Рассмотрим вопрос подробнее. Существуют четыре состояния сознания —
бодрствующее, или джаграт; сознание спящего человека, или свапна;
сознание "глубокого сна", или сушупти; и, наконец, состояние,
превышающее названные три, называемое турия. В каком отношении
стоят они к нашему телу?
Джаграт — это то обыкновенное бодрствующее сознание, которым я и вы
пользуемся в настоящую минуту. Если наше сознание проявляется в
астральном теле и способно передавать свои впечатления мозгу, тогда
оно называется свапна; оно более ярко и реально, чем состояние
джаграт. Если сознание действует в ментальном теле и не в состоянии
передавать свои переживания мозгу, тогда оно называется "сушупти",
сознание глубокого сна; в этом случае ум работает над своим
собственным содержанием, а не над внешними объектами. Когда же его
связь с мозгом настолько ослабела, что в нем нельзя вызвать
соответствующую реакцию внешними средствами, в таком случае
сознание носит название "турия"; это высокое состояние транса. Эти
четыре состояния, соответствующие четырем космическим планам,
представляют собой высоко развитое сознание. Джаграт относится к
физическому плану; свапна — к астральному; сушупти — к ментальному;
а турия к буддхическому. Когда мы мысленно переходим от одного мира
к другому, мы употребляем эти выражения, чтобы обозначить сознание,
работающее в условиях каждого из этих миров. Но те же названия
повторяются в книгах о йоге в ином значении, и тогда возникают
затруднения, если мы не изучили их относительный смысл. Свапна не
для всех одно и то же, и также сушупти не одинакова для всех.
Но чаще всего название "самадхи", к рассмотрению которого мы сейчас
перейдем, употребляется различным способом и в различных смыслах.
Как же разобраться в этой кажущейся путанице? Если знать то
состояние сознания, которое является точкой отправления, тогда
последующее будет всегда одно и тоже. Всем нам известно
бодрствующее сознание в физическом теле. Даже и в нем, если вы
начнете его анализировать, вы можете различить четыре следующих
одно за другим состояния, и подобная же последовательность
повторяется на всех планах.
Как же их различить? Возьмем обыкновенное бодрствующее сознание и
попробуем найти эти четыре состояния в нем. Вот я беру книгу и
начинаю читать ее. Я читаю слова; мои глаза соприкасаются с внешним
физическим сознанием. Это состояние джаграт. Я перехожу от слов к
их значению. Я переступила границу бодрствующего состояния
физического плана в состояние свапна, то бодрствующее сознание,
которое видит за внешней формой внутреннюю жизнь. Затем я проникаю
в мысль писателя; здесь ум соприкасается с другим умом; это
бодрствующее сознание в его сушупти состоянии. Если же я перехожу
от этого соприкосновения в самое сознание писателя, я достигла
состояния турия.
Возьмем другой пример. Я смотрю на часы, я в джаграт; я закрываю
глаза и создаю изображение часов, тогда я в свапна. Я соединяю
всевозможные представления разных часов и достигаю идеала часов, я
перехожу в сушупти; и наконец, перехожу к абстрактной идее времени
и вступаю в турия. Но все это лишь ступени сознания на физическом
плане, я всё время оставалась в физическом теле.
Таким путем вы делаете для себя состояние вашего сознания реальным
фактом вместо одних лишь слов.
Состояние сознания
84
0
2 минуты
Темы:
Понравилась работу? Лайкни ее и оставь свой комментарий!
Для автора это очень важно, это стимулирует его на новое творчество!