Московский Государственный Технический Университет имени Н.Э.
Баумана факультет Фундаментальные науки.
Реферат по культурологии студента группы
Социодинамика культуры
Москва , 1998
“Социодинамика культуры” - так называлась книга французского
культуролога Абраама Моля , вышедшая в Париже в 60-х гг. Сейчас
этот термин и эта книга прочно вошли в научный обиход
исследователей культуры -прежде всего приложением
теоретико-информационного , кибернетического подхода к культурным
процессам . Сегодня , когда мы столкнулись с проблемой
функционирования культуры в условиях рынка , когда массовая
культура стала приобретать все большую мозаичность и в ней огромную
роль начинают играть средства массовой информации работа
Моля приобретает все большую актуальность.
Однако здесь следует учитывать , что иные социально - исторические
условия порождают и принципиально отличные исторические формы ,
своеобразные факторы становления и эволюции национальной культуры
.
Поэтому для понимания развития , скажем , отечественной культуры ,
работа Моля мало что дает , однако это не означает , что сама идея
социодинамики культуры не универсальна. При рассмотрении культурных
процессов разных времен и разных народов необходимо учитывать , что
в разных случаях действуют свои , во многом отличные механизмы
культуры
, а значит на разных этапах культурно исторического развития
действуют различные типы социодинамики национальной культуры .
Наконец , следует учитывать и национальное своеобразие культуры ,
которое во многом определяется ходом исторического процесса и теми
социокультурными механизмами , которые возникают в истории каждой
национальной культуры на разных ее этапах.
Выдающийся советский социолог и культуролог ХХ века Питирим
Сорокин
(один из основоположников “социокультурной динамики” как отдельной
научной дисциплины и как аспекта изучения любой конкретной культуры
в ее историческом развитии) считал , что “всякая культура есть не
просто конгломерат разнообразных явлений , сосуществующих , но
никак друг с другом не связанных , а есть единство , или
индивидуальность , все составные части которого пронизаны одним
основополагающим принципом ,и выражают одну , и главную ценность .
Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры ,
ее философии и религии , этики и права ,ее основных форм социальной
, экономической и политической организации , большей части ее
нравов и обычаев , ее образа жизни и мышления (менталитета) - все
они по-своему выражают ее основополагающий принцип , ее главную
ценность. Именно ценность служит основой и фундаментом всякой
культуры . По этой причине важнейшие основные части такой
интегрированной культуры также чаще всего взаимозависимы : в случае
измененения одной из них остальные неизбежно подвергаются схожей
трансформации” . В таком плане и следует рассматривать культуру
: во взаимосвязи и взаимообусловленности всех социокультурных
компонентов национального целого , именно так и рассматривается
культура с позиций социокультурной динамики.
Что же такое социодинамика культуры ? Речь идет о движении ,
изменении , развитие культуры в зависимости от изменения , развития
общества , в связи с ним (societas -лат.: общество; dynamikos -
греч.: движение). То есть предметом изучения становится не столько
культура сама по себе , сколько движущие ее общественные факторы ,
или социальные механизмы культуры . В отличие от традиционной
истории культуры социодинамика культуры не ограничивается изучением
эволюции тех или иных явлений культуры , сменяемости определенных
культурных фактов , а также описанием известных культурных
процессов - она пытается понять закономерности происходящих
процессов и тенденций , теоретически их объяснить и осмыслить .
Таким образом , социодинамика культуры - это теоретическая
дисциплина , предметом которой является культурно-историческое
развитие , то есть теория истории культуры.
Сейчас , после крушения мертвых теоретических схем , являвшихся
продолжением политических доктрин и идеологических догм , значение
теории для понимания культуры не только не понизилось , но даже
возросло. Возникла необходимость в выработке новой теории культуры
- более глубокой , более точной , более органично связанной с
историей культуры , более приближающейся к истине. Для этого
предстоит заново переработать культурно-исторический материал ,
почувствовать его , попытаться понять - с тем чтобы по возможности
корректно сформулировать основные идеи и объяснить его
закономерности .
Необходимо , учитывая всю возможную полноту культурных фактов ,
анализировать , интерпретировать и обобщать их в концептуальные
модели
, а не иллюстрировать конкретными примерами из культуры готовую
теоретическую концепцию “натягивая” факты на теорию. Подобный
подход к изучению культуры назавеется ”понимающей культурологией
”.
Большое значение сейчас приобретает сопоставление противоречивых ,
а подчас и прямо взаимоисключающих интерпретаций и оценок одних и
тех же культурных явлений с различных философских и
идейно-мировоззренческих позиций , с разных этических , религиозных
и политических точек зрения. Это позволяет не только представить
реальный разброс оценок и установок , наблюдаемый одновременно в
общественном мнении и культуре в определенный исторический момент ,
но и воссоздать культурно- исторический процесс во всей
многогранности и объемности.; выявить движущие противоречия
культуры и тенденции ее развития , на каждомее переломном этапе ,
когда размежевание и конфронтация социокультурных сил нации
преобладает над их консолидацией и единством , когда намечается
перелом в дальнейшем развитии культуры , разветвление ее
дальнейшего пути.
Перед исследователем и интерпретатором культуры открывается , таким
образом , возможность осмыслить факторы социокультурного развития ,
движущие силы культуры не как действие чужеродных культуре внешних
сил
(навязанных ей извне - по логике формационного развития , в силу
хозяйственной или политической необходимости и т.д.): экономических
, социально-политических , географических ,а как проявление
собственных возможностей культуры , закономерностей ее
саморазвития. Тогда же , когда культурно-историческое развитие
действительно предопределяют внешние по отношению к культуре
факторы (географические , хозяйственно-экономические ,
социально-политические) , они должны рассматриваться в специфически
освоенном , преломленном культурой виде
, то есть не прямо , а как формы самой культуры.
В результате такого подхода рождаются как бы заново теоретические
концепции той или иной конкретной культуры - из анализа и
осмысления историко-культурного процесса , как обобщение и
объяснение истории культуры . Причем не истории всей мировой
культуры без какой-либо дифференциации (что было одним из
недостатков в частности марксистской теории культуры ) а каждой
национальной культуры по-своему .
Необходимо учитывать ,что различным национальным историям культуры
соответствует не единая , общая для всех теория культуры , а своя ,
особая теоретическая модель , своя социодинамика , обладающая
определенным национальным своеобразием . Таким образом в настоящее
время на поверхность выходит вопрос о национальной специфике
культур: усилился интерес к национальному менталитету , к лежащему
в основе каждой национальной культуры типу рациональности , к
национальным образам и картинам мира и т.д.
В советской теории культуры социодинамика русской культуры
традиционно понималась как однозначная зависимость духовных явлений
от материальных; собственно культурных - от экономических ,
политических и социальных факторов. Такой подход страдал
определенной односторонностью и догматизмом , являлся слишком
упрощенным и зачастую неверным. Рассмотрим например русскую
литературу ХIХ века и степень литературного влияния на
общественно-исторический процесс в России.
Согласно классической концепции В.И. Ленина три этапа развития
русской революционной мысли (дворянский , разночинский и
пролетарский ) выдвигали на каждом этапе своих идеологов и
агитаторов (Герцен ,
Чернышевский , Добролюбов и т.д). По Ленину Герцен был “разбужен “
декабристами ,выступление которых в 1825г.было следствием кризиса
крепостнической системы , и деятельность Чернышевского ,
Добролюбова и других представителей разночинцев развернулась в
полный рост на этапе буржуазных реформ 60-х 70-х гг. ХIХ века.
Однако если посмотреть историю , то мы увидим , что мысль о
противоестественности крепостного прав ,о необходимости либеральных
реформ в России проявляется задолго до восстания декабристов - в
произведениях А. Радищева и Н. Новикова.
А само декабристское движение было результатом и кульминацией
развития либеральной , оппозиционной мысли просвещенного дворянства
.До декабрьского восстания поэзия А.С. Пушкина была более
вольнолюбива ,
Лермонтовская поэзия (это уже 30-е 40-е гг.
) проникнута все более
усиливающимися настроениями спада , пессимизма , мотивами
трагической безысходности , обреченности. Особенно ярко эти
настроения отразились в творчестве Н.В. Гоголя(40-е гг. ) , Ф.И.
Тютчева (50-ые) и др. Налицо кризис дворянской революционной мысли
в конце 20-х , 30-х и 40-х гг.
Возьмем другой этап - разночинский. Все те примеры демократических
реформ , которые обрели после 1861г. силу реальных экономических ,
политических и правовых процессов получили свое словесное выражение
задолго до вступления Александра II на престол. По сути своей все
произведения “шестидесятников” продолжали начатое Белинским и
Герценом еще в 40-е гг. , а демократическая литература второй
половины ХIХ века развивала традиции “натуральной школы” , которая
и явилась литературным выражением разночинской идеологии. В конце
60-х - начале 70-х в разночинском идейном движении обнаружились
кризисные явления , оно стало вырождаться с одной стороны в
практику “малых дел” , а с другой - в революционный терроризм.
Таким образом мы видим , что ленинская периодизация отражает
правильно лишь политическую сторону революционно-освободительного
движения , развитие же русской культуры и общественной мысли в этот
период трактуется неправильно. Действительно не литературные
явления , не философские идеи , не произведения искусства следовали
за событиями социально экономической и политической истории - но
культурные явления по своим идеям , пафосу , предшествовали
политике и экономике , подготавливали их осуществление в
материальной форме.
Освободительные идеи , возникая в творческом воображении
представителей культурной элиты общества в теоретической форме ,
постепенно материализовались в политике и экономике , в
практической деятельности людей , когда для этого складывались
объективные социально- экономические и исторические условия.
Искусство , литература , философия а зачастую и религиозная мысль
опережали жизнь , вели ее в том или ином направлении , побуждали к
развитию в духе порождаемых ими теорий.
Таким образом мы видим , в самом первом приближении , как
осуществляется социодинамика ,в данном случае русской культуры:
начавшись в качестве чисто социального ,экономического явления
,каждая значительная тенденция исторического развития постепенно
проецировалась в культуру и затем , уже в качестве культурного
явления , начинала влиять в обратном направлении - на
социально-экономические процессы , способствуя их эволюции в
сторону намеченную в сфере культуры . Таким образом выстраивается
непрерывная цепочка сменяющих друг друга социально-экономических и
культурных процессов , которая может быть прервана или разорвана в
любом своем звене (социальном или культурном)
. Важно определить сам момент перехода социального в культурное и
наоборот . В этом и состоит суть социодинамики культуры : каждое
социальное явление находит отражение в культуре и соответственно
каждое культурное явление имеет свой социальный аналог и
социологическое основание.
В свое время еще Г.В. Плеханов высказал предположение относительно
того , что между собственно культурными и собственно социальными
явлениями нет непреодолимых границ , наоборот между ними существует
своеобразное связующее звено , позволяющее “переводить”
социокультурные явления с одного языка (например художественного)
на другой (например социологический) с этой целью Плеханов вводит
понятие
“социологического эквивалента” каждого культурного (литературного ,
художественного , философского ) явления . Однако он не
ограничивается историко-материалистическим пониманием культуры ,
согласно которому социальное однозначно обусловливает культурное ,
а материальное - духовное. ”Особенности художественного творчества
всякой данной эпохи всегда находятся в самой тесной причинной связи
с тем общественным настроением , которое в нем выражается
.Общественное же настроение всякой данной эпохи обусловливается
свойственными ей общественными отношениями” - писал он.
Продолжая мысль Плеханова , можно отметить , что как для любого
культурного явления можно определить (с различной степенью
очевидности) его социальный эквивалент , так и для любого
социального явления существуют свои культурные эквиваленты - в
литературе и в искусстве , в науке и идеологии , в философии и
религии . Социальное в культурном и культурное в социальном тесно
связаны и находятся как правило во взаимном соответствии между
собой : проекция социума в культуру и проекция культуры в социум .
Именно здесь кроется составляющий основной предмет социодинамики
культуры момент перехода социальных явлений в культурные и
наоборот. Трудность осмысления этого перехода заключается в том ,
что каждый элемент социального не буквально соответствует
аналогичному элементу культурного и наоборот. В каждом конкретном
случае механизм такого перехода особый , неповторимый связанный со
специфическими историческими условиями .
При исследовании социодинамики культуры уже выяснилось
существование некоторых общих закономерностей во взаимодействии
социальной и культурной подсистем общества . Так различают
социальный предмет как элемент социальной (в узком смысле ) системы
общества , культурное значение как элемент культурной системы и их
отношение
(отношение соответствия) как элемент общественной системы ,
включающей в себя социальную и культурную подсистемы. Установление
таких соответствий в общественных системах между предметами и
значениями характеризуется как гомоморфизм социальной и культурной
подсистем
.”Факт социокультурного гомоморфизма имеет тот содержательный смысл
, что социальная и культурная системы являются лишь относительно
взаимосвязанными образованиями , могущими иметь собственную жизнь и
развитие . В силу этого имеет смысл говорить о процессах взаимного
обособления (дифференциации) и сближения (интеграции) социума и
культуры ”.( О.И.Генисаретский ) Состояние общества , при котором
“все значения реализуемы , а все предметы реализуют значения ” ,
называется состоянием социокультурной полноты . Такое состояние
общества по
Генисаретскому “эквивалентно устойчивости общественной системы ,
когда сохраняется непрерывность существования и самодостаточность
общественной системы ”.
Такое состояние социокультурной полноты часто не характерно для
истории культуры . Зачастую мы видим постоянно воссоздаваемую
неустойчивость , нестабильность общественной системы . В этом
случае можно вести речи о преимущественно дискретном характере
социокультурной истории .Причем переход от одного замкнутого в себе
социокультурного этапа к последующему невозможен постепенным ,
эволюционным путем - это каждый рвз резкая , внезапная ломка
целостной и единой социокультурной системы . Такое развитие
общества и культуры характерно , в частности , для России.
Очень интересным и плодотворным является развиваемое в последнее
время представление о социодинамической модели культуры как о
диалектическом триединстве взаимодействующих друг с другом трех
подсистем культуры : мировоззренческо-познавательной (наука ,
философия
, в некоторые исторические периоды религия) , художественно-
эстетической (всевозможные разновидности искусства) ,
соционормативной
(мораль , этика , политическая культура). Между этими подсистемами
в истории культуры помимо определенной борьбы все время
складывались временные или относительно постоянные “союзы”. Так ,
религия часто связана с нравственностью и этическими учениями ,
проникает в философию и политику , часто сама подвержена
политическим влияниям . Эстетика неотделима от искусства , но с
другой стороны связана с публицистикой
, которая находится под влиянием политической идеологии . И таких
примеров можно привести множество .
В свете этой концепции каждое явление и каждый процесс культуры
должен рассматриваться с точки зрения трех его возможных и
необходимых эквивалентов : понятийно-концептуального ,
образно-ассоциативного и практически-действенного , аддуктивного .
Таким образом элементами любого культурного явления ,
рассматриваемого с точки зрения его социодинамики выступают
взаимосвязанные и взаимодействующие между собой три эквивалента
культурных подсистем : понятие , образ и действие.
Такой подход позволяет добиваться перевода образного содержания на
язык логики , научных или философских категорий ; понятийного
содержания (научных и философских концепций ) - на язык
художественных образов , а вместе образного и понятийного
содержания - на “язык социологии” , то есть в план действий ,
практических интересов и целей людей . В этом смысле оказывается
возможным говорить о культурном смысле исторических событий , и
наоборот , явления культуры предстают в качестве факторов
исторического развития .
Литература:
Сорокин П.А. “Человек. Цивилизация. Общество” Москва , 1992
Моль. А. “Социодинамика культуры” Москва ,1973
Генисаретский О.И. “Опыт методологии конструирования общественных
систем ”//”Моделирование социальных процессов” Москва ,1970
Кондаков И.В. ”Введение в историю русской культуры” Москва ,1997
Социодинамика культуры
206
0
10 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!