
церкви и богословов. + были изданы переводы иностр сочинений,
сделанные жившими в Москве иностранцами. Репертуар печатной книги
становится разнообразнее. В 17в редакторские аспекты проявляются в
организации издательского дела и в подготовке самих изданий.
Рассмотрим подробнее каждый из этих аспектов.
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!