Нравственное богословие» для ІІІ-го курса КДА
Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита
Платона (Игумнова)
Билет №1
Введение в нравственное богословие. Действия нравственные и
безнравственные. Нравственный закон. Совесть. Интерпретация долга в
философии И.Канта и Н.Ф.Федорова.
Нравственное Богословие называют также Христианской Этикой или
ификой, христианской моралью) есть наука, в систематическом порядке
излагающая учение о нравственной жизни человека, какой она должна
быть по закону Божию, открытому в слове Божием и раскрытому в
учении православной Церкви.
только человек имеет понятие о нравственности. Всякий знает, что
действия человека бывают или хороши — или дурны, или добры — или
злы, нравственно-положительны — или нравственно-отрицательны
(безнравственны). И этими понятиями о нравственности человек
неизмеримо отличается от всех животных.
Как же различить — нравственно-доброе от нравственно-дурного?
Различие это совершается по данному нам, людям, от Бога особому
нравственному закону. И этот нравственный закон, этот голос Божий в
душе человека мы чувствуем в глубине нашего сознания, и называется
он совестью, которая есть основой общечеловеческой нравственности.
Совесть действует, как законодатель и мздовоздаятель. Несомненно
то, что нравственный закон должен быть признан для людей
врожденным, т. е вложенным в самую природу человека. За это говорит
несомненная всеобщность в человечестве понятий о нравственности.
Прирожденною может быть признана только сама нравственная
потребность, своего рода нравственный инстинкт, но не раскрытые и
ясные нравственные понятия и идеи. Такие ясные нравственные понятия
и идеи развиваются в человеке отчасти через воспитание и влияние
предшествовавших поколений, наиболее же всего на основе
религиозного чувства.
Христианская Нравственность это — жизнь во Христе, жизнь по закону
Божию, или глубоко-сознательное, деятельное и свободное
осуществление человеком в своей жизни великих заповедей Христа
Спасителя.
Кант, исходя из принципа автономии морали, склонен видеть везде
долг человека только перед самим собой. Согласно Канту,
необходимость соответствия поступка во всех обстоятельствах
требованиям нравственного закона есть общий долг человека по
отношению к самому себе.
Учение Канта о нравственном долге отличается четкостью и
категоричностью. Нельзя совершенно отрицать глубокую этическую
ценность всей его деонтологии. Но при этом понятие долга у него
выступает как понятие о каком-то принуждении, которое неизвестно
кем и неизвестно для чего санкционировано. Это принуждение может
быть внешним принуждением или самопринуждением, но в любом случае
предполагается принуждение свободной воли со стороны нравственного
закона. Согласно Канту, человек следует велениям долга
исключительно из уважения к собственному достоинству и требованиям
нравственного закона. Предпринятое Кантом обоснование нравственного
долга не проведено им с исчерпывающей убедительностью и полнотой. В
действительности свое конечное обоснование нравственный долг
находит не в рациональном теоретическом знании и не в принципах,
сформулированных человеком для самого себя, а в той идеальной
установке сознания, в свете которой он способен постичь безусловные
требования абсолютной и высшей правды. Религиозный человек следует
велениям долга не ради утверждения собственного достоинства,
которое вне Божественной благодати не имеет точных критериев и
гарантий, а ради исполнения воли Божией, которая в этих велениях
выражена и которая ведет личность к внутреннему оправданию ее
достоинства перед Богом. Полагая идею долга в жесткие рамки
интеллектуального процесса и игнорируя при этом внутренний
религиозный опыт, Кант, по словам И.О. Лосского, обеднил мир и
чудовищно обеднил понятие Бога.
деонтология - (от греч. déon, родительный падеж déontos — нужное,
должное и ... логия), раздел этики, в котором рассматриваются
проблемы долга и должного. Термин введён английским
философом-утилитаристом И. Бентамом, который употребил его для
обозначения теории нравственности в целом
Билет №2
Практическая деонтология Запада и православная этика. Обязанность
как требование нравственного закона. Грех. Первородный грех. Об
обязанностях христианина.
Православие не знает автономной этики, которая представляет собой
преимущественную область и своеобразный духовный дар
протестантизма. В православном учении о нравственном долге нет того
элемента гордости, который присутствует в практической
протестантской деонтологии с ее подчеркиванием собственного
достоинства личности и долгом человека перед самим собой. Исключив
присутствие Бога из широкой области нравственной жизни и оставив
лишь узкую доктрину морального толкования Священного Писания,
протестантизм поставил индивида Нового времени в открытую,
разомкнутую бесконечность, где единственной нравственной опорой его
бытия становится автономия.
Православию чужда и практическая мораль католицизма с ее делением
на спасение и совершенство, на евангельские заповеди и евангельские
советы, на должное и сверхдолжное. Православная Церковь никогда не
учила, что человек для своего спасения должен совершить некий
необходимый минимум добрых дел и что все совершенное им сверх этого
минимума составляет его сверхдолжные заслуги. Практическая
деонтология Римско-Католической Церкви представляет собой
естественный итог господства юридической теории в области
объективной и субъективной сотериологии. В отличие от
римско-католической юридической теории в православной сотериологии
спасение человека понимается не как избавление от вечных наказаний,
достигаемое благодаря наличию “заслуг”, а как процесс духовного
освящения и преображения человеческой личности, совершающийся по
мере ее приобщения к Божественной благодати, источнику обожения и
святости.
Обязанность, как и долг, является санкцией нравственного закона.
Человек не может не сознавать, что написанный в его сердце
нравственный закон объективно справедлив и требует выполнения.
Необходимость выполнения нравственных требований осознается
человеком как нравственная обязанность. С точки зрения структуры
своего содержания, обязанность включает три важнейшие
компонента.
Осознание требований нравственного закона.
Уважение к требованиям нравственного закона.
Внутреннее самопринуждение к выполнению требований нравственного
закона.
Главным из этих трех компонентов является самопринуждение к
выполнению требований нравственного закона, поскольку именно оно
придает обязанности внутреннюю силу и ценность.
Обязанность так же, как и долг, является санкцией нравственного
закона, ставит естественный вопрос о том, какое принципиальное
различие имеется между понятиями долга и обязанности. На первый
взгляд долг и обязанность, как два вида нравственного сознания,
представляются настолько тождественными, что трудно уловить грань,
разделяющую эти понятия. Однако в действительности реальное
различие между долгом и обязанностью существует. Долг всегда
предполагает необходимость расплатиться за какое-либо благодеяние.
Нравственное сознание в этом случае напоминает о том, что за
оказанное благодеяние нужно ответить взаимным благодеянием, услугой
или пожертвованием. Исполнение нравственной обязанности
осуществляется в принципиально иной ситуации. Здесь уже не идет
речь о какой-то моральной компенсации в отношении субъекта,
требующего исполнения обязанности. Например, оказание милости
нищему или страннику. Нравственный долг в этой ситуации, строго
говоря, исключен. О долге здесь можно говорить не в нравственном, а
лишь в метафизическом аспекте, в том смысле, что все люди, как
писал Достоевский, находятся в страшном долгу у Бога и что поэтому
нужно стремиться совершать добрые дела.
Помимо нравственных обязанностей, диктуемых требованиями
нравственного закона, жизнь налагает на человека различные
служебные, семейные и общественные обязанности.
Сознательное и свободное противление воли человека нравственному
закону и божественной воле называется грехом. Грех есть беззаконие,
говорит ап. Иоанн (3:4). Таково формальное определение греха. По
содержанию же грех противоположен любви, они есть эгоизм или ложное
самолюбие. Вместо того, чтобы сосредоточить свою жизнь в Боге,
греховный человек ставит себя самого целью своей жизни. Он захотел
быть как боги, т.е. вздумал удовлетвориться самим собой, независимо
от какого бы ни было высшего существа. Все ищут своего, так
характеризует ап. Павел греховных людей (Фил. 2:21). Существование
греха и зла в мире издавна составляло величайшую загадку для
мыслителей. Они не могли себе объяснить, каким образом в благом
мире могло возникнуть и существовать зло. Эти свои затруднения и
недоумения они оканчивали тем, что признавали зло и грех неизбежным
явлением человеческого рода. Одни думали, что человек непременно
должен был согрешить вследствие того, что он существо ограниченное;
другие думали, что ко греху неизбежно привело то обстоятельство,
что он облечен чувственным телом, и т.д. Для христианина является
несомненным, учение Свящ. Писания, по которому грех и зло появились
как следствие свободного выбора и решения человеческой воли.
Нынешний человек, потомок Адама, уже от природы носит в себе
наклонность ко греху, или похоть, по выражению ап. Павла (Рим.
7:8). Эта врожденная каждому из нас похоть есть самый главный
источник искушения, а грех всегда начинается с искушения. Различие
между испытанием и искушением заключается в цели. При испытании
человека имеется в виду добрая цель, именно — укрепление воли в
добре и оправдание добродетели (2 Пет. 1:10). При искушении же
имеется в виду злая цель, именно — вовлечения человека в грех. В
этом смысле надо понимать слова Господа Иисуса Христа, который
научил нас молиться небесному Отцу: не введи нас во искушение.
Искушаемость сама по себе еще не есть грех. Можно быть искушаемым и
не согрешить. Пример видим в лице Господа Иисуса Христа. Грех
начинается тогда, когда воображение и чувство услаждаются и
пленяются предметом искушения, когда воля соизволяет искушению и
увлекается им.
Вследствие повторения греха человек приобретает навык к
прегрешению, грех становится привычкой, и в то же время в человеке
укрепляется сила страсти. Соединение привычки со страстью порождают
порок.
Обязанности христианина это снискание добродетелей по отношению к
Богу (заповеди, богослужение, личная молитва); в
самоусовершенствовании, уважении (любви к ближним), выполнение
общественных и семейных обязанностей.
Билет №3
Обязанность богопочитания. Определение и содержание понятия
ответственности. Ответственность как принцип отношения к жизни.
Следствия греха.
Все обязанности по отношению к Богу (исполнение заповедей, молитва
личная и церковная, Таинства) заключают в себе общее понятие
богопочитания или обожания. Богопочитание есть признание и
выражение христианином безусловной зависимости от Бога, как
высочайшего Владыки и Творца всего, и полнейшей преданности Ему,
как своему Отцу и Благодетелю. На земле невозможно и представить
такое отношение, которое равнялось бы отношению между человеком и
Богом. Даже серафимы, по словам прор. Исаии, закрывают свои лица,
будучи не в состоянии выносить величия славы Божией. Вот почему и
нас земнородных апостол призывает служить Богу с благоговением и
страхом (Евр). На кого Я презрю: на смиренного и сокрушенного духом
и на трепещущего перед словом Моим, говорит Вышний через Своего
пророка (Ис).
Нравственная ответственность — это внутренняя отчетность человека
за все то, что происходит в области его влечений, выборов и
конкретных поступков..
Нравственная ответственность является одной из важнейших форм
нравственного сознания. В процессе развития и формирования личности
нравственная ответственность является не чем иным, как
диалогическим отношением личности к самой себе, к путям и способам
реализации своей свободы. Чем большим нравственным доверием и
авторитетом облечен человек, тем выше степень налагаемой на него
ответственности. Основной смысл нравственной ответственности
заключается в самоотчете личности за реализацию ее возможностей и
свободы. Сознание ответственности ограждает личность от совершения
бесчестных, недолжных и недостойных поступков и подчиняет ее
требованиям чести, долга и совести. Отсюда следует, что сознание
ответственности самым существенным образом связано с понятиями
достоинства и свободы.
В содержание понятия нравственной ответственности входят следующие
компоненты.
Осознание человеком своего “я” в свободе его нравственного
выбора.
Оценка нравственного выбора с точки зрения понятий достоинства и
свободы.
Определение степени ценности совершенного поступка.
Переживание нравственных последствий своего поступка.
Глубина нравственной ответственности в каждом конкретном случае
зависит от значимости переживаемой личностью ситуации и роли и
места личности в ней.
Ответственность как принцип отношения к жизни.
Хотя нельзя сказать, что нравственно безответственные натуры всегда
равнодушны к суждениям о них со стороны окружающей их ближайшей
среды.
Прямую противоположность этим натурам составляют люди, в жизни
которых… В метафизическом смысле каждый человек ответственен за все
то, что совершается в мире. Из всего того нравственного…
Последствия греха.
Главным последствием греха является потеря человеком
сверхъестественного блага, лишение плодов спасительной благодати,
сообщающей человеку дары…
Билет №4
Нравственная ответственность и проблема личной виновности. Понятие
воздаяния в Священном Писании. Воздаяние как онтологический
принцип. Грехи против Бога.
Руководствуясь сознанием нравственной ответственности, человек
ставит для самого себя задачу установить виновность или
невиновность совершенного или задуманного поступка. Однако эта
задача далеко не всегда является легко выполнимой. Часто
встречаются такие ситуации, которые не ясны для самого человека. В
этих случаях необходима помощь духовного наставника. Здесь, в
первую очередь, нуждается в рассмотрении оценка поведения человека
в таких ситуациях, когда вопрос об ответственности может быть
поставлен под сомнение и когда неизвестно, может ли совершенное
действие рассматриваться как грех. Отсюда следует, что нужды
пастырского окормления требуют точного определения глубины личной
ответственности в подобных ситуациях.
Может ли каждый человек выполнить предъявляемые к нему нравственные
требования или индивидуальные человеческие возможности настолько
различны и непохожи, что нельзя ждать от всех людей этически
безупречного поведения?
В последнее время отмечается тенденция придавать в этом вопросе
наибольшее значение природным склонностям человека. При этом иногда
делаются попытки утверждать, что большинство совершаемых в мире
нравственных преступлений является результатом патологической
несформированности людей и, в первую очередь, их умственного
несовершенства и слабости. Однако такая точка зрения, снимающая с
человека личную ответственность, заслуживает справедливого
осуждения. Церковь учит о том, что обычные люди в ситуации
искушения обладают достаточным разумом и свободой, чтобы устоять
против реального греха, и что поэтому они несут нравственную
ответственность за свой выбор. Даже патологическая наследственность
или душевная болезнь, как и телесные недуги, не снимают вполне
нравственную ответственность за совершаемые поступки. Каждый
человек вполне ответственен за формирование своего характера
соответственно вырабатываемым им самим понятиям, суждениям,
привычкам, влечениям и вкусам, которые могут выражать положительные
или отрицательные качества личности и влиять на душевное
состояние.
Каждый человек открыт для осуществления добра и нравственного
совершенства в своей личной жизни и поэтому несет ответственность в
той мере, в какой он еще не достиг совершенства и святости и не
вступил в область духовно преображенного бытия. Отсюда следует, что
степень личной виновности или невиновности за каждый совершенный
поступок зависит от ценности этого поступка по отношению к общей и
абсолютной цели человеческого предназначения.
Понятие воздаяния в Священном Писании.
При рассмотрении вопроса воздаяния в Ветхом Завете следует обратить
внимание на два принципиальных момента. Первый момент заключается в
том, что… Второй момент заключается в том, что воздаяние за
преступление или за… В Новом Завете участие Сына Божьего в судьбе
согрешившего и падшего человека, навсегда изменило
человеческое…
Воздаяние как онтологический принцип.
Бог создал человека и предопределил структуру его бытия для
осуществления главной и конечной цели, какой является достижение
обожения и святости. В… Личное биографическое время соотносится с
вечностью, как, вообще, структура… Переживание человеком полноты
бытия, соответственно его личным добродетелям и достоинствам, или,
наоборот, ущербности…
Сознание воздаяния в личной жизни. Личность в системе ценностных
ориентаций. Достоинство и назначение человека. Грехи против
Церкви.
С опытом воздаяния каждый человек встречается с детства.
основанное на личном опыте убеждение в существовании соответствия
между… Самым существенным элементом, определяющим глубину личного
сознания воздаяния, являются свидетельства Священного…
Достоинство и назначение человека.
Понятие “достоинство” выражает отношение человека к жизни, ее
смыслу и ценностям; оно является чрезвычайно глубоким и емким
понятием, имеющим вполне… В онтологическом смысле с понятием
достоинства связывается, во-первых,… Христианское учение о
достоинстве человека утверждается на личностном понимании бытия.
Человек сотворен как личность,…
Грехи против Церкви
МАЛОВЕРИЕ, СОМНЕНИЕ В ИСТИННОСТИ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И ПРЕДАНИЯ (то
есть в догматах Церкви, ее канонах, законности и правильности
иерархии, совершения богослужения, в авторитетности писаний святых
отцов).
ПАССИВНОСТЬ (МАЛАЯ РЕВНОСТЬ, ОТСУТСТВИЕ СТАРАНИЯ) В ПОЗНАНИИ
ХРИСТИАНСКОЙ ИСТИНЫ
ОБРЯДОВЕРИЕ. НЕДОВЕРИЕ БОГУ.
МАЛАЯ РЕВНОСТЬ (ИЛИ ПОЛНОЕ ОТСУТСТВИЕ ЕЕ) К БОГООБЩЕНИЮ, ДУХОВНОЙ
ЖИЗНИ.
ОТСУТСТВИЕ СТРАХА БОЖИЯ И БЛАГОГОВЕНИЯ ПЕРЕД НИМ.
Диалектика достоинства и унижения личности. Эмпирическая и
метафизическая судьба человека. Аспекты ценностной ориентации
личности. Грехи суеверия; грехи против Богопознания.
Диалектика достоинства и унижения личности.
С идеально-аксиологической точки зрения, человеческая личность
является высшей и царящей в мире ценностью. Однако в реальной
действительности… С точки зрения душевно-телесной организации,
человек предназначен для… Вся диалектика достоинства и унижения
человека может быть уложена в парадигму такого этического измерения
человека,…
Эмпирическая и метафизическая судьба человека.
Ценностная ориентация человека в мире имеет самое непосредственное
отношение к эмпирическому и метафизическому аспектам бытия
человека.
Преобладание в системе ценностных ориентации тех или иных выборов
формирует… По отношению к личности как чистому образу Божьему ее
эмпирическая сформированное является “одеянием,” в котором она…
Аспекты ценностной ориентации личности.
С точки зрения вечного блага, достоинство человека, живущего по
принципам чести, честности и религиозного благочестия, получает
свое высшее…
Грехи суеверия
Грехи против Богопознания
Гносеомахия (отрицание нужности овладевать знаниями)
Беззаботное незнание истин и заповедей православной веры Незнание
главнейших молитв, а также Символа веры и десяти заповедей
Нестарание приобрести себе Библию или только Евангелие,
молитвенник, равно как небрежное обращение с этими книгами Слушание
или чтение проповеди слова Божия с посмеянием или для одной
критики
Билет №7
Ценность и обреченность личности в духовно не преображенном мире.
Честь как принцип отношения человека к собственному существованию.
Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу.
Честность как принцип отношения человека к человеку.
Ценность и обреченность личности в духовно не преображенном
мире.
проявляться иррациональный закон онтологической несовместимости
жизни праведника, “ангела во плоти,” с жизнью погруженного в стихию
зла и пороков… Закон прямого соотношения между достоинством бытия и
его обреченностью имеет… Задачей Церкви является актуальное
утверждение нравственной победы Христа через ее включение в поток
человеческой…
Честь как принцип отношения человека к собственному
существованию.
Из всех природных достоинств, данных во владение человеку,
целомудрие является самым хрупким и ничем не восполнимым даром,
составляющим честь и… Благородство помогает человеку уберечься от
необузданных и неверных шагов и… Даже потеряв честь и нравственное
достоинство, человек как живой и одушевленный образ Божий, все же
никогда не может…
Благочестие как принцип религиозного отношения человека к Богу.
Религиозное благочестие личности, определяющее ее достоинство и
нравственное положение в мире, является одной из важнейших
характеристик, имеющих… Как принцип религиозного отношения человека
к Богу и как высшее проявление…
Честность как принцип отношения человека к человеку.
Если в ценностной ориентации человека преобладает стремление к
осуществлению принципа “быть,” то его отношение ко всякому другому
человеку носит… Если в ценностной ориентации человека преобладает
стремление к осуществлению… Установка личности на осуществление
принципа “иметь” может лежать в основе мотивации самых
неблаговидных расчетов и…
Природный эгоизм и проблема личного соперничества. Место
добродетели в системе нравственных ценностей. Добродетель в
античной и христианской письменности. Грехи ложного богопочитания
против святынь.
Природный эгоизм и проблема личного соперничества.
Многие межличностные конфликты можно объяснить не чем иным, как
проблемой соперничества. В любом конфликте, связанном с проблемой
соперничества,… Если желаемая цель достигнута и честолюбие
удовлетворено, человек стремится… Человек не понимает, что
установка на соперничество создает никогда не преодолимый барьер
проблем, связанных с тайными…
Место добродетели в системе нравственных ценностей.
Являясь высшей этической ценностью, добродетель должна быть понята
и оправдана не только в плане временной человеческой жизни, но, что
особенно… Узость в интерпретации понятия “добродетель,” обеднение
внутреннего смысла его… Каждая добродетель представляет собой
самостоятельную ценность, но все добродетели тождественны между
собой в том…
Добродетель в античной и христианской письменности.
Впервые мы встречаем термин “добродетель” у Гомера. У Гесиода
понятие “добродетель” является родственным понятию “честь” и
выступает как… В Священном Писании Ветхого Завета нет термина,
который бы соответствовал… Великие каппадокийцы указывают на
значение добродетелей как важнейших факторов, определяющих процесс
творческого…
Грехи ложного богопочитания против святынь
Билет №9
Описание добродетелей как системы ценностей. Грех и Феноменология
отчуждения личности. Нечистые, злые и власфемические помыслы.
Религиозная добродетель: вера.
Описание добродетелей как системы ценностей.
Добродетели различаются по степени. Поскольку человек находится в
состоянии, обусловленном тремя факторами, а именно: природой,
воспитанием и… Природные добродетели — это добродетели естественных
сил и способностей души,… Приобретенные добродетели — это
добродетели, усвоенные человеком в процессе интеллектуального и
нравственного…
Грех и феноменология отчуждения личности.
Склонности к эгоизму, соперничеству и враждебности каждый человек
подвержен в той степени, в какой он остается непричастным
Божественной любви,… В ситуации отчуждения человек переживает
агонию бьющегося в безысходности… В этой ситуации преодоление
отчужденности возможно при условии победы над личным эгоизмом и
злом, освобождающей…
Нечистые, злые и богохульные помыслы.
Все многообразие страстных помыслов можно разделить на три основные
категории:
нечистые, или плотские, помыслы;
злые, или лукавые, помыслы и
Вера и ее значение.
Познание (само по себе) не имеет характера добродетели, так как оно
невольно навязывается человеку при его ознакомлении с внешним
миром; вера же… Основание веры находится в некоторой таинственной
связи нашей души с Богом и… Для укрепления веры необходимо и
научное исследование истин веры. Необходимо также для укрепления
веры пережить разные…
Последствия греха. Преодоление греха и достижение совершенной
свободы. Свобода нравственного самоопределения. Свобода как основа
нравственного становления личности. Религиозная добродетель:
надежда.
Последствия греха.
Потерю человеком естественного и сверхъестественного блага следует
рассматривать как результат первородного греха. Наряду с потерей…
Утрата благодатных даров ведет личность к отчуждению в области
межличностных…
Тема свободы в учении Церкви.
Свобода как основа нравственного становления личности.
Надежда, ее свойства.
Следующий предмет христианской надежды есть прежде всего и главным
образом будущая жизнь. Но насколько нравственное совершенство
достижимо и на… Истинная (христианская) надежда это есть простое и
бесплодное желание,… Христианское терпение отличается от
стоического самоотречения или апатии (бесстрастия). Христианин
надеется на силу…
Нравственная свобода личности. Виды нравственной свободы
Эмпирическая и трансцендентальная свобода. Религиозная добродетель:
любовь.
Нравственная свобода личности.
Самообладание личности проявляется в двух связанных между собой
аспектах ее бытия — природном и экзистенциальном — и предполагает
осуществление… Экзистенциальный аспект нравственной свободы
человека раскрывается в…
Виды нравственной свободы.
Понятие формальной свободы вводится для обозначения состояния
человека, которое характеризуется нравственной непорочностью и
невинностью, когда ум… Реальная нравственная свобода — это свобода
самоопределения в ситуации… Идеальная нравственная свобода
характеризуется сверхъестественным харизматическим даром, доводящим
реальную свободу до…
Эмпирическая и трансцендентальная свобода.
Свобода как самоопределение личности осуществляется не в выборе
между объектами, а в самосовершенствовании личности, делающей
выбор. Когда свобода… В то время как эмпирическая свобода выявляет
и объясняет поведение человека,…
Любовь к Богу.
Начала любви заключаются уже в христианской вере. Но в любви
развивается не только восприимчивость, как в вере, но и
преданность, т.е. предание себя… Если посредством веры христианин
вступает в тайны божественного познания, то… Хотя любовь, как и
вера, и надежда, но любовь, как вера и надежда, получает высший
характер и становится добродетелью…
Борьба мотивов в ситуации морального выбора. Детерминизм и
индетерминизм. Свобода человека и воля Божия. Понятие о любви к
Богу; отношение любви к вере, надежде; условия нравственного
характера и возможности любви к Богу.
Борьба мотивов в ситуации морального выбора.
Побуждение возникает в сфере сознания и обладает способностью
заинтересовать сознание своей привлекательностью. При этом
побуждение вступает в… Сознание констатирует возникшее побуждение,
анализирует и оценивает ситуацию.… В состоянии эмпирической свободы
дается объективная возможность предпочесть тот или иной мотив,
избрать то или иное…
Детерминизм и индетерминизм.
Детерминисты отрицают свободу. Одни из них утверждают, что все в
мире подчиняется законам Вселенной, в том числе и мораль. Человек
поступает… Другие детерминисты утверждают, что мораль определяется
биологической… Некоторые детерминисты сходятся на том, что
нравственный выбор определяется безотчетным стремлением человека
к…
Свобода человека и воля Божия.
Воля Божия — это то, чего Бог требует от людей. Но, вместе с тем,
воля Божия — это не только требование, стоящее “над” человеком или
“перед”… Чем в большей степени происходит духовное возрастание
личности, тем…
Любовь к Богу.
Начала любви заключаются уже в христианской вере. Апостол сказал о
любви, что она больше веры (1 Кор. 13:13). А любовь с
необходимостью ведет к… Если посредством веры христианин вступает в
тайны божественного познания, то… Самый высший и достойный предмет
любви есть Бог. Но каким образом любовь к Богу можно делать
предметом долга, когда…
Свобода Божественного произволения. Нравственно-богословский аспект
свободы Богочеловека. Нравственное сознание в структуре личности.
Свойства или признаки истинной любви к Богу.
Свобода Божественного произволения.
Воля Божия — это свобода любви и благости Божией, это надмирная,
абсолютная и ничем не ограниченная свобода Бога.
О свободе Бога можно говорить, основываясь на традиционных
принципах… С точки зрения апофатического богословия, свобода Бога —
это чистое понятие разума. Понятие свободы Бога…
Нравственно-богословский аспект свободы Богочеловека.
Свободная воля Господа Иисуса Христа как воля совершенного Человека
во всем следовала Божественной воле Отца: “Не чего Я хочу, а чего
Ты” (Мк.… Своим учением, Своими делами и всей Своей жизнью Христос
творил не Свою волю,… Свобода Богочеловека в господстве над
природной необходимостью проявилась в Его добровольном
подчинении…
Нравственное сознание в структуре личности.
Хотя формирование индивидуального нравственного сознания
обусловлено влиянием факторов конкретной социальной среды, его
природа является идеальной,… Нравственное сознание является частью
общего сознания личности. Функция общего… Нравственное сознание
открывает перед человеком двойную очевидность: реальность его
собственного, этически…
Свойства истинной любви к Богу.
Но есть также и страх рабский, несовместимый с любовью и
недостойный истинного христианина. Имея в виду такой страх, апостол
Иоанн говорит: страха… Во-вторых, любовь к земному отцу дитя должно
показать послушанием. Потому… В-третьих, любовь к земному отцу дитя
должно засвидетельствовать благодарностью. Поэтому третий признак
или свойство…
Нравственное учение о долге. Метафизический и этический аспект
должного. Стыд как первоначальное проявление нравственного
сознания. Стыд как переживание вины и экзистенциальной
исключительности. Стыд и несостоятельность ложной надежды.
Нравственное учение о долге.
Понятие долга возникает и формируется в опыте повседневной жизни.
Быть перед кем-то в долгу означает определенное внутреннее
требование. Таким… В свете основных положений деонтологии благо и
достоинство личности являются…
Метафизический и этический аспекты должного.
Метафизический аспект в трактовке понятия должного может быть
истолкован также и в том смысле, что каждый человек должен
исполнить в жизни… Нравственный аспект понятий должного и
недолжного освещается в Священном…
Стыд как первоначальное проявление нравственного сознания.
Как элементарная форма нравственного сознания стыд выражает
отношение человека к собственному природному началу, прежде всего
отношение к… Стыд является важнейшей гарантией, предохраняющей
личность от погружения в… Стыд как переживание вины и
экзистенциальной исключительности.
Стыд и несостоятельность ложной надежды.
Переживание Адамом чувства стыда явилось прообразом различных
примеров, встречаемых в библейской истории.
Упасть, быть нагим, терпеть поражение, отступать, быть ненужным для
других —… Христос являет нам образ праведника, уповающего на Бога.
Последний аспект в библейском понимании стыда —…
Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире.
Самовыявление твари через форму, индивидуальность и ипостась.
Ориентация на комфортность как результат порочности личности.
Религиозная добродетель: молитва.
Свобода и самоопределение человека в материально-духовном мире.
В решении поставленного вопроса нужно иметь в виду двойственность
человеческой природы и человеческого существования, причастность
человека двум… Перед человеком стоит задача творческого
самоопределения в двух мирах —… Реальный мир — это мир, чувственно
воспринимаемый, очевидный, присутствующий как данность, но в то же
время, в…
Самовыявление твари через форму, индивидуальность и ипостась.
Так, например, все, что относится к неживой природе, выражает себя
через форму. В царстве неживой природы наше воображение могут
поражать… В живой природе мы встречаем бесконечное многообразие
растительных и животных… Если в творческом замысле Бога все неживое
выражает себя через форму, все живое выражает себя через свою…
Ориентация на приспособленчество как результат порочности
личности.
Добродетель составляет прямую противоположность пороку. Если
добродетель есть результат правильной ценностной ориентации
личности, то порочность,… В сфере межличностных отношений человек
подвержен пороку в той мере, в какой… Взятая человеком роль
призвана в максимальной степени отвечать желаниям человека в
конформности, то есть в…
Молитва.
Молитва есть беседа человеческой души с Богом. Так определяют
молитву Иоанн Златоуст, Григорий Нисский, Ефрем Сирин. В этом
собеседовании с Богом… Некоторые философы отвергают значение и
необходимость молитвы (Кант). Но так… Некоторые личности (особенно
высокообразованные и философствующие) проникнуты тем убеждением,
что следует молиться…
Свобода богозданного человека. Преодоление порочности в ценностном
переживании добродетели. Ценностный самоотчет и мировоззренческая
ориентация личности. Понятие о молитве и виды ее, предмет ее,
условия благоуспешности ее, признаки услышание молитвы, образцы
ее.
Свобода богозданного человека.
Возможность выбора была дана именно для того, чтобы жизнь в раю
была не только даром Творца, но и личной заслугой человека. Свобода
первого человека… Христос — Новый Адам — через добровольное
подчинение закону освободил человека…
Преодоление порочности в ценностном переживании добродетели.
При отсутствии стремления к добродетели целью ориентации
мыслительного, эмоционального и сенсорного экстравертивных
характеров являются… Чем глубже погружается человек в порочное
состояние, тем сильнее он способен… Самомнение. Потребительство.
Распущенность, как проявление постыдных, низших страстей, заключает
в себе нарушение…
Ценностный самоотчет и мировоззренческая ориентация личности.
Если, предаваясь чувственности или проявляя свой эгоизм, человек
попирает в себе самом нравственное достоинство и привносит
ущербность как в мировой… Одиночество, как следствие естественного
атеизма, совсем не похоже на простое… Ценностный самоотчет, вера и
мировоззрение переживаются личностью в единстве и подлинности бытия
ее “я.” Когда человек…
Понятие о молитве и виды ее, предмет ее, условия благоуспешности
ее, признаки услышание молитвы, образцы ее.
(см. Билет 15)
Составлено по лекциям профессора КДА Олесницкого и архимандрита Платона Игумнова Практическая деонтология Запада и православная этика
140
0
19 минут
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!